Статья "Технология развития музыкальных способностей детей в старшей группе."
консультация (старшая группа)
ГБДОУ детский сад
№73
Статья на тему:
«Технология развития музыкальных способностей детей в старшей группе ДОУ»
выполнила: музыкальный руководитель Мушик Ж.В.
Санкт-Петербург 2024г.
Приобщение к музыке вводит ребёнка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.
Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых детей очень рано все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма – выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются. Отсутствие раннего проявления способностей, подчёркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости и, тем более, отсутствия способности.
Все три основные музыкальные способности тесно взаимосвязаны между собой. Если одна из способностей отстаёт в развитии. Важно вовремя устранить этот тормоз, как считает Б.М.Теплов, в результате продуманной и совершенной педагогической работы.
Педагогу важно знать показатели развитости каждой музыкальной способности детей в соответствии с их возрастными возможностями. Один из показателей развитости первой музыкальной способности – ладового чувства - интерес к слушанию музыки (внимание, внешние проявления – мимические, пантомимические, просьба повторить произведение, любимые произведения и др.). Музыкально – слуховые представления проявляются в двух видах музыкальной деятельности: пении и подборе мелодий по слуху. В зависимости от возраста детей задания усложняются: пение хорошо знакомой мелодии с сопровождением и без, пение малознакомой попевки, подбор по слуху хорошо знакомой попевки и т.д.
Одно из наиболее элементарных его проявлений ладового чувства– чувство тоники.
Формирование проявлений ладового чувства происходит в дошкольном детстве без специальных формирующих воздействий, просто под влиянием музыкального окружения.
Ладовое чувство оказывается более развитым, чем музыкальные слуховые представления. Б.М.Теплов интерпретировал это как индивидуальную особенность комплекса музыкальности этих детей и сделал вывод о возможности развития ладового чувства и при очень слабых слуховых представлениях.
Основное внимание уделяется динамическому, тембровому и звуковысотному слуху, как наиболее востребованным в музыкальной деятельности дошкольников.
Для развития динамического слуха ребёнок должен услышать разные динамические характеристики (громко-тихо). В дальнейшем ребёнок сам способен воспроизвести это на музыкальном инструменте. Для развития динамического слуха широко использую музыкально-дидактические игры : «Громко-тихо», «Кот и мыши», «дождик – гроза» и т.д. Для ребёнка старшего дошкольного возраста оказалось доступным воспроизведение не только полярных градаций динамики, но и постепенных переходов от громкого к тихому звучанию и наоборот.
Степень сформированности тембрового слуха выявляется по показателю различения детских музыкальных инструментов (гусли, триола, дудочка, барабан, бубен, ксилофон, металлофон). Сначала предлагаем резко контрастные по звучанию инструменты ( например, гусли, дудочка, барабан), затем всё более близкие инструменты одной и той же группы (например, триола, дудочка, губная гармошка).
Занятие проводить в форме игры-загадки «Отгадай, на чём играю?». Сначала ребёнку показывают инструменты, предлагают поиграть на них. Затем педагог за экраном играет на каком-либо из них, а ребёнок отгадывает инструмент.
Оказалось, что воспитанник успешно справляется с различением тембров музыкальных инструментов, относящихся к разным группам. Что касается тембров инструментов близких по звучанию, это даётся труднее.
В дальнейшем, с возрастом и опытом музыкальной деятельности тембровый слух развивается.
Уровень развития ладового чувства можно определить по следующей методике: на «чувство тоники», на «узнавание знакомой мелодии» и на «различение по высоте ступеней звукоряда».
Первое задание оказывается самым простым. Узнавание мелодии не требует ладового чувства и происходит благодаря непосредственному восприятию направления её движения, в котором ещё слиты собственно высотные и тембровые компоненты.
Третье задание оказывается более сложным. Если это была октава, с заданием пятилетний ребёнок справлялся. По мере сближения ступеней задание усложнялось, и воспитанник не всегда выполнял его.
Таким образом, все три задания диагностируют наличие проявлений ладового чувства, в структуре которого пока слиты собственно звуковысотные и тембровые компоненты.
Уровень развития второго компонента мелодического слуха – музыкальных слуховых представлений – определяется по качеству интонирования мелодии голоса.
Мелодический слух развивается главным образом в пении. Восприятие высоты звука происходит при непосредственном участии вокального или другого моторного действия. О глубокой связи слуховых музыкальных представлений с вокальной моторикой, (внутренним пением) говорили также Б.М.Теплов, А.В.Запорожец и другие исследователи. Таким образом, можно считать бесспорно ведущей роль вокализации в становлении и развитии звуковысотного слуха.
Сначала в условиях музыкальной деятельности формируются элементарные динамический и тембровый музыкальный слух.
Затем под влиянием музыки, задач, которые ставит перед ребёнком музыкальный руководитель, у него начинает формироваться относительный звуковысотный слух.
Ритм – явление универсальное. Способность человека к восприятию и воспроизведению ритмично протекающих процессов называют чувством ритма. Одним из наиболее сложных ритмических образований является музыкальный ритм. Способность человека, возникающая в результате отражения музыкального ритма, называется чувство музыкального ритма.
Музыкальная деятельность практически невозможна без развитого чувства музыкального ритма. В то же время эта способность, как считают многие педагоги-музыканты, плохо поддаётся воспитанию. Существует даже «легенда о невоспитуемости ритмического чувства» (Б.М.Теплов).
Но исследователи психологи и педагоги, которых интересовали начальные этапы становления музыкальности, отмечали раннее возникновение у детей музыкально-ритмических реакций, доминирование ритма в их музыкальных проявлениях, разную степень трудности для детей одного и того же возраста, задания на воспроизведение различных компонентов ритма.
Вслед за темпом дети начинают различать и воспроизводить отношение акцент – не акцент. Старшие дошкольники решают не только простые двухдольные задачи, но и более сложные - четырёх- и трёх-дольные.
Чувство ритма развиваю с помощью музыкально-дидактических игр: «Кто как идёт?», «Весёлые дудочки», «Музыкальный молоточек», «Сыграй как я», «Ищи».
Наработки этих психологов и педагогов, их наблюдения за развитием музыкальных способностей я применяю на своих музыкальных занятиях со старшими дошкольниками. Поскольку удерживать внимание детей указанной возрастной группы удаётся только в течение десяти минут, на уроке использую различные приёмы развития музыкальных способностей.
Дети очень любят заниматься импровизацией на занятиях. Сначала это обучение звукоподражанию «как трубит труба?».Ребёнок отвечает : «Ту- ру-ру» (на звуке фа первой октавы). Иногда в ответах детей отмечается движение мелодии вверх. Предлагаю девочке спеть колыбельную кукле, спрашиваю : «Как зовут твою куклу?» Ребёнок пропевает имена. Можно предложить песенки, в которых звучал вопрос. На него нужно было ответить, найдя свою музыкальную интонацию. Это песенки «Зайчик, зайчик, где бывал?- На лужайке танцевал.», «Что ты хочешь, кошечка?-Молочка немножечко».
Применяю игровые приёмы с целью облегчения понимания сути музыкального произведения, его художественных способностей учеником.
Например, разучиваем попевку
«Андрей - воробей, не гоняй голубей.
Гоняй галочек из-под палочек »
Нота «соль» поёт громко сестра с балкона, чтобы Андрей её услышал.
Нота «ми» поёт потише мама с первого этажа.
Нота «до» поёт папа тихо строго, стоит рядом с Андреем.
Затем прохлопываем ритм этой распевки.
Этим способом развивается динамический звуковысотный слух и ритм.
Данную распевку исполняем: первую часть вслух, вторую часть «про себя», пропевая только внутренним слухом.
Во время слушания музыкального произведения я даю его характеристику, которую ученик повторяет, но только в том случае если определение совпадает. Например, слушаем фрагмент пьесы Э.Грига «Заход солнца».
Педагог: «Я утверждаю, что эта музыка нежная».
Ученик: («ловит» слово в «чашечки» ладоней и «возвращает» его) «Нежная».
Педагог: «Я думаю, что эта музыка ласковая»
Ученик: «Ласковая»
Педагог: «Мне кажется, что эта музыка суровая» (Задача ученика заметить ошибку)
Эта игра расширяет музыкально-определительный лексикон, который используется при знакомстве с новыми произведениями, служит базой для навыка давать не одиночные определения, а целые терминологические «цепочки» близких по смыслу слов.
Слушаем пьесу П.И.Чайковского «Болезнь куклы». После прослушивания и беседы можно напеть на октаву ниже первые четыре такта, где мелодия проведена в правой руке со словами: «Я бо-ле-ю» . Мелодия в данном случае лучше запоминается, становится легко узнаваемой и помогает сильнее прочувствовать настроение пьесы.
