Проект "Подвижные игры как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР"
проект по развитию речи (старшая группа)
Данный проект составлен для детей старшей компенсирующей группы (с тяжелыми нарушениями речи). В работе над проектом использовали подвижные игры, направленные на речевое развитие детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pi.docx | 23.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Подвижные игры как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
Аннотация проекта. Данный проект составлен для детей старшей компенсирующей группы (с тяжелыми нарушениями речи). В работе над проектом использовали подвижные игры, направленные на речевое развитие детей.
Актуальность проекта. В настоящее время наблюдается снижение интереса детей и родителей к подвижным играм. Современные дети все больше времени проводят дома за компьютером, не испытывая желания двигаться, гулять на свежем воздухе, играть в различные подвижные игры.
Подвижные игры занимают особое место в развитии и оздоровлении детей дошкольного возраста. Игра является основным занятием ребёнка и средством его всестороннего развития. Использование подвижных игр способствует совершенствованию двигательных умений и навыков, получению детьми удовольствия от игры. В игре у ребенка формируется умение преодолевать трудности, следовательно, воспитываются волевые качества: настойчивость, выдержка. Взаимодействуя с другими детьми, ребенок учится играть вместе, помогать или уступать товарищам, согласовывать свои действия с действиями другого. Подвижная игра помогает в решении одной из основных задач – вызвать у ребёнка желание говорить, подтолкнуть к речевым контактам, к побуждению подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса.
У детей компенсирующей группы наряду с речевыми нарушениями наблюдается отставание и в физическом развитии. У них нарушена общая и мелкая моторика, зрительно-моторная координация. Они часто не понимают команды и инструкции, не могу выполнять движения и проговаривать текст.
Связь движения и речи — общеизвестный факт, не вызывающий сомнений. Часть мозга, отвечающая за речь, активизируется не только, когда мы говорим, но и когда жестикулируем, выполняем определенные движения. Следовательно, движения, сопровождаемые речью и, наоборот, речь, сопровождаемая движениями, способствуют лучшему запоминанию текста, его эмоциональному восприятию. По мнению учёных деятельность ребенка выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее речевое развитие ребенка.
Мы предположили, что использование подвижных игр с речевым сопровождением в коррекционной работе с детьми будет способствовать решению задач по речевому развитию.
Цель проекта: развитие интереса к подвижным играм у детей и их родителей. Использование подвижной игры с речевым сопровождением для развития речи дошкольников.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: обогащать словарный запас детей, формировать умение организовывать подвижные игры в детском саду и дома.
Коррекционно-развивающие: развивать связную речь детей, развивать внимание, память, мелкую моторику, координацию движений, ловкость, быстроту реакции.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать у детей умение взаимодействовать друг с другом, умение самостоятельно использовать игры в свободной деятельности.
Участники проекта: дети старшей компенсирующей группы (с тяжелыми нарушениями речи), родители, педагоги (воспитатель, учитель – логопед).
Сроки реализации проекта: с 20 июня по 24 июня
Вид проекта: краткосрочный
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный:
Изучение литературы по данной теме;
Беседа с родителями и детьми о детских подвижных играх.
2. Практический:
Составление каталога подвижных игр с речевым сопровождением, считалок
Разучивание слов и правил к подвижным играм
Разучивание считалок
Проигрывание речевых подвижных игр
Рассказы детей о любимых подвижных играх
Рисунки детей о любимых подвижных играх
3. Заключительный
Самостоятельное использование речевой подвижной игры в свободной деятельности.
Награждение детей
Деятельность педагогов:
Формулировка проблемы
Беседа с детьми и родителями по теме.
Подвижные игры с детьми
Изготовление и подбор атрибутов к подвижным играм
Управление и обеспечение проекта.
Системный подход в решении задач.
Включение в деятельность всех участников педагогического процесса (детей, педагогов, родителей).
Наличие картотеки речевых подвижных игр и считалок.
Обогащение предметно - развивающей среды группы.
Оценка результатов проекта.
Справка по реализации проекта
Деятельность детей:
Обсуждение задачи с педагогами
Практическая деятельность (подвижные игры)
Рисование по теме: «Моя любимая подвижная игра»
Рассказы детей «Моя любимая подвижная игра»
Деятельность родителей:
Участие в беседе «Что я знаю о подвижных играх»
Подвижные игры с детьми
1 этап. Подготовительный
На подготовительном этапе работы над проектом мы познакомились с литературой по данной теме, побеседовали с детьми и выявили, что большинство детей имеют слабые представления о подвижных играх. Лишь несколько детей назвали подвижные игры, которые они знают: прятки, догонялки, футбол, хоккей и другие. У детей ошибочные представления о подвижных играх (Подвижная игра – это когда играют на компьюторе и двигают ногами). К подвижным играм была отнесена игра «домино» (там двигаются руки). Отвечая на вопрос «Чем вы любите заниматься дома?», дети чаще всего говорили, что любят рисовать, играть на компьютере (в телефон). В выходные дни дети с родителями «ходят в гости», играют, иногда гуляют. Результаты беседы с родителями по данному вопросу показали, что большинство родителей считают подвижные игры хорошим средством развития ребенка, но не все родители играют с детьми в подвижные игры. А если играют, то изредка, и чаще всего это догонялки, прятки.
2 этап. Практическая деятельность
Педагоги группы познакомили детей и родителей с особенностями подвижных игр, их ролью в развитии детей. Родители приняли участие в изготовлении и подборе атрибутов для подвижных игр. Педагоги группы познакомили детей с различными речевыми подвижными играми и считалками.
Подвижные игры с речевым сопровождением были использованы в свободной деятельности и на прогулке.
Дети рисовали свою любимую подвижную игру, а затем рассказывали о ней.
3 этап. Заключительный
На заключительном этапе работы над проектом дети сами организовали наиболее понравившуюся речевую подвижную игру. В конце проекта было награждение детей за активное участие и стремление к победе.
В процессе работы над проектом дети много узнали о подвижных играх, принимали участие в играх, учились взаимодействовать друг с другом. Подвижные игры способствовали сплочению детей и взрослых нашей группы. Дети получили массу положительных эмоций, играя в речевые подвижные игры.
Предметно – развивающая среда пополнилась картотекой подвижных игр и считалок, атрибутами к играм.
В дальнейшем мы планируем изучать речевые подвижные игры других народов, использовать их в образовательной и свободной деятельности детей.
Используемая литература
- Интернет - источники:
https://borgul.ru/2016/11/detskie-podvizhnye-igry-narodov-mira.html
2 Власенко Н.Э. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 3-7 лет – Мозырь: Содействие, 2015г.
3 Шамина А.В. Лучшие игры для детей на свежем воздухе. – М.: РИПОЛ-классик, 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Аннотация В данной работе представлены формы развития речи детей, роль познавательно-речевого развития, дидактические игры, как средство развития речи детей дошкольников. В работе использова...
План работы по самообразованию на 2016-2017уч. год по теме «Дидактическая игра, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста».
Цель, задачи и сам план работы по самообразованию по данной теме...
"Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста"
Данный проект актуальный, воспитанникам очень понравилось данное направление!...
«Дидактическая игра, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста».
laquo;Дидактическая игра, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»....
Консультация для родителей Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Консультация для родителей...
Самообразование на тему " Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста"
Овладение правильной связной речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач дошк...
«Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» План по самообразаванию
Цель: Совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по теме «Дидактическая игра, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста&ra...