ПРОЕКТ «Добрый доктор Айболит всех излечит, исцелит!»
проект (старшая, подготовительная группа)

Науменкова Олеся Николаевна

Проект «Добрый доктор Айболит всех излечит, исцелит!» посвящён решению актуальной задачи организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию стремления к здоровому и активному образу жизни.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образованием Администрации города Юрги

«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №31 «Берёзка»

ПРОЕКТ

«Добрый доктор Айболит всех излечит, исцелит!» 

Продолжительность проекта: краткосрочный

img1.jpg

Составитель:

Науменкова Олеся Николаевна,

воспитатель, naumenkova-77@mail.ru

 высшая квалификационная категория

Юрга

2024

Проект «Добрый доктор Айболит всех излечит, исцелит!» посвящён решению актуальной задачи организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию стремления к здоровому и активному образу жизни.

Содержание

1

Введение

4

2

Паспорт проекта

5- 9

3

Заключение

10

4

Библиографический список

11

5

Приложение 1 Загадки о здоровом образе жизни

12 - 13

6

Приложение 2 Анкета для родителей

14-15

8

Приложение 3 Беседа по иллюстрациям «Безопасность в быту»

16

9

Приложение 4 Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»

17

11

Приложение 5 Чтение сказки «Айболит»

 К.И. Чуковского

18

12

Приложение 6 Дидактические игры

19-21

Введение

"Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка –

 это важнейший труд воспитателя"

В.А.Сухомлинский

Детство – это то время, когда через игру маленький ребенок познает мир. Учится ориентироваться не только в пространстве, языке, обществе, но и закладывает основы профориентации. Все представления о разнообразии профессий у дошкольника ограничены его жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Целью  проекта стоит не только более углубленное освещение профессии врача, но и формирование устойчивого стремления к здоровому образу жизни, что на данный момент является актуальным аспектом.

Вопросы формирования у дошкольников основ здорового образа жизни, потребности в ежедневной двигательной деятельности отражены во всех ныне действующих программах воспитания и обучения. Наряду с работой по закаливанию, формированию культурно-гигиенических навыков и основных движений в этих программах ставится задача обучения ребенка заботе о своем здоровье и безопасности.

Проект «Добрый доктор Айболит всех излечит, исцелит!» разработан  на основании ООП программы МБДОУ «ДСКВ № 31 «Берёзка» в соответствии с ФОП и направлен на создание условий  по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. В ходе реализации проекта у дошкольников формируется желание и стремление вести здоровый образ жизни. Проект адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений, а также всем, кто интересуется вопросами безопасности жизнедеятельности, а именно здорового образа жизни.

ПАСПОРТ

проекта «Добрый доктор Айболит всех излечит, исцелит!»

  1. Основные положения

Наименование проекта

«Добрый доктор Айболит всех излечит, исцелит!»

Наименование направления

Познавательно-исследовательский

Разработчики проекта

Науменкова Олеся Николаевна, воспитатель, высшая квалификационная категория

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Нормативные и стратегические документы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «Об образовании в Российской Федерации»

2. «Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации».  Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2003 года № 113;

3. СанПин с 01.01.2021 для детских садов, школ и т.д. (СП 2.4.3648-20)

Ресурсное обеспечение проекта (информационное обеспечение, материально-техническое обеспечение)

Художественная литература, иллюстрации по теме, дидактические игры, ноутбук, аудио и видеозаписи, материалы для творческой работы детей, атрибуты для сюжетно – ролевых игр.

Продукт проекта

Театрализованная постановка «Слава добрым докторам!».

  1. Цель и задачи проекта

Цель: Формировать стремление к здоровому и активному образу жизни.

№п/п

Наименование задачи

Ожидаемые результаты

1

     Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни;

Расширить и обогатить представления детей о профессии медицинских работников, формировать чувство уважения к труду взрослых;

Повысить грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.

- у детей сформировалось представление о гигиенической культуре и наличие потребности в здоровом образе жизни (умения соблюдать режим дня, знания о правильном питании и витаминах и т.п.);

- организация содержательной здоровьесберегающей развивающей среды в группе;

- активная помощь и заинтересованность  родителей в организации работы по оздоровлению детей.

2

     Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.

    Развивать у детей умения выполнять правильно дыхательные гимнастики и упражнения.

    Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, привить любовь к физическим упражнениям.

- снижение заболеваемости и повышение уровня физического развития.

3

Воспитывать сочувствие к больным, желание оказывать им помощь

- у детей развиваются нравственные чувства: взаимопомощь, сочувствие.

  1. Актуальность проекта

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна, ведь только здоровый ребёнок способен на гармоничное развитие. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?

Мы убеждены в том, что потребность заботиться о своем здоровье в человеке надо воспитывать и делать это, как можно раньше. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в дошкольном возрасте важно целенаправленно формировать устойчивые мотивации на здоровый образ жизни.

Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Одним из путей решения этой проблемы является организация работы по воспитанию сознательного отношения к своему здоровью.

  1. Целевые группы

№п/п

Наименование группы

Характеристика проблемы

1

Дети разновозрастной группы  (5-6 лет)

Дети не имеют достаточного представления о своём здоровье и о способах укрепления его.

2

Родители воспитанников

Недостаточно развита система работы с родителями по формированию понимания того, что дошкольникам необходимо заботиться о своем здоровье.  Родители недостаточно компетентны в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.

3

Педагоги ДОО

Самосовершенствование профессионального мастерства.

  1. План реализации проекта

Этапы

Мероприятия реализации

Первый этап –

15 - 17 января 2024г.

Теоретико-методологический и подготовительно-организационный этап

- Обоснование актуальности темы, постановка  цели  и  задач;

-изучить методическую, художественную литературу по теме;

- подобрать иллюстративный материал по данной теме, атрибуты для игровой, познавательной, театрализованной деятельности;

- составить план мероприятий на каждый день;

- анкетирование родителей и привлечение их к совместной работе по воспитанию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста;

Второй этап –

18 января – 24 января 2024 г.

Практический этап

(основной)

Организация и модернизация деятельности:

Познавательная деятельность:

- Рассматривание иллюстраций

 «Безопасность дома».

- Беседы с детьми на темы: «О профессии врача»,

- Чтение: К. Чуковского «Доктор Айболит», К. Чуковский «Мойдодыр» В. Сутеева «Про бегемота, который боялся прививок», М.Михалкова «Прививка», В. Берестовой «Больная кукла», Е. Благиной «Больной зайка».

- Загадки на тему «Фрукты и овощи», «Предметы личной гигиены».

- Прослушивание композиции П. Чайковского «Болезнь куклы»

- Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека», «Магазин полезных продуктов».

Дидактические игры: «Моё тело», «Пирамида здоровья», «Полезные продукты», «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Подвижные игры: «Весёлые ребята»,

«Ловишки», «Волк, который час?» и др.

Пальчиковые игры:

«Огород», «Компот».

Зрительная гимнастика «Терем-теремок»        

Дыхательная гимнастика:

«Надуй шарик», «Перо».

Художественная деятельность:

Рисование по замыслу на тему «Медицина»

Лепка «Витаминки»

Работа с родителями: 

Беседы: «Здоровый ребёнок», «Красивая осанка – залог здоровья»

Памятки «Питание ребёнка»

Разработка: Театрализованная постановка «Слава добрым докторам!»

Третий этап –

25 – 26 января 2024г.

Обобщающий этап

Систематизация материалов по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

Представление и распространение

опыта:

- Городской конкурс среди педагогов «Путь к здоровью»

- Конкурс МБДОУ «ДСКВ №31 «Берёзка» - «Лучшее воспитательное событие «Безопасность и дети»»

Заключение

Проект «Добрый доктор Айболит всех излечит, исцелит!» разрешил проблему, реализовал поставленные задачи. Дети и родители имеют элементарные представления о ценности здоровья. У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах, ухаживать за собой. Так же знают о внешних особенностях строения человека, о поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье. Дети знакомы с правилами личной безопасности в быту, умеют применять полученные знания в игровых ситуациях.

Родители стараются по возможности активно организовывать отдых детей, используя подвижные игры, а так же спортивные игры во время прогулок. Родители выразили желание и приняли участие в изготовлении для группы «Тактильной дорожки» из бросового материала.

После проведенной работы и родители, и дети пришли к выводу о том, что только здоровая семья может по-настоящему быть счастливой и воспитать достойных граждан своей страны.

С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу в данном направлении через совместные мероприятия по формированию культуры здоровья у детей, сохранению и укреплению их здоровья, и использование интегрированного подхода в этом направлении.

Библиографический список

  1. «Комплексные занятия под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой /авт.-сост. Н.Б. Вершинина.-Волгоград:Учитель, 2014.-40 с.
  2. Колесникова, Т «Воспитание у ребёнка потребности быть здоровым»/Т.Колесникова//Дошкольное воспитание.-2007.-№1-С.87
  3. Кудрявцева, В «Физическая культура и развитие здоровья детей»/В.Кудрявцев//Дошкольное воспитание.-2004.-№5.-С.105
  4. Рунова, М «Неделя здоровья (Занятия 1,2. Старший дошкольный возраст)» /М. Рунова, М. Пукинская//Дошкольное воспитание.-2011.-№4.-263с.
  5. Чумаков, Б.Н. «Основы здорового образа жизни»:учеб.пособие/Б.Н.Чумаков.- М.; Пед.о-во России, 2008.-416с.

Электронные ресурсы

  1. https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-igr-po-zozh-1485400.html
  2. https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-besed-o-zdorove-v-starshei-grupe.html

Приложение 1

Загадки о здоровом образе жизни

C:\Users\User\Desktop\1676410657_gas-kvas-com-p-milo-detskii-risunok-3.jpg

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло)

C:\Users\User\Desktop\20124132057315190.jpg

Там, где губка не осилит,

Не домоет, не до мылит,

На себя я труд беру:

Пятки, локти с мылом тру,

И коленки оттираю,

Ничего не забываю. (Мочалка)

C:\Users\User\Desktop\b247b66350c38e5a5d2f3ccb4d658af5.png

Хвостик из кости,

А на спинке – щетинка.

(Зубная щётка)  

C:\Users\User\Desktop\kisspng-towel-banya-clip-art-towel-5abd504360d7b6.3328812515223562913967.jpg

Вытираю я, стараюсь

После бани паренька.  

Всё намокло, всё измялось

Нет сухого уголка. (Полотенце)  

C:\Users\User\Desktop\13-1024x767.gif

Хожу, брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (Расчёска)  

Дождик тёплый и густой,C:\Users\User\Desktop\1401733_11.png

Этот дождик не простой.

Он без туч, без облаков,

Целый день идти готов. (Душ)

C:\Users\User\Desktop\7349e3ea4362290eadf30f432bfe9242.jpg

 Чтобы волосы блестели

И красивый вид имели,

Чтоб сверкали чистотой,

Мною их скорей помой. (Шампунь)  

C:\Users\User\Desktop\specchiera-da-parete-rossa-con-cornice-decorata-neve-made-in-italia-1.jpg

Не смотрел в окошко –

 Был один Антошка.

Посмотрел в окошко –

Там второй Антошка.

Что это за окошко, Picture background

Куда смотрел Антошка? (Зеркало)  

Грязнулю всегда выручает ... (Вода)

C:\Users\User\Desktop\360_F_232285901_IWu76v7re1c3RpvmvWNrLKgJmepkXmyg.jpg

 Мойдодыру я родня,

Отверни-ка ты меня,

И холодною водою

Живо я тебя умою. (Кран с водой)  

C:\Users\User\Desktop\pngtree-hand-drawn-blue-comb-illustration-png-image_4501971.jpg

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (Гребешок)  

Приложение 2

Анкета для родителей

«Здоровый образ жизни в вашей семье»

1.Утро в вашей семье всегда начинается с зарядки?  ДА НЕТ

 2.Проводятся ли в вашей семье закаливающие процедуры?

ДА НЕТ какие: _______________________

3.Занимается ли ребенок в спортивной секции?

ДА НЕТ какой: _______________________

4.Вашей семье сложно придерживаться здорового питания? Вы любите себя побаловать чипсами и т.д?  ДА НЕТ___________________

5. В выходные Вы всегда находите время для прогулок с ребенком по парку, на детской площадке или загородом? ДА НЕТ

6. В детский сад Вы ходите пешком, чтобы подышать воздухом? ДА НЕТ

7. Перед сном Ваш ребенок чистит зубки? ДА НЕТ

8. Ваш ребенок ложится спать в одно и то же время?

21.00; 21.30; 22.00; 22.30; 23.00; как получится.

9.На что, по Вашему мнению, должны обратить особое внимание воспитатели, сотрудники детского сада, заботясь о здоровье и физическом воспитании ребенка? _____________________________

10.Какие меры ВЫ предпринимаете с целью укрепления здоровья Вашего ребенка?

-Посещение врачей

-Занятие физическими упражнениями

-Закаливание

-Дыхательная гимнастика

-Массаж

-Прогулка на свежем воздухе

-Правильное питание

 -Другое___________________________________

11.Что для Вас является основным источником получения информации о возможностях физического развития и оздоровления ребенка?

В детском саду:

 -Педагоги

-Медицинские работники

-Родители других детей

-Наглядно-текстовая информация

-Другое_______________________________

Вне детского сада: 

-Средства массовой информации

 -Интернет

-Собственный жизненный опыт

-Советы родителей, друзей, знакомых

 -Консультации специалистов в области медицины

-Другое________________________________

12.В какой информации в данной области Вы нуждаетесь?

-Профилактика простудных заболеваний

-Организация рационального питания

-Двигательный режим ребенка дошкольного возраста

-Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей

-Закаливание ребенка дошкольного возраста

-Режим дня дошкольника -Физическая и психологическая готовность к школе

 -Другое___________________________________

Приложение 3

Беседа по иллюстрациям "Безопасность в быту"

Цель: формирование первоначальных навыков безопасного поведения в быту.

Задачи:

- обобщать представления детей о правилах безопасного поведения;
- закрепить представления детей о предметах, опасных для жизни и здоровья, с которыми они встречаются в быту, закреплять правила пользования ими;

- способствовать развитию умений избегать опасных ситуаций во время пребывания дома;

- прививать чувство безопасности в быту.

Приложение 4

Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»

Цель: закрепить и систематизировать знания детей о профессии врача,  о работе поликлиники.

Задачи:

Образовательные

1.     Формировать представление о целостности картины мира и расширение кругозора;

2.     Обогащать представление детей о медицинской профессии;

3.     Продолжать формировать навыки самообслуживания.

Развивающие:

1. Развивать внимание и целостность восприятия детей обогащать представления детей о профессиях.

2. Формировать у детей умение принимать на себя игровую роль (доктор, пациент).

3. Побуждать детей обыгрывать сюжет знакомой игры «Больница», используя знакомые медицинские инструменты (игрушечные).

4. Способствовать возникновению ролевого диалога.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважение к труду взрослых.

2. Формировать бережное отношение к своему здоровью, умение проявлять чуткость, заботу к заболевшему человеку.

Словарная работа: Пациент, полис, регистратура, регистратор, аптекарь, окулист, педиатр, хиру

Приложение 5

Чтение сказки «Айболит» К.И. Чуковского

Цель: Познакомить детей со сказкой "Айболит".

Программные задачи.

1.  Учить отвечать на вопросы по тексту сказки, передавать свое отношение к поступкам героев, рассуждать, высказывать свою точку зрения.

2. Вызывать эмоциональный отклик, желание поиграть с игрушкой на тему услышанного, предоставлять возможность договаривать слова.

3. Воспитывать интерес к творчеству К.И. Чуковского.

Словарная работа: гоголь-моголь, Лимпопо, Занзибар, Калахари.

Приложение 6

Дидактические игры

Игра «Моё тело»

Цель: Закрепить представления детей о частях тела человека

Ход игры: 

Воспитатель: Ребята, пожалуйста, подойдите к зеркалу. Каждый из вас видит себя в зеркале каждый день, но как часто мы задумываемся о том, как устроен человек? Давайте немного с вами поиграем и вспомним основные части тела человека. Я буду называть слова, а вы должны будете поменять одну или несколько букв в слове, чтобы у нас получилось название одной из частей тела человека. После того, как вы справитесь с заданием, нам необходимо будет вместе показать эту часть тела на карточке.

Давайте начнем: Соловушка – Головушка, Бобик – Лобик, Кокосик – Носик, Комочки – Щечки , Дубы – Зубы , Краски – Глазки, Сестрички – Реснички , Непослушки – Ушки, Индейка – Шейка, Кузнечики – Плечики, Хватучки – Ручки, Мальчики – Пальчики,  Уточка – Грудочка ,  Бегемот – Живот, Олени – Колени,  Сапожки – Ножки .

Игра  «Полезные продукты»

Цель:  закрепление представлений детей о том, что существуют полезные и вредные продукты для зубов, сформировать понятие о том, что здоровье зубов зависит и от пищи, которую мы принимаем. Способствовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью.

Оборудование:

Два игровых поля: на одном игровом поле изображен здоровый улыбающийся зубик, на другом игровом поле изображен больной плачущий зубик; набор карточек с изображением полезных и вредных для зубов продуктов.

Игра «Пирамида здоровья»

Цель: уточнить и закрепить первичные представления детей о факторах формирующих культуру здоровья.

Задачи:

 - Продолжать формировать: знания детей о здоровье и факторах его формирующих, умения, навыки, привычки здорового образа жизни.

- Закрепить представления о витаминах и их значение для определённого органа человека.

-Упражнять в умении правильно оценивать факторы, как укрепляющие, так и разрушающие здоровье, классифицировать продукты .

- Развивать речевую активность детей.                                   

- Воспитывать в детях осознанное, ответственное отношение к своему здоровью, силу духа и силу воли.

Предварительная работа:

Знакомство детей с основными факторами, формирующими здоровье: движение, здоровое питание, употребление витаминов, использование закаливающих процедур, выполнение оздоровительных упражнений и полноценный сон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в подготовительной группе «Доктор Айболит - всех излечит, исцелит»

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни...

НОД в подготовительной группе Тема: «Доктор Айболит - всех излечит, исцелит»

НОД в подготовительной группеТема: «Доктор Айболит - всех излечит, исцелит»...

проект "Добрый доктор Айболит"

проект по ЗОЖ в средней группе ДОУ...

Проект «Добрый доктор Айболит всех излечит, исцелит» для детей средней группы

Целью нашего проекта стоит не только более углубленное освещение профессии врача, но и формирование устойчивого стремления к здоровому образу жизни, что на данный момент является актуальным ...

Сценарий познавательного развлечения: «Добрый доктор Айболит, всех излечит, исцелит» во второй группе раннего возраста

Цель: формирование первичных представлений о компонентах здорового образа жизни Программные задачи: Воспитывать культурно-гигиенические навыки; дружеское отношение друг к другу. Формировать элементарн...