Проект познавательно-творческий «Овощи и фрукты, полезные продукты»
проект (средняя группа)
Проект познавательно-творческий «Овощи и фрукты, полезные продукты»
с детьми средней группы (от 4 до 5 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 959.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект познавательно-творческий «Овощи и фрукты, полезные продукты»
с детьми средней группы (от 4 до 5 лет)
Воспитатель: Богомолова
Людмила Николаевна
Познавательно-творческий проект:
«ОВОЩИ И ФРУКТЫ – ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ»
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Тип проекта: Познавательно-творческий.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Актуальность проекта:
Каждый человек должен любить и беречь природу. А прививать любовь к ней нужно с раннего детства. Вот и в детском саду мы постоянно обращаемся к этой проблеме, рассматривая её с детьми со всех возможных сторон.
Природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Особенно щедра на подарки осень. Дети среднего дошкольного возраста начинают знакомиться с такими понятиями, как овощи и фрукты, а сколько вкусных фруктов и овощей созревает у людей в огородах, в садах. Для многих детей эти понятия неразделимы, им очень сложно классифицировать данные предметы по месту произрастания. В то же время дети должны понять, что овощи и фрукты очень полезны для здоровья, так как в них очень много витаминов, которые позволяют им лучше расти и развиваться. Умение классифицировать, сравнивать и обобщать способствует умственному развитию детей.
Именно поэтому мы с ребятами и родителями взялись реализовать данный проект. Дети закрепят названия овощей и фруктов, где они растут, познакомятся с профессиями садовода и овощевода, узнают, что можно приготовить из овощей, фруктов.
Работа над проектом направлена:
- на систематизирование и расширение знаний детей об овощах и фруктах;
- ознакомление детей с витаминами, раскрытие их значение для здоровья человека;
- на закрепление знаний о гигиене питания и бережном отношении к своему здоровью;
- проект объединит воспитателей, родителей и детей в совместной творческой работе.
Цель:
Расширение у детей представления о витаминах, их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах и фруктах.
Задачи:
Обучающие:
- Учить детей различать, называть и классифицировать овощи и фрукты, используя для распознавания различные анализаторы;
- учить описывать внешний вид овощей и фруктов, делать простые выводы о произрастании овощей и фруктов;
- формировать интерес к произведениям русского фольклора об овощах, фруктах (загадки, пословицы, поговорки);
- формировать у детей знания о пользе витаминов во фруктах и овощах, их значение для здоровья человека;
- формировать знания о правильном обращении с ножом, кухонным инвентарем в целях безопасности детей.
Развивающие:
-развивать устойчивый интерес к окружающему миру;
- развивать у детей знания о фруктах, овощах, их способе произрастания (сад, огород);
- развивать сенсорные навыки детей;
- развивать творческие способности в процессе решения проблемных смоделированных ситуаций, в процессе поисковой деятельности.
-развивать речь, словарный запас;
-развивать познавательный интерес детей.
Воспитательные:
- формировать знания о гигиене питания и бережное отношение к своему здоровью;
- формировать умение проявить творческую инициативу, эмоциональную восприимчивость;
- формировать у детей бережное отношение к природе, уважение к труду взрослых.
- объединить в общей творческой деятельности: педагога, родителей и детей;
Предполагаемый результат реализации проекта:
1. Знание и умение детьми называть, классифицировать овощи, фрукты.
2. Знание, где растут овощи, фрукты, о витаминах, содержащихся в них, и их значение для здоровья организма.
3. Практические навыки по приготовлению салатов, что можно приготовить из овощей, фруктов;
4. Повышение речевой активности, активизация словаря по темам: «Фрукты и овощи», «Золотая осень», «Труд людей осенью».
5. Родители грамотно и творчески отнесутся к вопросам правильного питания и воспитания здорового образа жизни у своих детей.
Подготовительный этап
Воспитатели:
1. Формулировка цели и разработка задач;
2. Составление плана основного этапа проекта;
3. Подбор литературы по выбранным темам;
4. Подбор дидактических игр, иллюстративного материала по теме.
5. Подбор аудиозаписей: осенний лес, детские песни про осень.
Дети:
1. Подбор книг для мини-библиотеки;
2. Рассматривание плакатов с изображением овощей и фруктов; муляжей овощей и фруктов; свежих овощей и фруктов; вареных овощей и фруктов для салата, кухонного инвентаря;
3. Беседа о здоровье, о пользе овощей и фруктов.
4. Беседа о правильном обращении с ножом, кухонным инвентарем в целях безопасности детей.
Родители:
1. Беседа с родителями о предстоящем проекте, необходимости их участия в нем.
2. Список художественных произведений для совместного чтения, просмотра мультипликационных фильмов, обсуждения.
Создание развивающей среды:
• Внести в группу наглядный материал по темам «Фрукты», «Овощи».
• Пополнить уголок книги следующими произведениями: Ю. Тувима «Овощи», «Мешок яблок» В. Сутеева, «Сказка про фрукты» Е. Бацевой, «Вершки и корешки» русская народная сказка, «Пых».
• Внести дидактические и настольные игры: «Фрукт или овощ?», «Четвертый лишний», «Цвет, форма, размер», «Разрезные картинки» и др.
• Предоставить раскраски на темы «Овощи и фрукты», «Листья».
Основной этап:
- Беседы: «Что нам осень принесла?», «Об овощах и фруктах», «Что такое огород и что на нём растёт» , «Труд людей осенью», «Овощи и фрукты - самые полезные продукты»,
- НОД по ознакомлению с окружающим:
«Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке» - Дидактические, игры:
«Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть?», «Чудесный мешочек»,
«Что сажают в огороде», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Четвертый лишний», «Найди, что покажу», «Отгадай овощ или фрукт на вкус».
- Настольные игры:
«Фрукт или овощ?», «Цвет, форма, размер», «Разрезные картинки», «Сад-огород», «Домино», пазлы: «Фрукт или овощ?».
- Подвижные игры:
«Собери урожай», «У медведя во бору», «Огуречик - огуречик», «Урожай», «Картошка», «Солнышко и дождик», «Овощи или фрукты», «Собираем урожай на даче» , «Апельсин».
- Хороводные игры:
«Урожай», «Овощи». «Огородный хоровод», «Дождик», «Горошина».
- Дыхательные игры:
Упражнения: «Горячий суп», «Вкусный запах»
Игры: «Отгадай, что за овощ», «Отгадай, что за фрукт»
- Чтение художественной литературы:
Ю. Тувим «Овощи», Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники», В. Коркина «Что растет на нашей грядке?», Л.Н. Толстой «Косточка», М.Моравская «Апельсиновые корки», С. Черный «Загадка», «Картошка» Сказка Г.Х.Андерсена, Л. Толстой «Старик сажал яблони», Сухомлинский В. «Внучка старой вишни». Свинцов В. «Сказка про яблоньку».
- Чтение и обыгрывание:
Сказка В. Сутеева «Яблоко». Русские народные сказки: «Репка», «Вершки и корешки».
Чтение и разучивание:
- стихотворений об осени, об овощах и фруктах; стихотворение - считалка: Г. Сапгир «Садовник»; пословицы, поговорки, потешки.
- Загадывание загадок по темам: «Овощи», «Фрукты».
- Театрализованная игра: «Во саду ли, в огороде».
- Лепка: «Большие и маленькие морковки» «Яблочки для Умки»
- Рисование: «Любимые овощи и фрукты на тарелочке»
- Аппликация: «Заготовки на зиму».
- Пальчиковая гимнастика:
«Капуста», «Компот», «Варим щи».
- Пальчиковый театр - сказка: «Репка».
- Прослушивание аудиозаписей по теме.
Просмотр презентации « Во саду ли, в огороде», «Овощи, фрукты».
- Сбор урожая в огород.
Самостоятельная деятельность детей:
• Сюжетно-ролевые игры: «Семья, сюжеты: «Делаем салат», «Готовим с мамой обед», «Варим компот из фруктов»; «Магазин овощей», «Машины везут фрукты в магазин».
• Рассматривание картинок, плакатов, с изображением овощей, фруктов.
- Сбор листьев для гербария.
- Раскрашивание раскрасок: осенние листья, «На яблоне поспели яблоки».
- Работа с трафаретами «Овощи, фрукты», в уголке творчества.
Взаимодействие с семьей:
- Пополнение родителями уголка природы муляжами овощей, фруктов (вязаными).
- Совершение родителями и детьми прогулок в сад и огород (по возможности, наблюдение за работами на огородах и в садах).
- Консультация для родителей: «Овощи и фрукты – витаминные продукты».
- Итоговое мероприятие:
- Развлечение: «Осень - капризка ».
Заключительный этап:
- Оформление памятки в родительский уголок «Здоровая пища»;
- Папка - передвижка «Вкусные загадки»;
- Рекомендации по теме: «Овощи, фрукты: развивающие игры»
- Картотека по лексической теме: «Овощи».
- Результаты проекта.
- 1. Расширились и обогатились знания детей о фруктах, овощах, грибах.
- 2. Пополнился словарный запас детей.
- 3. Расширились коммуникативные и творческие способности детей.
Заключение:
Таким образом, в результате проведенной работы по теме «Овощи, фрукты - полезные продукты», которая дает возможность ребенку экспериментировать, систематизировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, у детей повысился уровень познавательного развития по данной теме, у них улучшился аппетит, они охотнее стали кушать супы, овощи и фрукты. Большинство детей освоили правила приема пищи, у них сформированы основы культуры поведения за столом. Дети поняли, что овощи и фрукты – важные продукты на нашем столе. Ребята научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи по результатам своих экспериментов. Совместная деятельность воспитателя, родителей и детей более сплотила наш детско-взрослый коллектив. Большинство родителей пришли к выводу, что работа над проектом «Овощи и фрукты – полезные продукты» помогла им решить многие проблемы с организацией здорового питания.
Используемая литература литература
1.. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду»-
М: «Просвещение», 1999 г.
2 О. Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ- Волгоград:
«Учитель», 2008 г.
3 О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой»
5 А. А. Вахрущев, Е. Е. Кочемасова, Ю. А. Акимова, И. К. Белова.
Здравствуй мир! Для воспитателей учителей и родителей Москва «Баласс»
2001г.
6.О. С Ушакова Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет Творческий
центр Москва 2010
Приложение:
Беседы:
«Что нам осень принесла»
для средней группы
Цель: дополнить и обобщить знания детей по теме «Осень».
Задачи:
Образовательные. Расширять и активизировать словарь по теме «Осень»;учить образовывать прилагательные от существительных.
Развивающие. Развивать умение отгадывать загадки. Развивать логическое мышление, память, внимание.
Воспитательные. Воспитывать у детей заботу о своём здоровье.
Материалы и оборудование: магнитофон (мелодия А. Вивальди «Осень»), иллюстрации осенней природы, листья с разных деревьев; муляжи овощей и фруктов по одному на каждого ребенка; две кастрюли; мягкая игрушка медвежонок; муляж мухомора.
Предварительная работа:
- заучивание стихотворений, загадок;
- наблюдения за осенними явлениями в природе на прогулке;
- рассматривание иллюстраций об осени и беседа по их содержанию;
- слушание музыки по данной теме.
Ход беседы.
Организационная часть.
(Звучит музыка А. Вивальди, «Осень»).
- Ребята, слышите? Кто-то в гости к нам пришел…
Тише, тише. Тишина.
Сказка в гости к нам пришла.
Вы, ребята, не шумите!
Сказку нам вы не спугните!
Основная часть.
- Какими словами обычно начинаются сказки? (Ответы детей.) Правильно! Жили-были! Итак, жила-была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение. В волшебной сумочке (показать детям сумочку, украшенную желтыми листочками) хранила она свое главное сокровище – волшебную палочку (достать из сумочки большую кисточку, обвитую золотой ленточкой). Именно волшебная палочка помогала ей творить множество чудес. Дотронется она до листьев и … А вот, что происходит, мы сейчас с вами увидим.
Звучит музыка А. Вивальди, дети рассматривают иллюстрацию «Осень». В это время прочитать стихотворение Ю. Капустина:
В золотой карете, что с конем игривым,
Проскакала Осень по лесам и нивам.
Добрая волшебница все переиначила:
Желтым, красным и оранжевым цветами землю разукрасила.
Жители земные чуду удивляются:
Все кругом искрится, все переливается!
- Осень – настоящая волшебница и очень добрая. Посмотрите, какие замечательные фотографии прислала она нам в подарок. Давайте их внимательно рассмотрим.
- Какую осень мы видим на этих фотографиях? (Золотую.) Какие краски осень нам принесла? Каким цветом деревья осенью? (Ответы детей.)
У меня в руках букет из листьев. Этот лист с березы. Значит он какой? (Березовый.) А этот с клена. Какой он? (Кленовый.) С осины - осиновый, с дуба - дубовый.
Осенью листья падают с деревьев. Как называется это явление природы? Правильно, листопад.
А сейчас давайте поиграем в игру.
Подвижная игра «Послушные листья»
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад,
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят…
(Дети двигаются, изображая падающие листья. Приседают.) Садятся на стульчики.
- Но это еще не все подарки осени. Что созревает в садах и огородах осенью? (овощи и фрукты). А как одним словом сказать? (Урожай). Верно! Сейчас я буду загадывать загадки, попробуйте отгадать!
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а … лук
Из земли за чуб плутовку
Тянем сладкую … морковку.
Он круглый и красный,
Как свет светофора.
Среди овощей
Нет сочней … помидора.
Хоть я и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы меня? Я … свёкла.
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь, правда, вкусная … картошка.
- Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру. Называется она «Сварим компот». Я вам раздам муляжи фруктов и овощей, а повар (выбирается из числа детей) выберет нужные компоненты для компота.
Под музыку повар выбирает детей с нужными муляжами и кладет игрушечные фрукты в кастрюлю. С детьми проверяем правильность выбора. Так же «варим» борщ.
Воспитатель вносит мягкую игрушку медвежонка Мишутку.
Медвежонок. А я тоже хочу сварить себе обед! Из грибов! (достает из кастрюльки мухомор).
- Ребята, съедобный гриб нашел Мишутка? (Нет!) Как он называется? (Мухомор.) Осень дарит людям и грибы. Но, запомни, Мишутка, такие грибы собирать нельзя – они ядовитые. Давайте напомним нашему медвежонку, какие грибы можно собирать (лисички, боровик, опята).
Заключительная часть.
- Какие вы все молодцы! Вспомнили про все подарки Осени.
А что вам сегодня больше всего понравилось? (Ответы детей.)
Беседа: «Что такое огород и что на нём растёт»
Программное содержание:
Систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах; закрепить у детей знания
об огороде; развивать связную речь детей. Расширять словарный запас, обучать навыкам
сравнения, систематизировать представления о признаках объектов. Формировать навыки
самостоятельного проведения классификации; развивать память, мышление, воображение,
речь; воспитывать любовь к огороду.
Ход занятия:
Сегодня мы с вами поговорим об огороде и о том, что на нем растет. Сейчас я буду
загадывать загадки, а вы отгадывать.
- И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом … (картошка)
– Лето целое стараласьОдевалась, одевалась …
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок (капуста)
–Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице (морковь)
–Над землей трава,
Под землей бордовая голова (свекла)
– Растут на грядке
Зеленые ветки,
А на них
Красные детки (помидоры)
–Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым листом (редиска)
– Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…(баклажан)
- Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает (лук)
– Свежий и солёный
Он всегда зеленый (огурец)
- Маленький, горький,
Лучку браток (чеснок)
- Растут на грядке
Зеленые ветки,
А на них
Красные детки (помидоры)
- Только фея может этот овощ превратить в карету (тыква).
- Молодцы ребята! Вы отгадали овощи которые растут в огороде.
- Я вам подготовила сюрпризы – каждый себе выберет понравившийся мешочек, а что в
нём лежит, вы определите на ощупь. (Дети берут по мешочку и, ощупывая овощи, фрукты,
ягоды, называют их, показывают, рассказывают какие они и выкладывают в ряд на столе.
Например: “Это овощ – помидор, он круглый, гладкий, красный, сочный, вкусный,
полезный”)- А теперь поговорим подробнее об огороде. Ребята, а вы знаете, когда сажают
огород? (ответы детей)
- А почему именно в это время года надо сажать? Ребята чтобы посадить огород, что
сначала мы делаем? (ответы детей) .
- А сейчас подойдите ко мне и на чёрном листе ватмана, это будет наш условный
огород, вы вырезанные овощи распределите на грядках, которые выделены белым контуром.
На каждой грядке должны находится овощи определённой культуры.
- Ребята, вы молодцы! Отгадывали загадки, отвечали на вопросы, выполнили все
задания. И теперь вы точно знаете что растёт в огороде. А овощи из огорода мы будем
каждый день видеть на столах нашего детского сада во время обеда.
Беседа «Об овощах и фруктах»
Цель: Уточнять и закреплять представления детей об овощах и фруктах.
Задачи:
1.Образовательная: Учить детей различать овощи и фрукты. Учить узнавать фрукты и
овощи по вкусу, по описанию.
2.Воспитательная: Воспитывать умение слушать и слышать учителя, уважительное
отношение к отвечающему товарищу. Развивать любовь к природе.
3.Развивающая: Развивать мышление ,память, речь, логику. Обогащать и расширять
словарный запас детей. Развивать слуховое восприятие. Учить детей отвечать полными и
развернутыми предложениями. Развивать сенсорное восприятие.
Предварительная работа: Разучивание стихов и загадок по теме
«Овощи — фрукты». Изготовление поделок из фруктов , овощей , природного
материала и участие в выставке «Дары осени». Проведение игры «Угадай на вкус», «Во саду
ли, в огороде».
Словарь: овощ, овощи, фрукт, фрукты, помидор, огурец, морковь, репа, лук, свекла,
арбуз, яблоко , груша, банан, апельсин , компот, сад, огород, садовник, огородник, вкус.
Оборудование: Картинки с изображением сада, огорода, фруктов и овощей. Наборное
полотно. Фрукты и овощи для игры «Угадай на вкус».
Ход занятия:
1 .Организационный момент.
Упражнение на слуховое восприятие.
Педагог здоровается с детьми и говорит: «Сейчас сядет тот , кто повторит за мной и не
ошибется. Помидор, огурец, свекла. Банан, груша, апельсин.» Дети по одному повторяют за
педагогом и садятся, каждый на свое место.
2. Основная часть.
1.Беседа. «Ребята, что мы сейчас с вами называли? (фрукты и овощи) Правильно.
Сегодня мы о них и поговорим на нашем занятии». Беседа с детьми по вопросам:
-Где растут фрукты? (на деревьях, в саду)
-Где растут овощи? (на грядке, в огороде)
- Как называется профессия человека, который выращивает овощи(фрукты)? (садовник,
огородник)
- Как можно использовать овощи (фрукты)? (варить из их суп, солить, готовить салат,
варить компот,делать сок и т.д.)
2.Загадки. Педагог предлагает детям отгадать загадки об фруктах и овощах . Ответы на
их загадки педагог вывешивает на доску в виде картинок.
Как на нашей грядке выросли загадки
Сочные, да круглые. Вот такие крупные.
Летом зеленеют, осенью краснеют(Помидор)
А на этой грядке горькие загадки.
33 одежки и все без застежки.
Кто их раздевает, тот слезы проливает.(Лук)
А на этой грядке длинные загадки.
В этой грядке Дед Мороз
летом прячет красный нос.(Морковь)
Я на солнышко похожа
Я росла на грядке тоже
Сладкая, да крепкая
Называюсь......(Репка)
Весь в пупырышках, зеленый
Я и свежий и соленый.
Осень вкусный удалец
Наш хрустящий …...(Огурец)
Круглое, румяное
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.(Яблоко)
Яркий, сладкий, налитой
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики
А из далекой Африки.(Апельсин)
Игра «4 лишний». Работа с картинками на доске. Педагог оставляет по 4 картинки на
доске, дети выделяют лишнюю картинку по разным признакам (овощ-фрукт, по форме, по
цвету).
Игра «Во саду ли, в огороде». На наборное полотно вывешиваются две картинки с
изображение сада и огорода. Педагог объясняет детям что слева - огород, а справа - сад.
Ребенок выбирает наугад карточку с изображение фрукта или овоща и определяет ,где он
растет, поставив карточку в нужное место на наборном полотне. Все дети играют по
очереди.
III. Физминутка «Компот». Педагог вместе с детьми читает стихотворение и выполняет
соответствующие действия:
Будем мы варить компот.
Фруктов много нужно. Вот.
Будем яблоки рубить.
Будем грушу мы крошить.
Отожмем лимонный сок.
Слив добавим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.( Н.Нищеева.)
IV. Закрепление.
Игра « Угадай на вкус». Дети с закрытыми глазами пробуют овощи и фрукты и
угадывают по вкусу, проговаривая что это, фрукт или овощ.
Игра « Угадай ,что у меня» Педагог раздает детям картинки с изображение фрукта или
овоща. Каждый ребенок должен описать что у него, так чтоб остальные догадались не видя
его картинки.
V. Итоги занятия.
- О чем мы сегодня с вами говорили, дети? (об овощах и фруктах)
-Где растут фрукты? (на деревьях, в саду)
-Где растут овощи? (на грядке, в огороде)
- Как называется профессия человека, который выращивает овощи(фрукты)? (садовник,
огородник)
Беседа «Овощи и фрукты - самые полезные продукты
Задачи:
- Формировать первоначальные представления о витаминах А, В, С.
- Различать витаминносодержащие продукты питания (овощи, фрукты).
- Познакомить, как витамины влияют на организм человека.
- Вызывать интерес и потребность к правильному питанию.
- Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью,самостоятельность, выдержку.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением продуктов питания;
картинки с изображением различных фруктов и овощей; овощи и фрукты (целые и
нарезанные на дольки), корзинки.
ХОД:
- Ребята, сегодня на занятие к нам пришел гость. Кто это? (Врач).
- Он принес нам подарки. Все они в корзине. А узнаем, что принес нам, когда отгадаем
загадки (яблоко, лук, лимон, огурец, картофель, морковь, свекла).
Я – крепкое, хрустящее,
Чудо настоящее.
Желтое и красное –
Кожица атласная.
А ещё румяное
Детям всем желанное!(яблоко)
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.(Морковь)
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали —
Не одну нашли, а десять!
Как ее названье, дети? (картошка)
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук)
Сложно без неё прожить –
Борщ уж точно не сварить
И не сделать винегрета,
Чтоб был красного он цвета. (Свёкла)
Всем его полезно есть,
Он помощник при простудах,
С ним вкусней, острее блюда.
Отломи скорей зубок – узнаёшь его? (Чеснок)
- Как назовем все, что находится в корзинке? (овощи).
- А что у нас лежит в вазе? (фрукты)
- Ребята, расскажите, для чего нужны овощи и фрукты? (Овощи и фрукты нужны для
того, чтобы кушать, готовить вкусную еду, укреплять здоровье человека витаминами).
- Мы - витамины - не таблетки
И не вкусные конфетки!
Мы живет в продуктах,
Овощах и фруктах.
Мы несем здоровье вам,
Помогаем тут и там.
А сейчас послушаем, что расскажет нам врач о витаминах.
- Витамины бывают в таблетках. Вот такие. А еще они живут в разных продуктах.
Особенно витаминов много в овощах и фруктах, что делает их вкусными и полезными.
Витаминов много, у каждого есть свое имя, все они важные, но самые главные из них – это
витамины А, В, С.
- Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубки, вам нужен
витамин А (дети называют овощи и фрукты, в которых есть витамин А).
- Витамин В помогает работать самому главному нашему органу – сердцу. Он улучшает
настроение. Если вы часто плачете, вам нужен витамин В(называем картинки).
- Витамин С – это витамин здоровья. Он укрепляет весь организм, помогает защититься
от простуды, быть бодрым. Если часто болеете, вам нужен витамин С (показываем и
называем продукты)
- Итог: ребята, все овощи и фрукты очень полезны и витамины в них крепко дружат.
Витамины
необходимы для здоровья человека. Поэтому надо больше есть овощей и фруктов.
Особенно детям, чтобы вырасти крепкими, сильными и здоровыми. Давайте вспомним
пословицы о витаминах и здоровье:
Овощи и фрукты, хлеб да вода – здоровая еда. Яблоко на ужин – и врач не нужен.
Съешь и морковку, коль яблока нет. Кто дружит с овощами и фруктами да чистой водой,
того болезни обходят стороной.
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить и конечно фрукты.
Все без исключения,
В этом нет сомнения!
НОД «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке»
Цель: познакомить детей с понятием витамины, их значением для здоровья человека. Закрепить знания об овощах и фруктах, об их значении в питании. Воспитывать у детей культуру еды, чувство меры, культурно-гигиенические навыки. Развивать логическое мышление, внимание.
Материалы и оборудование: иллюстрации овощей, фруктов, продуктов, волшебный мешочек, кукла Каркуша, корзинки, муляжи овощей и фруктов, фонограмма песни. Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл. Здравствуй, Каркуша!
Каркуша: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Каркуша, а почему ты такая невеселая, вялый?
Каркуша: Ох, ох, ох, я болею.
Воспитатель: И что же у тебя болит, Каркуша?
Каркуша: Все болит от клюва до самого хвоста.
Воспитатель: Надо тебе подлечиться.
Каркуша: Надо, очень надо! Иду в аптеку. Хочу купить много всяких таблеток.
Воспитатель: А от чего тебе нужны таблетки?
Каркуша: От всего: от горла, от пятачка, от уха, от руки, от ноги, от хвостика и много-много еще разных.
Воспитатель: Я знаю, Каркуша, чем ты заболела! Когда весь организм болит - значит, он ослаб, и обязательно для поправки нужны таблетки, только не те, которые продают в аптеке, а те, которые растут на ветках и на грядках. Эти таблетки намного полезнее!
Давайте, ребята, поможем Каркуши.
Дети достают из волшебного мешочка лимон, апельсин, банан, яблоко, огурец, помидор и называют их
Воспитатель: Ребята, чем же мы будем лечить Каркушу?
Ребята: Овощами и фруктами.
Каркуша: Как же они мне помогут?
Воспитатель: Каркуша, даже наши дети знают, что во всех фруктах и овощах находятся очень полезные... Что? Ребята: Витамины.
Воспитатель: Свежие фрукты и овощи можно употреблять сколько хочешь, они заменят самые лучшие таблетки из аптеки. Ребята, а для чего нужны витамины?
Дети: Чтобы укреплялся наш организм, было крепкое здоровье.
Воспитатель: Правильно, витамины укрепляют весь наш организм, организму легче бороться со всякими болезнями. А когда организм здоровый и крепкий, не будет болеть ухо, пятачок, нога, рука и хвостик. Витамины бывают разные. У них, как и у вас, есть имена. Зовут эти витамины так: "А", "В" и "С". Все эти витамины живут в домиках. А домиками для них являются разные продукты, которые мы с вами видим и едим. Дети, посмотрите на эти картинки и назовите продукты, которые здесь изображены
(Дети называют: мясо, рыба, масло, сыр, хлеб, яйца).
Воспитатель: Во всех перечисленных продуктах находятся наши витамины "А", "В" и "С". Поэтому все эти продукты очень важны и полезны для здоровья человека. Но больше всего витаминов в овощах и фруктах. Давайте поближе познакомимся с ними. Посмотрите, в красной одежде нас встречает Витамин "А" (воспитатель показывает картинку).
Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен Витамин "А". Его ещё зовут витамином роста.
Воспитатель: В каких же овощах и фруктах содержится этот полезный Витамин? Отгадайте мои загадки и узнаете .
Красна девица сидит в темнице,
А коса на улице. ( Морковь)
Растут на грядке зелёные ветки,
А на них красные детки.(Помидор)
Он оранжевый снаружи и оранжевый внутри.(Апельсин)
Ещё витамина А много в капусте, тыкве.(Дети находят названные и отгаданные овощи и фрукты) А сейчас нас встречает следующий Витамин "В" в синей одежде (воспитатель показывает картинку).
Если вы хотите быть сильными и иметь хороший аппетит, не хотите огорчаться и плакать по пустякам, быть в хорошем настроении, вам нужен Витамин "В".
Воспитатель: В каких же овощах и фруктах он встречается?
Этот вкусный жёлтый плод к нам из Африки плывёт,
Обезьянам в зоопарке пищу круглый год даёт.(Банан)
Круглое, румяное я расту на ветке,
Любят меня взрослые и маленькие детки(Яблоко)
Ещё витамина В много в свекле и груше.
А вот ещё один полезный витамин "С". Он одет в зелёную одежду (воспитатель показывает картинку).
Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен - Витамин "С". Его называют витамином здоровья.
Воспитатель: В каких же овощах и фруктах встречается этот удивительных витамин?
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слёзы проливает.(Лук)
Маленький и горький луку брат. (Чеснок)
Я людям помогать люблю.
Напиткам вкус я придаю,
На вкус слегка я кисловат,
Но в этом я не виноват.
Я витаминный чемпион,
Зовут меня – синьор лимон.
Также полезно есть ананасы и огурцы.
Но что бы быть здоровым, нужно не только есть овощи и фрукты, но и делать зарядку.
Физкультминутка.
Ребята, пока мы делали зарядку, Каркуша съела все овощи и фрукты.
Каркуша: Вот видите вы говорили выздоровеешь, выздоровеешь, а мне опять плохо!
Воспитатель: Ты, Каркуша, всегда спешишь, не думаешь, что делаешь. Скажи мне, ты руки перед едой мыл? (Нет). Скажи мне, а ты фрукты помыл, прежде чем их съесть? (Нет).Мало того, что ты микробов грязных наелся, ты еще съел целую корзину овощей и фруктов.
А ведь мы договорились, ешь сколько хочешь, но не ешь, сколько видишь!
А ты сколько увидел, столько и съел.
И витамины пошли не на пользу. Теперь точно к врачу нужно бежать .(Каркуша уходит)
Вот какой Каркуша невнимательный. А я сейчас посмотрю, какие вы внимательные
Игра «Что пропало»
Раздаётся телефонный звонок
Воспитатель. Теперь ты ,Каркуша, знаешь,что каждому человеку, чтобы хорошо расти, быть сильным и крепким, не болеть, иметь здоровые зубы, быстрее выздоравливать, нужны витамины, чтобы не болеть, надо есть свежие овощи и фрукты, но нельзя есть много, чтобы не болел живот. Ешь сколько хочешь, а не сколько видишь.
Ребята, наша Каркуша выздоровела , и прислал вам подарок .
Подвижные игры:
«У медведя во бору»
Цель игры: развитие двигательной активности, координации, умения разбегаться и не сталкиваться. Увеличение словарного запаса, умение сосредотачиваться и соотносить действия в соответствии с произносимыми словами, умение быстро реагировать на слова воспитателя. Повышение эмоционального уровня и сплоченности группы.
В игре можно использовать либо полумаску медведя, либо карнавальную шапку или маску медведя.
Ход игры: Медведь садится на корточки и изображает сон (складывает ладошки, наклоняет голову и кладет ладошки под голову). Детки, имитируют прогулку по лесу и сбор грибов и ягод и складывают их в воображаемую корзинку. После того, как воспитатель произносит стишок
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит
И на нас рычит.
и произносит долгий звук «р-р-р-р», дети разбегаются. И кого догонит медведь становится следующим «медведем»
Лучше всего играть, конечно, на прогулке. Там больше места для маневров)). Но если погода не позволяет, можно играть в группе или даже дома. Если игра намечается в группе, воспитатель подготавливает иллюстрации на тему игры: корзина с ягодами и фруктами, лес, медведь в лесу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что изображено на картинках?
Дети: Медведь, лес, деревья, корзинка я ягодами и грибами.
Воспитатель: А как у нас рычит медведь?
Дети: Р-р-р-р-р
Воспитатель: Правильно, молодцы. А как мы вешаем корзинку на руку и собираем грибочки и ягодки:
Дети имитируют действия описанные воспитателем
Воспитатель: умнички. Сейчас я хочу предложить вам поиграть в подвижную игру «У медведя во бору». Смотрите что у меня есть (показываем маску медведя). Чтоб определить кто будет медведем первым мы «посчитаемся».
Дети становятся вокруг воспитателя и он(а) произносит считалочку «Два медведя»:
Сидели
Два медведя
На тоненьком суку,
Мололи
Два медведя
На мельнице муку.
Раз – ку-ку,
Два – ку-ку,
Оба шлепнулись
В муку!
Воспитатель: Первым мишкой стала Даша.
Даша садится и изображает спящего медведя.
Воспитатель: А мы с вами отправляемся в лес к мишке и соберем грибы и ягодки в наши корзинки. (произносит стишок про медведя и рычит). Когда вы запомните слова, то моете вместе со мной повторять. А Когда медведь проснется и зарычит на нас, мы испугаемся и будем разбегаться в разные стороны, чтоб мишка не смог нас поймать. А тот, кого мишка поймает и станет следующим мишкой.
Если ребенок начнет стесняться ловить других детей, его нужно подбодрить и если потребуется, попытаться вместе с ним поймать кого-нибудь из детей.
Подведение итога: выяснить у детей, в чем им было тяжело, что им понравилось, поблагодарить детей за активное участие в игре.
В эту игру можно поиграть и дома всем членам семьи, если обстоятельства заставили вас остаться дома.
«Огуречик - огуречик…»
Цель: укрепить мышцы ног, формировать чувство ритма.
Ход: на одной стороне зала – воспитатель (ловишка), на другой стороне – дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит: Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик,
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
Дети убегают за условную черту, а педагог их догоняет. Воспитатель произносит текст в таком ритме, чтобы дети смогли на каждое слово подпрыгнуть два раза
«Апельсин».
Цель: развивать быстроту и ловкость, проговаривать слова игры.
Ход игры: По считалочке выбирается водящий, дети проговаривают стихотворение:
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка кожура.
Он сердит на нас – беда!
Разбегайтесь, кто куда.
По окончании стихотворения дети разбегаются, а водящий (волк) их ловит.
«Собираем урожай на даче»
Цель: развивать ориентировку в пространстве; умение ритмично, в едином темпе выполнять упражнения в соответствии с зарифмованным текстом; эмоционально окрашивать свои движения; поднять эмоциональный тонус детей с помощью совместной деятельности.
Уезжаем мы на дачу (Дети строятся в колонну.) Чтоб собрать там урожай. Забирай с собой корзины и в вагончики вставай.
Электричка быстро мчится, (Идут с ускорением темпа.) Станцию не прозевай. «Тук-тук-тук» стучат колеса. Друг за другом поспевай!
Замедляем темп движенья, (Идут медленнее, перестраиваются.) Остановка впереди. Кто на дачу собирался? Побыстрее выходи!
Поле целое картошки. (Выполняют наклоны.) Будем мы ее копать. Снизу поддевать лопатой и в ведерко собирать.
Помидоры овощ нежный. (Приседают.) Чтоб сорвать его, присядь. Осторожно с ветки каждой помидоры надо рвать.
Высоко висят на плетях (Вытягиваются вверх.) Молодые огурцы. Сверху собери сначала, ну а плети подвяжи.
Вот капуста раздобрела, (Сидя, наклоняются вперед.) До чего же, хороша! Кочаны вы срежьте снизу и сложите не спеша.
Где растет морковь и свекла? (Поворачиваются в стороны, разводя руки.) Покажите мне, друзья. Справа грядка, слева грядка. Вижу их теперь и я.
Так устали мы на даче, (Лежа, поднимают и опускают руки и ноги.) Что свалились на траву. Кажется, что от работы Просто я сейчас умру.
Но вернулись быстро силы. (Идут по кругу.) Чистым стал наш огород. Овощи в подвал мы сложим, чтоб хранились целый год.
Хороводные игры:
«Урожай».
Цель: координация слова с движениями, закрепление в речи глаголов: « соберем», « натаскаем», « накопаем», « срежем», «нарвем».
« Овощи».
Цель: координация слово с движением, работа над темпом и ритмом речи.
«Дождик».
Цель: координация речи с движениями.
Дыхательное упражнение «Горячий суп»
У каждого ребенка столовая ложка. Дети имитируют процесс еды. Прежде чем «съесть» суп из ложки, дети дуют на него.
Дыхательное упражнение «Вкусный запах»
Логопед дает каждому ребенку понюхать кусочек апельсина. На выдохе ребенок произносит: «Как пахнет!»
Загадки про овощи и фрукты
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя, резкий.
Горький вкус имеет он
Обжигает… не лимон.
(Лук)
В земле сидит дед,
Во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.
(Лук)
В огороде – жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь.
Он как полная луна,
Вкусные в нём семена.
(Тыква)
Золотая голова велика, тяжела;
Золотая голова отдохнуть прилегла;
Голова велика, только шея вот тонка.
(Тыква)
В зелёной палатке
Колобки спят сладко.
Много круглых крошек.
Что это?
(Горошек)
На стебле зелёный крюк,
А на нём висит сундук.
В сундуке восемь ребят
Молча рядышком сидят.
(Горох)
Дом зеленый тесноват:
Узкий длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда -
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.
(Горох)
Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
(Репка)
Желтый мячик в землю врос,
Сверху лишь зеленый хвост.
Держится за грядку крепко
Круглый овощ. Это…
(Репка)
Красна девица сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая.
(Морковь)
Внизу красно, вверху зелено,
В землю вросло.
(Свекла)
Над землей трава,
Под землей бордовая голова.
(Свекла)
Маленький и горький, луков брат.
(Чеснок)
Маленький и горький, луку - брат.
(Чеснок)
Фиолетовый кафтан
Носит овощ …
(Баклажан)
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…
(Баклажан)
На грядочке зелёные,
А в баночке солёные.
(Огурцы)
Без окон без дверей
Полна горница людей.
(Огурец)
Сто одежек -
Все без застежек.
(Капуста)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи -
Меня в них ищи.
(Капуста)
Она прячется от солнца
Под кустом в глубокой норке,
Бурая – не мишка,
В норке - но не мышка.
(Картошка)
Запеканки, драники,
Оладьи и пюре,
Зразы и вареники,
Печёнки в кожуре,
И отличную окрошку
Можно сделать из.
(Картошки)
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры)
Летом, не боясь жары,
Зрели красные шары.
Вызрели как на подбор.
Что за овощ?
(Помидор)
Это вовсе не игрушка -
Ароматная…
(Петрушка)
Кустик с запахом приятным,
Душистым, пряным, ароматным.
Он форму зонтика имеет,
Когда в нем семена созреют.
(Укроп)
В огороде хоть росла,
Знает ноты соль и фа.
(Фасоль)
Первое – нота, второе – то же,
А целое – на боб похоже.
(Фасоль)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И малые детки.
(Яблоко)
Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко.
(Яблоко)
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина)
Длинноножка хвалится –
Я ли не красавица,
В сама – то косточка,
Да красненькая косточка.
(Вишня)
Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный.
(Арбуз)
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар?
(Арбуз)
- Театрализованная игра: «Во саду ли, в огороде».
- Ведущая: Во саду ли, в огороде жили-были веселые овощи и фрукты. Жили, не тужили, хороводы водили:
- Огурец-молодец, Свекла – Фёкла, Редиска – Анфиска, Кабачок-старичок и Тетушка Капуста, Морковь – краса – длинная коса, зеленый дядя Лук со своим братом чесночком.
- Ведущий: К ним ребята приходили, песню хором заводили (выходят дети, поют
- отрывок из сказки «Заяц – огородник» Муз. сборник Соснина.)
- Я пошел взглянуть на грядки, а на грядках беспорядки.
- Не дает расти морковке, куст большой чертополох.
- Проигрыш: дети делают «прополку», поют.
- Если засуха, то в моде. (Дети шагают навстречу друг другу «расческа»)
- Шланг и лейки в огороде. (Останавливаются показывают шланг в ручках)
- Поливаем все подряд, (Вновь «Расческа»).
- Каждый овощ влаге рад. (Выставляют большой пальчик.)
- Проигрыш: (Дети поливают, каждый вокруг своего овоща.)
- Музыка дождя: ребята собираются под зонт.
- Выглянуло солнце: дети идут парами между овощей и поют.
- Дождь и солнце вперемежку.
- В огороде благодать,
- Побежим ка мы с друзьями
- Возле речки погулять.
- Проигрыш: Дети расходятся в разные стороны, образуя затем полукруг.
- Музыкальная тема меняется все, и овощи и фрукты, становятся в хоровод.
Лепка
НОД «Большие и маленькие морковки»
Программное содержание :
- учить детей лепить предметы удлиненной формы, сужающиеся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами;
- закреплять умения детей лепить большие и маленькие предметы, аккуратно обращаться с материалом для лепки;
- развивать детское творчество;
- приобщать детей к изобразительному искусству.
Предварительная работа :
- рассматривание иллюстраций «Овощи» ;
- наблюдения на огороде детского сада за грядками с овощами;
- отгадывание загадок на тему «Осень», «Овощи».
Материалы :
- Игрушечные зайчик ;
- морковь;
- пластилин, доска для лепки (на каждого ребенка);
- иллюстрации с овощами.
Методика проведения НОД
Структура занятия Методы и приемы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Эмоциональное начало Постановка цели 1 вводная часть 2 часть, основная 3 часть, заключительная | В группе на доске висят иллюстрации овощей. Ребята, какое сейчас время года? Ответы детей А что происходит осенью? Ответы детей А еще осенью собирают урожай овощей и фруктов Раздается стук в дверь. Приходит зайчик: - Здравствуйте, ребята! -Ой, ребята, смотрите, зайчик почему-то грустный. Что случилось? - Наступила осень, совсем скоро зима , а у меня совсем мало запасов на зиму! Очень жаль, но мы с ребятами готовы тебе помочь! Ребята, сегодня мы с вами будем лепить овощ. А какой именно овощ, вы узнаете, отгадав загадку: Очень яркая девица Летом прячется в темнице. Любят зайчики и детки В свежем виде и в котлетках. Эта рыжая плутовка Называется... Ответы детей
Правильно, морковка! Ребята, давайте слепим нашему зайке морковок , чтобы ему не было так грустно? А теперь скажите мне, пожалуйста, какого цвета морковь? Ответы детей А где растёт морковь над землёй или под землёй? Ответы детей А кто знает чем полезна морковь? Какая она на вкус? Ответы детей А что можно приготовить из моркови? Ответы детей Вывод: Морковь очень вкусный и полезный овощ. Без него не обходится, практически, ни одно наше блюдо. - Давайте рассмотрим, какая морковь по форме? Ответы детей - Правильно, ребята верхняя часть у моркови овальная, а нижняя вытянутая. Сегодня мы с вами слепим две морковки: большую и маленькую, для нашего зайчика! - Что нам нужно сделать, чтобы слепить две морковки? Ответы детей - На сколько частей нужно разделить пластилин, чтобы получилось две моркови? Ответы детей - А чтобы одна морковь была больше, а другая меньше, как нам нужно разделить пластилин? Ответы детей Что нам нужно сделать в первую очередь? Ответы детей - Какими движениями ладоней, мы скатываем шар? Ответы детей Что нужно сделать, чтобы шар превратился в столбик? Ответы детей А теперь заострим одну часть нашего столбика и посмотрим, что у нас получается? Правильно ребята, молодцы. А теперь ребята, давайте с вами разомнет наши пальчики, чтобы справиться с заданием: Пальчиковая гимнастика Мы капусту рубим, Ритмичные удары ребром ладоней по столу. палец трутся о обеими руками. ладоней по друга. палец трутся о столу. Молодцы! А сейчас приступайте к работе! контролирую процесс лепки, при необходимости помогаю детям, оказавшимся в затруднении. На протяжении занятия слежу за осанкой. Предлагаю заканчивать лепить. Когда дети закончат рисовать провести обсуждение работ, анализ детских работ. Ребята, сегодня мы с вами лепили морковки для нашего гостя! Как вы думаете, зайчику понравятся такие морковки? А какие морковки понравились вам больше всего? Почему? Молодцы! Эти морковки мы отдадим нашему зайчику, чтобы он не грустил! И поблагодарим его, что пришел к нам в гости!!! | Осень листочки изменили свой цвет, птицы и звери готовятся к зиме Морковка Оранжевая, красная Под землей Есть в ней витамины, сладкая на вкус Суп, салат Овальная Разделить пластилин На 2 части Одна часть будет побольше, другая поменьше скатать шар круговыми движениями Нужно раскатать его между ладонями вперед назад Морковка Дети лепят морковки |
НОД по пластелинографии «Яблочки для Умки»
Цели занятия:
- Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение яблочка.
- Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и расплющивать их на всей поверхности силуэта (яблочка).
- Развивать образное восприятие.
Предварительная работа:
Рассматривание изображений плодоносящей яблони в книжных иллюстрациях; рассматривание яблока, беседа о его форме, вкусе, цвете; просмотр м/ф «Умка».
Материал:
Картина З. Серебряковой « Яблоня», силуэт яблока из картона, размер 10*10 см, по количеству детей; пластилин красного, жёлтого и зеленого цвета, салфетки.
Ход занятия.
- Вводная часть.
Дети сидят на ковре полукругом, педагог загадывает загадку.
Круглое, румяное,
Оно растет на ветке.
Любят его взрослые,
И маленькие детки.
(Яблоко)
Воспитатель: Молодцы, угадали, это яблочко (показывает яблоко).
Давайте рассмотрим яблоко. Какое оно по форме?
Дети: Круглое.
Воспитатель: Правильно, яблоко круглое и похоже на шарик.
А каким цветом яблоко?
Дети: Красное.
Воспитатель: А еще, каким цветом бывают яблоки.
Дети: Желтого, зеленого.
Воспитатель: А как называется дерево, на котором растут яблоки?
Дети: Яблоня.
Воспитатель (показывает картину З. Серебряковой « Яблоня»): Правильно.
Росла, росла яблонька
Подросла.
Цвела, цвела яблонька.
Отцвела.
Отряхнула яблонька
Свой наряд-
И поспели яблочки для ребят.
Воспитатель (достает конверт с письмом от Умки): Дети, у нас растет много яблонь, а вот далеко на Севере живет белый мишка Умка и вот он в своем письме нам написал, что никогда в жизни не видел яблок и тем более не ел их. Но мы так далеко живем, что я даже не знаю, как мы сможем помочь мишке исполнить его мечту. Ребята, чем мы можем ему помочь? (Подводит детей к возникновению желания нарисовать яблочки пластилином).
Воспитатель: Попробуем нарисовать яблочки пластилином?
Ответы детей.
Воспитатель: Занимайте свои места.
Дети садятся за столы, перед ними подготовленные тарелочки из картона с нарисованными силуэтами яблок.
- Основная часть.
Воспитатель: Вы уже выбрали, каким цветом будете делать яблочки, но сначала посмотрите, как буду делать я. Отщипываю небольшой кусочек пластилина, прикладываю его к контуру нарисованного яблочка и слегка прижимаю к основе – сплющиваю. И так пластилином я раскрашиваю все нарисованное яблочко. А теперь мы вместе раскрасим яблочки для Умки, но сначала разомнемся.
Физкультминутка « Вот так яблоко»:
Вот так яблоко, оно Соку сладкого полно, | Ходьба на месте. |
Молодцы, ребята, а теперь можете раскрасить свои яблочки. Отщипните небольшой кусочек пластилина, и слегка прижмите к основе – сплющите.
По окончании работы педагог выставляет работы, чтобы их было видно всем детям.
Воспитатель: Ах, как много яблочек теперь мы посылкой передадим Умке. Вот он обрадуется! А вы сейчас тоже будете кушать яблочки, но прежде нужно вымыть руки с мылом.
Аппликация:
НОД «Заготовка на зиму».
Цели:
Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Обобщить и систематизировать представления детей о дарах осени. Развитие познавательного интереса и творческой активности.
Задачи:
Обучающие:
Закрепить знания об овощах, их полезных свойствах.
Продолжать учить отгадывать загадки.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, память, внимание.
Отрабатывать умение распределять предметы по всей площади листа, прививать аккуратность.
Развитие мелкой моторики рук.
Воспитательные:
Вызвать интерес к музыкальным занятиям, желание слушать музыку.
Воспитывать желания создавать, видеть и ценить красивое.
Материал:
Иллюстрации и муляжи овощей и фруктов; магнитофон (музыка – релакс); осенние листья; клей; кисточка; подставка для кисточки; ножницы; цветная бумага; «банка» для заготовки овощей; салфетки; клеёнка.
Предварительная работа:
Чтение русской народной сказки «Репка». Рассматривание картинок с изображением овощей и фруктов. Рисование и лепка овощей и фруктов.
Ход:
Воспитатель. (Показывает детям осенние листья и читает стихотворение.)
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой -
Как красив ты лист цветной!
Воспитатель. Дети, в какое время года листья меняют свой цвет?
Дети. Осенью.
Воспитатель. А что еще происходит осенью?
Ответы детей:
Осенью солнце светит, но не греет.
Осенью листья падают.
Осенью часто идут дожди.
Осенью животные делают запасы на зиму.
Осенью поспевает урожай на полях, в саду и в огороде.
Осенью люди собирают урожай.
Воспитатель. Смотрите, какой у нас богатый урожай! Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Что лишнее?». (Выкладывать муляжи овощей и фруктов.)
Воспитатель. Помидор, морковь, перец, яблоко. (Ответы детей.)
Воспитатель. Редька, баклажан, груша, свёкла. (Ответы детей.)
Воспитатель. Дети, как одним словом можно назвать: огурец, свёкла, морковь? (Ответы детей.)
Воспитатель. А яблоко, банан, апельсин, груша - как можно назвать одним словом? (Ответы детей.)
Воспитатель. Где растут овощи? (Ответы детей.)
Воспитатель. Где растут фрукты? (Ответы детей.)
Воспитатель. Чем полезны фрукты и овощи? (Ответы детей.)
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы ответили правильно.
Воспитатель. Ребята, я знаю, что вы любите загадки! Слушайте внимательно и отгадывайте!
Летом - сладкий
и зелёный.
В зиму - жёлтый
и солёный. (Огурец)
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь. (Редька)
Красна девица
Росла в темнице,
Люди в руки брали,
Косы срывали. (Морковь)
Прежде, чем его мы съели
Все наплакаться успели. (Лук)
В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат
В щи кладут, и так едят. (Помидор)
Жёлтая и сладкая
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Груша)
Он оранжевого цвета,
И зимой, и теплым летом
Очень много витаминов
В этом круглом… (Апельсине)
Этот вкусный, желтый плод
К нам из Африки плывет.
Обезьянам в зоопарке
Пишу круглый год дает. (Банан)
Воспитатель. Молодцы, ребятки! Все мои загадки отгадали! А вы знаете, что осенью люди делают заготовки на зиму? (Ответы детей.) А какие заготовки делают? (Ответы детей: солят помидоры, огурцы, капусту; варят компот, варенье.)
Воспитатель. Ребята, давайте с вами сделаем заготовку овощей на зиму? А потом можно будет угостить вкусными соленьями друзей, да и самим полакомиться! Но сначала мы разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту мнем, мнем.
Мы капусту солим, солим.
Мы морковку трем, трем
И в кадушечку кладем.
Аппликация «Заготовка на зиму».
Дети выполняют аппликацию под медленную композицию, воспитатель при необходимости помогает детям.
Рефлексия.
Воспитатель. Чем мы сегодня занимались? (Ответы детей.)
Воспитатель. Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей.)
Воспитатель. Все ребята постарались! Молодцы! И заготовка на зиму у нас получилась замечательная! Всем спасибо!
Рисование:
НОД «ЛЮБИМЫЕ ОВОЩИ И ФРУКТЫ НА ТАРЕЛОЧКЕ»
Цели: познакомить с названиями фруктов, учить описывать фрукты, сравнивать их; развивать логическое мышление; формировать умение рисовать красками, мыть кисточку перед использованием другой краски.
Задачи:
- Расширять представление детей о овощах и фруктах.
- Мотивировать детей к устным высказываниям.
- Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.
- Учить детей рисовать предметы круглой и овальной формы
- Учить детей правильно передавать относительную величину частей предмета.
- Закреплять приёмы закрашивания краской.
- Развивать умение детей взаимодействовать друг с другом во время игровой ситуации.
Методы и приемы:
-беседа, словесный, практический, показ, поощрение, художественное слово (загадки,), физкульминутка.
Материалы и оборудование: муляжи фруктов, овощей, , круг или овал(тарелочка, на каждого ребенка с пунктирными контурами фруктов; кисти; баночка с водой, краски, , салфетки
.
ХОД ООД
Ребята, какое сейчас время года ? (осень), как вы узнали?
Скажите, что мы собираем осенью? (овощи и фрукты)
Какие овощи вы знаете? Где они растут? А какие фрукты вы знаете?
Ребята, посмотрите вам корзинку передали, хотите узнать, что в ней?
Чтобы узнать , что находиться в корзинке, нам сначала нужно отгадать загадки, я вам буду загадывать загадки, а если угадаете, достану отгадку из корзины согласны?
1. Круглое, румяное, я расту на дереве,
Любят меня взрослые и маленькие детки.
2. На ветвях висят шары,
Посинели от жары (слива).
3. Но на вкус кислейший он,
А зовут его…
4. С виду он, как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин-
Это спелый апельсин
5. Яркий, свежий, налитой,
Шкурка - бархат золотой,
Вокруг вьётся много ос,
Любят сладкий…
6. Летом - в огороде
Свежие, зеленые,
А зимою – в бочке,
Крепкие, соленые. (Огурцы)
7.В огороде вырастают,
Красными становятся.
Делают из них салат,
Варят щи и так едят. (Помидоры.)
8Этот овощ в землю врос,
Оставив сверху зеленый хвост.
Оранжевый его корень
Любит есть заяц и очень доволен. (Морковь.)
9.Ох, наплачемся мы с ним,
Коль почистить захотим.
Но зато от ста недуг
Нас излечит горький…лук
Какие вы молодцы, ребята как быстро отгадали все загадки .
А как вы их узнали? (по форме, цвету)
Давайте с вами поиграем, разложим овощи и фрукты по корзинкам.
Ребята, все овощи и фрукты заготавливают на зиму, не только люди, но и звери. Вот эту корзинку я хотела передать зверюшкам в лес, но зверей много, а фруктов и овощей мало, как же нам быть? ( правильно давайте мы их нарисуем и подарим в лес).
Сначала подготовим свои пальчики для работы.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА "Хозяйка"
Хозяйка однажды с базара пришла (шагаем пальчиками по столу)
Хозяйка с базара домой принесла:(хлопаем в ладоши)
Картошку, капусту, морковку, горох, (поочередно загибаем
пальчики на левой руке)
Петрушку и свеклу, ох! (хлопаем в ладоши)
Накрытые крышкой, в душном горшке (правую ладошку собираем "ковшом", левой накрываем сверху, как крышечкой)
Кипели ,кипели в крутом кипятке:(крутим ручками перед собой)
Картошка, капуста, морковь, горох (поочередно загибаем пальчики на руке)
Петрушка и свекла, ох! (хлопаем в ладоши)
И суп овощной оказался неплох! (показываем большой палец).
Предлагаю выбрать детям тарелочки (круг или овал).
Сейчас я вам предлагаю нарисовать овощи и фрукты, которые вы любите. Садитесь по удобнее, подумайте какие овощи и фрукты, вы хотите нарисовать на своих тарелочках. Берем в руки кисточку, макаем в стакан с водой и начинаем рисовать, тщательно промываем кисти.
Физминутка.
В огород пойдем, урожай соберем,
Мы моркови натаскаем, и картошки накопаем,
Срежем мы кочан капусты
Круглый, сочный очень вкусный.
Щавеля нарвем немножко и вернемся по дорожке
Рефлексия:
Ребята, вы все молодцы, справились с заданием, Все эти овощи так полезны, в них так много витаминов, что их
нужно есть каждый день, чтобы быть здоровыми и не болеть.
наши овощи и фрукты высохли, мы передадим их зверюшкам.
У меня для вас тоже есть угощение.
Игра «Угадай на вкус»
Консультация для родителей
«Овощи и фрукты – витаминные продукты»
Мы привыкли воспринимать еду как средство утоления голода. Но не надо забывать и о том, что многие продукты могут лечить болезни. В первую очередь это касается детей. Обеспечьте ребенка здоровым питанием. Ведь детский организм восприимчивее взрослого. А значит, полезная еда не только придаст ребенку силы, но и организм витаминами и микроэлементами. Это один из эффективных способов вернуть малышу хорошее самочувствие!
- Естественные антибиотики. Некоторые продукты можно назвать естественными антибиотиками. Лук, чеснок, сельдерей, морковь, яблоко, оливковое масло обладают мощным противовоспалительным действием. Мед хорош вместе с молоком или редькой.
- Продукты для нормализации пищеварения. Отдельная группа лакомств помогает нормализовать процесс пищеварения.
- Черника, банан, корица остановят у ребенка диарею. А кислые яблоки, сырая и вареная свекла, морковный и сливовый соки, наоборот, избавят от запора. С коликами у ребенка справятся укроп и фенхель. Кормящей маме достаточно понемногу пить отвар этих трав, чтобы застраховать грудничка от болезненных ощущений.
- Питание - портив стресса. Такие неприятности, как чрезмерное напряжение нервной системы и бессонница у ребенка, устранят антистрессовые продукты. Это макароны из твердых сортов пшеницы, каши, печенный в кожуре картофель. В список можно включить и твердые сыры (ребенку стоит попробовать их после года). Там есть ценное вещество триптофан. Оно действует расслабляюще на нервную систему.Есть еще один важный нюанс, которым не стоит пренебрегать. Что бы вы ни готовили, делайте это с радостью и с хорошим настроением. Тогда каждая ложка еды принесет ребенку удовольствие и пользу.
Овощи: морковь, томат и брокколи – витаминная зарядка. Независимо от цвета кожуры и сочности, каждый овощ – это своеобразное природное средство для укрепления здоровья.
Брокколи диетологи рекомендуют маленьким детям при анемии и для ее профилактики. Кружевные соцветия темно-зеленой капусты богаты железом, калием, магнием, фолиевой кислотой.
Морковь рекомендуют детям для улучшения зрения и состояния кожи. Это происходит благодаря наличию каротиноидов, входящих в состав оранжевого корнеплода. Ее можно тушить на гарнир, грызть сырой или измельчать на терке для приготовления салата. Но не забудьте о том, что морковь приносит пользу только в сочетании со сливочным или растительным маслом.
Томаты снимут проблему нехватки витаминов в организме ребенка. Они – рекордсмены по количеству полезных веществ.
Фрукты: бананы, персики, виноград богаты железом и усиливают аппетит
Разноцветные плоды – яркий пример сочетания удовольствия, красоты и пользы.
Яблоки содержат железо, аскорбиновую и фолиевую кислоту, рутин. В них содержится и достаточное количество пектинов. Без этих фруктов не обойтись при коррекции железодефицитных состояний.
Бананы особенно нужны детям с ослабленными защитными функциями организма и при авитаминозе. Их нежная мякоть богата витаминами А и группы В, фосфором, железом и магнием.
Персики стимулируют выработку желудочного сока и повышают аппетит. Особенно полезны эти фрукты детям с плохим аппетитом.
Виноград способствует полноценной работе почек и сердечной мышцы. Кроме того, он укрепляет стенки сосудов и улучшает свертываемость крови.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-творческий проект «Овощи и фрукты – полезные продукты!»
ТИП ПРОЕКТА: краткосрочный (15.08.2016 – 31.08.2016).ПО СОДЕРЖАНИЮ: познавательно-творческий.ПО ЧИСЛУ УЧАСТНИКОВ: воспитатель Рафеенко Н.В., дети младшей «Б» группы, родители воспитанников младшей «Б»...
Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура
Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...
Краткосрочный проект "Овощи и фрукты-полезные продукты" (лексические темы: "Овощи", "Фрукты" октябрь)
Краткосрочный проект "Овощи и фрукты-полезные продукты" (лексические темы: "Овощи", "Фрукты" октябрь)...
Педагогический проект На тема «Овощи и фрукты – полезные продукты».
Тип проекта: «Познавательно- исследовательский»направление «Ознакомление с миром природы»возрастная группа: вторая группа раннего возраста...
Творческий, познавательный проект по теме: «Овощи и фрукты – полезные продукты»
Познавательный проект "Овощи и фрукты - полезные продукты" направлен на обобщение и расширение знания детей об овощах и фруктах через разные виды деятельности, закреп...
Краткосрочный проект на тему: «Овощи и фрукты - полезные продукты»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №15 «Нэбзый» Краткосрочный проект на тему:«Овощи и фрукты - п...
Проект на тему "Овощи и фрукты полезные продукты"
Краткосрочный (двух недельный) прект на тему "Овощи ифрукты полезные продукты"в подготовительной логопедической группе....