Программа по здоровъесбережению.
рабочая программа (средняя группа)

Дорохова Мария Александровна

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов»

«Всемирная организация здравоохранения. Е. Торохова»

Проблема сохранения здоровья дошкольников и привития навыков здорового образа жизни остается актуальной.

В дошкольном возрасте необходимо приложить все усилия для того, чтобы здоровье детей не ухудшилось, а укрепить организм, развить физические данные ребёнка, приобщить его к соблюдению здорового образа жизни.

Исходя из особенностей психического и физического развития детей в дошкольном возрасте, возможно и необходимо заложить основы здорового образа жизни, т.к. именно в этот период накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления; закладывается фундамент правильного отношения к своему здоровью.

Здоровье – это наш дар. Поэтому необходимо беречь и сохранять его с раннего детства любыми методами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie_6_gr.docx36.64 КБ

Предварительный просмотр:

Программа оздоровления

«Быть здоровым - здорово»

для детей средней группы (4-5лет) №6

(общеразвивающей направленности)

на 2024-2025 учебный год

Воспитатели:

Дорохова М.А.

                                                                                                 

Санкт-Петербург

2024

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение

  1. Целевой раздел

1.1 Паспорт Программы

1.2.Актуальность и значимость программы для здоровья и физического развития детей

1.3.Планируемые результаты

  1. Содержательный раздел

2.1. Цель и задачи работы по оздоровлению

2.2.Планирование организации оздоровительной работы

  1.  Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
  1.  Организация развивающей предметно-пространственной среды
  1. Мониторинг заболеваемости ребенка и организация педагогических наблюдений

ВВЕДЕНИЕ

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов»

«Всемирная организация здравоохранения. Е. Торохова»

Проблема сохранения здоровья дошкольников и привития навыков здорового образа жизни остается актуальной.

В дошкольном возрасте необходимо приложить все усилия для того, чтобы здоровье детей не ухудшилось, а укрепить организм, развить физические данные ребёнка, приобщить его к соблюдению здорового образа жизни.

Исходя из особенностей психического и физического развития детей в дошкольном возрасте, возможно и необходимо заложить основы здорового образа жизни, т.к. именно в этот период накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления; закладывается фундамент правильного отношения к своему здоровью.

Здоровье – это наш дар. Поэтому необходимо беречь и сохранять его с раннего детства любыми методами.

Здоровьесозидающие приёмы и методы в работе с дошкольниками.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка.

Поэтому, в работе с детьми применяют здоровьесозидающие технологии - системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей.

Для достижения целей здоровьесозидающих технологий в дошкольном возрасте мы применяем следующие методы и приёмы:

1. Сохранение и стимулирование здоровья.

С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в детском саду проводятся динамические паузы - это физминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика. Систематическое использование динамических пауз приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью.

Ежедневно включаем подвижные и спортивные игры, как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности, что способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, сформировать умение ориентироваться в окружающей действительности. 

2. Обучение здоровому образу жизни.         

С целью повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья мы проводим массаж  и самомассаж (сеансами, либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы). В преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды, как профилактика простудных заболеваний рекомендуется точечный массаж (упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие).

Ежедневно с детьми делаем утреннюю гимнастику, гимнастику после сна (в её комплекс входят упражнения на кроватях для пробуждение, упражнения для укрепления стоп,воспитания правильной осанки, обширное умывание), оздоровительную гимнастику босиком под музыку .

Один раз в неделю проводим игровые занятия по теме: «Здоровье», где у дошкольников формируются представления о здоровом образе жизни. У детей легко формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье. Расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.                                                

По технологии обучения здоровому образу жизни используем так же и следующие формы, как: физкультурные занятия (регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета); спортивные развлечения, праздники, день здоровья, СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра).

При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Физкультурные праздники и досуги сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память.

 

3.Коррекционные приемы

Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. С детьми, имеющие дефекты звукопроизношения, занимается логопед.

«Музыкотерапия» применяется для укрепления здоровья детей. Мелодии можно использовать на занятиях, во время принятия пищи, перед сном и во время игровой деятельности. Так, прослушав запись “Колыбельной мелодии”, дети успокаиваются, расслабляются, затихают и засыпают. Ребёнка успокаивает ласковое обращение, монотонность пения. Звуки флейты расслабляют детей, звуки “шелеста листьев”, “шума моря” и других природных явлений заставляют детей вслушиваться в звуки природы и погружаться в них. Для этого мы широко используем кассету “Волшебство природы”.

Релаксация-это один из приёмов музыкотерапии, используется для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя детей.

Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка.

В группе имеется картотека музыки разного характера. 

Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой, имеет психологический терапевтический и развивающий эффект. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту.

На занятиях по сказкотерапии мы с ребятами учимся составлять словесные образы. Вспоминаем старые и, придумывая новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Коррекцию поведения мы реализуем через сюжетно - ролевые игры.  Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как с взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит, в конце концов, к терапевтическому эффекту.

Изучаем правила поведения в стихотворной форме, по красочным иллюстрациям из печатного издания «Главные правила поведения для воспитанных детей» Островской Елены Николаевны. Данное пособие сочетает приятное с полезным: это и урок поведения, и игра. Правила поведения можно проиграть, как этюды.

Для осуществления обогащенного физического развития и оздоровления детей в группе оборудован «Уголок здоровья».

