«Гимнастика после сна» (конспект мастер-класса для педагогов)
методическая разработка
«Гимнастика после сна»
(конспект мастер-класса для педагогов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №195» общеразвивающего вида
«Гимнастика после сна»
(конспект мастер-класса для педагогов)
Разработал воспитатель:
Маслова Галина Алексеевна
Барнаул, 2023
Гимнастика после сна в детском саду: теория и практика
Сон играет важнейшую роль в режиме дня ребёнка. От того, как проснётся малыш, зависит его настроение, состояние здоровья и то, как он проведёт остаток дня. В детском саду организовать правильное пробуждение сложнее, чем родителям дома, ведь нужно, чтобы 15, 20, а то и 30 человек практически одновременно скинули оковы Морфея, да ещё и сделали это правильно. Решить такую задачу непросто, но со знанием некоторых методических нюансов вполне реально.
Цели, задачи и приёмы
Гимнастика после сна — это комплекс упражнений, которые обеспечивают нерезкий переход от спокойствия к бодрствованию.
Целями проведения таких занятий является:
- подъём мышечного тонуса;
- улучшение настроения;
- профилактика простудных заболеваний;
- укрепление дыхательного аппарата;
- предотвращение развития проблем с осанкой, плоскостопия;
- воспитание привычки разминать тело после пробуждения.
От того, как проснётся каждый ребёнок, зависит не только его настроение, но и эмоциональная атмосфера всей группы.
Для реализации поставленных целей, каждый день педагог подбирает упражнения для решения таких задач, как:
- приведение в тонус нервной системы (то есть предотвращение раздражительности, тревожности, которые могут возникнуть после пробуждения);
- улучшение работы основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, а также стабилизация защитных функций организма);
- создание позитивной атмосферы в группе.
Всё это возможно при грамотном сочетании приёмов проведения гимнастики после сна.
Сюжетность пробуждения. Этот приём особенно важен для малышей первой и второй младших групп. Суть методики в том, что все упражнения проводятся в рамках общей фабулы. Например, к нам в гости пришла медведица и просит о помощи: её сынок Мишка никак не может проснуться, а ему нужно идти в подмогу к маме для сбора малины на зиму — надо показать своим примером, как быстро восстановить организм после сна. Кроме этого, выполнять те или иные действия ребятам будет интереснее под рифмовки и короткие присказки.
Музыкальность. Тихая, расслабляющая музыка, включённая чуть громче, чем перед сном, помогает восстановлению малышей любого возраста.
Упражнения лёжа. Эти комплексы помогают постепенно восстановить тонус мышц и перейти к более активным действиям. Опять-таки, для малышей этому блоку упражнений уделяется больше внимания, так как чем младше детки, тем сложнее им адаптироваться к активной деятельности после сна.
Активный блок гимнастики (или «упражнения на коврике»). В него входят задания, которые выполняются стоя. В комплекс включены махи руками, ногами, повороты туловища, приседания, хождение по массажным коврикам и т.д. Для ребят старших групп задания такие комплексы играют очень важную роль в выработке правильной осанки.
Дыхательная гимнастика. Для детей средней — подготовительной групп это чуть ли не самый важный этап работы, так как, кроме задачи общего укрепления организма и дыхательной системы в частности, упражнения помогают вырабатывать правильное звукопроизнесение, что очень актуально для малышей, полноценно овладевающих речью или тех, у кого есть проблемы с речевым аппаратом.
Правила проведения бодрящей гимнастики
Чтобы подготовить малышей к периоду бодрствования во второй половине дня, стоит выполнять ряд рекомендаций, выработанных опытом педагогов:
Температура воздуха в спальне не должна быть ниже +16/+18 градусов.
Выбирать комплекс упражнений нужно с учётом занятий, которые были до сна. Для тех карапузов, которые просыпаются раньше, неплохо было бы подготовить 1–2 комплекса упражнений, например, «ленивого» вида.
Деток, которые просыпаются раньше, нужно занять упражнениями, чтобы они не разбудили тех, кто ещё спит
Из одежды на детках должны быть трусы и майка. Если речь идёт о холодном времени года, то пижама. Для выполнения упражнений на коврике стоит надеть чешки или носки.
Отсутствие принуждения. Если малыш отказывается работать вместе со всеми, то ругать его категорически нельзя. Нужно только выяснить, что стало поводом для такого поведения.
В процессе выполнения упражнений расслабление должно быть более длительным по сравнению с напряжением.
Инструкции по выполнению следует повторять большее или меньшее количество раз в зависимости от эмоционального состояния малышей.
Если подвести итого вышесказанным особенностям организации корригирующей гимнастики, то можно прийти к выводу, что оптимальным соотношением будет комбинация 2–3 упражнений в кровати, 1–3 на полу или на коврике и 2–3 дыхательных, проводимых под спокойную музыку (например, звуки природы или классику). На выполнение гимнастики в целом уйдёт 5–10 минут.
Гимнастика после сна для детей очень важна. Ведь с её помощью малыши не только восстанавливают тонус, но и учатся заботиться о своём здоровье. А сохранение и восстановление нормального самочувствия ребёнка — одна из основных задач его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.
Лежа
Мы проснулись, улыбнулись, посильнее потянулись
Ребята, сегодня мы с вами полетим на ракете на другую планету. И что бы полет прошел нормально, нужно как следует размяться.
- Поочередно руки вверх-вниз
Ноги вверх мы поднимаем и тихонько опускаем
- Трясем руками и ногами
Дует сильный ураган, трясет руки и ноги нам
- Велосипед + крутим руками перед грудью
А теперь мы с вами дети, поедем на велосипеде
Сидя
- Эту ножку разотрем (под музыку)
- Кран откройся (массаж лица)
Стоя
Раз - шагают все на месте.
Два - руками машут вместе.
Три - присели, дружно встали.
На четыре потянулись.
Пять- прогнулись и нагнулись.
Шесть все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
Дыхательные упражнения
- Ракета. Тянемся вверх. У-у-у
Полетели на ракете, тянем наши ручки вверх
- Присед. Руки вперед. Ух.
Приземлились на луну, ух!
- Смеемся. Хи-хи-хи. С поворотами.
Вот как весело летали, и нисколько не устали
Ходьба
- Обычная друг за другом. Встали все ребята в ряд, зашагали, как отряд
- На носочках, руки в стороны. Мы шагаем по луне, все здесь интереснее. Наступаем аккуратно, держим равновесие
- Высоко поднимая ноги, руки за голову. Впереди большой булыжник, но помеха нипочем. Ноги выше поднимаем, на него не наступаем
- По массажным дорожкам. А теперь по лунным камням зашагали малыши. Наступаем аккуратно, движемся к ракете
- По кочкам. По кочкам, по кочкам, по лунным дорожкам, мы ребята погуляли и домой уже попали
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект мастер-класса по разделу образовательной области "Физическая культура". Фитбол гимнастика
Материал итогового занятия по фитболу в логопедической подготовительной группе...
Упражнения мышечной регуляции как средство восстановления после физической нагрузки мастер-класс
В современном мире, мы испытываем на себе повышенные психические и физические нагрузки: постоянная спешка, беспокойство, поток негативной информации с телеэкрана, частые инфекционные заболевания, уста...
Конспект мастер – класса для педагогов «Внедрение в практику педагогов ДОУ метода экспериментирования на основе сказки Золушка»
Мастер - класс для педагогов детских садов. Мастер класс разработам на основе сказки "Золушка" с элементами экспериментальной деятельности....
Конспект мастер - класса по повышению профессионального мастерства педагогов - участников мастер класса по экспериментированию. как метода музыкального воспитания и развития дошкольников
Педагогам показать, как можно использовать опыты со звуком в ээкспериментальной деятелььности детей....
Мастер-класс для молодых педагогов "Организация проведения утренней гимнастики", 2021 год
Мастер-класс для молодых педагогов "Организация проведения утренней гимнастики"...
Конспект мастер-класса "Дыхательная гимнастика по методике А.Н.Стрельниковой" для педагогов ДОУ
Цель: познакомить педагогов с особенностями использования дыхательнойгимнастики А. Н. Стрельниковой.Методы и приёмы работы с аудиторией: методы наглядные, словесные,практические: проблемная ситу...
Конспект мастер-класса (семинара) для педагогов по занятию «Отважные моряки» с использованием образовательных модулей Ф. Фрёбеля
Тема: Занятие по STEM – технологии с использованием образовательного модуля Ф. Фрёбеля.Название НОД: «Отважные моряки»Цели НОД: Представление опыта работы по использованию игрового н...