Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Киселева Элла Анатольевна
Учитель-логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский № 14
г. Кропоткин муниципального образования Кавказский район
Искажения слогового состава слова у детей дошкольного возраста являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения, относящимися к основному диагностическому показателю, который определяет не только наличие недоразвития речи, но и степень его выраженности.
Вопросами изучения слоговой структуры слова занимались Агронович З.Е., Гвоздев А.Н., Левина Р.Е. , Маркова А.К. , Усанова О.Н. и др.
Но как показывает практика, предложенные ими системы коррекционной работы не всегда применяются логопедами в полном объеме.
Часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирование слоговой структуры слов, это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников. Поэтому очень актуальной в настоящее время остается проблема оптимизации работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы дошкольного образовательного учреждения.
Эффективная коррекция слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи определяется реализацией следующих психолого-педагогических условий:
1. Поэтапность в работе, которая предполагает постепенный переход от развития невербальных предпосылок формирования слоговой структуры слова к непосредственной отработке слоговой структуры в дидактических играх на речевом материале.
2. Целенаправленное и одновременное развитие речеслухового и речедвигательного навыков, представляющих собой психофизиологический базис слоговой структуры слова.
3. Учет индивидуальных особенностей детей в нарушении слоговой структуры слова.
4. Взаимосвязь в работе логопеда над слоговой структурой слова с воспитателями и родителями.
В коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова выделяются два этапа:
1. Подготовительный (пропедевтический) Работа проводится на невербальном и вербальном материале. Цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.
2.Основной (собственно коррекционный). Работа проводится на вербальном
материале. Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата.
Проблема коррекции слоговой структуры слова посредством использования дидактических игр одна из актуальных в системе работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Рассмотрим основное содержание перспективного планирования по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи на различных этапах коррекционной работы.
Задачи | Методические приемы | Упражнения и дидактические игры | |
I. Подготовительный этап | |||
Работа на невербальном материале | |||
Развитие базовых предпосылок становления слоговой структуры слова(1): | |||
1.Совершенствование статико-динами-ческих и темпоритмических параметров общих движений и действий: совершенствовать координацию общих движений; -формировать умение различать, воспроизводить разнообразные неречевые ритмические структуры; - формировать зрительное отслеживание в заданных направлениях; -развивать концентрацию слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти; -формировать общую координацию движений под ритмическую музыку. | -воспроизведение заданной последовательности общих движений (чередование движений); - анализ заданной последовательности движений по количеству составляющих элементов, по наличию и расположению акцентных частей; - различение, воспроизведение темпа, ритма на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений (отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол); - изменение темпа, ритма движений; -использование музыкальных инструментов; -маршировка, легкий бег, ходьба; - воспроизведение последовательности одинаковых (разных) движений в заданном темпе (ритме, под музыку). | «Повтори за мной», «Кто как ходит?» (воспроизведи движение животного: волка, лисы…), «Листопад» (хлопнуть, прыгнуть столько раз, сколько листочков упало с дерева», «Стучи – как я считаю», «Теремок» (по количеству ударов отгадай кто стучит в теремок), «Строим дом» (Ребенок стучит, воспроизводя заданный темп или количество ударов; и темп, и количество ударов), «Сколько раз ударили в барабан», «Где позвонили», «Узнай музыкальный инструмент по звуку», | |
2.Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук: -развивать возможности плавного переключения с одного движения на другое; -воспроизведения заданного темпа и ритма, пространственной организации движений пальцев рук; -развитие реципрокной координации рук; -развитие динамического праксиса рук; -формирование графических умений на переключение. | -развитие переключаемости движений пальцев рук; -развитие ритмических движений пальцев рук; -формирование пространственной организации движений пальцев рук; -выполнение движений одновременно обеими руками; -выполнение движений по образцу, по словесной инструкции или под счет; -упражнения на переключение
