«Помогают нам всегда – уши, носик и глаза»
план-конспект занятия (старшая группа)

Ульянова Мария Павловна

Технологическая карта познавательного занятия

(для детей 5-6 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.konspekt_zanyatiya.docx369.39 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 47 комбинированного вида»

адрес: 624440, Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул. Клубная, 12

e-mail: mbdou47@bk.ru

телефон 8 (34384) 3-02-79

                                     

Технологическая карта познавательного занятия

(для детей 5-6 лет)

«Помогают нам всегда – уши, носик и глаза»

                                                                   

Составитель: Ульянова М.П. воспитатель

ГО Краснотурьинск, 2024 год

Технологическая карта занятия

Тема: «Помогают нам всегда – уши, носик и глаза»

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)

Форма совместной деятельности: Познавательное занятие

Тип занятия: сюжетный

Форма организации: фронтальная, поточная.

Интеграция областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Учебно-методический комплект:

  1. Борисова М. М. «Малоподвижные игры и игровые упражнения. 3-7 лет». Методическое пособие. ФГОС. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ». 2023
  2. Гаврючина  Л.В.  «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». – М.: ТЦ Сфера, 2012
  3. Деева Н.В. «Игровые здоровьесберегающие технологии: психогимнастика, зарядка для глаз, пальчиковые игры, физкультминутки». – М.: Учитель, 2017
  4. Пензулаева Л. И. «Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений. 5-6 лет». Методическое пособие. ФГОС. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ». 2022
  5. Полынова В.К., Дмитриенко З.С., Подопригорова С.П. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста». Планирование работы. Беседы. Игры. 3-7 лет. ФОП. ФГОС. «Детство-Пресс», 2023
  6. Пожиленко  Е.А. «Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста». – СПб., КАРО, 2007.

Средства:

  • наглядные – обучающие плакаты на все органы чувств, офтальмотренажёр, макеты;
  • дидактические - игра «Угадай звук», игра «Угадай запах», игра «Волшебный мешочек»;
  • мультимедийные – презентация «Органы чувств»;
  • литературные - стихи, загадки о ЗОЖ;
  • музыкальные - аудиозаписи для фона;
  • компьютерное оборудование – ИКТ; Flash-накопитель;
  • физкультурное оборудование – массажные мячи.

Цель: расширить знания детей об органах чувств – нос, глаза, уши, рот, руки и их значении.
Образовательные задачи:

  • Формировать представление об органах чувств человека;
  • Формировать представление о профессии врача;
  • Познакомить детей с профессиями врача: окулист, отоларинголог, дерматолог, стоматолог; 
  • Расширить словарный запас по теме «органы чувств».

Развивающие задачи:

  • Развитие мелкой, общей, артикуляционной моторик;
  • Развитие зрительного внимания.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание бережного и заботливого отношения к своему организму.
  • Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков.

Предварительная работа: экскурсия в кабинет врача, тематические беседы, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры по теме.

Используемые здоровьесберегающие технологии:

  • Зрительная гимнастика
  • Слуховая гимнастика (развитие слухового внимания)
  • Дыхательная гимнастика
  • Артикуляционная гимнастика
  • Су-Джок терапия
  • Развитие мелкой моторики
  • Развитие общей моторики (физминутки)
  • «Волшебный мешочек»

Ход занятия

№ этапа

Этапы работы

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

1.

Организационный этап

Предлагаю Вам посмотреть мультфильм, а дальше я Вам расскажу, чем мы будем сегодня заниматься.

- Посмотрите, что это для нас приготовлено? (халаты)

Я Вас приглашаю на экскурсию в институт здоровья. Сегодня мы будем изучать органы чувств. Но пойдем мы с Вами не во все лаборатории, а только в лаборатории органов чувств.

Как думаете нужно себя вести в институте здоровья?

Итак, в путь!

- Ребята, как вы думаете, что у человека самое главное, важное, ценное в жизни?

-Правильно, самое ценное у человека- его здоровье. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

-Мы пришли в институт Здоровья. Что нас встречает на входе? (плакат[1] строение тела человека)

Скажите, что вы знаете о строении человеческого тела? Из чего оно состоит?

Дети заходят в группу, смотрят презентацию

Дети надевают халаты

Возникновение желания пойти в путешествие

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей (рассказывают, что изображено на плакате)

2.

Основная часть

- Ребята, знаете Вы многое о теле человека, а сейчас мы с Вами пойдем в первую лабораторию, чтобы узнать об органах чувств

Возникновение желания пойти в лабораторию

Лаборатория №1

«Глаз – орган зрения»

Что здесь изучают, вы узнаете, отгадав загадку[2].

-Глаз- орган зрения. А для чего нужны глаза?

Давайте проведем эксперимент. Закройте глаза. (Показываю руку)

-Вы видели, что я делала??

-А теперь откройте глаза. Вот что я сделала (показываю руку). Ваши глазки были закрыты, и вы не могли знать, что происходило вокруг.

А теперь другой эксперимент[3].

Давайте же вспомним все, что умеют делать глаза. Как вы думаете, нужно беречь глаза? А как?

- А для глаз еще нужно делать зарядку[4].

А если глаза заболели, знаете к какому врачу необходимо обращаться? Это врач-окулист. Он проверяет наши глаза с помощью плаката для проверки зрения. Видели такие? Давайте закроем правый глаз, все нашли? А теперь скажите, что здесь нарисовано, а теперь левый глаз и что я показываю теперь?

Дети отгадывают загадку

Ответы детей

Дети закрывают глаза руками

Отвечают дети

Дети внимательно слушают, отвечают на вопрос.

Дети рассматривают офтальмотренажер

Ответы детей

Зрительная гимнастика

Дети берут офтальмологические лопатки и рассматривают офтальмологический плакат

Лаборатория №2

«Ухо – орган слуха»

Как вы думаете, что здесь изучают?

- А ухо — это какой орган? Проверим?

Закройте плотно ладошками уши (говорю шепотом 2-3 слова)

-Что вы слышали? Как, вы ничего не слышали? Почему?

Проведем еще один эксперимент. (мешаю ложкой в стакане, шуршу бумагой)

-Что я делала?

Посмотрите на стол. На столе стоят баночки[5]

- Как вы думаете, ребята а уши надо беречь? А как?

Ну а если наши ушки заболели? Тогда нам надо идти к врачу отоларингологу или еще это врача называют ЛОР. Он проверит наши уши с помощью отоскопа и фонарика.

- А еще полезно для наших ушей делать зарядку![6]

Ответы детей

Дети закрывают уши руками

Ответы детей

Дети узнают звуки

Игра «Баночки-шумелочки»

Ответы детей

Дети делают движения ориентируясь на текст

Лаборатория №3

«Нос – орган обоняния»

-А теперь мы идем изучать…. Нос!

Всем известно, что носы нужны не только для красы, а для чего еще?

Закройте одной ладошкой нос, а другой рот. Что вам захотелось сделать? Верно, значит, нос нам нужен для того, чтобы дышать.

Но у него есть и еще одна обязанность. И это нам покажет следующий эксперимент[7].

Давайте делать ввод: значит, нос нам нужен еще и для того, чтобы различать запахи.

А носы нужно беречь? А как, знаете?

А знаете какой врач лечит наш нос если он заболел. Тогда нам снова нужно идти к врачу отоларингологу, он лечит ни только уши, а еще и наш носик. Врач смотрит наш нос отоскопом и выписывает лечение.

А давайте мы и носикам нашим сделаем гимнастику![8] 

Ответы детей

Дети закрывают нос и рот руками и делают вывод

Игра «Угадай запах»

Ответы детей

Дети делают гимнастику

Лаборатория №4 «Язык -орган вкуса»

-Ребята, скажите, а что у вас находится ниже носа? А что во рту?

Возьмите кусочек хлеба (на зубочистке) и положите в рот, а зубочистки отложите. Съешьте хлеб… зачем нужен рот?

А теперь сожмите губы пальцами и скажите «мама». Для чего еще нужен рот?

Проведем эксперимент[9]

— Мы с вами можем смело утверждать, что нашли еще один орган-орган вкуса- язык!

Скажите, когда вы ели хлеб, что помогло вам жевать? У вас здоровые зубки? А их надо беречь? Как вы бережете зубки?

А давайте сделаем артикуляционную гимнастику[10]:

Ответы детей

Дети берут по кусочку хлеба на зубочистке и пробуют на вкус

Ответы детей

Участвуют в эксперименте

Ответы детей

Артикуляционная гимнастика

Лаборатория №5 «Руки – орган осязания»

- Мы с вами оказались в последней лаборатории, где изучают органы чувств, которые отвечают за осязание. Это наши руки. Наши руки, как и все тело, покрыто кожей. Кожа на руках очень чувствительна. Руки- наши помощники.

Повернитесь друг к другу, закройте глаза, нащупайте у своего соседа нос, уши, волосы.

А что еще мы можем ощущать руками? Если мы погладим кошку? Если мы потрогаем снег?

А если затронем включенный утюг?

А если мы затронем ежа? посмотрите на столе лежат наши ёжики-помощники. С их помощью мы сделаем массаж для рук[11]

А теперь поиграем в игру «Что в мешочке?»[12]

Если у нас на руках появилось покраснение, сыпь или руки стали очень сухие и начали шелушиться. Посмотрит наши руки и скажет, как их правильно лечить врач-дерматолог

Дети закрыли глаза и ощупывают соседа

Ответы детей

Упражнения с массажными мячиками

Игра «Что в мешочке?»

Дети внимательно слушают

3.

Заключительная часть

В каких кабинетах мы побывали?  Какие органы чувств там изучают?

-Теперь вы знаете, для чего они нужны.

Давайте нарисуем картину, где изобразим здоровых ребятишек, ведь здоровые дети-счастливые дети.

Ответы детей

Дети раскрашивают картину

Рефлексия

Вам понравилась экскурсия по «Институту здоровья»?

А какая лаборатория понравилась больше всего?

А какое задание было самым интересным?

А нам нужно возвращаться в наш детский сад. Давайте снимем наши халатики и окажемся снова в нашей группе.

А нашу замечательную работу повесим в приёмную

Дети участвуют в диалоге, передают свои ощущения от экскурсии

Дети снимаю халаты

Дети вешают картину в приёмной


[1] См. приложение Плакат

[2] См. приложение Картотека загадок про человека и части тела

[3] См. приложение Эксперимент про цвет и форму

[4] См. приложение Картотека зрительных гимнастик

[5] См. приложение Баночки-шумелочки

[6] См. приложение Гимнастика для ушей

[7] См. приложение Эксперимент Угадай запах

[8] См. приложение Картотека дыхательной гимнастики

[9] См. приложение Эксперимент «Сладкий-соленый»

[10] См. приложение Артикуляционная гимнастика в карточках

[11] См. приложение Картотека упражнений с массажными мячиками

[12] См. приложение Развивающая игра для детей: «Что в мешочке?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уши, носик и глаза помогают нам всегда

Занятие об органах слуха. зрения. обоняния. Познание своего организма путем исследований....

Конспект по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни в средней группе на тему: "Помогают нам всегда-ушки, носик и глаза"

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственны...

Конспект интегрированного занятия с детьми второй младшей группы «Помогают нам всегда - ушки, носик, ротик и глаза»

Конспект интегрированного занятияпо образовательной области «Познавательное развитие»с детьми второй младшей группы «Помогают нам всегда - ушки, носик, ротик и глаза»...

Конспект занятия «Помогают нам всегда-ушки, носик и глаза»

Цель: Формирование  представлений  об органах слуха, зрения, обоняния и их значении в жизни человека.Задачи:Образовательные:• расширить и обогатить кругозор детей о частях тела;• ф...

Квест по валеологии для детей 5–6 лет «Помогают нам всегда ушки, носик и глаза»

Данный конспект нацелен на формирование представления о роли органов чувств в воспритии окружающего мира....