Использование мяча СОКС в коррекционно-развивающей работе на занятиях физкультурой.
статья (старшая, подготовительная группа)

Ольга Домородова

как использовать мяч Сокс на фронтальных занятиях по физической культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon domorodova_o.a._statya.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мяча СОКС в коррекционно-развивающей работе на занятиях физкультурой.

          Домородова О.А., инструктор по физической культуре

МДОУ детский сад № 10, г. Железногорск

Одной из задач программы ФАОП ДО для ТНР в области физического развития является создание условий для совершенствования двигательной активности обучающихся, развитии представлений о своем теле и своих физических возможностях, произвольности действий и движений.

         В нашем ДОУ функционирует 6 групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Хочу отметить, что нарушения речи не являются первичным расстройством, они отягощены неврологическими проблемами и нарушением моторики.

       У таких детей выявляется симптоматика органического поражения нервной системы, наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы. Эти симптомы проявляются в следующем:

  1.  Общая моторная сфера детей характеризуется неловкими, скованными,      недифференцированными движениями;
  2.  Нарушение произвольной регуляции движений;
  3.  Недостаточная координация и четкость непроизвольных движений;

       4.Нарушения мышечного тонуса;

5. Непродуктивность движений;
6. Недостаточность выполнения сложных движений;

7. Ошибочная пространственная организация движений.

8. Трудности переключения и автоматизации.

К примеру, ребенок с речевой патологией несколько позднее своих сверстников начинает захватывать и удерживать предметы, сидеть, ходить, прыгать на одной и двух ногах, неуклюже бегает, лазает на шведской стенке. В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок долго не может научиться ездить на велосипеде, кататься на лыжах и коньках.

У детей с формой речевой патологии наблюдаются также и нарушения моторики кистей и мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются:

  1. в нарушении точности движений;
  2. в снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую;
  3. в замедленном включении в движение;
  4. в недостаточной координации;
  5. пальцевые пробы выполняются неполноценно;
  6. наблюдаются значительные затруднения.

Известно, что полушария мозжечка отвечают за формирование целенаправленных движений, их координацию и коррекцию. Они активно участвуют в формировании двигательных навыков и развитии умственных способностей. Поэтому для нормативного психофизического развития человека необходимо адекватное функционирование, так называемого «Быстродействующего мозга» -мозжечка-мозолистого тела, обеспечивающего межполушарное взаимодействие мозжечка с переднем, среднем и задним отделами мозга.

Нарушение мозжечковой системы и ведут к серьезным патологиям детского развития. Которые мы сегодня и наблюдаем у наших воспитанников.

Поэтому мы и ищем формы и методы коррекционной работы, направленные на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка.

Главным критерием в работе с детьми ОВЗ это комплексный подход всех специалистов. Так логопедами нашего ДОУ используется программа мозжечковой стимуляции «Успех». Частью, которой являются использование сенсорных мешочков. И эта работа индивидуальная.

     На фронтальных занятиях физкультурой трудно реализовывать мозжечковую стимуляцию, но для себя я нашла выход.

     Я не раз видела, как девчонки и мальчишки стоят в кругу и что-то пинают.

Мячик, который пинают, называется сокс или футбэг. Так меня привлек такой интересный спортивный инвентарь, как мяч сокс или футбег (так называют его профессионалы).

Он напоминает сенсорные мешочки из программы «Успех», только интереснее на ощупь, имеет форму мяча вмещающуюся в ладонь ребенка, зрительно привлекателен, сенсорно приятен, легко держится на частях тела, не укатывается при потере. Можно взять с собой куда угодно.

        Сокс был придуман в Америке в 70-х годах, когда Джон  встретил Майка Маршалла, который играл с небольшим самодельным мешочком, набитым бобами. Джон до этой встречи искал способ восстановить своё повреждённое колено и увидел в этой незамысловатой игре не только способ излечить болезнь, но и с интересом провести время.  Отсюда и особенности игры - сокс пинается только вверх, для чего приходится высоко вскидывать колени.

