ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
статья

Татьяна Васильевна Курмаз

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ohrana_zdorovya_detey.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию.

Одним из средств решения обозначенных проблем становятся здоровьесберегающие педагогические технологии, которые

реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. 

В своей практике мы используем технологии: 

  • Здоровьесберегающие – это обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания
  • Оздоровительные - физическая подготовка, закаливание, гимнастика, массаж.
  • Технологии обучения здоровью – это включение соответствующих тем в деятельность общеобразовательного цикла.
  • Воспитание культуры здоровья  -  непосредственно образовательная деятельность (НОД) по развитию личности воспитанников, мероприятия вне НОД, фестивали, конкурсы, викторины и т.д.

   Целью нашего дошкольного учреждения является: сохранение и укрепление здоровья воспитанников путем создания здоровьесберегающей среды в детском саду.

Задачи: (представлены на слайдах)

В нашем дошкольном учреждении все мы стараемся создать психологические условия организации здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, к которым относятся: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; организация общения и деятельности для появления у ребенка позитивного эмоционального опыта; поощрение самостоятельности; развитие творческого воображения, формирование осмысленной моторики, создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности, развитие способности сопереживания, умений активного творческого самовыражения.

А так же создать педагогические условия, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.

Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня.

 Мы  уделяем особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в  ДОУ:

Это динамические паузы, которые могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида деятельности.

Подвижные и спортивные игры, развлечения  -  спартакиады, Дни здоровья. Приглашаем к сотрудничеству солдат войсковой части, воспитанников других ДОУ района, школьников Таврических школ.

Релаксация. Используем  спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Гимнастика пальчиковая. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин. чтобы снять зрительную нагрузку у детей.

Гимнастика дыхательная. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физминутках во время НОД и после сна: во время гимнастики.  

Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам.

Гимнастика корригирующая и ортопедическая. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

НОД по Физкультуре проводится в хорошо проветренном  спортивном зале и на воздухе

Проблемно-игровые ситуации проводится в зависимости от задач, поставленных педагогом и посредством включения его в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры по курсу «Познаю себя»  М.В. Карепановой и Е.В. Харламповой.

1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, которые помогают адаптироваться детям в коллективе. Проводит педагог-психолог.

Занятия из серии «Здоровье», по ОБЖ для детей и родителей в качестве познавательного развития. 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста во второй половине дня. Проводят воспитатели. 1 раз в квартал в клубе «Всезнайки» для всех родителей проводят заведующий и педагоги ДОУ. А также, ежемесячно работа по здоровьесбережению организована и с детьми, не посещающими детский сад, в семейном клубе «Карапуз»

Самомассаж. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы или во время физминуток, в целях профилактики простудных заболеваний. Проводят воспитатели.

Технология воздействия через сказки.

На занятиях по сказкотерапии  ребята учатся составлять словесные образы, Вспоминая старые и придумывая новые. Это помогает понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.

Поскольку чувства бывают не только положительные, но и отрицательные, то и образы у детей рождаются не только радостные, но и пугающие. Одна из важных целей этих занятий - преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был красив и радостен.

Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье.
Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей. Привлекаются и родители. Каждую пятницу проводится театральная гостиная для детей и родителей с показом театрализованных постановок различных сказок, миниатюр, сценок.

Технологии музыкального воздействия. Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Ведется кружок «Ритмопластика» с детьми старшего возраста, 1 раз в неделю.

Дополнительно используются методы закаливания:   

- полоскание горла и полости рта раствором минеральной воды без газов, обладающего антисептическим действием на слизистую оболочку дыхательных путей, проводится ежедневно после обеда.

- умывание холодной водой после дневного сна.

- босохождение в сочетании с воздушными ваннами проводится на занятиях по физической культуре и после дневного сна.

- проводятся консультации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных мероприятиях, совместно с родителями изготавливается нестандартное спортивное оборудование, совместно с газетой «Таврические новости» разработан и внедряется проект по пропаганде здорового образа жизни:  «Спорт, здоровье и Я – неразлучные друзья!», фотопроект: «Моя семья – здоровая семья!»

Таким образом, организация в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающей среды, повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие. Поставленные цели успешно реализуются на практике.

Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых, и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей. Поэтому в перспективе планируем организовать на базе детского сада кружок по валеологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Охрана здоровья детей в детском саду.

Мероприятия по охране и укреплению здоровья в старшей группе....

«Охрана здоровья детей»

Цель  проектаУглублять и систематизировать представления детей о факторах, влияющих на состояние своего здоровья и окружающих, формировать осознанное выполнение требований к безопасности жизни, р...

Взаимодействие с семьёй по вопросам охраны здоровья детей.

Главной задачей государственной политики и современного общества является сохранение и укрепление здоровья населения. От здоровья зависит многое, если не сказать – Всё! Всем хорошо известна печал...

« ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД»

Консультация и рекомендация для родителей...

Консультация для родителей "Охрана здоровья детей"

Самое главное сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста...