Организация физкультурно-оздоровительной работы детей с ОВЗ в ДОУ.
статья

Абрамова Елена Владимировна

Организация физкультурно-оздоровительной работы детей

с ОВЗ в ДОУ.

Одна из важных проблем современного мира – это здоровье подрастающего поколения. На данный момент эта проблема стала очень актуальна, так как наше общество нуждается в творческих, гармонично развитых активных личностях. 

Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место в системе воспитания. Одной из важных первоначальных задач физического воспитания является укрепления здоровья ребенка и не навредить ему. Особое внимание нужно уделить детям с ограниченными возможностями.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического воспитания, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к проявлению двигательной активности и физической культуры, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

Актуальность темы.

В наше время все больше становиться, детей у которых нарушена координация движений, дезориентация в пространстве, нарушение мелкой моторики, высокая утомляемость, вследствие чего снижается работоспособность, замедляются психические процессы, отмечаются пассивность и сонливость.

ФГОС в ДОУ особое внимание уделяется инклюзии. Инклюзивное образование – это наиболее передовая система обучения детей с ОВЗ. Инклюзия основана на совместном обучении здоровых детей и детей – инвалидов. Для развития детей с ОВЗ немаловажное значение имеет физкультурно-оздоровительная работа.

Задачи сохранения и укрепления здоровья получили свое отражение в нормативно-правовых документах современного общества – «Закон Российской Федерации об образовании», СанПине 2.4.1.30.49-13 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указе Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ», конвенции «О правах ребенка» и т.д.

Сложное течение беременности матери — тяжелые заболевания, резус-конфликт, переливание крови.

Возникновение гипоксии у ребенка в период беременности и родов, родовые травмы.

Черепно-мозговые травмы (ЧМТ) в раннем детстве, частые болезни и общее ослабленность организма, приводящая к возникновению ММД — минимальной мозговой дисфункции.

Наследственность.

Внешние:

Неблагоприятные условия в доме, психологическая депривация.

Отсутствие условий для своевременного развития речи : (дефицит общения с родителями вследствие проблем со слухом и речью или мнением, что ребенок «еще ничего не понимает» и т. д).

Часто наблюдается сочетание разных причин. Специалистам важно правильно установить факторы, мешающие развитию речи, чтобы помочь ребенку справиться с проблемой.

У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются отклонения не только в речевом развитии, но и в физическом, у таких детей относительно низкие показатели в статическом и динамическом равновесии, гибкости, силовых и скоростно - силовых способностей. Это обусловлено недоразвитием общей и мелкой моторики, повышенным мышечным напряжением. У детей данной категории отмечается гипер или гиподинамия, существенно страдают зрительно – двигательная и слух двигательная координация, выявляются недостатки психических функций (зрительная память, концентрация и устойчивость внимания).

Очевидно, что эти причины затрудняют процесс физического развития у детей, с ОВЗ. Для коррекции нарушений в развитии детей данной категории недостаточно использования традиционно применяемых средств воздействия, так как готовность ребёнка к обучению в школе можно считать сформированной только на фоне полного физического, психологического и социального благополучия.

На своих занятиях по физическому воспитанию, я столкнулась со следующими проблемами : дети с ОВЗ, из старшей и подготовительной групп затрудняются выполнить с первого раза четко поставленную мной задачу, затрудняются правильно ловить и кидать мяч, возникают трудности держать равновесие при выполнении прыжков на одной ноге, не получается с первого раза выполнять сложно-координационные упражнения т.д.

Многие дети с отклонениями в развитии отличаются восприимчивостью к простудным и инфекционным заболеваниям. Это связано с недостаточностью иммунной системы, гиподинамией.

Для укрепления здоровья детей с отклонениями в развитии в дошкольных учреждениях проводят закаливающие мероприятия, включающие воздушные и водные процедуры, пальчиковую гимнастику, самомассаж и т.д . Мои наблюдения показали, что применение традиционных средств физического воспитания для коррекции физического состояния детей с ОВЗ не достаточно к существенным положительным изменениям физической подготовленности дошкольников. Поэтому в своей работе, я стала использовать современные инновационные технологии такие как: специальные корректирующие упражнения для исправления и укрепления осанки и формирования свода стопы, и подвижные игры с коррекционной направленностью, степ – аэробика, подвижные игры с корректирующей направленностью. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающей великой воспитательной силой. Она имеет столь широкий диапазон воздействия на организм и личность, что создает неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей. Например, игра «Затейник». В роли затейника первое время выступает воспитатель. После произнесения речёвки с выполнением ходьбы воспитатель предлагает выполнить упражнение для выработки правильной осанки: «кошечка», «мостик» и. т. д.

