Система методической работы по теме: «Физическая культура в развитии дошкольников и формирование здорового образа жизни»
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
«Методическое сопровождение физического образования дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Методическое сопровождение физического образования дошкольников» | 82.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
ЗАЧЁТНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Методическое сопровождение физического образования дошкольников»
Система методической работы по теме:
«Физическая культура в развитии дошкольников и формирование здорового образа жизни»
Направление: 050100.62 - Педагогическое образование
Профиль подготовки: управление дошкольным образованием
(3 курс, заочная форма обучения)
Преподаватель: Морозова Л. Д.
Выполнила студентка
группы №13/373 Вилистер С. И.
Консультация для педагогов: «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»
ответственный - инструктор по физкультуре (ФИО), старший воспитатель (ФИО)
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.
Инструктор по физической культуре, приступая к работе, должен определить для себя несколько первоочередных задач.
1. Работа любого специалиста, прежде всего, должна начинаться со знакомства с образовательной программой, по которой работает дошкольное учреждение, и учебно-методическим комплектом.
2. Внимательно изучить цели и задачи образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье», над которыми ему предстоит работать с детьми разных возрастов.
3. Проанализировать условия необходимые для решения поставленных задач.
Провести ревизию оснащения физкультурного зала и физкультурной площадки на улице. Составить заявку на приобретение дополнительного физкультурного оборудования и пособий.
Вся работа по физическому воспитанию детей должна строиться с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья.
4. Поэтому следующей задачей стало - «узнать детей во всех отношениях»: состояние их здоровья, физическое развитие, особенности поведения, характер, интересы, эмоциональные проявления, т. е. провести диагностику здоровья, физического и двигательного развития детей.
Комплекс диагностических мероприятий осуществляется целым коллективом специалистов (воспитателями, медиками, узкими специалистами).
- медицинский персонал (оценка физического развития и здоровья);
- инструктор по физической культуре и воспитатели (оценка уровня двигательной активности и физической подготовленности);
- педагог-психолог (выявление отклонений в становлении отдельных сторон личности дошкольников: эмоциональное состояние, познавательные процессы);
- музыкальный руководитель (оценка музыкально-ритмического развития детей).
Взаимодействие с медицинским персоналом
1. В современных условиях полноценное воспитание и развитие здорового ребенка возможно только при интеграции образовательной и лечебно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и, следовательно, тесного взаимодействия педагогов и медицинского персонала.
Основными проблемами, требующими совместной деятельности прежде всего, являются:
- Физическое состояние детей посещающих детский сад. Так, в начале года, после оценки физического развития и здоровья детей, совместно с медицинской сестрой заполняются листы здоровья, физического и двигательного развития детей.
Взаимодействие с воспитателями
2. Конечно, за успешное выполнение всех задач образовательной программы отвечает воспитатель, а инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателю по различным вопросам физического развития детей.
Обязанности инструктора:
- планировать и организовывать образовательную деятельность по физическому воспитанию;
- оказывать методическую помощь по вопросам физического воспитания всем педагогам ДОУ (проводить различные консультации, выступать на педагогических советах, семинарах-практикумах, медико-педагогических советах и т.д.). Планирование такой совместной деятельности осуществляется на основе годового плана. Кроме групповых форм взаимодействия, раз в неделю, необходимо встречаться со специалистами и обсуждать вопросы, требующие внимания.
- разрабатывать и организовывать информационную работу с родителями.
Совместно с воспитателями 2 раза в год (вначале и в конце года) проводить обследование уровня двигательной активности и физической подготовленности детей.
Это дает возможность спрогнозировать возможные положительные изменения этих показателей на конец учебного года.
Безусловно, одной из основных форм работы по физическому воспитанию являются физкультурные занятия.
Отбор программного материала осуществляется с учетом возрастных особенностей детей и анализа диагностики. На каждую возрастную группу, составляется перспективное планирование. Чтобы физкультурные занятия были действительно развивающими, интересными, увлекательными и познавательными, используются разные формы их проведения (традиционные, тренировочные, контрольно-проверочные, игровые, тематические, сюжетные и интегрированные). Такие занятия, праздники и развлечения планируются в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Руководящую роль на занятии занимает инструктор. Но воспитатель, зная методику проведения физкультурных занятий, следит за качеством выполнения общеразвивающих упражнений и основных видов движений, помогает в регулировании физической нагрузки на каждого ребенка. Воспитатель на занятии не только помогает инструктору по физической культуре, но и фиксирует то, что необходимо закрепить с некоторыми детьми в индивидуальной работе. Все заметки фиксируются в журнале взаимодействия с педагогами.
Воспитатель, является связующим звеном между инструктором и родителями (проводит с ними беседы по рекомендациям инструктора, дает консультации, предлагает разнообразные домашние задания, индивидуально для каждого ребенка). В свою очередь инструктор так же проводит консультации, беседы, выступает на родительских собраниях, Вместе с воспитателями привлекает родителей к совместным мероприятиям – праздникам и развлечениям. Потому что успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном развитии, повышении двигательной активности можно добиться только при единстве системы физического воспитания в детском саду и семьи, что требует тесного взаимодействия педагогов и родителей.
Взаимодействие с музыкальным руководителем
3. Музыка является одним из средств физического воспитания. Кроме того, что она положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, помогает активировать умственную деятельность, музыкальное сопровождение способствует увеличению моторной плотности занятия, его организации, освобождает инструктора или воспитателя от подсчета, привлекает внимание к жестам, осанке, позе, мимике. Вот здесь и необходима помощь музыкального руководителя.
Очень важно, чтобы музыка на занятии не звучала только ради того, чтобы прозвучать, она должна естественно вплетаться в занятие, в каждое движение. Поэтому если на утренней гимнастике, занятии или развлечении необходимо музыкальное сопровождение педагоги вместе подбирают музыкальные произведения к различным упражнениям и играм. Энергичный бодрый марш для ходьбы, легкая танцевальная музыка для прыжков – полька, галоп. Общеразвивающие упражнения имеют свою структуру, поэтому для них подбираются произведения определенного строения. При необходимости можно подбирать музыку и к ОВД, но следует помнить, что выполнение трудных движений (лазание, равновесие) требует от ребенка больших усилий, внимания, координации. Музыка в данном случае не желательна и является отвлекающим фактором.
Чаще всего используется музыка, в том числе и звукозаписи, в подвижных и хороводных играх, во время проведения эстафет и соревнований, а так же в заключительной части занятия, когда музыка выступает как успокаивающее, обеспечивающее постепенное снижение физической нагрузки средство. В этой части использую звуки природы и звучание лирических произведений.
Совместно с музыкальным руководителем проводятся музыкально-спортивные праздники и развлечения. Такие мероприятия планируются согласно годовому календарно-тематическому плану.
Очень важно помнить, что:
- недопустимо выполнение физических упражнений вне ритма и темпа;
- противопоказано уточнять ритмичность движения под музыку счетом или непрерывными хлопками, так как это может привести к частичному искажению музыкально-ритмических ощущений.
Взаимодействие с педагогом-психологом
5. То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не надо. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги- психологи, но и воспитатели и инструктор по физической культуре в том числе, а главное, чтобы они могли использовать их в своей повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные психологические особенности и проблемы.
Поэтому здесь очень необходимо сотрудничество с педагогом-психологом, который подскажет, какие игры и упражнения предложить детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, с неврозами и другими нервно-психическими расстройствами.
Надо отметить, что и практически здоровые дети тоже нуждаются в психопрофилактической работе.
Поэтому в некоторые физкультурные занятия и развлечения включают игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, на использование выразительных движений, мимики и жестов.
Таким образом, создается модель взаимодействия инструктора по физической культуре с педагогами, медицинским персоналом.
Модель взаимодействия
Инструктора по физической культуре
- С заведующим, зам. заведующего – создает условия для физкультурно-оздоровительной работы, координируют работу педагогов.
- С медицинской сестрой – участвует в проведении лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, проводит санитарно-просветительскую работу среди педагогов и родителей.
- С воспитателем – способствует обеспечению гибкого оздоровительного режима, формированию привычки здорового образа жизни, развитию двигательной культуры, профилактики заболеваний.
- С музыкальным руководителем – участвует в двигательном развитии детей, способствует развитию чувства ритма, темпа, речевого дыхания, координации движений.
- С педагогом-психологом - способствует развитию эмоционально – волевой сферы дошкольников, познавательных процессов
- С младшим воспитателем – способствует соблюдению санитарно – гигиенических требований.
В ЗАКЛЮЧЕНИИ МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД:
- положительные результаты в процессе реализации задач образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура» возможны при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых к детям.
Круглый стол для родителей:
Здоровый образ жизни семьи - залог успешного воспитания ребёнка.
ответственные - инструктор по физкультуре (ФИО), старший воспитатель (ФИО)
Задачи:
- Пропагандировать здоровый образ жизни.
- Приобщать к сотрудничеству детей и родителей.
- Осознать необходимость заботиться о здоровье своих детей.
Предварительная работа: Анкетирование родителей.
Форма проведения: круглый стол, дискуссия.
Правила работы:
- Взаимопомощь!
- Быть на равных условиях!
- Спорить, но не ссориться!
Вступительное слово:
Здоровье взрослого человека на 75 % определяется условиями его формирования в детском возрасте. Именно с раннего возраста нужно приобщать ребёнка заботиться о своём здоровье, воспитывать у него заинтересованность в собственном развитии и самосохранении.
Как-то, беседуя с детьми о здоровье, я спросила: " Что нужно делать человеку, чтобы не болеть?" Ответ был однозначным - пить таблетки. "Подождите",- сказала я. "Ведь человек не болен. Что нужно делать чтобы оставаться здоровым?" "Пить таблетки". Начали разбираться и пришли к выводу, чтобы оставаться здоровым, нужно вести здоровый образ жизни, который включает несколько положений.
1.Правильное питание
2.Режим
3.Культурно- гигиенические навыки
4.Закаливание
5.Физкультура
6.Прогулки на свежем воздухе.
7. Отказ от вредных привычек.
Чем раньше ребёнок получит представление о строении тела человека, его функциях, узнает о важности правильного питания, режима дня, закаливания, движения, тем раньше он приобщится к здоровому образу жизни.
Вот, что пишет известный психолог Владимир Леви: " За годы врачебной практики я вплотную узнал не одну сотню людей, маленьких и больших, которые
- не здороваются
- не умываются
- не чистят зубы
- не читают книги
- не занимаются (спортом, физкультурой. танцами и т.д.)
- не работают
- не женятся
- не лечатся
И всё только потому, что их к этому принуждали. В большинстве случаев можно обойтись без принуждения. Для этого нужно проявить и артистизм, и хитрость, и фантазию. Ну и, безусловно, собственный пример родителей. Если ребёнка насильно принуждать заниматься физкультурой, соблюдать правила гигиены, он быстро теряет интерес к этому.
Вопросы дискуссии.
- Что, по Вашему мнению, входит в понятие “здоровый образ жизни”?
- Какова роль родителей в приобщении дошкольников к ЗОЖ?
- Проанализируйте ответы родителей вашей группы на вопросы анкеты по оздоровлению детей в семьях. Какие Вы выявили соответствия или несоответствия? (вопросы анкеты прилагаются).
- Проявляют ли родители Вашей группы достаточную активность в физическом воспитании детей?