Уголок оснащён как традиционными пособиями, так и нетрадиционным оборудованием:

  • коврики (для массажа стопы ног и развития координации движений);
  • салфетки, трубочки, вертушки (для развития речевого дыхания и увеличения объема легких);
  • массажеры, шарики (для развития мелкой моторики на ладонях рук, находится много точек, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма);
  • губки, бумага (для снятия стресса);
  • книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы (для проявления интереса к своему здоровью);
  • дидактические игры: «Структура человеческого тела”; “Спорт – это здоровье”; “Чистим зубы правильно”; “Бережём уши” и т.д. Все эти игры научат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепят культурно – гигиенические навыки, заставят задумываться о здоровье.

Все эти предметы хорошо снимают напряжение, агрессию, негативные эмоции. Дети, занимаясь этими предметами незаметно для себя оздоравливаются.

В процессе организации единого здоровьесозидающего пространства ДОУ и семьи, используются разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; папки передвижки.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесозидающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.                     

Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием родителей медицинских и педагогических работников: воспитателя, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка

Цели

       Организация  благоприятных  условий  для формирования  здоровой  и  физически  крепкой  личности,  воспитания  у  детей созидательного отношения к своему здоровью.

Задачи

1) воспитать у детей потребности в здоровье

2) формировать целостное понимание здорового образа жизни

3) создать правильное представление о здоровом образе жизни

4) способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий в группе и на улице

5) использовать в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приемы интеграции разных видов деятельности

7) создать условия для профилактики заболеваний ОРЗ и ОРВИ, повышения иммунитета детей

Планируемые результаты

Целевые ориентиры

Для детей:

1) сформированные навыки здорового образа жизни

2) правильное физическое развитие детского организма, снижение заболеваемости, повышение сопротивляемости инфекциям

3) улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности

4) сформированная гигиеническая культура, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения

Для родителей:

1) сформированная активная родительская позиция

2) повышение компетентности родителей в вопросах физического развития  и здоровья

3) активное участие родителей в жизни детей и сада

Для педагогов:

  1. развитие педагогического мастерства
  2. развитие рппс
  3. установление взаимодействия с участниками оздоровительной работы

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

1 – профилактика нарушения зрения

2 – профилактика нарушение слуха

3 – массаж

4 – формирование правильной осанки

      5 – профилактика психоэмоционального напряжения у детей

6 – дидактические игры

8 - консультации для родителей

9 - литература

№п.п

Наименование здоровьесберегающего приёма

Период проведения

1.

Профилактика нарушения зрения

понедельник, среда 2024-2025г.

2.

Профилактика нарушения слуха

вторник, четверг 2024-2025г.

3.

Массаж

  1. грецкими орехами
  2. шишками
  3. крупами и бусами
  4. самомассаж
  5. маленькими мячиками

чередование ежедневное по желанию детей после тихого часа 2024-2025г

5.

Формирование правильной осанки

ежедневно 2024-2025г.

6.

Профилактика психоэмоционалного напряжения (губки, тряпки, бумага)

ежедневно по необходимости (индивидуально) 2024-2025г.

Дидактические игры

2 раза в месяц 2024-2025г.

Литература

По тематическим дням и неделям 2024-2025г.

Консультации, рекоме6ндации для родителей

по запросу или 2 раз в год 2024-2025г

  1. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Партнёрство с семьёй строится на основе взаимного уважения и добровольности.

Цель взаимодействия с семьёй - сделать родителей активными участниками оздоровительного процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за здоровье детей.

Задачи по работе с семьёй:

- изучать запросы и потребности семьи в вопросах оздоровления, профилактики и укрепления здоровья;

-  повышать психологическую комтентность родителей;

-довести до родителей важность соблюдения единого с организацией режима дня для ребёнка дошкольного возраста; 

- оказать консультативную помощь родителям в организации досуга с детьми в семье; 

- создавать ситуации приятного совместного досуга детей и родителей в дошкольной образовательной организации; условия для доверительного, неформального общения педагогов с родителями.

  1. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Для проведения профилактических оздоровительных мероприятий  в группе организуется место для хранения инвентаря: для массажа, антистрессовые атрибуты,  сменные ребристые дорожки, индивидуальные  мешочки для осанки, создается картотека  бодрящей гимнастики, схема самомассажа, картотека гимнастики для глаз, ушей, комплекс дыхательной гимнастики, пополняются альбомы карточек физкультурных упражнений,  дидактические игры.

  1. Мониторинг заболеваемости ребенка и организация педагогических наблюдений

Проводится анализ заболеваемости и посещаемости по данным медицинского кабинета, проводится педагогическое наблюдение уровнем овладения навыками самомассажа, правильного выполнения упражнений, сохранения осанки, понимания правильного здорового питания, эмоционального состояния.

Для результативности работы необходимо учитывать определённые условия:

  • занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
  • занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
  • от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • упражнения проводятся стоя или сидя;
  • упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
  • длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

Десять золотых правил здоровьесбережения:

  • Соблюдайте режим дня!
  • Обращайте внимания на питание!
  • Больше двигайтесь!
  • Спите в проветренной комнате!
  • Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
  • Занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
  • Гоните прочь уныние и хандру!
  • Реагируйте на проявления своего организма!
  • Старайтесь получать положительные эмоции!
  • Желайте себе и окружающим только добра!

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

"Развитие речевого дыхания, как элемент здоровъесбережения"

Дыхание – естественный, не контролируемый сознанием человека процесс, рефлекс, заложенный от природы. Организм сам выбирает режим дыхания, который в каждой кон-кретной ситуации удовлетворяет его...

Развитие речевого дыхания, как элемент здоровъесбережения

Дыхание – естественный, не контролируемый сознанием человека процесс, рефлекс, заложенный от природы. Организм сам выбирает режим дыхания, который в каждой кон-кретной ситуации удовлетворяе...

Образовательная программа дошкольного образования составлена на основе основной образовательной программы МДОУ №28 «Снегирёк» и с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (срок реализации программы 2020-2021гг.)

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравс...