Педагогический проект «Использование нестандартного оборудования для развития координационных способностей на занятиях по физической культуре»
проект (старшая, подготовительная группа)
Поиск новых путей и подходов для развития координациооных способностей детей с ТНР, через использование мяче сокс и координационной лестницы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Использование нестандартного оборудования для развития координационных способностей на занятиях по физической культуре»
Подготовила инструктор по физической культуре:
Домородова Ольга Александровна .
Актуальность
Одной из задач программы ФАОП ДО для ТНР в области физического развития является создание условий для совершенствования двигательной активности обучающихся, развитии представлений о своем теле и своих физических возможностях, произвольности действий и движений.
Развитие физических качеств, нельзя переоценить, так как они способствует целенаправленному воздействию на комплекс естественных свойств организма детей, способствуют преодолению или ослаблению недостатков физического развития, моторики, оказывают значительное воздействие на совершенствование регуляторных функций нервной системы, повышению общего уровня работоспособности, укреплению здоровья. Координационные способности имеют важное значение в обогащении двигательного опыта детей и развитие ловкости.
Основным средством воспитания и развития координационных способностей старших дошкольников являются физические упражнения с повышенной координационной сложностью, а также упражнения, которые содержат элементы новизны, что вызывает у детей большой интерес. Повышение сложности физических упражнений можно добиться за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров. А также за счет внешних условий, изменяя их порядок расположения снарядов, их вес и высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т. п.; комбинировать двигательные навыки; сочетать ходьбу с прыжками, ловлю предметов и бег.
Проблема
В нашем ДОУ функционирует 6 групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Хочу отметить, что нарушения речи не являются первичным расстройством, они отягощены неврологическими проблемами и нарушением моторики. У таких детей выявляется симптоматика органического поражения нервной системы, наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы.
Эти симптомы проявляются в следующем:
1. Общая моторная сфера детей характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями;
2. Нарушение произвольной регуляции движений;
3. Недостаточная координация и четкость непроизвольных движений;
4.Нарушения мышечного тонуса;
5. Непродуктивность движений;
6. Недостаточность выполнения сложных движений;
7. Ошибочная пространственная организация движений.
8. Трудности переключения и автоматизации.
К примеру, ребенок с речевой патологией несколько позднее своих сверстников начинает захватывать и удерживать предметы, сидеть, ходить, прыгать на одной и двух ногах, неуклюже бегает, лазает на шведской стенке. В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок долго не может научиться ездить на велосипеде, кататься на лыжах и коньках.
У детей с формой речевой патологии наблюдаются также и нарушения моторики кистей и мелкой моторики пальцев рук.
Так же мониторинг детей ТНР показал недостаточный уровень физической подготовленности, особенно страдают координационные способности. Результат мониторинга групп компенсирующей направленности:
Процент усвоения программы составляет в среднем 38%-44% на начало года
Принято решение о поиске новых методов работы с детьми ОВЗ и использовании нестандартного нового оборудования для развития координационных способностей у детей и повышение эффективности работы на занятиях по физической культуре.
Гипотеза
В ходе анализа литературных источников было выявлено, что для развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) используют равномерные, переменные, методы повторного и вариативного (переменного) упражнения, а также игровой и соревновательный методы.
Мне пришла мысль об использовании тренажеров мозжечковой стимуляции для развития координации у старших дошкольников.
Известно, что полушария мозжечка отвечают за формирование целенаправленных движений, их координацию и коррекцию. Они активно участвуют в формировании двигательных навыков и развитии умственных способностей. Поэтому для нормативного психофизического развития человека необходимо адекватное функционирование, так называемого «Быстродействующего мозга» -мозжечка-мозолистого тела, обеспечивающего межполушарное взаимодействие мозжечка с переднем, среднем и задним отделами мозга.
Нарушение мозжечковой системы и ведут к серьезным патологиям детского развития. Которые мы сегодня и наблюдаем у наших воспитанников.
Поэтому я и искала формы и методы коррекционной-развивающей работы, направленные на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка на занятиях по физической культуре.
Главным критерием в работе с детьми ОВЗ это комплексный подход всех специалистов. Так логопедами нашего ДОУ используется программа мозжечковой стимуляции «Успех».
Теорию мозжечковой стимуляции основал американский педагог Фрэнк Бильгоу, который работал школьным учителем. Исследования мозжечковой стимуляции на балансировочной доске Бильгоу показали ее высокую эффективность. Программа стала одной из наиболее продуманных и систематизированных корректирующих и стимулирующих методик.
Но эта работа индивидуальная. На фронтальных занятиях физкультурой трудно реализовывать мозжечковую стимуляцию, но для себя я нашла выход.
Систематическое использование на физкультурных занятиях мяча сокс и координационной лестницы для мозжечковой стимуляции будет способствовать развитию координационных способностей ребенка.