- Какие можно выделить показатели хорошей результативности в работе педагогов с родителями по данной проблеме? (примерные ответы):
а) Создание благоприятной атмосферы в отношениях между родителями и педагогами
б) Увеличение количества вопросов родителей по проблеме укрепления здоровья детей
в) Повышение интереса родителей к индивидуальным беседам по их ребенку по данной проблеме
г) Повышение инициативы родителей, выраженной в предложениях или помощи в решении проблем оздоровления детей
д) Повышение активности родителей и их участия в обсуждениях, в выступлениях по данной проблеме - Отвечая на вопрос: что мы можем сделать в повышении роли родителей в приобщении детей к ЗОЖ? – выполните задание: подберите формы работы с родителями по проблеме:“Педагогическое сопровождение семьи в вопросах физического воспитания детей и повышение роли родителей в приобщении их к ЗОЖ”
Питание.
1. Максимально разнообразить стол.
2.Стараться включать в рацион овощи и фрукты, выращенные в нашей полосе.
3.Не заставлять есть, когда не хочется.
4.Не награждать едой.
5.Не ссориться во время еды. Оставлять выяснение отношений на другое время.
6.Исключить из рациона напитки типа "кока - кола", чипсы.
7.Помнить, что сладкое после основной пищи вызывает брожение в желудочно - кишечном тракте.
8.Ужинать не позже, чем за 2 часа до сна.
Режим дня.
Правильно организованный режим дня способствует повышению защитных сил ребёнка, его работоспособности. Дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков (гигиена, зарядка), приучает к определённому ритму. Родителям детей, посещающих детский сад, нужно следить за тем, чтобы режим дня в выходные дни дома не отличался от режима дня в детском саду. Сон занимает важное место в режиме дня. Он является главным средством для восстановления работоспособности. В результате недосыпания человек становится раздражительным, невыдержанным, злым и нетерпеливым.
Для хорошего сна нужно соблюдать определённые правила:
1.Перед сном не наедаться.
2.Спать нужно в хорошо проветренном помещении при температуре воздуха 16-18 градусов.
3. Спать нужно, как можно более раздетым.
4.Хорошая физическая нагрузка в течении дня способствует крепкому сну.
5.Очень здорово проводить ритуал отхода ко сну (купание, сказка на ночь, поцелуй с пожеланием спокойной ночи.
6.Время перед сном самое мирное. Никаких ссор и претензий.
7.Важно, чтобы ребёнок дома засыпал в одно и то же время.
Закаливание.
Закаливание - самый простой и действенный способ укрепления защитных сил организма. Обычно под закаливанием понимают воздействие холодом. Но и тепловые воздействия оказывают оздоровительный эффект. Совместные походы в баню, кроме оздоровительного воздействия даёт много положительных эмоций. Самое главное - перепад температур. Организм человека приобретает неуязвимость к колебанию температуры окружающей среды. Различают закаливание воздухом, солнцем, водой. Максимальный эффект закаливание приносит, если оно сочетается с физическими нагрузками, полноценным сном и рациональным питанием. Проводить закаливающие процедуры нужно только с положительным эмоциональным настроем. Соблюдать принципы последовательности, непрерывности, постепенности. Избегать крайностей. Переохлаждение недопустимо!
знаменитый врач Себастьян Кнейп выдвинул лозунги "Самая лучшая обувь - отсутствие обуви", "Каждый шаг босиком - лишняя минута жизни". При первой же возможности ребёнку нужно ходить босиком. Дайте детям в летний период возможность ходить босиком по песку и по асфальту, по мелким камушкам и шишкам. Кроме закаливающего эффекта - это прекрасное средство профилактики плоскостопия.
Двигательная активность.
Существует связь между физическим развитием ребёнка и развитием его интеллекта. Играйте с детьми. Игра - способ познания мира. Запрещать ребёнку играть - значит запрещать развиваться! Нужно сочетать двигательную активность с семейными прогулками на природе.
Кроме пользы - только польза.
Совместные велопрогулки, каток, поход в парк, пеньки, канавки, деревья, ручьи, брёвнышки, природный материал (шишки, жёлуди, камни, палки) – всё это стимулирует двигательную активность детей. Во время прогулок совершенствуются навыки ходьбы по пересечённой местности.
Ограничение телевизора и компьютера.
Как утверждают американские специалисты – в их стране среднестатистический родитель внятно разговаривает со своим ребёнком 38 минут в неделю. А среднестатистический ребёнок за неделю проводит у телеэкрана 28 часов. В числе пагубных воздействий телевизора и компьютера – ухудшение зрения, заболевания суставов, ожирение, повышение кровяного давления. Дети часто теряют чувство реальности. Маленькие дети больше подвержены отрицательному влиянию сцен насилия. Установлено, что на детей, которых любят, с которыми родители много общаются, смотрят вместе телевизор, сцены насилия оказывают менее сильное воздействие, чем на детей, растущих в неблагоприятных условиях.
Здоровье Вашего ребёнка в Ваших руках, дорогие родители!
К сожалению, в силу недостаточного развития уровня культуры и образования в нашем обществе в последнее время здоровье ребёнка в семье не является абсолютным приоритетом! Многие родители не могут служить своим детям положительным примером здорового образа жизни, как и не могут создать ребёнку позитивную мотивацию быть здоровым!
Здоровье - это целенаправленная работа на всю жизнь!
А то, что закладывается в ребёнка с детства – остаётся с ним на всю жизнь!
Приложение
Анкета для родителей:
“Путь к здоровью ребёнка лежит через семью”
Уважаемые родители! Забота о воспитании здорового ребёнка является значимой для нашего дошкольного учреждения. Просим Вас ответить на вопросы анкеты по оздоровлению детей в семье.
Заранее благодарим Вас!
- Как оцениваете состояние здоровья своего ребёнка?:
плохое,
удовлетворительное,
хорошее? (нужное подчеркнуть.)
- Сколько раз болел Ваш ребёнок за прошедший календарный год? ___________________________________________________________
- В котором часу Ваш ребёнок ложится спать?_____________________
- Делает ли Ваш ребёнок зарядку? ____________________________
- Делаете ли Вы сами зарядку утром?____________________________
- Чем любит заниматься Ваш ребёнок в свободное время?____________
7, Сколько времени Ваш ребёнок смотрит телевизор или играет в компьютер?____________________________________________________
- Существуют ли в Вашей семье традиции по физическому воспитанию? Если “Да”, то какие?_____________________________________________________________________________________________
- Как Вы развиваете интерес к здоровому образу жизни у Вашего ребёнка?__________________________________________________
- Для сохранения здоровья своих детей я предлагаю
Литература
1.А.Бокатов. С.Сергеев. Детская йога.
2.Т.Н Зенина. Родительские собрания в детском саду.
3.Н.И. Бочарова. Туристские походы в детском саду.
Семинар: Слушание докладов и сообщений педагогов из личного опыта по теме:"Индивидуальный подход как одна из форм организации освоения содержания образовательной области «Здоровье» и «Физическая культура»".
ответственные - воспитатели групп (ФИО)
Задачи:
Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая концепция модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольного. В связи с этим значимость реализации образовательной области «Здоровье» для развития личности ребенка дошкольного возраста и в целом для российского общества, государства обусловлена ценностью здоровья и необходимостью освоения культуры здоровья с самого рождения.
Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.
Согласно п. 13.2 СанПиН 2.4.1. 2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 №91, в ДОУ рекомендуется использовать следующие формы двигательной деятельности:
- утренняя гимнастика;
- занятия физической культурой в помещении и на воздухе;
- физкультурные минутки;
- подвижные игры;
- спортивные упражнения;
- ритмическая гимнастика;
- занятия на тренажерах;
- плавание и др.
Перечисленные формы двигательной деятельности направлены на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Решение данных задач осуществляется как в рамках физкультурно-оздоровительной работы, так и непосредственно в ходе образовательной деятельности и режимных моментов. При этом важна согласованность действий педагогов и специалистов.
Доклад воспитателя (ФИО)
В нашем детском саду созданы все условия для физического воспитания и развития детей. Имеется физкультурный зал со всем необходимым оборудованием, в группе оборудован спортивный уголок с учетом возрастных физиологических особенностей детей. Работа по укреплению здоровья детей и приобщение их к здоровому образу жизни ведётся постоянно, в том числе и используя индивидуальный подход: соблюдение гигиенических навыков; беседы о гигиене и здоровом образе жизни; о связи соблюдения гигиенических навыков и здоровья; о навыках самообслуживания.
В начале года мы вместе с инструктором по физической культуре проводили диагностику физической подготовленности детей. По результатам был выявлен уровень физической подготовленности каждого ребенка и результаты по основным видам движений. Мы поставили себе задачу улучшить результаты диагностики. Например, показатели по основному виду движений, как наклоны туловища на начало года были таковы: высокий уровень – 17,4 %. Средний – 65,2 %, низкий – 17,4 %. Были выявлены ребята, которым не удавались основные виды движений. Был разработан план индивидуальной работы с этими детьми. Следуя, этому плану я привлекала этих детей в утренние часы, в вечернее время (когда мало детей) к отработке движений, вызывающих затруднения. Общаясь с родителями детей, рекомендовала домашние задания. А в январе провели промежуточную диагностику с детьми и результаты нас приятно удивили. Высокий уровень – 21,7%. Средний – 69,6% и низкий – 8,7%.
Проведение физкультурно-оздоровительной работы с детьми должна строиться с учетом индивидуальных особенностей детей. Распределение обязанностей при совместной работе инструктора по физической культуре и воспитателя может быть следующим:
- специалист занимается с ослабленными детьми, воспитатель с остальными (и наоборот);
- специалист занимается с отстающими по физической подготовленности детьми, воспитатель с остальными (и наоборот);
- специалист проводит с каждым ребенком образовательную деятельность по физическому развитию в индивидуальной форме, воспитатель занимается со всеми детьми спокойной двигательной деятельностью;
- специалист работает с подгруппами детей, готовя их к творческим выступлениям, воспитатель отрабатывает движения на спортивных снарядах с другой подгруппой;
- специалист занимается с более успешными детьми, воспитатель с остальными;
- инструктор по физической культуре и воспитатель занимаются со всей группой, если движения освоены всеми детьми, и придумывают все новые и новые комбинации движений.
Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.
Для наших детей характерна подвижность, неустанная потребность в движении. Но степень развития движений детей, далеко не одинакова. Присматриваясь к играющим детям своей группы, я замечаю какие они разные: кто-то двигается много и быстро (Даня С., Андрей Г., Рома Б., Соня С., Артем З., Карина Д.), кто-то выбирает деятельность поспокойнее (Ариша С., Коля К., Дима К., Лера Ш.).
Первые, более подвижные дети находят возможность двигаться в любых условиях, отдают предпочтение подвижным видам деятельности: чаще бегают, прыгают, избегают действий, требующих точности, сдержанности. Движения их резки, быстры, хаотичны. Движения малоактивных детей, наоборот, вялы, неуверенны. Они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают спокойную игру.
Убедившись на практике, что ребенку необходимо как можно больше двигаться для его успешного развития, я стала в соответствии с этим строить свою работу с детьми. На занятиях стараюсь проявлять внимание к каждому ребенку, ставить перед ним реальные требования, заставляющие улучшить свои достижения, овладеть новыми двигательными упражнениями. Вся организация жизни детей в группе стимулирует стремление детей активно двигаться. Утренняя гимнастика, подвижные игры, физминутки очень интересны. Наблюдения показали, что выполнив трудные упражнения, дети испытывают удовлетворение, огромное чувство радости. У Вики М. не получались некоторые элементы утренней гимнастики. Я предложила вместе повторить все упражнения. Мне лучше удалось отследить правильность выполнения задания, помочь, если что-то не получалось. Благодаря этому она поверила в собственные силы. Также физминутку можно провести нетрадиционным способом. Например, Даня С. очень активный ребенок. Он хорошо запомнил движения и слова. Я приглашаю его провести физминутку. После этого я предлагаю Лере, девочке с невысокой двигательной активностью, еще раз повторить физминутку. Таким образом, проявляю внимание к каждому ребенку. Нельзя забывать о похвале, после правильно выполненных упражнений.
Коля К., робкий мальчик, пытается научиться правильно приседать. У него не получается. «Да ты не торопись, держи руки перед собой» - советует Соня С.. Научившись упражнению, которое казалось ему трудным, Коля был рад. Во время прогулок на площадке наблюдаю, как ребята самостоятельно упражняются, и собственные успехи радуют их. Время от времени кто-то из них подходит ко мне и говорит : «Посмотрите, я уже научился, у меня хорошо получается». Я радуюсь вместе с ними их успеху.
Нередко я стакиваюсь с трудностями. Первая из них – отсутствие у детей выдержки. Дети не умели спокойно смотреть, как выполняли упражнения их товарищи: «Я тоже хочу!», «А теперь я!» - и сердились, что им приходилось ждать. Я стала чаще проводить игры и упражнения на разные виды движений. Я им говорила: «Если хотите с нами играть, то терпеливо ждите, не мешайте своим товарищам». Постепенно у детей вырабатывалась выдержка, стало возможным проводить мероприятие. Вторая трудность – преодоление застенчивости у детей. К вялым, робким и нерешительным детям я стараюсь быть особенно внимательной, учу этому и детей. В дружном, хорошо спаянном коллективе каждый ребенок быстро находит свое место и преодолевает стеснение, неуверенность.
Подвижные игры стараюсь также проводить с учетом индивидуальных особенностей детей. В таких играх обычно принимают участие все дети группы. Но проявления их в игре далеко не одинаковы. Например, во время проведения подвижной игры «Ловля обезьян» некоторые дети, выполняя роль обезьян, упрощают показанные охотниками движения, чтобы, услышав сигнал, убежать скорее, чем те, кто выполняет движения добросовестно. Отдельные дети стараются встать в группе обезьян подальше от охотников, т. е. прячутся за спины товарищей, проявляя тем самым чрезмерную осторожность, стремление выбрать себе безопасное место, чтобы охотник не смог их поймать. Но довольно большая группа детей не боится расположиться поближе к охотникам и точно выполняет показанное движение. Для них в игре самое интересное – встретить опасность к лицу, увернуться от охотника, убежать от него. Во всех трех случаях дети не хотят попасться охотникам, но одни предпочитают выбрать более легкие пути, другие же находят удовольствие в том, чтобы одержать победу в трудном соревновании – ловкости, находчивости, в быстроте действий. Такие проявления детей не остаются без моего внимания. Я поддерживаю нерешительных детей и поощряю смелых.
Индивидуальную работу также провожу с ослабленными детьми. Например, с детьми, перенесшими ОРЗ (ОРВИ) я занимаюсь физическими упражнениями с первых дней возвращения в детский сад. Однако нагрузку дозирую, исключаю упражнения, требующие большого физического напряжения (бег, подвижная игра), упражнения с резким изменением положения тела. У ребенка, перенесшего заболевание, нарушаются функции теплорегуляции. Чтобы избежать переохлаждения активную гимнастику после сна они выполняют в пижамах, по массажным коврикам ходят не босиком, а в носочках.
Индивидуальную работу с детьми, отстающими в отдельных видах движений, провожу во время прогулок. Для одних организую игру с мячом, метание в цель, для других – упражнение в равновесии, для третьих – прыжки на двух ногах. Во время прогулки слежу за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не замерз или не перегрелся. Неоднократно наблюдала, что беспокойное поведение одного ребенка зачастую передается и другим детям. Например, Артем на прогулках ведет себя очень активно. Подражая ему, остальные дети тоже вовлекаются в беспорядочную шумную деятельность. В таких случаях я переключаю внимание детей на более спокойное занятие, игру. Например, Соне я предлагаю пройти по узкой доске, пронести на ладони вытянутой вперед руки маленький резиновый мячик. Дети быстро отзываются на интересное для них предложение и переключаются на выполнение игрового задания – одни как исполнители, другие как зрители.
Опыт работы показал, что мы взрослые должны серьезно относиться к оценке правильности выполнения движений детьми, степени участия в подвижных действиях. Всегда помню, что завышенная оценка без учета реальных возможностей расхолаживает детей, не напрягает их силы и желание на совершенствование движений. Боюсь и занизить оценку, когда достижения воспитанника были невелики, но потребовали от него волевых усилий. Ведь в этом случае дети замыкаются в себе, всячески стремятся уйти от ответственных заданий.
Основой полноценного физического развития ребенка является приобщение его к основам здорового образа жизни.
И в заключение хочется процитировать В.А. Сухомлинского «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»
Семинар - практикум
«Фестиваль подвижных игр».
ответственные - инструктор по физкультуре (ФИО), старший воспитатель (ФИО), воспитатели групп (ФИО)
Цель: совершенствование работы в ДОУ по физическому развитию, расширение компетентности педагогов по организации двигательной активности детей.
Задачи:
Формировать преставление педагогов о понятиях «двигательная активность», «подвижная игра». Создавать условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья участников образовательного процесса. Разработать методические рекомендации к подвижным играм и упражнениям по всем возрастным группам. Применять на практике полученные знания и умения. Приобщать к нормам здорового образа жизни.
Ход семинара – практикума:
Торжественное открытие «Фестиваля подвижных игр».
Выступление «Подвижная игра – путь к познанию мира».
Выступление «Методика организации подвижной игры».
Просмотр мультимедийной презентации «Подвижная игра в детском саду».
Практическая часть: подготовить презентацию подвижных игр:
Группы № 1, 7, – хороводные игры
Группы № 9, 2, – игры с выбором водящего
Группы № 5, 8, – народные подвижные игры
Группы № 3, 4, – игры с правилами
Знакомство педагогов с памяткой «Организация подвижной игры».
Круглый стол: подведение итогов.
Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!».
По мнению М.Н.Жукова, «подвижная игра – относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил».
А В.Л. Страковская считает, что «подвижная игра – это средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых качеств».
Подвижные игры способствуют формированию жизненно важных качеств личности как:
инициатива, целенаправленность, ответственность, критичность мысли, настойчивость в преодолении трудностей, быстроту реакции, координации движений, ловкости.
Но несомненно то, что в формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает разностороннее воздействие на организм ребенка.
Давайте вместе вспомним какое…Оздоровительное: игра является незаменимым средством совершенствования движений; развивая их, способствует формированию быстроты, выносливости, координации движений. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.
Велика роль подвижной игры и в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.
Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.
В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.
В игре происходит:
Формирование дружного детского коллектива;
Самостоятельности;
Положительного отношения к труду;
Становление личности ребенка;
Формирование здоровья.
Таким образом, подвижные игры оказывают комплексное разностороннее влияние на ребенка.
Подвижные игры проводятся с детьми ежедневно. В утренние часы, до завтрака, целесообразно дать детям возможность поиграть самостоятельно. Для этого нужно вынести различные игрушки, помочь малышам найти себе занятие, подбадриванием, шуткой способствовать созданию у них бодрого, радостного настроения.
Воспитатель может провести игровые упражнения с несложными заданиями, простые игры спокойного характера с небольшими группами детей или с некоторыми детьми индивидуально. Более подвижная игра, организованная со всей группой детей, может заменить утреннюю гимнастику. Такая игровая форма проведения утренней гимнастики может быть использована в начале года и в первой и во второй младших группах, когда в коллективе много новых детей, впервые пришедших в детский сад. Игра привлекает их своей эмоциональностью, возможностью активно действовать, выполнять движения в меру своих способностей. Со временем, когда дети привыкнут действовать в коллективе, вводится утренняя гимнастика, состоящая из отдельных упражнений.
Нецелесообразна активная двигательная деятельность и сразу после завтрака.
Перед занятиями уместны игры средней подвижности, для малышей это игры чаще всего индивидуального порядка.
Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе, во время прогулки. Лишь в ненастную погоду (сильный дождь, ветер, холод) игры надо организовывать в помещении, но при этом желательно использовать зал, так как в групповых комнатах не всегда возможно полноценно провести подвижную игру с большим количеством детей.
На утренней прогулке после занятий проводятся разные по характеру подвижные игры. Их количество и длительность в отдельные дни недели не одинаковы.
При подборе игр учитываются предшествующие занятия. Так, после занятий по родному языку, рисованию, лепке целесообразно провести игру с более активными действиями. Однако после занятий, потребовавших от детей сосредоточенного внимания, не рекомендуется разучивать новые игры.
Не исключаются подвижные игры и в дни, когда есть музыкальные и физкультурные занятия. В такие дни подбирают подвижные игры с менее активными действиями и проводят их не в начале, а в середине прогулки.
В режиме дня подвижные игры могут быть организованы как со всей группой, так и по подгруппам. Это зависит от характера игровых действий, количества играющих, их подготовленности, условий проведения и других факторов. Так, если детей в группе много, а места в помещении или на площадке недостаточно, организуют игры по подгруппам. Игровые упражнения также проводятся чаще всего небольшими группами или с отдельными детьми.
Для обеспечения достаточной двигательной активности детей в режиме дня программа по физической культуре предусматривает определенную длительность не только физкультурных занятий, но и ежедневных подвижных игр на прогулках (как на утренней, так и на вечерней).
Для детей третьего года жизни в дни, когда проводятся физкультурные занятия, длительность подвижных игр может быть 6-8 мин. В другие дни (без физкультурных занятий) следует проводить подвижные игры в сочетании с различными физическими упражнениями. Их общая длительность может доходить до 10-15 мин.
С детьми четвертого года длительность подвижных игр и физических упражнений на прогулке в дни физкультурных занятий составляет 6-10 мин. В остальные дни, когда занятия по физической культуре не проводятся, время для проведения подвижных игр увеличивается до 15-20 мин.
На вечерней прогулке можно проводить подвижные игры, как со всей группой детей, так и с небольшими подгруппами, но желательны игры малой подвижности. Для этого времени хороши игры с текстом, с пением, хороводные. Их длительность от 5 до 10 мин.
С детьми старшего дошкольного возраста длительность подвижных игр и физических упражнений на прогулке составляет 8- 12 мин. В остальные дни, когда занятия по физической культуре не проводятся, время для проведения подвижных игр увеличивается до 20 – 25 мин.
Классификация подвижных игр
Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.
Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех.
Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте.
Бессюжетные подвижные игры «Ловишки», «Перебежки» не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.
В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), например: «Чье звено скорее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.
К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, кольцеброс, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.
В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.
К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.
Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию:
- игры с бегом, прыжками, метанием и др.
По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности.
К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки.
Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами.
В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.
Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила. Живое общение воспитателя с детьми во время игры, эмоциональное ее проведение, объективный анализ результатов помогают более сознательному отношению детей к своему поведению в игре, благоприятно влияют на воспитание дружного коллектива.
Методика проведения подвижных игр.
Требование к организации и проведение подвижных игр.
Руководящая роль при проведении игр должна принадлежать педагогам, воспитателям, учителю физической культуры, родителям.
В процессе проведения игры воспитатель должен:
- укрепить здоровье занимающихся;
воспитывать мотивацию к ЗОЖ;
содействовать формированию жизненно важных навыков и умений;
воспитывать у детей морально-волевые и физические качества;
прививать организаторские навыки.
Процесс обучение игре должен носить воспитывающий характер. Воспитатель должен хорошо знать коллектив играющих, правила игры и владеть педагогическим мастерством в руководстве игрой, должен предотвратить недостаточную организованность, чрезмерную возбудимость, споры, нечеткое соблюдение правил.
