ПРОЕКТ «Добрый доктор Айболит всех излечит, исцелит!»
проект (старшая, подготовительная группа)
Проект «Добрый доктор Айболит всех излечит, исцелит!» посвящён решению актуальной задачи организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию стремления к здоровому и активному образу жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dobryy_doktor_aybolit_vseh_izlechit_istselit_-_kopiya.docx | 637.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образованием Администрации города Юрги
«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №31 «Берёзка»
ПРОЕКТ
«Добрый доктор Айболит всех излечит, исцелит!»
Продолжительность проекта: краткосрочный
Составитель:
Науменкова Олеся Николаевна,
воспитатель, naumenkova-77@mail.ru
высшая квалификационная категория
Юрга
2024
Проект «Добрый доктор Айболит всех излечит, исцелит!» посвящён решению актуальной задачи организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию стремления к здоровому и активному образу жизни.
Содержание
1 | Введение | 4 |
2 | Паспорт проекта | 5- 9 |
3 | Заключение | 10 |
4 | Библиографический список | 11 |
5 | Приложение 1 Загадки о здоровом образе жизни | 12 - 13 |
6 | Приложение 2 Анкета для родителей | 14-15 |
8 | Приложение 3 Беседа по иллюстрациям «Безопасность в быту» | 16 |
9 | Приложение 4 Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника» | 17 |
11 | Приложение 5 Чтение сказки «Айболит» К.И. Чуковского | 18 |
12 | Приложение 6 Дидактические игры | 19-21 |
Введение
"Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка –
это важнейший труд воспитателя"
В.А.Сухомлинский
Детство – это то время, когда через игру маленький ребенок познает мир. Учится ориентироваться не только в пространстве, языке, обществе, но и закладывает основы профориентации. Все представления о разнообразии профессий у дошкольника ограничены его жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Целью проекта стоит не только более углубленное освещение профессии врача, но и формирование устойчивого стремления к здоровому образу жизни, что на данный момент является актуальным аспектом.
Вопросы формирования у дошкольников основ здорового образа жизни, потребности в ежедневной двигательной деятельности отражены во всех ныне действующих программах воспитания и обучения. Наряду с работой по закаливанию, формированию культурно-гигиенических навыков и основных движений в этих программах ставится задача обучения ребенка заботе о своем здоровье и безопасности.
Проект «Добрый доктор Айболит всех излечит, исцелит!» разработан на основании ООП программы МБДОУ «ДСКВ № 31 «Берёзка» в соответствии с ФОП и направлен на создание условий по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. В ходе реализации проекта у дошкольников формируется желание и стремление вести здоровый образ жизни. Проект адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений, а также всем, кто интересуется вопросами безопасности жизнедеятельности, а именно здорового образа жизни.
ПАСПОРТ
проекта «Добрый доктор Айболит всех излечит, исцелит!»
- Основные положения
Наименование проекта | «Добрый доктор Айболит всех излечит, исцелит!» |
Наименование направления | Познавательно-исследовательский |
Разработчики проекта | Науменкова Олеся Николаевна, воспитатель, высшая квалификационная категория |
Участники проекта | Дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги. |
Нормативные и стратегические документы | 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «Об образовании в Российской Федерации» 2. «Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации». Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2003 года № 113; 3. СанПин с 01.01.2021 для детских садов, школ и т.д. (СП 2.4.3648-20) |
Ресурсное обеспечение проекта (информационное обеспечение, материально-техническое обеспечение) | Художественная литература, иллюстрации по теме, дидактические игры, ноутбук, аудио и видеозаписи, материалы для творческой работы детей, атрибуты для сюжетно – ролевых игр. |
Продукт проекта | Театрализованная постановка «Слава добрым докторам!». |
- Цель и задачи проекта
Цель: Формировать стремление к здоровому и активному образу жизни.
№п/п | Наименование задачи | Ожидаемые результаты |
1 | Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни; Расширить и обогатить представления детей о профессии медицинских работников, формировать чувство уважения к труду взрослых; Повысить грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников. | - у детей сформировалось представление о гигиенической культуре и наличие потребности в здоровом образе жизни (умения соблюдать режим дня, знания о правильном питании и витаминах и т.п.); - организация содержательной здоровьесберегающей развивающей среды в группе; - активная помощь и заинтересованность родителей в организации работы по оздоровлению детей. |
2 | Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур. Развивать у детей умения выполнять правильно дыхательные гимнастики и упражнения. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, привить любовь к физическим упражнениям. | - снижение заболеваемости и повышение уровня физического развития. |
3 | Воспитывать сочувствие к больным, желание оказывать им помощь | - у детей развиваются нравственные чувства: взаимопомощь, сочувствие. |
- Актуальность проекта
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна, ведь только здоровый ребёнок способен на гармоничное развитие. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?
Мы убеждены в том, что потребность заботиться о своем здоровье в человеке надо воспитывать и делать это, как можно раньше. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в дошкольном возрасте важно целенаправленно формировать устойчивые мотивации на здоровый образ жизни.
Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Одним из путей решения этой проблемы является организация работы по воспитанию сознательного отношения к своему здоровью.
- Целевые группы
№п/п | Наименование группы | Характеристика проблемы |
1 | Дети разновозрастной группы (5-6 лет) | Дети не имеют достаточного представления о своём здоровье и о способах укрепления его. |
2 | Родители воспитанников | Недостаточно развита система работы с родителями по формированию понимания того, что дошкольникам необходимо заботиться о своем здоровье. Родители недостаточно компетентны в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников. |
3 | Педагоги ДОО | Самосовершенствование профессионального мастерства. |
- План реализации проекта
Этапы | Мероприятия реализации |
Первый этап – 15 - 17 января 2024г. Теоретико-методологический и подготовительно-организационный этап | - Обоснование актуальности темы, постановка цели и задач; -изучить методическую, художественную литературу по теме; - подобрать иллюстративный материал по данной теме, атрибуты для игровой, познавательной, театрализованной деятельности; - составить план мероприятий на каждый день; - анкетирование родителей и привлечение их к совместной работе по воспитанию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста; |
Второй этап – 18 января – 24 января 2024 г. Практический этап (основной) | Организация и модернизация деятельности: Познавательная деятельность: - Рассматривание иллюстраций «Безопасность дома». - Беседы с детьми на темы: «О профессии врача», - Чтение: К. Чуковского «Доктор Айболит», К. Чуковский «Мойдодыр» В. Сутеева «Про бегемота, который боялся прививок», М.Михалкова «Прививка», В. Берестовой «Больная кукла», Е. Благиной «Больной зайка». - Загадки на тему «Фрукты и овощи», «Предметы личной гигиены». - Прослушивание композиции П. Чайковского «Болезнь куклы» - Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека», «Магазин полезных продуктов». Дидактические игры: «Моё тело», «Пирамида здоровья», «Полезные продукты», «Что такое хорошо и что такое плохо?». Подвижные игры: «Весёлые ребята», «Ловишки», «Волк, который час?» и др. Пальчиковые игры: «Огород», «Компот». Зрительная гимнастика «Терем-теремок» Дыхательная гимнастика: «Надуй шарик», «Перо». Художественная деятельность: Рисование по замыслу на тему «Медицина» Лепка «Витаминки» Работа с родителями: Беседы: «Здоровый ребёнок», «Красивая осанка – залог здоровья» Памятки «Питание ребёнка» Разработка: Театрализованная постановка «Слава добрым докторам!» |
Третий этап – 25 – 26 января 2024г. Обобщающий этап | Систематизация материалов по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Представление и распространение опыта: - Городской конкурс среди педагогов «Путь к здоровью» - Конкурс МБДОУ «ДСКВ №31 «Берёзка» - «Лучшее воспитательное событие «Безопасность и дети»» |
Заключение
Проект «Добрый доктор Айболит всех излечит, исцелит!» разрешил проблему, реализовал поставленные задачи. Дети и родители имеют элементарные представления о ценности здоровья. У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах, ухаживать за собой. Так же знают о внешних особенностях строения человека, о поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье. Дети знакомы с правилами личной безопасности в быту, умеют применять полученные знания в игровых ситуациях.
Родители стараются по возможности активно организовывать отдых детей, используя подвижные игры, а так же спортивные игры во время прогулок. Родители выразили желание и приняли участие в изготовлении для группы «Тактильной дорожки» из бросового материала.
После проведенной работы и родители, и дети пришли к выводу о том, что только здоровая семья может по-настоящему быть счастливой и воспитать достойных граждан своей страны.
С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу в данном направлении через совместные мероприятия по формированию культуры здоровья у детей, сохранению и укреплению их здоровья, и использование интегрированного подхода в этом направлении.
Библиографический список
- «Комплексные занятия под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой /авт.-сост. Н.Б. Вершинина.-Волгоград:Учитель, 2014.-40 с.
- Колесникова, Т «Воспитание у ребёнка потребности быть здоровым»/Т.Колесникова//Дошкольное воспитание.-2007.-№1-С.87
- Кудрявцева, В «Физическая культура и развитие здоровья детей»/В.Кудрявцев//Дошкольное воспитание.-2004.-№5.-С.105
- Рунова, М «Неделя здоровья (Занятия 1,2. Старший дошкольный возраст)» /М. Рунова, М. Пукинская//Дошкольное воспитание.-2011.-№4.-263с.
- Чумаков, Б.Н. «Основы здорового образа жизни»:учеб.пособие/Б.Н.Чумаков.- М.; Пед.о-во России, 2008.-416с.
Электронные ресурсы
- https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-igr-po-zozh-1485400.html
- https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-besed-o-zdorove-v-starshei-grupe.html
Приложение 1
Загадки о здоровом образе жизни
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло)
Там, где губка не осилит,
Не домоет, не до мылит,
На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю. (Мочалка)
Хвостик из кости,
А на спинке – щетинка.
(Зубная щётка)
Вытираю я, стараюсь
После бани паренька.
Всё намокло, всё измялось
Нет сухого уголка. (Полотенце)
Хожу, брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расчёска)
Дождик тёплый и густой,
Этот дождик не простой.
Он без туч, без облаков,
Целый день идти готов. (Душ)
Чтобы волосы блестели
И красивый вид имели,
Чтоб сверкали чистотой,
Мною их скорей помой. (Шампунь)
Не смотрел в окошко –
Был один Антошка.
Посмотрел в окошко –
Там второй Антошка.
Что это за окошко,
Куда смотрел Антошка? (Зеркало)
Грязнулю всегда выручает ... (Вода)
Мойдодыру я родня,
Отверни-ка ты меня,
И холодною водою
Живо я тебя умою. (Кран с водой)
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Гребешок)
Приложение 2
Анкета для родителей
«Здоровый образ жизни в вашей семье»
1.Утро в вашей семье всегда начинается с зарядки? ДА НЕТ
2.Проводятся ли в вашей семье закаливающие процедуры?
ДА НЕТ какие: _______________________
3.Занимается ли ребенок в спортивной секции?
ДА НЕТ какой: _______________________
4.Вашей семье сложно придерживаться здорового питания? Вы любите себя побаловать чипсами и т.д? ДА НЕТ___________________
5. В выходные Вы всегда находите время для прогулок с ребенком по парку, на детской площадке или загородом? ДА НЕТ
6. В детский сад Вы ходите пешком, чтобы подышать воздухом? ДА НЕТ
7. Перед сном Ваш ребенок чистит зубки? ДА НЕТ
8. Ваш ребенок ложится спать в одно и то же время?
21.00; 21.30; 22.00; 22.30; 23.00; как получится.
9.На что, по Вашему мнению, должны обратить особое внимание воспитатели, сотрудники детского сада, заботясь о здоровье и физическом воспитании ребенка? _____________________________
10.Какие меры ВЫ предпринимаете с целью укрепления здоровья Вашего ребенка?
-Посещение врачей
-Занятие физическими упражнениями
-Закаливание
-Дыхательная гимнастика
-Массаж
-Прогулка на свежем воздухе
-Правильное питание
-Другое___________________________________
11.Что для Вас является основным источником получения информации о возможностях физического развития и оздоровления ребенка?
В детском саду:
-Педагоги
-Медицинские работники
-Родители других детей
-Наглядно-текстовая информация
-Другое_______________________________
Вне детского сада:
-Средства массовой информации
-Интернет
-Собственный жизненный опыт
-Советы родителей, друзей, знакомых
-Консультации специалистов в области медицины
-Другое________________________________
12.В какой информации в данной области Вы нуждаетесь?
-Профилактика простудных заболеваний
-Организация рационального питания
-Двигательный режим ребенка дошкольного возраста
-Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей
-Закаливание ребенка дошкольного возраста
-Режим дня дошкольника -Физическая и психологическая готовность к школе
-Другое___________________________________
Приложение 3
Беседа по иллюстрациям "Безопасность в быту"
Цель: формирование первоначальных навыков безопасного поведения в быту.
Задачи:
- обобщать представления детей о правилах безопасного поведения;
- закрепить представления детей о предметах, опасных для жизни и здоровья, с которыми они встречаются в быту, закреплять правила пользования ими;
- способствовать развитию умений избегать опасных ситуаций во время пребывания дома;
- прививать чувство безопасности в быту.
Приложение 4
Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»
Цель: закрепить и систематизировать знания детей о профессии врача, о работе поликлиники.
Задачи:
Образовательные
1. Формировать представление о целостности картины мира и расширение кругозора;
2. Обогащать представление детей о медицинской профессии;
3. Продолжать формировать навыки самообслуживания.
Развивающие:
1. Развивать внимание и целостность восприятия детей обогащать представления детей о профессиях.
2. Формировать у детей умение принимать на себя игровую роль (доктор, пациент).
3. Побуждать детей обыгрывать сюжет знакомой игры «Больница», используя знакомые медицинские инструменты (игрушечные).
4. Способствовать возникновению ролевого диалога.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважение к труду взрослых.
2. Формировать бережное отношение к своему здоровью, умение проявлять чуткость, заботу к заболевшему человеку.
Словарная работа: Пациент, полис, регистратура, регистратор, аптекарь, окулист, педиатр, хиру
Приложение 5
Чтение сказки «Айболит» К.И. Чуковского
Цель: Познакомить детей со сказкой "Айболит".
Программные задачи.
1. Учить отвечать на вопросы по тексту сказки, передавать свое отношение к поступкам героев, рассуждать, высказывать свою точку зрения.
2. Вызывать эмоциональный отклик, желание поиграть с игрушкой на тему услышанного, предоставлять возможность договаривать слова.
3. Воспитывать интерес к творчеству К.И. Чуковского.
Словарная работа: гоголь-моголь, Лимпопо, Занзибар, Калахари.
Приложение 6
Дидактические игры
Игра «Моё тело»
Цель: Закрепить представления детей о частях тела человека
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, пожалуйста, подойдите к зеркалу. Каждый из вас видит себя в зеркале каждый день, но как часто мы задумываемся о том, как устроен человек? Давайте немного с вами поиграем и вспомним основные части тела человека. Я буду называть слова, а вы должны будете поменять одну или несколько букв в слове, чтобы у нас получилось название одной из частей тела человека. После того, как вы справитесь с заданием, нам необходимо будет вместе показать эту часть тела на карточке.
Давайте начнем: Соловушка – Головушка, Бобик – Лобик, Кокосик – Носик, Комочки – Щечки , Дубы – Зубы , Краски – Глазки, Сестрички – Реснички , Непослушки – Ушки, Индейка – Шейка, Кузнечики – Плечики, Хватучки – Ручки, Мальчики – Пальчики, Уточка – Грудочка , Бегемот – Живот, Олени – Колени, Сапожки – Ножки .
Игра «Полезные продукты»
Цель: закрепление представлений детей о том, что существуют полезные и вредные продукты для зубов, сформировать понятие о том, что здоровье зубов зависит и от пищи, которую мы принимаем. Способствовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью.
Оборудование:
Два игровых поля: на одном игровом поле изображен здоровый улыбающийся зубик, на другом игровом поле изображен больной плачущий зубик; набор карточек с изображением полезных и вредных для зубов продуктов.
Игра «Пирамида здоровья»
Цель: уточнить и закрепить первичные представления детей о факторах формирующих культуру здоровья.
Задачи:
- Продолжать формировать: знания детей о здоровье и факторах его формирующих, умения, навыки, привычки здорового образа жизни.
- Закрепить представления о витаминах и их значение для определённого органа человека.
-Упражнять в умении правильно оценивать факторы, как укрепляющие, так и разрушающие здоровье, классифицировать продукты .
- Развивать речевую активность детей.
- Воспитывать в детях осознанное, ответственное отношение к своему здоровью, силу духа и силу воли.
Предварительная работа:
Знакомство детей с основными факторами, формирующими здоровье: движение, здоровое питание, употребление витаминов, использование закаливающих процедур, выполнение оздоровительных упражнений и полноценный сон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД в подготовительной группе «Доктор Айболит - всех излечит, исцелит»
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни...
НОД в подготовительной группе Тема: «Доктор Айболит - всех излечит, исцелит»
НОД о здоровом образе жизни....
НОД в подготовительной группе Тема: «Доктор Айболит - всех излечит, исцелит»
НОД в подготовительной группеТема: «Доктор Айболит - всех излечит, исцелит»...
проект "Добрый доктор Айболит"
проект по ЗОЖ в средней группе ДОУ...
Проект «Добрый доктор Айболит всех излечит, исцелит» для детей средней группы
Целью нашего проекта стоит не только более углубленное освещение профессии врача, но и формирование устойчивого стремления к здоровому образу жизни, что на данный момент является актуальным ...
Сценарий познавательного развлечения: «Добрый доктор Айболит, всех излечит, исцелит» во второй группе раннего возраста
Цель: формирование первичных представлений о компонентах здорового образа жизни Программные задачи: Воспитывать культурно-гигиенические навыки; дружеское отношение друг к другу. Формировать элементарн...