План по самообразованию по формированию ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.
материал

Бурлият Давлетгаджиевна Шугаибова

Здоровье -это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно. Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей. Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни – важная педагогическая задача.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx185.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска- детский сад №41 «Росинка»

План по самообразованию по формированию ЗОЖ

у детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель:

Шугаибова Б.Г

Здоровье -это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно. Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей. Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни – важная педагогическая задача.

Этап работы над темой: 1 год

Месяц начала работы над темой: сентябрь 2022 г.

Месяц окончания работы: май 2023 г.

Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа).

Актуальность формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) в детском саду связана с рядом факторов:

  • Ухудшение состояния здоровья детей. Это связано с экономическим и социальным неблагополучием многих молодых семей, ослаблением иммунитета, генетическими нарушениями, плохой экологической обстановкой. 
  • Малоподвижный образ жизни. Ему способствует телевидение и компьютерные игры, из-за которых ребёнок проводит много времени в неподвижности. Это приводит к усталости органов зрения и слуха, головным болям, сонливости, апатии. 
  • Влияние на будущее поколение. Если научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. 

Таким образом, актуальность ЗОЖ в детском саду заключается в том, что именно в этом возрасте формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. 

Формы работы:

 - совместная деятельность воспитателя с детьми;

 - индивидуальная работа с детьми и родителями;

 - свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Цель самообразования по теме «ЗОЖ» в ДОУ-сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью, так и к здоровью окружающих. 

 

Задачи:

-Охранять и укреплять здоровье детей, повышать свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность; 

-Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость и др.), приобщать детей к спорту; 

-Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта; 

 -Усвоить правила питания и закрепить представление о пользе овощей и фруктов; 

-Воспитывать желание заботиться о своём здоровье, стремление вести здоровый образ жизни. 

Методические приемы: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.

Формы работы: утренняя гимнастика (ежедневно); физкультурные занятия; музыкально – ритмические занятия; прогулки с включением подвижных игр; пальчиковая гимнастика (во время режимных моментов); зрительная, дыхательная гимнастика во время НОД; оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно); физкультминутки и паузы(на малоподвижных занятиях); спортивные досуги, развлечения, праздники; беседы, консультации, разучивание танцевальных движений.

Ежедневно: утренняя гимнастика, зарядка после сна, физкультминутки, пальчиковые и дыхательные гимнастики во время образовательной деятельности, физкультурные занятия, правильное питание, прогулка, мытье рук прохладной водой; облегченная форма одежды; соблюдение режима проветривания;

Перспективный план работы по формированию ЗОЖ

у детей старшего дошкольного возраста

Цель: Формировать начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни.

Задачи:

-Воспитывать ценностное отношение к здоровью человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей

-Обогащать и углублять представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье.

-Воспитывать самостоятельность в выполнении культурно гигиенических навыков, обогащать представления детей о гигиенической культуре.

-Обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Предполагаемые результаты

В результате поэтапной, систематической, работы с детьми, родителями:

-Повысится уровень представлений о ценности здорового образа жизни, овладении его элементарными нормами и правилами;

-Повысится количество детей, самостоятельно использующих имеющиеся представления о ценности здорового образа жизни в повседневной жизни;

Физкультурно-оздоровительная работа

Задачи:

-Охрана и укрепление здоровья детей;

-Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;

-Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

-Воспитание потребности в здоровом образе жизни;

-Обеспечение физического и психического благополучия

Режим двигательной активности воспитанников ДОУ

Вид занятий и форма 

двигательной активности

Продолжительность

мин

Особенности организации

1. Учебные занятия

Физическая культура

30

3 раза в неделю. В теплое время года 1 занятие проводится на улице.

2. Физкультурно-оздоровительные занятия

Утренняя гимнастика

10-12

Ежедневно по плану инструктора по ФК, в теплое время года на улице.

Двигательная разминка во время перерыва между занятиями

5-7

Ежедневно. В 1-й и 2-й младших группах проводится общая разминка утром и вечером

Физкультминутка

3-5

Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий, состояния здоровья детей

Подвижные игры и физические упражнения на прогулках

25-30

Ежедневно, во время прогулок, организуются воспитателем

Подвижные игры и физические упражнения в группе

20

Ежедневно утром и вечером по несколько подвижных игр

Упражнения на кроватях после дневного сна, дыхательная гимнастика, самомассаж, закаливающие мероприятия

10-12

Дыхательная гимнастика – со средней группы, массаж и самомассаж – с 1-й младшей группы

3. Активный отдых

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно (в группе и на прогулке), под руководством воспитателя. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей, состояния их здоровья

Пальчиковая гимнастика

1-3

Каждый день во время занятий.

Оздоровительная работа

Гимнастика ( утром, после сна)

Ежедневно, 10-12 минут

Гимнастика ( утром, после сна)

Световые и воздушные ванны:  

-проветривание, (ежедневно);

-прогулки на свежем воздухе; осенью и зимой 1- 2 раз по 1.5-2 ч; летом от 2-ух. ч;

- сон при открытых фрамугах, сон без маек (летом)

Световые и воздушные ванны:  

Гигиенические и водные процедуры:

- умывание;

- мытьё рук, (ежедневно)

Гигиенические и водные процедуры:

Закаливание

- хождение босиком (при t пола 18° C)

- игровой массаж;

Закаливание

Кварцевание групп

ежедневно

Кварцевание групп

Picture background

Перспективный план

Месяц

Темы

Задачи

Сентябрь

1.«К здоровью без лекарств»

 

2.«Что такое болезнь?»

3. «Нам микробы не страшны, с чистотой дружим мы»

4. «Что помогает мне быть здоровым»

-Дать  понятие «здоровье, формировать представление о здоровом человеке и развивать осознанное отношение к своему здоровью.

-Формировать умение контролировать своё здоровье, укреплять его, содействовать приобщению к здоровому образу жизни, развивать навыки безопасного поведения.

-Дать детям элементарное представление о микробах, сформировать представление о том, что большинство заболеваний носит инфекционный характер, разъяснить, что человек в силах уберечь себя сам от болезней, воспитывать желание быть здоровым, сопротивляться болезням

- Раскрыть значение оздоровительных мероприятий и «помощников здоровья»

Октябрь

1.«Здоровая пища»

2.«Витамины – наши друзья»

3. «Приготовление витаминного салата»

4. Аппликация «Овощи и фрукты лежат на тарелке»

-Закрепить представление о том, какая еда полезна, а какая – вредна для организма, подвести детей к пониманию противоречия «мне нравится эта еда, но моему организму она не полезна, довести до сознания детей, что здоровье зависит от качества принимаемой пищи, установить взаимосвязь между правильным питанием и здоровым образом жизни.

-Закрепить знания детей о витаминах, зачем они нужны человеку и в чём заключается их полезное свойство, воспитывать стремление вести здоровый образ жизни

- Формировать умение детей готовить витаминный салат, закрепить знания о пользе витаминов для организма человека.

- Через аппликацию закрепить знания детей о витаминах растительного происхождения, их пользе для здоровья человека.

Ноябрь

1.«Мои защитники: кожа, ногти, волосы»

2.«Кожа, её строение и значение»

3.«Части тела человека»

4.«Носик, уши и глаза помогают нам всегда»

-Закреплять знания детей о том, что кожа, ногти, волосы являются защитниками организма человека.

-Познакомить со строением кожи, её значением.

-Формировать представление о коже, как защите организма от инфекции.

-Продолжать знакомить детей с частями тела человека, учить любить своё тело, содержать его в чистоте.

- Формировать знания детей об органах слуха, зрения, обоняния, воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Декабрь

1.«Зоркие глазки»

2. «Моё сердце»

3. «Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок»

4. «Берегись – не подавись»

-Дать детям доступные для понимания знания о глазах, их назначении и роли в жизни человека.

-Сформировать основные понятия о внешнем виде, функциях и роли сердца для здоровья. Помочь усвоить правила ухода за сердцем. Формировать осознанное отношение к своему здоровью.

-Формировать знания детей о том, что пищу надо тщательно пережёвывать, после еды полоскать зубы тёплой водой после каждого приёма пищи, чистить зубы утром и перед сном, не есть очень горячую или холодную пищу, поменьше есть сладостей, никогда не грызть твёрдые предметы, вовремя обращаться за помощью к стоматологу.

-Закрепить знания детей о том, что во время еды не стоит торопиться, пищу пережёвывать медленно и долго, тогда она лучше усваивается, дать детям знания о том, что нельзя проглатывать мелкие косточки, брать в рот предметы – можно подавиться.

Январь

1.« Кровеносная система.

Что сотворить, чтобы кровь «затворить?»  

2.«Зачем мы дышим: органы дыхания»

3.«Чем полезен снег для человека – познавательное занятие с экспериментами».

4.«Я – часть природы»        

- Закреплять основные правила безопасного поведения человека в быту, совершенствовать знания детей о кровеносной системе нашего организма, довести до понимания детей, что вовремя и правильно оказанная первая помощь может спасти человеку жизнь.

-Познакомить детей с дыхательной системой, показать правильное дыхание

- Познакомить с оздоровительными свойствами снега

- Учить детей любить себя и окружающих людей. Дать понять детям, что человек - часть природы и о взаимодействии всех природных объектов.

Февраль

1.« Если плохо стало нам – на приём идём к врачам»

2. «Сам не справишься с бедой – вызывай врача домой»

3. «Бродячие кусачие»

4. «Порошки - не кашка, таблетки – не конфетки»

-Закрепить знания детей о профессии врача, мед/сестры, о том, что если человек заболел необходимо обратиться в поликлинику для назначения правильного лечения и быстрого выздоровления.

-Формировать знания детей о том, что если человек сильно болен и не может идти в поликлинику к врачу или заболел ночью надо вызывать «Скорую помощь» по телефону «03», научиться думать о потенциальных опасностях для других людей.

-Формировать у детей знания – что можно и чего нельзя делать при контактах с животными, дать детям знания о том, что опасными могут быть укусы клещей, змей, как надо поступать, если случилась беда.

-Совершенствуем знания детей о вреде и пользе лекарств для здоровья человека, о том какой вред здоровью может принести бытовая химия при неправильном её использовании

Март

 1.«Лекарственные растения нашего края»

2. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

3.«Лечебные деревья»

4.«Какие бывают грибы»

-Продолжать знакомить детей с лекарственными растениями нашего края, с их пользой для здоровья человека, воспитывать бережное отношение к природе.

-Закрепить знания детей о влиянии естественных факторах природы на здоровье человека и правилах закаливания организма.

-Закреплять знания детей о лечебных свойствах некоторых деревьев

-Вспомнить с детьми классификацию грибов и влияние их на здоровье человека.

Апрель

1.«Опасные высоты»

2. «Гроза, ураган»

3. «Коварные сосульки»

4. «Опасные предметы»

-Закрепить знания детей о том, какие опасности здоровью могут принести открытые окна и балкон, закрепить правила поведения на открытом балконе.

-Формировать у детей знания об опасных для здоровья атмосферных явлениях, о правилах поведения во время грозы, урагана.

-Дать детям знания, какие опасности могут таиться в воде, затвердевшей от холода

-Формировать знания детей о том, какой вред здоровью могут принести колющие и режущие предметы, а также предметы бытовой техники.

Май

1.«Электричество на улице и в квартире»

2. «Осторожно – «Добрый дядя!»

3. «В темноте. Пути и островки безопасности»

4. «Не бойся звать на помощь»

-Дать детям знания, чем опасны оборванные провода на улице и почему нельзя играть под проводами линий электропередач. Чем опасны розетки и электроприборы в квартире.

-Рассмотреть ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого человека и научить детей, как действовать в таких ситуациях, чтобы сохранить своё здоровье.

-Дать детям знания, почему не стоит гулять до темноты, что возвращаться надо по безопасному пути.

-Научить ребёнка не бояться звать на помощь, убегать от подозрительных взрослых и привлекать к себе внимание прохожих, если что – то угрожает его здоровью и жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования».

Перспективный план по самообразованиюна 2017-2018 уч. год.Воспитателя МБДОУ Д/с «Звездочка» п. Первомайский Хилковой Татьяны Владимировны Тема: «Развитие творческих способн...

План по самообразованию Тема: ««Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ технологии» на 2016-2018 учебный год

План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста  с помощью ТРИЗ и РТВ технологий»на 2016-2018 учебный год...

План по самообразованию: Тема: Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники.

План по самообразованию: Тема: Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники.Подготовила воспитатель: Христофорова Екатерина АфанасьевнаСоде...