| «Сорока - белобока» (поочередное единичное прикосновение большим пальцем ко всем остальным. Поочередное прикосновение пальцев правой руки к одноименным пальцам левой руки в умеренном, медленном, быстром темпе. Поочередное прикосновение пальцев рук к столу - «игра на пианино» - в направлениях слева направо, справа налево (правой руки, левой руки), во встречных направлениях (двух рук одновременно). Поочередное сгибание в кулак и разгибание пальцев правой (левой) руки, двух рук одновременно. «Кулак – ребро». «Кулак – ребро – ладонь». «Кулак левой руки–ребро правой руки». «Продолжи строчку»: (О-О-О…; - + - + -…) | |
3. Развитие статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений: -развивать кинестетическую и кинетическую основы движений; -совершенствовать плавность и переключаемость движений; -совершенствовать координацию артикуляционных движений и движений пальцев рук. | -соотнесение статических артикуляционных движений с движениями пальцев рук; -совместная серийная организация артикуляционных движений с движениями пальцев рук; -выполнение серий артикуляционных упражнений совместно с чередующимися движениями пальцев рук; -совершенствование пространственной организации движений и действий. | -губы удерживают артикуляционную позу, пальцы рук под счет передвигаются по фишкам, -совместное выполнение артикуляционного упражнения с последовательными движениями пальцев рук; -поочередное сгибание и разгибание пальцев, пересчет пальцев и т.д. | |
Работа на вербальном материале | |||
Научить на слух дифференцировать слова длинные по слоговому контуру и короткие | Объяснение: слова бывают большие – длинные и маленькие – короткие
| «Поднимись по лесенке», «Прошагай слово», «Найти длинное слово среди коротких». | |
Различение слогового ряда | Отличать ряд из двух слогов от одного слога | «Волк и козлята» (волк стучит в домик один раз-«тук», коза-два раза-«тук-тук» | |
Формирование пространственно-временных представлений |
| «Найди начало, середину, конец», «Что стоит перед, за, после?» «Кто первый, послед-ний?»(сказка Репка). | |
II. Основной этап | |||
1. Научить правильно, произносить слова продуктивных классов
| а) отраженное повторение отдельных слогов с сохранными звуками; б) произнесение слов из двух одинаковых слогов; в) произнесение слоговых рядов; г) овладение слоговым рядом из трех слогов; д) введение предложений; е) отстукивание, ритмическое помахивание рукой в такт произношению, кивки головой. | «па, та, ка…»,
«Кто как поет?»,
«татата, кококо…», «Мама, коко!» | |
2.Устранение ошибок уподобления слогов друг другу, овладение умением плавного и быстрого переключения с одной артикуляции на другую
| а) различение слоговых рядов отличающихся, каким либо признаком (двусложные, трехсложные); б) произнесение рядов с разными согласными; в) произнесение двусложных слов на сохранных звуках; г) введение трехсложных слоговых рядов с разными согласными; д) введение трехсложных слов из доступных детям звуков; е) заучивание двусложных и трехсложных слов из открытых слогов. | та – то, та - ту – то,
“Лото”, “Чудесный мешочек”, панама, канава, малина, кубики. | |
3. Научить произносить слова со стечением согласных (в середине слова, в начале слова)
| а) проверка умения ребенком произносить закрытые слоги; б) послоговое произнесение двух слогов слова; в) объяснение правильной артикуляции стечений и зрительная опора на артикуляцию педагога и свою в зеркале г) наращивание стечений | «Назови картинку» (Кот, мак, пух), «тык – ва, пап – ка, вет – ка»
«ма – фма». | |
4. Устранение перестановок слогов
| а) слуховые упражнения, показ картинок;
б) узнавание наличия определенного слога в том или другом слове;
в) определение места слога в слове;
г) овладение слогоделением.
| -придумать слова со слогом (ко, ма...), -придумать слова, состоящие из одного слога (двух, трех), -придумать слова добавив слоги к слову (точка..),
-сложить слова из слогов, данных в нарушенной последовательности (ха, му – муха; ра, бу, но, ти-буратино), -добавление или уменьшение числа слогов в слове с изменением смысла слова (машина – шина, палатка-латка),
-«Перевертыши» (бан-ка – ка-бан, мыш-ка – ка-мыш..),
-замена в словах одних слогов другими по предъявленной картинке (колено – полено) -«Ребусы» (бочка-бабочка, слон-заслонка).
| |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_didakticheskih_igr_v_korrekcionno.docx | 251.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Киселева Элла Анатольевна
Учитель-логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский № 14
г. Кропоткин муниципального образования Кавказский район
Искажения слогового состава слова у детей дошкольного возраста являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения, относящимися к основному диагностическому показателю, который определяет не только наличие недоразвития речи, но и степень его выраженности.
