"Организация физкультурно-оздоровительной работы детей с ОВЗ в ДОУ"
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_organizatsiya_fizkulturno-ozdorovitelnoy_raboty_detey_s_ovz_v_dou_.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Организация физкультурно-оздоровительной работы детей с ОВЗ в ДОУ»
инструктор по физической культуре
Гудимова Е. В.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
Одна из важных проблем современного мира – это здоровье подрастающего поколения. На данный момент эта проблема стала очень актуальна, так как наше общество нуждается в творческих, гармонично развитых активных личностях.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место в системе воспитания. Одной из важных первоначальных задач физического воспитания является укрепление здоровья ребенка. Особое внимание нужно уделить детям с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического воспитания, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к проявлению двигательной активности и физической культуры, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
В наше время все больше становится детей, у которых нарушена координация движений, дезориентация в пространстве, нарушение мелкой моторики, высокая утомляемость, вследствие чего снижается работоспособность, замедляются психические процессы, отмечаются пассивность и сонливость.
ФГОС в ДОУ особое внимание уделяется инклюзии. Инклюзивное образование – это наиболее передовая система обучения детей с ОВЗ. Инклюзия основана на совместном обучении здоровых детей и детей – инвалидов. Для развития детей с ОВЗ немаловажное значение имеет физкультурно-оздоровительная работа.
Наш детский сад посещают дети с РАС, с ЗПР и дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Дети с ограниченными возможностями здоровья менее физически подготовлены, чем дети с нормальным темпом развития. Это вызывает определенные трудности в овладении детьми как учебного материала, так и развитию памяти, мышления, внимания и других высших психических функций и физических качеств.
Роль инструктора по физической культуре состоит в организации процесса физического воспитания, укрепляющего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.
Целью моей работы, как инструктора по физической культуре является формирование начальных двигательных навыков детей с ОВЗ, повышение их двигательной активности, развитие гибкости и координации, что способствует формированию двигательной культуры, создает положительный эмоциональный настрой. Это происходит при решении задач по общему физическому воспитанию, направленных на укрепление здоровья, развитие двигательных умений и навыков в различных видах деятельности.
Наблюдения за детьми с ОВЗ показывают, что они нуждаются в увеличении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, и расширение двигательных возможностей таких детей, являются главным условием подготовки его к жизни. Занятия по физической культуре строятся с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, подбирается специальный комплекс упражнений, дозировка физической нагрузки. От занятий не освобождается ни один ребёнок и каждый получает нагрузку, соответствующую его состоянию здоровья. Все занятия носят игровой характер и не наносят вред здоровью ребёнка.
Основными направлениями физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ОВЗ составляют: утренняя гимнастика, физминутки (во время НОД), пальчиковая гимнастика (в режимных моментах), дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, ритмическая гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, занятия физической культурой и плаванием. Они оказывают стимулирующее воздействие на физиологические системы детей и благоприятное воздействие на психологическое и физическое состояние, как здоровых детей, так и детей с ОВЗ.
Я отдаю предпочтение интегрированным занятиям и досугам в работе с детьми с ОВЗ, включающим развитие речи детей, движения, ритмики, музыкальных способностей и познавательную деятельность с оздоровительной направленностью.
При работе с детьми применяю основные виды движений: ходьбу, бег, лазанье, бросание, метание. Также использую музыкально-ритмические упражнения, задания на развитие мимики и артикуляции, элементы психогимнастики, упражнения на развитие мелких мышц рук, ряд игр и упражнений для профилактики плоскостопия, также упражнения для формирования и коррекции правильной осанки, звуковые и дыхательные упражнения.
Детям с ОВЗ необходимы систематические физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на коррекцию и улучшение общего физического состояния. Ребята в течение дня должны выполнять физиологически необходимое количество движений. Оптимальным видом физического воспитания для этих целей являются занятия по плаванию.
Оно не только средство укрепления здоровья, повышения двигательной подготовленности, но и существенный фактор коррекции и компенсации нарушенных функций.
Плавание, как никакой другой вид спорта, оказывает благотворное влияние на детей с проблемами со здоровьем. Занятия в бассейне способствуют развитию внимания, реакции и координации движений у детей с ОВЗ.
Детям с ОВЗ очень нравятся занятия по плаванию. Они проводятся также в игровой форме.
Для ребенка полезней, чем плавание, не найти ничего. Систематические занятия в воде вызывают у детей положительные эмоции, способствуют укреплению сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, закаливанию и укреплению иммунитета, формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия, повышению силы и выносливости мышц, улучшению координации, улучшению сна и аппетита, формированию положительных эмоций. В воспитании ребенка с ОВЗ на первом месте в раннем возрасте должно быть эмоциональное благополучие.
Таким образом, правильно выстроенная физкультурно-оздоровительная работа детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду способствует укреплению здоровья и физическому развитию детей, закрепляет успехи ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Дифференцированный подход к детям при организации физкультурно-оздоровительной работы"
Материал предназначен для работы с дошкольниками с учетом индивидуально-дифференцировнном подходе....
Особенности Организация физкультурно-оздоровительной работы для детей с ООП в инклюзивной коррекционной группы.
Особенности организации...
Презентация педсовета "Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"
Презентация к педсовету на тему "Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"...
Организация физкультурно-оздоровительной работы детей с ОВЗ в ДОУ.
Организация физкультурно-оздоровительной работы детей с ОВЗ в ДОУ.Одна из важных проблем современного мира – это здоровье подрастающего поколения. На данный момент эта проблема стала очень актуа...
Организация физкультурно-оздоровительной работы детей с ОВЗ
Физическое воспитание детей с ОВЗ в ДОУ занимает особое место. В процессе физического воспитания и развития детей происходит не только становление двигательной сферы ребёнка, но и осуществляется форми...
Консультация для родителей в старшей группе «Организация физкультурно-оздоровительной работы для детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи»
повышение компетентности родителей в организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях семьи...
Выступление на РМО, Тема«Организация физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ ( ритмопластика, игротренинги, гимнастика хатха - йоги) как одно из приоритетных направлений сохранения и укрепления здоровья детей»
Поделилась опытом работы на РМО на тему: " Организация физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ( ритмопластика, игротренинг, гимнастика хатха - йога) как одно из приоритетных направлений...