Цель проекта: Поиск путей внедрения новых технологий для развития координационных способностей у детей ОВЗ дошкольного возраста на занятиях по физической культуре. Повышение эффективности физкультурных занятий .
Задачи:
- Изучить методическую литературу по развитию координационных способностей на физкультурных занятиях в ДОУ.
- Организовать предметно – пространственную среду для развития координации движений через нестандартное оборудование.
- Подобрать комплексы упражнений и игры для развития координации движений у детей ОВЗ на физкультурном занятии.
- Использовать нестандартное оборудование во время игр, физических упражнений для развития координации у детей ОВЗ .
5. Провести мастер-класс с родителями по созданию и использованию нестандартного оборудования.
Определены средства, формы и методы работы.
Разработано перспективное планирование для старшего дошкольного возраста по использованию мяча СОКС и координационных лестниц на физкультурном занятии.
Методы работы: наглядно-действенный, практический, игровой, словесный
Формы работы: групповой
Ожидаемые результаты:
Для себя:
- Повышение уровня педагогических компетенций о программе мозжечковой стимуляции «Успех». Изучила рекомендации по использованию координационной лестницы для повышения координационных способностей.
- Подготовка нестандартное оборудование: изготовление мячей сокс.
-Разработка перспективного планирования для системной работы со всеми участниками образовательных отношений;
- Подбор комплексов упражнений с мячом сокс и координационной лестнице на занятиях по физической культуре и индивидуальной работе с детьми и их родителями, педагогами;
- Создание необходимых условий для развивающих мероприятий по использованию нестандартного оборудования детей в ДОУ;
Для воспитанников:
- улучшение и стабилизация работы вестибулярной системы ребенка;
- развитие координации, крупной и мелкой моторики ребенка;
- совершенствование межполушарного взаимодействия;
- развитие зрительно-пространственных представлений (координатные,
метрические, пространственные), формирование схемы тела, чувства времени пространства у ребенка;
- развитие зрительно-моторной координации, расширение оптического поля ребенка;
- Участие детей в спортивных мероприятиях;
Для родителей:
- Изменение отношения родителей к данной проблеме;
- Вовлечение родителей в создании развивающей пространственно-предметной среды в ДОУ и дома для развития координационных способностей у детей.
I. План работы по реализации проекта
Этапы проекта:
I -Аналитический этап
№ п/п | Направление и формы работы | Реализация |
1. | Изучение нормативных документов: - Закона «Об образовании РФ»; - нового СанПиН; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; - Изучение опыта педагогов ДОУ по данной теме; - Изучение методик, технологий; - Изучение различных методов работы педагогов дошкольного образования; - Изучение литературы по теме самообразования; - Повышение квалификации через систему курсов повышения квалификации |
В течение 2023- 2024 уч. года Сентябрь - Ноябрь |
Изучение литературы
№ п/п | Название | Автор | Издательство, год |
1. | «Возможности применения комплекса «LEARNINGBREAKTHROUGH KIT» (BALAMETRICS) в коррекционно-развивающей работе с детьми.» | Измайлова А.Х. | Москва, 2008 |
2. | Основы применения программы мозжечковой стимуляции с использование балансировочного комплекса | ТЦ «Новоуральск», 2008г. | |
3. | «14 упражнений для коррекции регуляторных трудностей.» | PRO ШКОЛА | Москва, 2014 г. |
4. | ТОП 100 упражнений на оборудовании BALAMETRICS в коррекционно-развивающей работе | Шутова Н.Г. | «Академия речи», г. Ульяновск 2020 |
5. | Развитие координационных способностей у дошкольников. | Лях В.И. |
Изготовление дидактических материалов
№ п/п | Название | Цель |
1. | Изготовление мячей СОКС | Создать условия для внедрения новых подходов. |
2. | Формирование методической базы конспектов занятий по теме самообразования | Для проведения развивающих и коррекционных мероприятий. |
3. | Создание архива методик, игр, упражнений по мозжечковой стимуляции и развитию координационных способностей | Повышение уровня физической подготовленности детей |
II - Практический этап
№ п/п | Направление и формы работы | Реализация |
1 | Использование мяча сокс и координационной лестницы для развития координационных способностей на занятиях по физической культуре | октябрь 2023- Февраль 2024 |
2 | Внедрение форм и методов работы с нестандартным оборудованием в части физкультурного занятия. (Приложение 1.) | |
3 | Разработка картотеки комплексов упражнений и подвижных игр с мячом сокс. (Приложение 2) | |
4 | Схемы использования координационной лестницы для повышения уровня развития ходьбы, бега и прыжков. (Приложений 3) | |
5 | Составление перспективного плана использование мяча Сокс и координационной лестницы на фронтальных занятиях по физкультуре. (Приложение 4) | |
6 | Конспект физкультурного занятия с использованием мяча Сокс и координационной лестницы « Мяч-мой друг» ссылка на мой сайт https://nsportal.ru/olga-aleksandrovna-domorodova | |
7 | Разработка буклета для педагогов ДОУ по использованию мяча сокс в индивидуальной работе и режимных моментах. (Приложение 5) | |
8. | Проведение мастер-класса для родителей «Лесенка-чудесенка» и «Волшебный мяч». Фотоотчет ссылка на персональный сайт https://nsportal.ru/olga-aleksandrovna-domorodova |
III - Обобщающий этап
Направление и формы работы | Реализация |
Обобщение и распространение педагогического опыта по данной теме на уровне ДОУ и муниципальном уровне: - Презентация и видео просмотр для педагогов и инструкторов по физической культуре «Использование мяча СОКС в коррекционно-развивающей работе на занятиях физкультурой.»; - Выступление на городском методическом объединении: семинар -практикум «Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФАОП ДО» - Отсчет по самообразованию на тему: «Использование мяча СОКС в коррекционно-развивающей работе на занятиях по физкультуре». - Публикация из опыта работы в сборнике статей «Актуальные проблемы дошкольного образования» Орловского государственного университета, выпуск № 22, том III, 2024. - Размещение материалов на персональном сайте: https://nsportal.ru/olga-aleksandrovna-domorodova | Февраль 2023 - Апрель2024 |
Вывод
В ходе реализации проекта по использованию нестандартного оборудования для развития координационных способностей я обогатила свои знания, сумев их применить на практике, адаптировала для детей ТНР старшего дошкольного возраста. Разработала перспективный план работы с детьми по использованию мяча СОКС и координационной лестницы на занятиях по физкультуре, подобрала комплексы упражнений с мячем СОКС и координационной лестницы, разработала схемы занятия по использованию нестандартного оборудования.
Была подобрана методическая литература, материалы и пособия для практического обогащения проекта. Подобрала подвижные игры с использованием мяча СОКС и техники игры в футбек и волейболбег. Вместе с детьми придумала название новым мячам это «волшебные клубочки», которые ведут нас за здоровьем.
В работе с родителями я применяла традиционные и нетрадиционные формы работы: анкетирование, консультации, мастер-класс.
В качестве положительных результатов использования мяча СОКС и координационной лестницы на фронтальных занятиях по физкультуре я отметили следующие:
- улучшение и стабилизация работы вестибулярной системы ребенка;
- повышение уровня развития координации, крупной и мелкой моторики ребенка;
- развитие зрительно-моторной координации, ориентации в пространстве;
- улучшение регуляторной функции и самоконтроля не только на физкультуре в упражнения с малым мячом, но и на рисовании и письме в работе с карандашами.
Так же у детей повысился уровень физической подготовленности, что показал итоговый мониторинг. Что позволило двум детям с ТНР участвовать в сдаче норм ГТО и получить золотой знак.
Я обобщила свой опыт педагогической работы и распространила его на уровне ДОУ и муниципальном уровне. По теме проекта показала мастер-класс воспитателям и тьюторам по использованию мяча СОКС в индивидуальной работе для повышения развития ловкости рук и саморегуляции. На муниципальном уровне участвовала в семинаре-практикуме среди инструкторов по физической культуре с презентацией и видео показом по использованию мяча СОКС на физкультурных занятиях.
Проанализировав проведённую работу, я пришла к такому выводу, что планомерное и систематическое использование нестандартного оборудования: мяча СОКС и координационной лестницы на фронтальных занятиях физкультурой, способствует улучшению развития таких физических качеств, как ловкость, равновесие, быстрота, выносливость. А так же еще раз хотелось бы подчеркнуть, что доступный в использовании , как на фронтальных занятиях, так и в индивидуальной работе и да же дома, мяч СОКС успешно применяется в развивающей работе с детьми различного возраста и психофизическими особенностями, показывая высокую эффективность в развитии координации.
Заместитель заведующей по воспитательно- образовательной деятельности
МДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида» ______________Мартынова Р.Н.
Заведующий МДОУ
«Детский сад № 10 комбинированного вида» _____________ Кашина Л.Ю.
М.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нестандартного оборудования для развития творчества детей на занятиях по изо
Использование нестандартного оборудования для развития творчества детей на занятиях по изо...
Доклад по теме: «Использование нестандартного оборудования для развития физических возможностей детей в условиях детского сада».
Доклад по теме: «Использование нестандартного оборудования для развития физических возможностей детей в условиях детского сада»....
презентация "Использование нестандартного физкультурного оборудования как средство повышения интереса к занятиям по физической культуре "
Использование нестандартного оборудования на занятиях по физической культуре делает их интересыми, увлекательными для детей....
Развитие творческих способностей на занятиях по физической культуре детей 5 – 7 лет
Данный материал был представлен на заседании в рамках методического объединения....
Педагогический проект «Использование инновационных технологий в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста 4-5 лет»
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого ...
Педагогический проект «Использование инновационных технологий в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста 4-5 лет»
Развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий в изобразительной деятельности....