        В дальнейшем сокс стал развиваться в нескольких направлениях. Одно из них – Footbag Net или Volley Sock, когда мяч падает через сетку. Footbag net отдаленно напоминает волейбол, правда, "мяч" подбрасывается не руками, а ногами. А самое сложное и красивое направление – Fottbag Freestyle. Здесь игроки должны придумывать бесконечное количество новых движений. Фристайл представляет собой скорее искусство, нежели спорт. Игрок выходит на специальную площадку и начинает подбрасывать сокс ногами, демонстрируя прекрасно отточенную технику, исполняя сложные и в то же время красивые движения.

     Примерно в начале 1990-х годов футбэг в своём современном виде из-за океана проник в Россию.

     Так же одним из вариантов происхождения сокса является старинная, русская  игра -«Зоська». Мячик для игры тогда был выполнен из кожи или шкуры, например медвежьей, и наполняли его тяжёлым наполнителем в виде свинцовой дроби. Правила игры были чрезвычайно просты. Нужно было чеканить мячик ногами (одной или попеременно) и считать свои удары. Уронил мячик – ход переходит следующему игроку. Так и выявлялся победитель, дольше всех подбрасывавший мячик.

     В настоящее время мячи для игры делают из хлопковых нитей, связанных в форме мяча, и наполняют мелкими пластиковыми цилиндриками, благодаря чему мяч стал легче и мягче. У нас же в стране мячи для сокса стали изготавливать из подручных материалов: старые носки, наполнитель из риса, гороха, фасоли.

    Мои соксы из  вязальных ниток, а внутрь мы насыпали старых пуговиц, что придало мячу вес и он стал похож на сенсорный мешочек.

    Сначала я решила использовать соксы, как сенсорные мешочки или мячики, развивая регуляторные функции. Взяла за основу 2 блок из программы «Успех» по мозговой терапии и стала упражнять детей в подбрасывании и ловле мяч руками разными способами, концентрируя внимание на самом мяче. Затем добавила упражнений на развитие координации и равновесия из упражнений с мячем сокс. Это те самые упражнения ногами.

Принцы использования мячей сокс:

  •  Системность. Включать в разные части занятий. От 3 до 5 раз в неделю, от 3до 15 минут.
  •  Доступность. Задания выстраивать от простого к сложному, учитывая принцип Выгодского Л.С. о зонах ближайшего развития.
  •  Комплексности. Развивая регуляторные функции и координацию. Оказываем значительное влияние на всю сенсорную сферу и развитие межполушарного взаимодействия.

Начинать работу можно с 4-5 лет.

Условия работы:

  •  Оптимально подбирать упражнения по сложности, учитывая возрастные и моторные возможности ребенка.
  •  Каждое упражнение повторять не менее 10-20 раз.
  •  Когнитивные и речевые задания подключать только после полного усвоения способа действия.
  •  Постепенно подключать новое оборудование к упражнениям. На пример начинать стоя на полу, затем стоя в координационной лестнице или обруче, стоя на повышенной опоре, можно сидя.
  •  Выполнять каждое упражнение с постепенным усложнением: следим за мячем глазами, добавляем счет, играем в парах только перекладывая, затем перебрасываем, затем добавляем счет.

Комплекс упражнений на развитие регуляторных функций.

1. «Подбрось одной, поймай двумя.». Положение руки ковшик, (усложнение захват обезьянка.). мяч лежит в правой или левой руке. Подбрасываем одной рукой. Ловим двумя.

2. «Правая, левая» Положение рук правая перед собой левая сзади или наоборот, захват «ковшик» (усложнение захват «обезьянка», счет)

3. «Подбрось одной, поймай другой.» Подбрасываем правой, ( левой) ловим правой захват ковш (усложнение захват обезьянка).

4. «Треугольник.» Подбрасываем правой, ловим левой и перекладываем в правую. Захват ковш (усложнение захват обезьянка) То же левой.

5. «Большой треугольник» подбрасываем одной рукой. Ловим другой рукой. Перекладываем за спиной. (усложнение смена захвата).

Упражнения для работы в парах.

Начало с перекладывания.

1. «Себе, другу» Мяч в правой (левой) захват ковш. Передаем мяч из правой в левую и партнеру в правую. Стараемся одновременно.

2. «Себе за спиной, впереди другу» Мяч в правой руке, передаем в левую за спиной, партнеру впереди в правую. Усложнение смена направления.

3. «Переброс» Мяч в правой руке захват ковш. Подбрасывает одной, партнер ловит двумя. Усложнение подбрасывать одной и ловить одной.

4. «Квадрат» Руки согнуты в локтях перед собой. Бросаем правой рукой ловим левой и перекладываем в правую партнеру.

5. «Большой квадрат» Руки согнуты в локтях перед собой. Бросаем правой рукой ловим левой и перекладываем в правую руку себе. Кинули поймали и переложили в руку партнеру.

      Вначале детям сложно было поймать мяч даже двумя руками, устоять на одном месте. Сложно воспринимали инструкцию, что мяч надо бросать не высоко и следить за мячем глазами. А поднять мяч одной ногой удержать равновесие, а потом еще и ногой забросить в цель-все это требовало большой концентрации внимания.

     Потом я поняла, что мяч можно использовать как мешочек для равновесия и прыжков. И предложила детям ходьбу по канату или гимнастической скамейке, неся мяч сокс на голове. А затем прыжки на координационной лестнице, зажав мяч между колен. Это способствовало развитию навыка прыжка на двух ногах одновременно.

    Решила использовать мячь в игре, как футбек. И предложила детям держать мяч поочередно на правой, затем левой ноге, сохраняя равновесие, затем предложила игровое упражнение «Забей гол». Детям нужно было поднять мяч на ноге и забросить ногой в обруч или квадрат координационной лестнице, лежащий на расстоянии 50 см, 1 метра.

     На этом я, не остановилась усложняла и упражнения на развитие регуляции, стали работать в парах. Не оставила и упражнения из футбека и предложила подбрасывать мяч ногой, а ловить рукой.  Придумала игру.

Подвижная игра  «Сокс футбол»

    Цель:  Развитие ориентации в пространстве, переключения внимания, ловкости и точности.

    Правила: В беге врассыпную не наступать на мяч, по сигналу пинать мяч только ногой и только в свободные ворота.

     Содержание: У каждого игрока мяч. По сигналу дети кладут мяч на пол и запоминают куда, затем разбегаются и бегают врассыпную. По сигналу: «Мяч в ворота»! игроки бегут к мячу и ногами пинают до ориентира ворот (Может быть лежащие обручи, координационная лестница) Обручи могут уменьшаться, игроки выбывать.

      Таким образом используя мяч сокс у детей с ТНР повысился интерес к занятиям. Желание выполнить упражнение точно, удерживать равновесие дольше на одной ноге. Улучшилось согласованность работы руки и ног, повысилась ориентация в пространстве. А упражнения в парах способствуют развитию взаимодействия друг с другом.

      Нет предела спортивной фантазии и возможностям развития. Будем продолжать упражняться в подбрасывании, усложняя и изменяя захват мяча рукой. Будем пробовать усложнения в работе парами, развивая взаимодействия между детьми. И будем учиться перекидывать ногой, через препятствия. Попробуем заинтересовать родителей.

Список литературы:

 1. Измайлова А.Х. «Возможности применения комплекса «LEARNINGBREAKTHROUGH KIT» (BALAMETRICS) в коррекционно-развивающей работе с детьми.» М.2018.

2. Методическое пособие балансировочный комплекс «Успех» основы применения программы мозжечковой стимуляции с использованием.

3. PRO ШКОЛА « 14 упражнений для коррекции регуляторных трудностей.»

4. Моисеева Е.В., Леукина А.П., Первойкин М,С., Чеменева А.А. Парциальная программа «Быстрый мяч» мини футбол для дошкольников.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование загадок в системе коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими стойкие нарушения речи

Загадки для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими стойкие нарушения речи....

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе учителя-логопеда.

    Игра является основной деятельностью ребенка – дошкольника. В организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения. Поэтому логопедическая работа тр...

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с дошкольниками в МБДОУ ДС №7 "Жар-птица" с использованием дистанционных технологий обучения. Коррекционно-развивающий мультимедиакурс "Развиваемся, играя"

Понятие коррекции предполагает целенаправленное психологическое воздействие с целью изменения психического состояния человека в соответствии с «нормой психического развития». Как правило, ...

Обобщение опыта работы: «Использование балансировочного комплекса в коррекционно-развивающей работе, детей с особыми образовательными потребностями»

На сегодняшний день существует тенденция увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Специалисты отмечают, что за последние десятилетия в России резко возросло число детей...