«Методы и приемы укрепления физического и эмоционального здоровья дошкольников, приобщению к здоровому образу жизни!»
презентация
Физическое здоровье - это показатели роста, веса, окружности грудной клетки ребенка, его осанка, телосложение, состояние двигательной активности, моторики и координации, чувство аппетита, отсутствие болезней и физических дефектов.
Эмоциональное здоровье включает в себя эмоциональный комфорт, уравновешенность психики ребенка, умственная работоспособность, развитие психических процессов, уровень зрелости процессов возбуждения и торможения и т. п.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priemy_fizicheskogo_i_emotsionalnogo_zdorovya.docx | 20.3 КБ |
metody_i_priemy_-_chast_1.pptx | 2.93 МБ |
metody_i_priemy_-_chast_2.pptx | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента эмоционального и физического здоровья. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Что же такое здоровье? Обращаясь к "Словарю русского языка" Сергея Ивановича Ожегова, мы найдем такое определение здоровья: "Это правильная, нормальная деятельность организма". А в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое, духовное и социальное благополучие. И именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать комплексно, в широком социальном аспекте.
Физическое здоровье и эмоциональное состояние ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ощущение своего физического здоровья и своих физических возможностей, телесного благополучия способствуют устойчивому чувству комфорта. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Эмоциональное напряжение вызывает мышечный тонус и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. А расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания. Это обратное влияние используется для регуляции эмоционального состояния.
Необходимо подчеркнуть, что для здоровья ребенка очень важно обеспечение нормального психического здоровья: внимание к речевому развитию, профилактика переутомления, создание эмоционального комфорта.
Необходимость постоянно поддерживать позитивное психоэмоциональное состояние детей требует создания необходимых благоприятных условий для гармоничного взаимодействия ребенка с жизненной средой и укрепления его психического здоровья:
Что же это за условия:
• создание благоприятного эмоционального климата в каждой возрастной группе,
• удовлетворение важных потребностей ребенка: в игре, двигательной активности, самостоятельном познании окружающего;
• единство требований к ребенку со стороны педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей;
• организация непосредственно образовательной деятельности с учетом психологических и физиологических возможностей ребенка;
• целенаправленная психологическая работа с детьми, родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения;
• обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия дошкольников путем создания в группах детского сада уголков психологического здоровья, например, таких как:
- «Уголок гнева» (подушки для битья, боксерские груши, мишени, «коврики злости», «коробочки гнева», «стаканчики для крика») для снятия напряжения, выплеска накопившейся отрицательной энергии;
- «Уголок уединения» (удобные кресла, полупрозрачная ширма, подушки, мягкие игрушки разных размеров, фотоальбом с семейными фотографиями и т. д.) для успокоения, расслабления, восстановления эмоционального равновесия, ощущения себя в полной безопасности;
- «Центр песка и воды», «Сухой бассейн» для снятия психоэмоционального напряжения и снижения тревоги;
- «Экран настроения» для отслеживания динамики эмоционального состояния каждого ребенка в течение дня;
- стенды «Я пришел», «День рождение», «Я и мои друзья» для формирования ощущения принятия себя в коллективе детского сада;
- экраны «Герой дня», «Звезда недели», «Наши рекорды» для повышения самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
- персональные выставки рисунков (поделок, коллекций) каждого ребенка для создания ситуации успеха, пробуждения ресурсов и развития веры в себя и собственные силы.
По каким признакам мы можем понять, что у ребенка произошли нарушения в его психологическом здоровье?
Нарушения проявляются в трудностях засыпания и беспокойном сне, усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла, беспричинной обидчивости, плаксивости или наоборот, повышенной агрессивности, отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально «жмется к ним», рассеянности, невнимательности, беспокойстве и непоседливости, проявлении упрямства.
Так же, как и для психического здоровья необходимы создания условий для полноценного физического развития детей и реализации потребности в движении.
Так, в группах выделяются места для активного движения детей, организуются центры активности развития движений. Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, на дневной и вечерней прогулках, в часы игр после дневного сна. На участках ДОУ проводятся игры-эстафеты, подвижные игры, физкультурные досуги и спортивные праздники, что способствует не только физическому развитию, но и повышает эмоционально-положительный настрой дошкольников.
В течение дня ребенок должен испытывать эмоциональное, физическое и психическое удовлетворение от предлагаемой физкультурно-оздоровительной деятельности. Для этого в детском саду используют различные эффективные методы и формы физкультурно-оздоровительной работы:
1. Занятия по физической культуре:
Физкультурное занятие является основной формой физического воспитания в ДОУ.
Типы занятий:
Классические (по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части);
Игровые (с использованием игр: народные подвижные игры, игры –эстафеты, игры – аттракционы и т. д.);
Сюжетные (объединенные определенным сюжетом);
Занятия с элементами аэробики;
Интегрированные занятия и др.
2. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня:
1. Утренняя гимнастика.
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима. Ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Проводится на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий).
Варианты утренней гимнастики могут быть разнообразны:
Традиционные (вводная часть - ходьба, бег; основная часть - ОРУ; заключительная часть - спокойная ходьба);
Нетрадиционные: Утренняя гимнастика игрового характера включает 2-3 подвижные игры или 5-7 игровых упражнений имитационного характера, а также разной интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия;
Оздоровительный бег обязательно проводится на воздухе (непрерывный бег в среднем темпе с постепенным увеличением расстояния и времени). В конце гимнастики предлагаются дыхательные упражнения.
Комплекс музыкально – ритмических упражнений, состоящий из разминки, 5-6 основных развивающих упражнений, выполняемых под музыкальное сопровождение;
2. Физкультминутки.
Проводятся воспитателями по мере необходимости (в течение 3-5 мин) в зависимости от вида и содержания ОД, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. Можно так же проводить физкультминутку с музыкальным сопровождением.
3. Подвижные игры, физические упражнения на прогулке.
Прогулка – это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети достаточно полно реализовывают свои двигательные потребности. Здесь, на прогулке, наиболее ярко проявляются особенности двигательной активности детей. Возрастные особенности двигательной активности детей определяются условиями организации, характером и содержанием их деятельности. Поэтому, очень важно, чтобы двигательная активность детей на прогулке регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в поле его зрения.
Рекомендуется проводить две-три подвижные игры в течение прогулки. Содержание игр должно сочетаться с предшествующей и последующей деятельностью детей. После спокойных занятий рекомендуются игры более подвижного характера, организуемые в начале прогулки. После музыки и физкультуры целесообразны игры средней подвижности. Они проводятся в середине или конце прогулки. Длительность каждой игры не более 3-4 минут, количество участников не регламентируется (по желанию детей).
4. Гимнастика после дневного сна.
После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и плоскостопия. Этому может способствовать комплекс гимнастики после дневного сна, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и ее продолжительность. Форма проведения различна.
Ходьба по массажным дорожкам.
Дети постепенно просыпаются под звуки музыки, лежа в постели, в течение 3-4 минут, выполняют 4-5 общеразвивающих упражнений из разных исходных положений. После этого дети выбегают из спальни в хорошо проветренную группу с температурой 17-19 градусов. В группе дети выполняют произвольные танцевальные движения, дыхательную гимнастику и одеваются.
5. Пальчиковая гимнастика, которая является действенным способом
повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, а также средством управления своим телом, что предотвратит возможность возникновения детских неврозов.
6. Дыхательная гимнастика, проводится в различных формах
физкультурно-оздоровительной работы.
3. Самостоятельная двигательная деятельность.
Самостоятельная двигательная деятельность организуется в разное время дня: утром до завтрака, между ОД, в часы игр после дневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней). Активные действия детей должны чередоваться с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие.
4. Индивидуальная работа с детьми, направленная на развитие двигательной активности, как на прогулке, так и в групповой комнате.
5. Активный отдых: физкультурный досуг, праздники, дни здоровья.
В системе физкультурно - оздоровительной работы ДОУ эти формы организации занимают прочное место. При организации активного отдыха важно учитывать климатические условия, особенности сезона и природные факторы. Положительные результаты могут быть достигнуты при условии тесного сотрудничества коллектива ДОУ и семьи. Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.
6. Работа с родителями.
Все вышеперечисленные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы способствуют здоровье сбережению, физическому развитию детей, повышению их двигательной активности.
В заключении скажу, очень бы хотелось идти в ногу со временем. Прививать любовь к физической культуре у современных детей через использование технологий и методик, которые увлекают детей, делают интересным проведение физкультурных занятий. Конечно же необходимо научить детей психологическим разгрузкам, умению быть эмоционально устойчивыми в современной действительности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Здоровье – это правильная, нормальная деятельность организма (Словарь русского языка С.И.Ожегова ) Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое, духовное и социальное благополучие. (ВОЗ)
физическое здоровье - это показатели роста, веса, окружности грудной клетки ребенка, его осанка, телосложение, состояние двигательной активности, моторики и координации, чувство аппетита, отсутствие болезней и физических дефектов. эмоциональное здоровье включает в себя эмоциональный комфорт, уравновешенность психики ребенка, умственная работоспособность, развитие психических процессов, уровень зрелости процессов возбуждения и торможения и т. п.
Благоприятные условия для укрепления эмоционального здоровья создание благоприятного эмоционального климата; удовлетворение важных потребностей ребенка: в игре, двигательной активности, самостоятельном познании окружающего; единство требований к ребенку со стороны педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей; организация непосредственно образовательной деятельности с учетом психологических и физиологических возможностей ребенка; целенаправленная психологическая работа с детьми, родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения; обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия дошкольников путем создания в группах детского сада уголков психологического здоровья , например, таких как:
«Уголок гнева»
«Уголок уединения»
«Центр песка и воды» «Сухой бассейн»
«Экран настроения»
Стенды «Я пришел», «Я и мои друзья», «День рождение»
Экраны «Герой дня», «Звезда недели» «Наши рекорды»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Персональные выставки рисунков (поделок, коллекций)
Признаки нарушения эмоционального здоровья: Трудно засыпает, беспокойно спит; Усталость после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла; Беспричинная обидчивость, плаксивость и наоборот Повышенная агрессивность, отсутствие уверенности в себе; Рассеянность; Невнимательность; Беспокойство; Непоседливость; Проявление упрямства.
Формы физкультурно-оздоровительной работы Занятия Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня Самостоятельная двигательная деятельность Индивидуальная работа Активный отдых (досуги, праздники, дни здоровья) Работа с родителями
Занятия Классические Интегрированные Игровые Сюжетные
Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня Утренняя гимнастика Физкультминутки Подвижные игры Гимнастика после дневного сна Дыхательная гимнастика Пальчиковая гимнастика
Самостоятельная двигательная деятельность
Активный отдых (досуги, праздники, дни здоровья)
Работа с родителями
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Методы и приемы укрепления органов дыхания в повседневной жизни"
У маленьких детей дыхательный центр недоразвит, а нервные окончания легких отличаются повышенной возбудимостью, в связи с чем тонус общей мускулатуры бронхов может меняться, что ведет к изменению прос...
Система методической работы по теме: «Физическая культура в развитии дошкольников и формирование здорового образа жизни»
«Методическое сопровождение физического образования дошкольников»...
«Формы работы с семьями воспитанников по вопросу сохранения и укрепления физического и эмоционального здоровья детей
laquo;Формы работы с семьями воспитанников по вопросу сохранения и укрепления физического и эмоционального здоровья детей...
Квест- игра "Кристалл здоровья" по приобщению к здоровому образу жизни
Квест- игра "Кристалл здоровья" с участием родителей...
Система работы по укреплению психологического здоровья и формированию навыков безопасного образа жизни дошкольников.
На сегодняшний день тема “сохранение здоровья” – очень важна и актуальна. От того, как в процессе личностного роста и воспитания формируются жизненно важные привычки и навыки, ...
Анкета для родителей "Физическое воспитание детей и их приобщение к здоровому образу жизни"
Проведение анкетирования с родителями дошкольников может прояснить ситуацию взаимодействия в семье взрослых и детей, касающуюся физического во...
Методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы дошкольников
Предложенные приемы и методы способствуют благоприятному развитию эмоциональной сферы детей, повышают их психическую устойчивость в социальной среде, а также инициируют становление их эмоцио...