Развитие творческих способностей на занятиях по физической культуре детей 5 – 7 лет
статья по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Комарова Наталья Сергеевна

Данный материал был представлен на заседании в рамках методического объединения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное

дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 35

г. Балаково Саратовской области

413800, Саратовская область, г. Балаково, ул. Набережная 50 лет ВЛКСМ, 12 Тел.: 8 (8453) 62-71-80

Развитие творческих способностей на занятиях по физической культуре детей 5 – 7 лет

Составил:

Инструктор ФЗК

1 кв. категории

Комарова Н.С.

Балаково

2018 г.

Окружающий нас  мир стремительно меняется. Меняются  эпохи, меняются технологии и общество. В основе любого прогресса, прежде всего, стоит человек, человек творческий и креативный. В современном обществе востребованными становятся люди, способные мыслить нестандартно, создавать что-то новое необычное и находить оригинальные решения в любой ситуации. Поэтому одно из направлений государственной политики в сфере образования стало воспитание в подрастающем поколении творческого начала. Необходимо также подчеркнуть, что творчество обеспечивает максимальное развитие индивидуальных возможностей каждого человека, развитие его личности и самореализацию в жизни.  В основе любого творчества лежит психический процесс воображения. Многие  педагоги - исследователи и психологи сошлись во мнении, что воображение – это  ключевое новообразование именно дошкольного возраста. Поэтому, развитие творческого воображения в разных видах деятельности - одна из основных задач системы дошкольного образования.

Работая с детьми я обратила внимание на то, что ребята очень часто затрудняются проявлять творчество, фантазию и воображение на занятиях по физической культуре. Они стремятся правильно выполнять упражнения, проявляют интерес к определенному виду движений, различным играм, имеют представление о здоровом образе жизни; но при этом с трудом переносят накопленные знания в самостоятельную игровую деятельность, нередко испытывают затруднения и не стремятся к импровизации.

Привыкая к тому, что педагог предлагает готовый двигательный материал, дети не всегда могут самостоятельно создавать варианты движений. Отсюда вытекает проблема воспитания творческой личности. Поэтому сегодня следует рассматривать приобщение к физической культуре и как творческий процесс.

Психологи о творчестве говорят как о деятельности, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Н.Н. Поддьяков (Российский ученый, доктор психологических наук, разработал оригинальную теорию познавательного развития ребенка, имеющую фундаментальное общепсихологическое значение) выделил два генетических источника творчества дошкольников.

Первый — это практическая деятельность, направленная на преобразование предметов и явлений с целью их познания и освоения. Начиная с младшего дошкольного возраста она выступает в форме экспериментирования, интенсивно развивающегося на протяжении всего дошкольного детства.

Второй генетический источник детского творчества — игра, в процессе которой развиваются воображение и фантазия, создаются благоприятные условия для свободного проявления интересов и потребностей.

Я решила раскрыть тему «Развития творческих способностей за занятиях по физической культуре детей 5 – 7 лет», опираясь на данную теорию.

Физкультурные занятия являются основной формой организованного систематического обучения двигательным умениям и навыкам посредством физических упражнений.

Типы физкультурных занятий:

  • Традиционное;
  • Интегрированное;
  • Тренировочного типа;
  • Игровое;
  • Сюжетное;
  • Тематическое;
  • Круговая тренировка; и другие.

Практическая деятельность и активное экспериментирование в процессе занятия.

Развитию творчества у детей способствует разнообразное физкультурное оборудование, которое я использую при проведении общеразвивающих упражнений, часто предлагаю детям самим выбирать атрибуты по желанию. К этому возрасту у ребят накапливается богатый двигательный опыт, что дает возможность привлекать их для самостоятельного проведения ОРУ, также они с удовольствием предлагают интересные упражнения. Детям это очень нравится. Может не у всех получается, но возможность проявить самостоятельность дает ощущение своей значимости, уверенности в себе.

Также активно использую нетрадиционные формы проведения ОРУ: сюжетные, игровые, музыкально – ритмические, с использованием фитболов, с элементами йоги. А также разнообразные дыхательные упражнения: «Дровосеки», «Молодцы», «Ах!», «Подуем на бабочку», «Надуем воздушный шарик», и др.

В этом возрасте появляется возможность экспериментировать с оборудованием, играя в эстафеты. Я предоставляю детям возможность самим подобрать и выставить полосу препятствий и придумать для эстафеты необычное название.

Используя в процессе занятия знакомые  атрибуты: мячи, флажки, кубики, верёвочки  и т.д., ребята  открывают  все возможные способы действия с этими предметами и их свойствами, а так же наблюдают, как обычный предмет может стать заменителем  в игре или даже живым участником.  Например, мячик превращается в колобка, который просит его покатать с горки, или очень спешит домой в корзинку, а верёвочка в червячка для птички. 

Еще одним приемом развивающим творчество, является создание проблемных игровых ситуаций, способствующих самостоятельному поиску решений.

Проявление детского творчества в двигательной деятельности может быть связано с возможностью элементарного экспериментирования в самостоятельной деятельности. Эффективными педагогическими приемами при этом могут быть следующие: придумывание вместе с детьми вариантов использования нестандартных физкультурных пособий, предоставление ребенку самому, не спешить с советом и объяснением.

Таким образом, развивая способность к творчеству, произвольность поведения, инициативность в реализации игровых замыслов, а также воспитывая организаторские умения в двигательной деятельности, происходит формирование  не только умного и разносторонне развитого, но и творческого человека.

Игра – как источник творчества

Игра всегда была, есть и будет основным средством развития, обучения и воспитания детей. Особенно важной задачей следует признать постоянное и настойчивое стимулирование игрового творчества, дающего начало для появления новых образцов игровой культуры, способствующего развитию креативного потенциала личности, необходимого в повседневной жизни. Игра развивает фантазию и воображение, формирует духовное богатство человека. Игра – это радость, это возможность быть самим собой. Являясь основной деятельностью детей дошкольного возраста, игра способствует проявлению самостоятельности, «исследовательских» способностей ребёнка.

Неотъемлемой частью физкультурных занятий являются подвижные  (игры высокой, средней и малой подвижности) и спортивные игры.

В старшем дошкольном возрасте дети уже способны придумывать свои правила на знакомую игру, а в дальнейшем придумывать новые варианты игр. 

В развитии творческих способностей помогает включение двигательного воображения, подражание животным, сказочным героям. Дети очень любят перевоплощаться в знакомые образы. В создании образа ребенку необходимо использовать пластику движения, мимику лица, передать голосом характер персонажа. В этом ребятам помогают маски различных животных. Подвижные сюжетно-образные игры со словами, диалогом между ведущим и остальными игроками помогают застенчивому ребенку раскрыться, перебороть свой страх (игра «Волк и зайцы») и наоборот шумные, гиперактивные дети, изображая зайцев, учатся приемам самообладания. В своей практике стараюсь разнообразить сюжетные подвижные игры, включаю и народные, беру из журналов, из опыта других педагогов.

Развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста способствуют такие игры как: «Море волнуется», «Сделай фигуру», «Слушай, танцуй», «Запомни и повтори», «Эхо», «Приветики», «Озорные гномы».

Эффективным приемом является использование "двигательных перевертышей", когда в подвижной игре происходит резкая смена ролей. Развитие творчества стимулирует и использование музыкального сопровождения («Слушай, танцуй», «Лошадки»). Для выбора водящего в игре с помощью считалочки , я также активно привлекаю ребят.

Примером ситуации для проявления творчества могут быть игры - "ловишки" с меняющимися условиями: "Ловишки - приседалочки", "Ловишки с домиком", "Ловишки - расколдунчики" (пойманный освобождается другими игроками разными способами: касанием руки, "волшебным словом" и т. п., "Ловишки с ленточками", "Ловишки с мячом" (выбивала).

Существенными факторами, стимулирующими творчество старших дошкольников  в двигательной деятельности, являются:
регулярное планирование педагогом творческих заданий для детей (изменения, комбинирование, придумывание новых движений).

Еще одним простором  развития творческих способностей  для меня является заключительная часть наших занятий. Здесь я активно использую игры с пиктограммами «Эмоции», ребята выполняют такие упражнения:

  • Какое настроение на рисунке?
  • Попробуйте изобразить!
  • Один ребенок изображает, другие угадывают.
  • Догадайтесь, почему у него такое настроение? Как можно помочь?

Двигательные импровизации, творческие задания. Предлагаю рассмотреть различные ситуации, к которым нужно подобрать соответствующее настроение. Например, ситуация «мальчик упал, больно ушибся, а другой посмеялся над ним», «разбил мамину любимую вазу», «потерял маму» и т. п. Какое чувство возникает? Изобрази!  Можно предложить передать друг другу какой-нибудь предмет, например книгу как «кирпич», «цветок», «хрупкую вазу» и т. п.

Очень нравятся детям упражнения с элементами психогимнастики: «Штанга», «Шалтай – Болтай», с визуализацией «Фея сна», «На берегу моря», и другие упражнения на релаксацию по представлению, здесь я  предлагаю ребятам самим придумывать варианты фантазий.

Самомассаж, пальчиковая гимнастика также используются мною, как средство для развития творческих способностей у детей.

Подводя итог, хочется сказать, что все выше перечисленные виды деятельности  способствуют развитию творческих способностей. Поэтому  важно использовать их в совокупности, для наибольшего эффекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды деятельности, способствующие развитию творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте и развитие творческих способностей на занятиях физкультурой

Психическое и физическое развитие ребёнка находятся в большой взаимосвязи от двигательной активности, которая является источником не только познания окружающего мира, но психического и физического раз...

Сообщение из опыта работы «Развитие творческих способностей на занятиях музыкальной деятельностью через ролевое участие воспитанников»

Сообщение из опыта работы«Развитие творческих способностей на занятиях музыкальной деятельностью через ролевое участие воспитанников» «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие ху...

Развитие творческих способностей на занятии по изо

Из опыта работы воспитателя Мальгиной О.Н.на тему: «Развитие творческих способностей на занятии по изо». Изобразительная деятельность играет большую роль в деле подготовки детей к обуч...

Развитие творческих способностей на занятиях по рисованию

Программное содержание.Развивать у детей эстетическое восприятия, воображение, творческие способности, учить рисовать красивые цветы, используя знакомые приёмы рисования: мытой бумагой, кисточкой, учи...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей на занятиях изобразительной деятельностью у детей"

Развитие художественно-изобразительных способностей у детей. Воображение и творчество в детском возрасте.Современные методы художественно - эстетического воспитания....

Использование культурно - исторических традиций казачества в развитии творческих способностей, средствами танцевального искусства. "Танцевальная культура казачества"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15г. Красноармейск Саратовская область»Танцевальная культура казачестваМузыкальный руководительI квалификационно...

Педагогический проект «Использование нестандартного оборудования для развития координационных способностей на занятиях по физической культуре»

Поиск новых путей и подходов для развития координациооных способностей детей с ТНР, через использование мяче сокс и координационной лестницы....