Подготовка к проведению игры.
Выбор подвижной игры зависит:
от педагогических задач, которые ставятся перед занятие;
подбор игрового материала, который определяю многие факторы — это возрастные особенности детей, их развитие, физическая подготовленность, количество детей и условия проведения игры; при выборе игры нужно учитывать форму занятий (занятие или праздник) на занятии время ограниченно. На праздниках проводятся массовые игры и аттракционы, в которых могут принимать участие дети разного возраста.
Выбор игры непосредственно зависит от места ее проведения (зал, открытая площадка, зимние игры). При проведение игры на воздухе необходимо учитывать состояние погоды.
Выбор игры зависит также от наличии пособий и инвентаря. Из-за отсутствия составляющего инвентаря и неудачной его замены игра может расстроится. Обязательно нужно подготовить инвентарь (флажки, мячи, скакалки, обручи и тд). Инвентарь должен быть красочным, ярким заметным в игре.
Воспитатель должен подготовит обстановку, предварительно продумать моменты в игре, которые вызовут у детей интерес к игре.
Организация играющих.
Первое важное условие — разместить играющих, правил выбрать место для объяснение игры.
Дети расставляются так, чтобы они видели, слышали рассказ воспитатель. При объяснении игры нельзя ставить детей лицом к солнцу или к окну.
Объяснение игры.
Рассказ должен быть кратким, лаконичным, последовательным. В младшей группе все объяснения игры делаются, как правило, в ходе игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группа воспитатель объясняет правила до начала игры.
Рекомендуется придерживаться следующего плана изложения:
название игры (можно сказать, с какой целью проводится игра),
цель игры (определения победителя),
ход игры,
роль играющих и расположение их на площадке,
правила игры.
Объяснение игры нужно сопровождать показом.
Выделение водящих:
Желательно, чтобы в этой роли побывало как можно больше детей.
Выделить водящих можно разными способами:
по назначение воспитатель (этот способ используется, когда руководитель не знает группу детей)
способ выбора по жребию (считалка)
по выбору играющих (он позволяет коллективное желание детей, которые обычно выбирают наиболее достойных.)
по результатам предыдущих игр.
Распределение на команды:
по усмотрению воспитателя,
путем расчета на 1-2,
путем фигурной маршировки или расчета движущейся колонны,
по назначению капитанов.
Капитанам отводится важная роль . Он помощник воспитателя. Наблюдает за соблюдением правил игры, учитывает результат игры, раздают и расставляют инвентарь.
Руководство процессом игры:
Необходимо начать игры организованно и своевременно. Игра начинается по условному сигналу (команда, свисток, хлопок в ладоши, взмах рукой или флажком).
Затем воспитатель следит за ходом игры, за поведением отдельных игроков. Воспитатель должен заинтересовать детей игрой.
Судейство.
Судья обязан строго следить за точностью выполнение правил, приемов в игре. Правильное судейство в подвижных играх способствует воспитанию у детей честности, уважению к судье и правилам.
Дозировка в процессе игры:
установление кратковременных перерывов или проведение игры без перерывов.
Увеличение или уменьшение количество повторений игры или ее отдельных эпизодов.
Увеличение или уменьшение общего времени на игру.
Удлинение или сокращение дистанций для перебежек, расширение или уменьшение площадки для игры.
Увеличение или сокращение числа игроков в команде.
Окончание игры:
Очень важно закончить игры своевременно. Преждевременное окончание игры нежелательно, так же и затягивание ее. Давать сигнал к окончанию игры лучше всего тогда, когда участники получили от нее удовольствие, но не переутомились. Об окончании игры можно предупредить словами: «Осталась одна минута», «Играем до одного очка», «Последний водящий»
и т.д.
Подведение итогов игры:
Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение. По окончанию игры воспитатель должен объявить ее результаты. Для этого он создает спокойную обстановку, собирает сведение у помощников о замеченных ошибках, дисциплине в командах.
При определении результатов игры надо учитывать, не только быстроту, но и качество выполнения задания. Полезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке (особенно в младшем возрасте).
Необходимо разобрать игры, указав на ошибки, допущенные участниками в технических приемах и тактике. При выборе лучше усваиваются правила, уточняются детали игры, улаживаются конфликты. К разбору полезно привлекать помощников и самих занимающихся. Это приучает участников критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, усиливает интерес к дальнейшим играм.
Список использованной литературы:
Э. Степаненкова. Методика физического воспитания. М.-2005 г.
М.А. Васильева. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.-2005 г.
Л.А. Вахрушева. Подвижные игры в здоровом образе жизни. Барнаул – 2004 г
Аннотация статьи из периодического издания "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения" , №11 - выпуск ноябрь, 2013 года, страницы с 4 - 12.
"Методические рекомендации по организации спортивных прогулок"
Авторы: Белая К. Ю., Каралашвили Е. А., Павлова Л. И.
При организации спортивной прогулки как одного из видов прогулок важно помнить, что спортивным упражнениям и элементам спортивных игр дети обучаются в основном на физкультурных занятиях, которые проводятся на свежем воздухе. В методической литературе для воспитателей рекомендуется использовать спортивные игры и упражнения, в которых дошкольникам доступны физические нагрузки, чередующиеся с заданиями на расслабление мышц. Это спортивные игры, которые включают в себя такие основные движения, как ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля и метание мяча, лазание и т. д. Но для того чтобы дети овладели навыками спортивных упражнений и научились играть в спортивные игры, необходимо постоянно повторять и закреплять их во время прогулок. Поэтому воспитатели обычно распределяют спортивные игры и упражнения на все прогулки.
К спортивным упражнениям относятся катание на санках, лыжах, велосипедах, самокатах, а к спортивным играм - городки, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, серсо, кольцеброс и др. Спортивные игры и упражнения дают детям возможность по-настоящему ощутить спортивный азарт.
При распределении спортивных игр и упражнений в течение дня следует учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на занятиях физической культурой (как в зале, так и на воздухе), и ежедневных игр и упражнений, которые проводятся воспитателем на утренней и вечерней прогулках. Это будет способствовать закреплению и совершенствованию движений.
Спортивная прогулка - особый вид прогулки, в которой используются разнообразные элементы детской деятельности спортивной тематики.
Цели и задачи спортивной прогулки предусматривают укрепление здоровья, профилактику утомления, физическое и умственное развитие, оптимизацию двигательной активности детей. При правильной организации прогулки оказывают закаливающее воздействие на организм в естественных условиях, способствуют повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста. Акцент в таких прогулках делается на формировании физических качеств, воспитании интереса к спорту и здоровому образу жизни.
Прогулки могут проводиться не реже одного-двух раз в месяц в те дни, когда организуется непосредственно образовательная деятельность, требующая большой умственной нагрузки, или непосредственно образовательная деятельность по художественному творчеству.
В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы они не переохлаждались или не перегревались. Как именно будет организована двигательная активность, воспитатель определяет перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия. В ходе спортивной прогулки следует чередовать задания с высокой двигательной активностью и игры малой подвижности, командные игры и подгрупповые, индивидуальные упражнения.
Организация спортивной прогулки предполагает знакомство воспитанников с различными видами спорта, спортсменами. Возможна экскурсия или целевая прогулка на стадион (городской, школьный, дворовый). Наблюдение за тем, как занимаются спортсмены или школьники, поможет вызвать у дошкольников интерес, желание заниматься спортом.
Спортивная прогулка не может быть насыщена только двигательными видами деятельности. Рекомендуется подбирать задания познавательного характера и спортивной направленности. Например, дидактические игры ("Летние и зимние виды спорта", "Какой вид спорта здесь лишний", "Узнай по силуэту", "Кто больше видов спорта с мячом назовет"), игры на внимание ("Верно ли исходное положение при метании, беге"), на воображение ("Изобрази вид спорта"). Также можно включать литературные задания (загадки, считалки, стихи).
Спортивные прогулки требуют предварительной работы. Важным этапом подготовки к проведению спортивной прогулки является накопление детьми опыта пользования предметами: ракеткой, мячом, скакалкой и т. д. Так как на спортивной прогулке воспитанники играют вместе с воспитателем или воспитателем по физической культуре, то они овладевают навыками быстрее.
С детьми младшего дошкольного возраста на спортивной прогулке можно организовать разнообразные подвижные игры сюжетного характера, включающие основные движения. Можно соорудить условные спортивные площадки, где старшие воспитанники будут играть с младшими, давать им двигательные задания, обучать определенным двигательным навыкам.
С детьми старшего дошкольного возраста можно поговорить об истории развития спорта, познакомить их со спортивными играми древности и современными спортивными играми, рассказать об Олимпиаде. Можно ввести сюжетно-ролевые игры "Олимпиада", "Спортивные кружки", "Футбольный матч", в которых воспитанники смогут примерить на себя роли комментатора, судьи, зрителей, спортсменов, продавцов билетов и др.
Начиная со старшей группы, следует вводить адаптированные к дошкольному возрасту командные спортивные игры: пионербол, футбол, хоккей, волейбол, теннис и т. д. Можно рассказать воспитанникам о народных играх, популярных в детские годы их родителей, бабушек и дедушек, таких как городки.
Для спортивных игр желательно отводить не менее половины времени всей спортивной прогулки.
Сценарий спортивной прогулки составляется воспитателем по физической культуре вместе с воспитателем группы. Хорошо, если такие сценарии будут в методическом кабинете дошкольной образовательной организации. В помощь воспитателю рекомендуется сделать подборку спортивных игр и упражнений с подробным описанием. прогулки может включать:
- организационный момент или вводную беседу;
- подвижные, спортивные игры;
- спортивные упражнения;
- самостоятельную деятельность детей;
- индивидуальную работу по различным направлениям развития воспитанников;
- подведение итогов прогулки, выполнение творческого задания.
Важно отличать подобные прогулки от спортивных праздников – тщательно подготовленных мероприятий для детей, требующих наличия у них определенных двигательных умений и навыков.
Спортивные прогулки предоставляют воспитанникам некоторую свободу выбора (для этого следует подобрать несколько вариантов заданий, игр, упражнений), при этом учитываются их интересы, желания. Прогулки не так строго структурированы, как спортивные праздники и развлечения.
(В качестве примера в статье имеются приложения 1–6, в них представлены сценарии тематических спортивных прогулок с детьми. )
Использованные источники и интернет-ресурсы:
http://www.resobr.ru/materials/46/39669/
http://www.schoolrm.ru/detsad_sar/ds90sar/life/events/?ELEMENT_ID=101688
http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/04/15/konsultatsii-dlya-roditeley-po-fizicheskoy-kulture
http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2012/11/09/seminar-praktikum-festival-podvizhnykh-igr
http://superiorseller.com/seminary-kakie-byvayut-i-v-chem-ikh-zadacha
http://www.sadik97.ru/stranicza-instruktora-po-fizicheskoj-kulture.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»
Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...
Статья на тему "Роль семьи и детского сада в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста"
Роль семьи и детского сада в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей «ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ как одна из форм работы с дошкольниками по формированию здорового образа жизни»
Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. День Здоровья в детском саду является о...
План работы на 1 полугодие 2018-2019 учебного года по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Цикл занятий для формирования здорового образа жизни у детей...
Опыт работы педагогического коллектива по теме «Создание модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения - одна из наиболее важных проблем российского образования. Три компонента понятия «здоровье»- физическое, душевное, социальное благ...
Консультация на тему:"Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни".
Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"....
«Создание положительной мотивации у дошкольников для формирования здорового образа жизни»
Здоровый образ жизни - один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качество жизни, а дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеч...