Программа для детей старшего дошкольного возраста по народному творчеству "Культура Вепсов"
методическая разработка (старшая группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_vepsov.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа для детей старшего дошкольного возраста по народному творчеству "Культура Вепсов"
Основная цель программы:
заключается в том, чтобы приобщить детей к культурам своей страны, в большей степени к вепсской культуре. Тем самым развивать в детях чувство патриотизма,знания своей страны и вместе с тем развивать и эстетические чувства, любовь к искусству и художественный вкус благодаря Декоративно-Прикладному Искусству, рисованию и созданию предметов одежды и украшений.
Задачи обучения:
I.ОБУЧАЮЩАЯ - познакомить детей, с созданием вепсских кукол, вепсских орнаментов, детали вепсской одежды и вепсскими украшениями.
II.РАЗВИВАЮЩАЯ-продолжать развивать продуктивную деятельность детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд)
III.ВОСПИТЫВАЮЩАЯ - формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувство принадлежности к мировому сообществу.
На какое время рассчитана программа?
Данная программа рассчитана на 1 год. Программа делится на 8 частей, где каждая тема рассматривается подробнее.
1- «Познакомимся с культурой вепсов»;
2- «Вепсские куклы»;
3- «Вепсские народные костюмы»;
4- «Вепсские украшения»;
5- «Вепсские орнаменты»;
6- «Вепсский фольклор»;
7- «Вепсская кухня»;
8- «Вепсские обычаи, праздники и поверья».
Возраст детей:
Данная программа разработана для детей дошкольного возраста. С ней начитают знакомиться дети в подготовительной группе. Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.
Общее количество часов:
Общее количество часов в течение года составляет 72 часа.
Количество занятий в неделю:
занятия проводятся 2 раз в неделю, по времени занятие длится 1 час. За это время дети изучают темы по плану, рисуют, создают аппликации, играют.
Продолжительность занятия:
продолжительность занятий зависят от возрастных особенностей детей. В подготовительной группе занятие рассчитано на 35 минут. На занятиях дети занимаются положенное время. Остальные 25 минут дети играют, отвлекаются от деятельности. Но хочу отметить, что все проводимые игры связаны непосредственно с темой данной программы.
Количество детей в группе:
количество детей в группе составляет не более 15 человек. Для того, чтобы дети лучше усвоили программу, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку.
Материалы, инструменты необходимые для работы:
В разделе «Познакомимся с культурой вепсов»
альбом; кисть (2 шт. - тонкая и толстая); цветные карандаши; фломастеры.
В разделе «Вепсские куклы»
кусочки тканей (10х10)-былого цвета и цветные, лучше ситец; шерстенные нитки (ярких цветов); нитки обычные (белые); вата; иголки; ножницы.
В разделе «Вепсские народные костюмы»
клей ПВА или карандаш; альбом для рисования; Шерстенные нитки красного и белого цветов; ножницы.
В разделе «Вепсские украшения»
пластилин; стека; кисточки (тонкая и толстая - для клея); Клей ПВА; нитки обычные (любого цвета, кроме черного); гофрированная бумага; ножницы; цветная бумага.
В разделе «Вепсские орнаменты»
бумага – А 4; краски - гуашь; кисть (белка 2); ткань (15х30) белого цвета, ситец; нитки красного цвета; иголка; Белый картон.
В разделе «Вепсский фольклор»
краски - гуашь; цветные карандаши; фломастеры; альбом для рисования; чистый диск CD RV.
В разделе «Вепсская кухня»
фартук; чашка с блюдцем; пластилин; стека; вата.
В разделе «Вепсские обычаи, праздники и поверия»
альбом для рисования; фломастеры; цветные карандаши; краски – гуашь;
Во время занятий необходимо приобрести-
2 альбом для рисования или листы А4; Кисточки белка (2 и 6),кисть для клея; Краски – гуашь; Цветные карандаши; Фломастеры; CD-диск для отчета о работе; Тетрадь 48 листов.
Рекомендации по организации работы кружка:
А) готовность помещения, наличие наглядных пособий и технических средств
Б) своевременность прихода кружковцев на занятия, их внешний вид;
В) оборудование рабочего места;
Г) соблюдение правил техники безопасности для кружковцев;
Д) обязательно ведение журнала. В кружках технического назначения, ручного труда, кройки и шитья и т.п. оформить стенды с правилами на видном месте.
Методы работы:
1 НАГЛЯДНЫЙ-
-показ фильма о вепсах, о вепсских куклах, о вепсских костюмах;
-рассматривание репродукций, картин с изображением вепсской природы;
-рассматривание картинок с вепсской одеждой;
-рассматривание изображения с куклами вепсов;
-рассматривание нескольких видов украшений (в том числе вепсских бус);
-рассматривание посуды с вепсскими орнаментами;
-рассматривание вепсских орнаментов на одежде;
-применение плана хода действий.
2 СЛОВЕСНЫЙ-
-беседа;
-прослушивание музыки вепсов;
-вопросы к детям (уточнение и закрепление темы);
- разбор пословиц;
-разучивание стихов;
-чтение сказок;
-придумывание поздравлений;
-демонстрация детей своих работ;
-словесные народные игры;
-художественное слово.
3 ПРАКТИЧЕСКИЙ-
-игра;
-рисование на предложенную тему;
-самостоятельная творческая работа детей;
-создание кукол;
-подготовка материалов;
-лепка на предложенную тему;
-плетение пояса;
-составление выставок (помощь воспитателю);
-проигрывание вепсской сказки по ролям (театр);
-вышивание орнаментов;
-роспись глиняной посуды;
-игровые ситуации;
-пластика;
-эмоциональный настрой;
Формы работы с детьми:
-индивидуальная работа;
-работа с подгруппой детей;
-закрепление пройденного материала;
-коллективная работа.
Условие реализации программы:
программа ставит перед собой задачу приобщения детей к истокам народных ремесел, формирование интереса и любви к декоративно-прикладному искусству.
Занятия следует проводить в помещении с хорошим освещением и вентиляцией.
Оборудование для занятий: 8 столов; краски; кисточки; палитры; 15 пар ножниц; листы – А 4;
Материалы-иглы, клей.
Технические средства: фотоаппарат, магнитофон, компьютер.
Информационные средства: художественная, научная, и периодическая литература, методические материалы, Интернет.
Художественные средства: произведения искусства.
Дидактические средства:
разработки педагога для обеспечения образовательного процесса: планы, конспекты занятий;
разработки для проведения занятий: наглядные пособия, схемы плетения, раздаточный материал для самостоятельной работы, учебные задания для индивидуальной и групповой работы;
разработки для организации контроля и определения результативности обучения: тесты, анкеты, вопросники.
Формы работы с родителями:
-индивидуальная работа
-беседа
-родительское собрание
-совместная работа с детьми и родителями
-домашние задания
Форма работы с педагогами:
-Совещания по текущей деятельности;
-Мастер-классы, открытые занятия, творческие мастерские;
-Консультации;
-Методические, творческие объединения;
-Педагогические чтения, конференции;
Тематические планирования:
1 раздел-ЗНАКОМСТВО С КУЛЬТУРОЙ ВЕПСОВ
№ | тема | часы на тему |
1 | «Посмотри на природу» | 1 час |
2 | «Россия со своими красками» | 1 час |
3 | «Нарисуй мне природу» | 2 часа |
4 | «Чудесный мир вепсов» | 1 час |
5 | «Вепсы наши друзья» | 1 час |
6 | «Природа вепсов» | 2 часа |
Всего:8 часов |
2 раздел - ВЕПССКИЕ КУКЛЫ
№ | тема | часы на тему |
1 | «Поиграем»(вепсские игры) | 1 час |
2 | «Рассмотрим вепсских кукол» | 1 час |
3 | «Куклы-мартинички» | 2 часа |
4 | «Традиционная вепсская кукла» | 4 часа |
Всего 8 часов |
3 раздел - ВЕПССКИЕ НАРОДНЫЕ КОСТЮМЫ
№ | тема | часы на тему |
1 | «Встречают по одежке, провожают по уму» | 1 час |
2 | «Вепсская одежда» | 1 час |
3 | «Пояс вепсов» | 4 часа |
4 | «В мире вепсских дней» | 1 час |
5 | «Вепсские игры» | 1 час |
Всего 8 часов |
4 раздел – ВЕПССКИЕ УКРАШЕНИЯ
№ | тема | часы на тему |
1 | «Красота» | 1 час |
2 | «Украшения» | 1 час |
3 | «Вепсская красота» | 1 час |
4 | «Бусы - это красиво» | 2 часа |
5 | «Подарок маме на Новый год» | 1 час |
6 | «Выставка» | 1 час |
7 | «Подарок» | 1 час |
Всего 8 часов |
5 раздел – ВЕПССКИЕ ОРНАМЕНТЫ
№ | тема | часы на тему |
1 | «Что такое орнаменты?» | 1 час |
2 | «Вепсские орнаменты» | 1 час |
3 | «Глиняная посуда» | 1 час |
4 | «Удивительные узоры» | 1 час |
5 | «Украшаем глиняную посуду» | 2 часа |
6 | «Веселые тарелочки» | 1 час |
7 | «Выставка» | 1 час |
8 | «Вышиваем узоры» | 3 час |
9 | «Орнаменты на ткани» | 1 час |
Всего 12 часов |
6 раздел – ВЕПССКИЙ ФОЛЬКЛОР
№ | тема | часы на тему |
1 | «Веселые мелодии» | 1 час |
2 | «Воображение» | 1 час |
3 | «Вепсские сказки» | 2 часа |
Всего 4 часа |
7 раздел – ВЕПССКАЯ КУХНЯ
№ | тема | часы на тему |
1 | «Калитки» | 1 час |
2 | «Полепим калитки» | 1 час |
3 | «Традиционные блюда» | 2 часа |
4 | «Чудо – еда» | 2 часа |
5 | «Базар» | 1 час |
6 | «Этикет» | 1 час |
Всего 8 часов |
8 раздел – ВЕПССКИЕ ОБЫЧАИ, ПРАЗДНИКИ, ПОВЕРИЯ
№ | тема | часы на тему |
1 | «Игры» | 1 час |
2 | «Праздник вепсов» | 7 часов |
3 | «Костюмы на праздник» | 1 час |
4 | «Обычаи вепсов» | 1 час |
5 | «Поверия вепсов» | 1 час |
6 | « Украшения к празднику» | 4 часа |
7 | «Выставка детских работ» | 1 час |
Всего 15 часов |
Содержание программы:
1 раздел «Познакомимся с культурой вепсов» - 8 часов.
Материалы: альбом; кисть (2 шт. - тонкая и толстая); цветные карандаши; фломастеры.
В этом разделе дети учатся-
видеть краски изображаемых картин, сравнивать городской пейзаж и вепсский пейзаж, видеть детали и особенности вепсской природы. Дети учатся рисовать пейзаж с тематикой вепсской природы, со всеми ее оттенками, настроениями и особенностями. Совершенствуются навыки владения рисования по мокрой бумаге. Дети познакомятся с бытом, поселением особенностями их жизни через показ фильма. Будут различать музыку вепсских народов от русской народной музыки. Познакомятся с играми вепсского народа. В конце темы детям дается творческое задание для того, чтобы дети показали, на сколько они усвоили материал данного раздела.
2 раздел «Вепсские куклы» - 8 часов.
Материал: кусочки тканей (10х10)-былого цвета и цветные, лучше ситец; шерстенные нитки (ярких цветов); нитки обычные (белые); вата; иголки; ножницы.
В этом разделе дети учатся-
делать вепсских кукол, различать их по видам, по функциям, для чего она нужна. Учатся готовить материал к работе, формировать куклу по частям. Видеть в кукле традиционное начало.
3 раздел «Вепсские народные костюмы» - 8 часов.
Материалы: клей ПВА или карандаш; альбом для рисования; шерстенные нитки красного и белого цветов; ножницы.
В этом разделе дети учатся-
объяснять значение поговорок и пословиц и применять их в повседневной жизни. Учатся рассматривать костюмы разных народов мира, сравнивая их между собой. Знакомятся с народными костюмами вепсских народов. Дети учатся видеть детали костюма и пытаться объяснить их назначения. Учатся изготавливать вепсские пояса. Играют в игры-драмотизации обыгрывая сделанный предмет одежды. Учатся уважать вепсские народы, через познания ручного труда. Узнают, для чего вепсам пояса, какое у них предназначение.
4 раздел «Вепсские украшения» - 8 часов
Материалы : пластилин; стека; кисточки (тонкая и толстая - для клея); Клей ПВА; нитки обычные (любого цвета, кроме черного); гофрированная бумага; ножницы; цветная бумага.
В этом разделе дети учатся –
видеть красоту в украшениях, рассматривать их (из чего они сделаны, как с ними обращаться). Познакомятся с вепсскими бусами. Учатся изготавливать вепсские бусы поэтапно, выполняя предварительную работу подготовки материалов. Учатся составлять выставку и представлять свои работы на ней. Дети придумывают поздравления для родителей, учатся дарить подарки.
5 раздел «Вепсские орнаменты» - 12 часов
Материал: бумага – А 4; краски - гуашь; кисть (белка 2); ткань (15х30) белого цвета, ситец; нитки красного цвета; иголка; белый картон.
В этом разделе дети знакомятся –
с орнаментами (где они изображаются, какие бывают). Рассматривают вепсские орнаменты на одежде, посуде. Знакомятся с глиняной посудой и расписывают ее вепсскими орнаментами. Учатся вышивать на бумаге вепсские орнаменты. Составляют выставку и представляют свою работу.
6 раздел «Вепсский фольклор» - 4 часа
Материал: краски - гуашь; цветные карандаши; фломастеры; альбом для рисования.
В этом разделе дети учатся –
продолжают знакомиться с музыкальными композициями вепсских народов, сравнивая ее с русской народной музыкой. Учатся рисовать задуманное, передавать настроение в рисунках под музыку. Знакомятся с вепсскими сказками, изображают по сюжету сказки рисунок.
7 раздел «Вепсская кухня» - 8часов
Материал: фартук; чашка с блюдцем; пластилин; стека; вата.
В этом разделе дети учатся –
знакомятся с традиционным блюдом вепсов – калитками, и с другими традиционными блюдами. Лепят из пластилина калитки по такому же плану, как их делают. Дети учатся представлять свои блюда на «Базаре». У детей формируется этикет поведения за столом.
8 раздел «Вепсские обычаи, праздники и поверья» - 15 часов
Материал: альбом для рисования; фломастеры; цветные карандаши; краски – гуашь.
В этом разделе дети учатся –
это самый большой раздел в данном проекте и самый значимый. Дети продолжают знакомиться с культурой вепсских народов. Узнают праздники народные, их обычаи и поверья. Дети рисуют праздники под музыку. Рассматривают праздничный наряд вепсов. Дети готовятся к празднику вепсов. Делают выставку своих работ. На последнем занятии проводится праздник вепсов, где мы подводим итоги пройденного материала.
Что должен уметь ребенок в результате работы кружка на конец года:
-изображать на рисунках природу вепсов (густой лес, речки, деревни);
-делать куклы – Мартинички;
-уметь делать вепсскую традиционную куклу;
-уметь делать пояса;
-уметь изображать вепсские орнаменты на глиняной посуде, на ткани;
-уметь вышивать вепсские орнаменты по шаблону;
-должен знать вепсские народные сказки и вепсский фольклор;
-должен знать, как делаются калитка (традиционное блюдо вепсов);
-должен знать, как правильно оформляются выставки;
-должен разбираться в праздниках, обычаях и поверьях вепсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«МАСТЕРСКАЯ МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ» Программа кружка по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Использование народных промыслов Сибири в изобразительной деятельности детей».
Работа по данной Программе направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа на основе знакомства их с народными промыслами Сибири. Она основана на формировании эм...
Презентация "Формирование интереса к народной культуре у детей старшего дошкольного возраста средствами народной игры"
В настоящее время в воспитательной практике дошкольных образовательных организаций наблюдается повышение активного интереса к потенциалу народной культуры, именно в ней содержится многовековая мудрост...
Программа приобщения детей старшего дошкольного возраста к основам русской народной культуры "Истоки"
Данные методические материалы позволят воспитателю организовать необходимые условия по ознакомлению дошкольников в возрасте 5-7 лет с культурой России и своего региона, чем окажут действенную помощь в...
Рецензия на программу приобщения детей старшего дошкольного возраста к основам русской народной культуры"Истоки"
Рецензия на программу приобщения детей старшего дошкольного возраста к основам русской народной культуры "Истоки"...
Разработка программы развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства
Современное общество нуждается в творческих людях. Развитие творческой активности начинается с дошкольного детства. Это определяет актуальность данной программы. Программа включает цикл занятий по дек...
Рабочая программа "Русская народная игра как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре"
Цель:создание условий для популяризации народных алтайских игр, приобщение детей к изучению и сохранению культурного наследия своей малой Родины. ...
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре через ознакомление с русской народной игрушкой
Авторская разработка по изготовлению русских народных тряпичных кукол....