Степ – аэробика – танцевальная аэробика с применением специальных невысоких платформ – степов (высотой – 10см, длиной – 40, шириной – 20; высотой ножики- 7 и шириной – 4см). Это нестандартное пособие, предназначенное для работы с детьми 4 – 7 лет, способствует формированию осанки, костно-мышечного корсета, устойчивого равновесия, укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательную системы, усиливает обмен веществ, совершенствует точность движений, развивает координацию, уверенность и ориентировку в пространстве, улучшает психологическое и эмоциональное состояние ребенка.[5]

Цель: развить и корректировать физические качества детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.

Задачи:

- Помочь детям с ОВЗ с физическим развитием, средствами адаптивной физической культуры.

- Обогащать двигательный опыт детей, помогать в развитии жизненно важных двигательных умений и навыков.

- Развивать и совершенствовать физические, эмоционально-волевые качества детей с ОВЗ.

-Приобщение к самостоятельным занятиям физическим упражнениям;

- Формировать осознанную потребность в двигательной активности и потребности к здоровому образу жизни.

Не - даром еще в античные времена Аристотель отмечал: «Ничто так не истощает, не разрушает, как физическое бездействие».

Многолетние исследования показывают, что физический потенциал человека формируется, прежде всего, в первые два десятилетия. Именно в этот период нужно добиться, возможно более высокого для каждого человека уровня развития физических качеств. Несомненно, что выявление новых оздоровительных эффектов использования средств физической культуры повысит качество внутреннего потенциала, заложенного природой у детей с ОВЗ.

Для решения поставленных задач, я пользуюсь методикой физического воспитания детей дошкольного возраста. Занятия у меня проходят, слитно воедино средства, методы и приёмы обучения движениям, развития физических качеств воспитания. Это все основывается на принципах сознательности и активности, наглядности, доступности, учёта индивидуальных возможностей детей, систематичности, постепенности повышения требований.

Спецификой методики физического воспитания является то, что в основе всех способов применения физических упражнений лежат регулирование нагрузки, стоит помнить о (длительности и интенсивности упражнений, а также вариативности упражнений) и вариативность сочетания нагрузки с отдыхом.

На своих занятиях пользуюсь методами: систематичности ,словесный метод (рассказ, беседа, объяснение, указание, команда, распоряжение, и наглядный (имитация, поддержка и помощь, использование ориентиров и др.)

.Проблема социализации ребёнка с ОВЗ напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности. В заключении хочу отметить, что последовательная реализация сформулированных положений и принципов физкультурного воспитания представляет возможность достижений гармоничного духовного и телесного развития личности. Если с детьми с ОВЗ проводить регулярно занятия физическим воспитанием в саду с педагогом по физической культуре, с воспитателем и родителями, то мы достигнем главной цели: адаптации их к жизни в обществе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по организации физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ

обобщён опыт работы, на базе опыта защищена выпускная квалификационная работа ВведениеГлава I. Теоретические основы проблемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреж...

Сообщение из опыта работы «Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста»

Сегодня отмечается высокий уровень соматических заболеваний у детей, тенденция к общему ослаблению здоровья поступающих в детский сад воспитанников, снижение иммунитета. Поэтому сохранение и укреплени...

Система работы и организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.

Система работы и организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном  учреждении....

Обобщение опыта работы по теме «Нетрадиционные формы организации физкультурно – оздоровительной работы с детьми и родителями»

В методическом материале представлен опыт работы по организации физкультурно - оздоровительной работы с детьми и родителями. Для нормального физического, психического и интеллектуального развития...

Сообщение из опыта работы «Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ «Брусничка» города Братска».

laquo;Человек – высший продукт земной природы.Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы,  человек должен быть здоровым, сильным, умным»....

Обобщённый опыт работы педагогического коллектива по организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками детского сада

Обобщённый опыт работы педагогического коллектива по организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками детского сада...