Вопросами изучения слоговой структуры слова занимались Агронович З.Е., Гвоздев А.Н., Левина Р.Е. , Маркова А.К. , Усанова О.Н. и др.
Но как показывает практика, предложенные ими системы коррекционной работы не всегда применяются логопедами в полном объеме.
Часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирование слоговой структуры слов, это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников. Поэтому очень актуальной в настоящее время остается проблема оптимизации работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы дошкольного образовательного учреждения.
Эффективная коррекция слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи определяется реализацией следующих психолого-педагогических условий:
1. Поэтапность в работе, которая предполагает постепенный переход от развития невербальных предпосылок формирования слоговой структуры слова к непосредственной отработке слоговой структуры в дидактических играх на речевом материале.
2. Целенаправленное и одновременное развитие речеслухового и речедвигательного навыков, представляющих собой психофизиологический базис слоговой структуры слова.
3. Учет индивидуальных особенностей детей в нарушении слоговой структуры слова.
4. Взаимосвязь в работе логопеда над слоговой структурой слова с воспитателями и родителями.
В коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова выделяются два этапа:
1. Подготовительный (пропедевтический) Работа проводится на невербальном и вербальном материале. Цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.
2.Основной (собственно коррекционный). Работа проводится на вербальном
материале. Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата.
Проблема коррекции слоговой структуры слова посредством использования дидактических игр одна из актуальных в системе работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Рассмотрим основное содержание перспективного планирования по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи на различных этапах коррекционной работы.
Задачи | Методические приемы | Упражнения и дидактические игры |
I. Подготовительный этап | ||
Работа на невербальном материале | ||
Развитие базовых предпосылок становления слоговой структуры слова(1): | ||
1.Совершенствование статико-динами-ческих и темпоритмических параметров общих движений и действий: совершенствовать координацию общих движений; -формировать умение различать, воспроизводить разнообразные неречевые ритмические структуры; - формировать зрительное отслеживание в заданных направлениях; -развивать концентрацию слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти; -формировать общую координацию движений под ритмическую музыку. | -воспроизведение заданной последовательности общих движений (чередование движений); - анализ заданной последовательности движений по количеству составляющих элементов, по наличию и расположению акцентных частей; - различение, воспроизведение темпа, ритма на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений (отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол); - изменение темпа, ритма движений; -использование музыкальных инструментов; -маршировка, легкий бег, ходьба; - воспроизведение последовательности одинаковых (разных) движений в заданном темпе (ритме, под музыку). | «Повтори за мной», «Кто как ходит?» (воспроизведи движение животного: волка, лисы…), «Листопад» (хлопнуть, прыгнуть столько раз, сколько листочков упало с дерева», «Стучи – как я считаю», «Теремок» (по количеству ударов отгадай кто стучит в теремок), «Строим дом» (Ребенок стучит, воспроизводя заданный темп или количество ударов; и темп, и количество ударов), «Сколько раз ударили в барабан», «Где позвонили», «Узнай музыкальный инструмент по звуку», |
2.Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук: -развивать возможности плавного переключения с одного движения на другое; -воспроизведения заданного темпа и ритма, пространственной организации движений пальцев рук; -развитие реципрокной координации рук; -развитие динамического праксиса рук; -формирование графических умений на переключение. | -развитие переключаемости движений пальцев рук; -развитие ритмических движений пальцев рук; -формирование пространственной организации движений пальцев рук; -выполнение движений одновременно обеими руками; -выполнение движений по образцу, по словесной инструкции или под счет; -упражнения на переключение
| «Сорока - белобока» (поочередное единичное прикосновение большим пальцем ко всем остальным. Поочередное прикосновение пальцев правой руки к одноименным пальцам левой руки в умеренном, медленном, быстром темпе. Поочередное прикосновение пальцев рук к столу - «игра на пианино» - в направлениях слева направо, справа налево (правой руки, левой руки), во встречных направлениях (двух рук одновременно). Поочередное сгибание в кулак и разгибание пальцев правой (левой) руки, двух рук одновременно. «Кулак – ребро». «Кулак – ребро – ладонь». «Кулак левой руки–ребро правой руки». «Продолжи строчку»: (О-О-О…; - + - + -…) |
3. Развитие статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений: -развивать кинестетическую и кинетическую основы движений; -совершенствовать плавность и переключаемость движений; -совершенствовать координацию артикуляционных движений и движений пальцев рук. | -соотнесение статических артикуляционных движений с движениями пальцев рук; -совместная серийная организация артикуляционных движений с движениями пальцев рук; -выполнение серий артикуляционных упражнений совместно с чередующимися движениями пальцев рук; -совершенствование пространственной организации движений и действий. | -губы удерживают артикуляционную позу, пальцы рук под счет передвигаются по фишкам, -совместное выполнение артикуляционного упражнения с последовательными движениями пальцев рук; -поочередное сгибание и разгибание пальцев, пересчет пальцев и т.д. |
Работа на вербальном материале | ||
Научить на слух дифференцировать слова длинные по слоговому контуру и короткие | Объяснение: слова бывают большие – длинные и маленькие – короткие
| «Поднимись по лесенке», «Прошагай слово», «Найти длинное слово среди коротких». |
Различение слогового ряда | Отличать ряд из двух слогов от одного слога | «Волк и козлята» (волк стучит в домик один раз-«тук», коза-два раза-«тук-тук» |
Формирование пространственно-временных представлений |
| «Найди начало, середину, конец», «Что стоит перед, за, после?» «Кто первый, послед-ний?»(сказка Репка). |
II. Основной этап | ||
1. Научить правильно, произносить слова продуктивных классов
| а) отраженное повторение отдельных слогов с сохранными звуками; б) произнесение слов из двух одинаковых слогов; в) произнесение слоговых рядов; г) овладение слоговым рядом из трех слогов; д) введение предложений; е) отстукивание, ритмическое помахивание рукой в такт произношению, кивки головой. | «па, та, ка…»,
«Кто как поет?»,
«татата, кококо…», «Мама, коко!» |
2.Устранение ошибок уподобления слогов друг другу, овладение умением плавного и быстрого переключения с одной артикуляции на другую
| а) различение слоговых рядов отличающихся, каким либо признаком (двусложные, трехсложные); б) произнесение рядов с разными согласными; в) произнесение двусложных слов на сохранных звуках; г) введение трехсложных слоговых рядов с разными согласными; д) введение трехсложных слов из доступных детям звуков; е) заучивание двусложных и трехсложных слов из открытых слогов. | та – то, та - ту – то,
“Лото”, “Чудесный мешочек”, панама, канава, малина, кубики. |
3. Научить произносить слова со стечением согласных (в середине слова, в начале слова)
| а) проверка умения ребенком произносить закрытые слоги; б) послоговое произнесение двух слогов слова; в) объяснение правильной артикуляции стечений и зрительная опора на артикуляцию педагога и свою в зеркале г) наращивание стечений | «Назови картинку» (Кот, мак, пух), «тык – ва, пап – ка, вет – ка» «ма – фма». |
4. Устранение перестановок слогов
| а) слуховые упражнения, показ картинок;
б) узнавание наличия определенного слога в том или другом слове;
в) определение места слога в слове;
г) овладение слогоделением.
| -придумать слова со слогом (ко, ма...), -придумать слова, состоящие из одного слога (двух, трех), -придумать слова добавив слоги к слову (точка..), -сложить слова из слогов, данных в нарушенной последовательности (ха, му – муха; ра, бу, но, ти-буратино), -добавление или уменьшение числа слогов в слове с изменением смысла слова (машина – шина, палатка-латка), -«Перевертыши» (бан-ка – ка-бан, мыш-ка – ка-мыш..), -замена в словах одних слогов другими по предъявленной картинке (колено – полено) -«Ребусы» (бочка-бабочка, слон-заслонка).
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактических игр в пропедевтике нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
о формировании слоговой структуры слова посредствам формирования неречевых процессов...
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...
Использование дидактических игр в коррекционно-развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников
Одним из наиболее трудных для коррекции речевых нарушений является нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового. ...
Использование дидактических игр в пропедевтике нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
Искажения слогового состава слова у детей дошкольного возраста являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения, относящимися к основному диагностическому показателю...
Аспекты коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи
Нарушения слоговой структуры слов представляют значительную сложность для логопедической работы. Эти нарушения сохраняются у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаяс...