План по самообразованию по формированию ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.
материал
Здоровье -это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно. Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей. Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни – важная педагогическая задача.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 185.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска- детский сад №41 «Росинка»
План по самообразованию по формированию ЗОЖ
у детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель:
Шугаибова Б.Г
Здоровье -это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно. Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей. Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни – важная педагогическая задача.
Этап работы над темой: 1 год
Месяц начала работы над темой: сентябрь 2022 г.
Месяц окончания работы: май 2023 г.
Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа).
Актуальность формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) в детском саду связана с рядом факторов:
- Ухудшение состояния здоровья детей. Это связано с экономическим и социальным неблагополучием многих молодых семей, ослаблением иммунитета, генетическими нарушениями, плохой экологической обстановкой.
- Малоподвижный образ жизни. Ему способствует телевидение и компьютерные игры, из-за которых ребёнок проводит много времени в неподвижности. Это приводит к усталости органов зрения и слуха, головным болям, сонливости, апатии.
- Влияние на будущее поколение. Если научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Таким образом, актуальность ЗОЖ в детском саду заключается в том, что именно в этом возрасте формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми и родителями;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Цель самообразования по теме «ЗОЖ» в ДОУ-сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью, так и к здоровью окружающих.
Задачи:
-Охранять и укреплять здоровье детей, повышать свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность;
-Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость и др.), приобщать детей к спорту;
-Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта;
-Усвоить правила питания и закрепить представление о пользе овощей и фруктов;
-Воспитывать желание заботиться о своём здоровье, стремление вести здоровый образ жизни.
Методические приемы: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.
Формы работы: утренняя гимнастика (ежедневно); физкультурные занятия; музыкально – ритмические занятия; прогулки с включением подвижных игр; пальчиковая гимнастика (во время режимных моментов); зрительная, дыхательная гимнастика во время НОД; оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно); физкультминутки и паузы(на малоподвижных занятиях); спортивные досуги, развлечения, праздники; беседы, консультации, разучивание танцевальных движений.
Ежедневно: утренняя гимнастика, зарядка после сна, физкультминутки, пальчиковые и дыхательные гимнастики во время образовательной деятельности, физкультурные занятия, правильное питание, прогулка, мытье рук прохладной водой; облегченная форма одежды; соблюдение режима проветривания;
Перспективный план работы по формированию ЗОЖ
у детей старшего дошкольного возраста
Цель: Формировать начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни.
Задачи:
-Воспитывать ценностное отношение к здоровью человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей
-Обогащать и углублять представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье.
-Воспитывать самостоятельность в выполнении культурно гигиенических навыков, обогащать представления детей о гигиенической культуре.
-Обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Предполагаемые результаты
В результате поэтапной, систематической, работы с детьми, родителями:
-Повысится уровень представлений о ценности здорового образа жизни, овладении его элементарными нормами и правилами;
-Повысится количество детей, самостоятельно использующих имеющиеся представления о ценности здорового образа жизни в повседневной жизни;
Физкультурно-оздоровительная работа
Задачи:
-Охрана и укрепление здоровья детей;
-Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
-Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
-Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
-Обеспечение физического и психического благополучия
Режим двигательной активности воспитанников ДОУ
Вид занятий и форма двигательной активности | Продолжительность мин | Особенности организации |
1. Учебные занятия | ||
Физическая культура | 30 | 3 раза в неделю. В теплое время года 1 занятие проводится на улице. |
2. Физкультурно-оздоровительные занятия | ||
Утренняя гимнастика | 10-12 | Ежедневно по плану инструктора по ФК, в теплое время года на улице. |
Двигательная разминка во время перерыва между занятиями | 5-7 | Ежедневно. В 1-й и 2-й младших группах проводится общая разминка утром и вечером |
Физкультминутка | 3-5 | Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий, состояния здоровья детей |
Подвижные игры и физические упражнения на прогулках | 25-30 | Ежедневно, во время прогулок, организуются воспитателем |
Подвижные игры и физические упражнения в группе | 20 | Ежедневно утром и вечером по несколько подвижных игр |
Упражнения на кроватях после дневного сна, дыхательная гимнастика, самомассаж, закаливающие мероприятия | 10-12 | Дыхательная гимнастика – со средней группы, массаж и самомассаж – с 1-й младшей группы |
3. Активный отдых | ||
Самостоятельная двигательная деятельность | – | Ежедневно (в группе и на прогулке), под руководством воспитателя. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей, состояния их здоровья |
Пальчиковая гимнастика | 1-3 | Каждый день во время занятий. |
Оздоровительная работа | ||
Гимнастика ( утром, после сна) | Ежедневно, 10-12 минут | Гимнастика ( утром, после сна) |
Световые и воздушные ванны: | -проветривание, (ежедневно); -прогулки на свежем воздухе; осенью и зимой 1- 2 раз по 1.5-2 ч; летом от 2-ух. ч; - сон при открытых фрамугах, сон без маек (летом) | Световые и воздушные ванны: |
Гигиенические и водные процедуры: | - умывание; - мытьё рук, (ежедневно) | Гигиенические и водные процедуры: |
Закаливание | - хождение босиком (при t пола 18° C) - игровой массаж; | Закаливание |
Кварцевание групп | ежедневно | Кварцевание групп |
Перспективный план
Месяц | Темы | Задачи |
Сентябрь | 1.«К здоровью без лекарств»
2.«Что такое болезнь?» 3. «Нам микробы не страшны, с чистотой дружим мы» 4. «Что помогает мне быть здоровым» | -Дать понятие «здоровье, формировать представление о здоровом человеке и развивать осознанное отношение к своему здоровью. -Формировать умение контролировать своё здоровье, укреплять его, содействовать приобщению к здоровому образу жизни, развивать навыки безопасного поведения. -Дать детям элементарное представление о микробах, сформировать представление о том, что большинство заболеваний носит инфекционный характер, разъяснить, что человек в силах уберечь себя сам от болезней, воспитывать желание быть здоровым, сопротивляться болезням - Раскрыть значение оздоровительных мероприятий и «помощников здоровья» |
Октябрь | 1.«Здоровая пища» 2.«Витамины – наши друзья» 3. «Приготовление витаминного салата» 4. Аппликация «Овощи и фрукты лежат на тарелке» | -Закрепить представление о том, какая еда полезна, а какая – вредна для организма, подвести детей к пониманию противоречия «мне нравится эта еда, но моему организму она не полезна, довести до сознания детей, что здоровье зависит от качества принимаемой пищи, установить взаимосвязь между правильным питанием и здоровым образом жизни. -Закрепить знания детей о витаминах, зачем они нужны человеку и в чём заключается их полезное свойство, воспитывать стремление вести здоровый образ жизни - Формировать умение детей готовить витаминный салат, закрепить знания о пользе витаминов для организма человека. - Через аппликацию закрепить знания детей о витаминах растительного происхождения, их пользе для здоровья человека. |
Ноябрь | 1.«Мои защитники: кожа, ногти, волосы» 2.«Кожа, её строение и значение» 3.«Части тела человека» 4.«Носик, уши и глаза помогают нам всегда» | -Закреплять знания детей о том, что кожа, ногти, волосы являются защитниками организма человека. -Познакомить со строением кожи, её значением. -Формировать представление о коже, как защите организма от инфекции. -Продолжать знакомить детей с частями тела человека, учить любить своё тело, содержать его в чистоте. - Формировать знания детей об органах слуха, зрения, обоняния, воспитывать привычку к здоровому образу жизни. |
Декабрь | 1.«Зоркие глазки» 2. «Моё сердце» 3. «Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок» 4. «Берегись – не подавись» | -Дать детям доступные для понимания знания о глазах, их назначении и роли в жизни человека. -Сформировать основные понятия о внешнем виде, функциях и роли сердца для здоровья. Помочь усвоить правила ухода за сердцем. Формировать осознанное отношение к своему здоровью. -Формировать знания детей о том, что пищу надо тщательно пережёвывать, после еды полоскать зубы тёплой водой после каждого приёма пищи, чистить зубы утром и перед сном, не есть очень горячую или холодную пищу, поменьше есть сладостей, никогда не грызть твёрдые предметы, вовремя обращаться за помощью к стоматологу. -Закрепить знания детей о том, что во время еды не стоит торопиться, пищу пережёвывать медленно и долго, тогда она лучше усваивается, дать детям знания о том, что нельзя проглатывать мелкие косточки, брать в рот предметы – можно подавиться. |
Январь | 1.« Кровеносная система. Что сотворить, чтобы кровь «затворить?» 2.«Зачем мы дышим: органы дыхания» 3.«Чем полезен снег для человека – познавательное занятие с экспериментами». 4.«Я – часть природы» | - Закреплять основные правила безопасного поведения человека в быту, совершенствовать знания детей о кровеносной системе нашего организма, довести до понимания детей, что вовремя и правильно оказанная первая помощь может спасти человеку жизнь. -Познакомить детей с дыхательной системой, показать правильное дыхание - Познакомить с оздоровительными свойствами снега - Учить детей любить себя и окружающих людей. Дать понять детям, что человек - часть природы и о взаимодействии всех природных объектов. |
Февраль | 1.« Если плохо стало нам – на приём идём к врачам» 2. «Сам не справишься с бедой – вызывай врача домой» 3. «Бродячие кусачие» 4. «Порошки - не кашка, таблетки – не конфетки» | -Закрепить знания детей о профессии врача, мед/сестры, о том, что если человек заболел необходимо обратиться в поликлинику для назначения правильного лечения и быстрого выздоровления. -Формировать знания детей о том, что если человек сильно болен и не может идти в поликлинику к врачу или заболел ночью надо вызывать «Скорую помощь» по телефону «03», научиться думать о потенциальных опасностях для других людей. -Формировать у детей знания – что можно и чего нельзя делать при контактах с животными, дать детям знания о том, что опасными могут быть укусы клещей, змей, как надо поступать, если случилась беда. -Совершенствуем знания детей о вреде и пользе лекарств для здоровья человека, о том какой вред здоровью может принести бытовая химия при неправильном её использовании |
Март | 1.«Лекарственные растения нашего края» 2. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» 3.«Лечебные деревья» 4.«Какие бывают грибы» | -Продолжать знакомить детей с лекарственными растениями нашего края, с их пользой для здоровья человека, воспитывать бережное отношение к природе. -Закрепить знания детей о влиянии естественных факторах природы на здоровье человека и правилах закаливания организма. -Закреплять знания детей о лечебных свойствах некоторых деревьев -Вспомнить с детьми классификацию грибов и влияние их на здоровье человека. |
Апрель | 1.«Опасные высоты» 2. «Гроза, ураган» 3. «Коварные сосульки» 4. «Опасные предметы» | -Закрепить знания детей о том, какие опасности здоровью могут принести открытые окна и балкон, закрепить правила поведения на открытом балконе. -Формировать у детей знания об опасных для здоровья атмосферных явлениях, о правилах поведения во время грозы, урагана. -Дать детям знания, какие опасности могут таиться в воде, затвердевшей от холода -Формировать знания детей о том, какой вред здоровью могут принести колющие и режущие предметы, а также предметы бытовой техники. |
Май | 1.«Электричество на улице и в квартире» 2. «Осторожно – «Добрый дядя!» 3. «В темноте. Пути и островки безопасности» 4. «Не бойся звать на помощь» | -Дать детям знания, чем опасны оборванные провода на улице и почему нельзя играть под проводами линий электропередач. Чем опасны розетки и электроприборы в квартире. -Рассмотреть ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого человека и научить детей, как действовать в таких ситуациях, чтобы сохранить своё здоровье. -Дать детям знания, почему не стоит гулять до темноты, что возвращаться надо по безопасному пути. -Научить ребёнка не бояться звать на помощь, убегать от подозрительных взрослых и привлекать к себе внимание прохожих, если что – то угрожает его здоровью и жизни. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию "Проектная деятельность в развитии детей старшего дошкольного возраста"
план по самообразованию...
План по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования».
Перспективный план по самообразованиюна 2017-2018 уч. год.Воспитателя МБДОУ Д/с «Звездочка» п. Первомайский Хилковой Татьяны Владимировны Тема: «Развитие творческих способн...
План по самообразованию Тема: ««Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ технологии» на 2016-2018 учебный год
План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ технологий»на 2016-2018 учебный год...
Перспективный план по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через пластилинографию»
Перспективный план по самообразованию...
План по самообразованию на тему: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»
План самоообразования воспитателя...
План по самообразованию "Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования пластилинографию"
Познакомить детей с новым способом рисования...
План по самообразованию: Тема: Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники.
План по самообразованию: Тема: Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники.Подготовила воспитатель: Христофорова Екатерина АфанасьевнаСоде...