Проект "Подвижные игры как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР"
проект по развитию речи (старшая группа)

Данный проект составлен для детей старшей компенсирующей группы (с тяжелыми нарушениями речи). В работе над проектом использовали подвижные игры, направленные на речевое развитие детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pi.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Подвижные игры как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

Аннотация проекта. Данный проект составлен для детей старшей компенсирующей группы (с тяжелыми нарушениями речи). В работе над проектом использовали подвижные игры, направленные на речевое развитие детей.

Актуальность проекта. В настоящее время наблюдается снижение интереса детей и родителей к подвижным играм. Современные дети все больше времени проводят дома за компьютером, не испытывая желания двигаться, гулять на свежем воздухе, играть в различные подвижные игры.

Подвижные игры занимают особое место в развитии и оздоровлении детей дошкольного возраста. Игра является основным занятием ребёнка и средством его всестороннего развития. Использование подвижных игр способствует совершенствованию двигательных умений и навыков, получению детьми удовольствия от игры. В игре у ребенка формируется умение преодолевать трудности, следовательно, воспитываются волевые качества: настойчивость, выдержка. Взаимодействуя с другими детьми, ребенок учится играть вместе, помогать или уступать товарищам, согласовывать свои действия с действиями другого. Подвижная игра помогает в решении одной из основных задач – вызвать у ребёнка желание говорить, подтолкнуть к речевым контактам, к побуждению  подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса.

У детей компенсирующей группы наряду с речевыми нарушениями наблюдается отставание и в физическом развитии. У них нарушена общая и мелкая моторика, зрительно-моторная координация. Они часто не понимают команды и инструкции, не могу выполнять движения и проговаривать текст.

Связь движения и речи — общеизвестный факт, не вызывающий сомнений. Часть мозга, отвечающая за речь, активизируется не только, когда мы говорим, но и когда жестикулируем, выполняем определенные движения. Следовательно, движения, сопровождаемые речью и, наоборот, речь, сопровождаемая движениями, способствуют лучшему запоминанию текста, его эмоциональному восприятию. По мнению учёных   деятельность ребенка выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее речевое развитие ребенка.

Мы предположили, что использование подвижных игр с речевым сопровождением в коррекционной работе с детьми будет способствовать решению задач по речевому развитию.

Цель проекта: развитие интереса к подвижным играм у детей и их родителей. Использование подвижной игры с речевым сопровождением для развития речи дошкольников.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: обогащать словарный запас детей, формировать умение организовывать подвижные игры в детском саду и дома.

Коррекционно-развивающие: развивать связную речь детейразвивать внимание, память, мелкую моторику, координацию движений, ловкость, быстроту реакции.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать у детей умение взаимодействовать друг с другом, умение самостоятельно использовать игры в свободной деятельности.

Участники проекта: дети старшей компенсирующей группы (с тяжелыми нарушениями речи), родители, педагоги (воспитатель, учитель – логопед).

Сроки реализации проекта: с 20 июня по 24 июня

Вид проекта: краткосрочный

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный:

Изучение литературы по данной теме;

Беседа с родителями и детьми о детских подвижных играх.

2. Практический:

Составление каталога подвижных игр с речевым сопровождением, считалок

Разучивание слов и правил к подвижным играм

Разучивание считалок

Проигрывание речевых подвижных игр

Рассказы детей о любимых подвижных играх

Рисунки детей о любимых подвижных играх

3. Заключительный

Самостоятельное использование  речевой подвижной игры в свободной деятельности.

Награждение детей

Деятельность педагогов:

Формулировка проблемы

Беседа с   детьми  и родителями  по теме.

Подвижные игры с детьми

Изготовление и подбор атрибутов к подвижным играм

Управление и обеспечение проекта.

Системный подход в решении задач.

Включение в деятельность всех участников педагогического процесса (детей, педагогов, родителей).

Наличие картотеки речевых подвижных игр и считалок.

Обогащение предметно развивающей среды группы.

Оценка результатов проекта.

Справка по реализации проекта

Деятельность детей:

Обсуждение задачи с педагогами

Практическая деятельность (подвижные игры)

Рисование по теме: «Моя любимая подвижная игра»

Рассказы детей «Моя любимая подвижная игра»

Деятельность родителей:

Участие в беседе «Что я знаю о подвижных играх»

Подвижные игры с детьми

1 этап. Подготовительный

На подготовительном этапе работы над проектом мы познакомились с литературой по данной теме, побеседовали с  детьми и выявили, что большинство детей имеют слабые представления о подвижных играх. Лишь несколько детей назвали подвижные игры, которые они знают: прятки, догонялки, футбол, хоккей и другие. У детей ошибочные представления о подвижных играх (Подвижная игра – это когда играют на компьюторе и двигают ногами). К подвижным играм была отнесена игра «домино» (там двигаются руки). Отвечая на вопрос «Чем вы любите заниматься дома?», дети чаще всего говорили, что любят рисовать, играть на компьютере (в телефон). В выходные дни дети с родителями «ходят в гости», играют, иногда гуляют. Результаты беседы с родителями по данному вопросу показали, что большинство родителей считают подвижные игры хорошим средством развития ребенка, но не все родители играют с детьми в подвижные игры. А если играют, то изредка, и чаще всего это догонялки, прятки.

2 этап. Практическая деятельность

Педагоги группы познакомили детей и родителей с особенностями подвижных игр, их ролью в развитии детей.  Родители приняли участие в изготовлении и подборе атрибутов для подвижных игр. Педагоги группы познакомили детей с различными речевыми подвижными играми и считалками.

Подвижные игры с речевым сопровождением были использованы в свободной деятельности и на прогулке.

Дети рисовали свою   любимую подвижную игру, а затем  рассказывали о ней.

3 этап. Заключительный

На заключительном этапе работы над проектом дети сами организовали наиболее понравившуюся речевую подвижную игру. В конце проекта было награждение детей за активное участие  и стремление к победе.  

В процессе работы над проектом дети много узнали о подвижных играх, принимали участие в играх, учились взаимодействовать друг с другом. Подвижные игры способствовали сплочению детей и взрослых нашей группы. Дети  получили массу положительных эмоций, играя в речевые подвижные игры.

Предметно – развивающая среда пополнилась картотекой подвижных игр и считалок, атрибутами к играм.

В дальнейшем мы планируем изучать речевые подвижные игры других народов, использовать их в образовательной и свободной деятельности детей.

Используемая литература

  1. Интернет - источники:

https://borgul.ru/2016/11/detskie-podvizhnye-igry-narodov-mira.html

2 Власенко Н.Э. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 3-7 лет – Мозырь: Содействие, 2015г.

3 Шамина А.В. Лучшие игры для детей на свежем воздухе. – М.: РИПОЛ-классик, 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Аннотация В данной работе представлены формы развития речи детей, роль познавательно-речевого развития, дидактические игры, как средство развития речи детей дошкольников. В работе использова...

"Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста"

Данный проект актуальный, воспитанникам очень понравилось данное направление!...

«Дидактическая игра, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста».

laquo;Дидактическая игра,  как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»....

Самообразование на тему " Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста"

Овладение правильной связной речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач дошк...

«Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» План по самообразаванию

Цель: Совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по теме «Дидактическая игра, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста&ra...