Литература:
1. Тарасова К.В. д.п.н. заведующая лабораторией эстетического развития ребёнка НИИ дошкольного образования им. А.В.Запорожца «Развитие музыкального слуха в дошкольном детстве»; журнал «Музыкальный руководитель» №8/2010
2. Тарасова К.В. д.п.н. заведующая лабораторией эстетического развития ребёнка НИИ дошкольного образования им. А.В.Запорожца «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве»; журнал «Музыкальный руководитель» №1/2010
3. Теплов М. «Психология музыкальных способностей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gbdou_detskiy_sad_statya.docx | 18.6 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад
№73
Статья на тему:
«Технология развития музыкальных способностей детей в старшей группе ДОУ»
выполнила: музыкальный руководитель Мушик Ж.В.
Санкт-Петербург 2024г.
Приобщение к музыке вводит ребёнка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.
Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых детей очень рано все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма – выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются. Отсутствие раннего проявления способностей, подчёркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости и, тем более, отсутствия способности.
Все три основные музыкальные способности тесно взаимосвязаны между собой. Если одна из способностей отстаёт в развитии. Важно вовремя устранить этот тормоз, как считает Б.М.Теплов, в результате продуманной и совершенной педагогической работы.
Педагогу важно знать показатели развитости каждой музыкальной способности детей в соответствии с их возрастными возможностями. Один из показателей развитости первой музыкальной способности – ладового чувства - интерес к слушанию музыки (внимание, внешние проявления – мимические, пантомимические, просьба повторить произведение, любимые произведения и др.). Музыкально – слуховые представления проявляются в двух видах музыкальной деятельности: пении и подборе мелодий по слуху. В зависимости от возраста детей задания усложняются: пение хорошо знакомой мелодии с сопровождением и без, пение малознакомой попевки, подбор по слуху хорошо знакомой попевки и т.д.
Одно из наиболее элементарных его проявлений ладового чувства– чувство тоники.
Формирование проявлений ладового чувства происходит в дошкольном детстве без специальных формирующих воздействий, просто под влиянием музыкального окружения.
Ладовое чувство оказывается более развитым, чем музыкальные слуховые представления. Б.М.Теплов интерпретировал это как индивидуальную особенность комплекса музыкальности этих детей и сделал вывод о возможности развития ладового чувства и при очень слабых слуховых представлениях.
Основное внимание уделяется динамическому, тембровому и звуковысотному слуху, как наиболее востребованным в музыкальной деятельности дошкольников.
Для развития динамического слуха ребёнок должен услышать разные динамические характеристики (громко-тихо). В дальнейшем ребёнок сам способен воспроизвести это на музыкальном инструменте. Для развития динамического слуха широко использую музыкально-дидактические игры : «Громко-тихо», «Кот и мыши», «дождик – гроза» и т.д. Для ребёнка старшего дошкольного возраста оказалось доступным воспроизведение не только полярных градаций динамики, но и постепенных переходов от громкого к тихому звучанию и наоборот.
Степень сформированности тембрового слуха выявляется по показателю различения детских музыкальных инструментов (гусли, триола, дудочка, барабан, бубен, ксилофон, металлофон). Сначала предлагаем резко контрастные по звучанию инструменты ( например, гусли, дудочка, барабан), затем всё более близкие инструменты одной и той же группы (например, триола, дудочка, губная гармошка).
Занятие проводить в форме игры-загадки «Отгадай, на чём играю?». Сначала ребёнку показывают инструменты, предлагают поиграть на них. Затем педагог за экраном играет на каком-либо из них, а ребёнок отгадывает инструмент.
Оказалось, что воспитанник успешно справляется с различением тембров музыкальных инструментов, относящихся к разным группам. Что касается тембров инструментов близких по звучанию, это даётся труднее.
В дальнейшем, с возрастом и опытом музыкальной деятельности тембровый слух развивается.
Уровень развития ладового чувства можно определить по следующей методике: на «чувство тоники», на «узнавание знакомой мелодии» и на «различение по высоте ступеней звукоряда».
Первое задание оказывается самым простым. Узнавание мелодии не требует ладового чувства и происходит благодаря непосредственному восприятию направления её движения, в котором ещё слиты собственно высотные и тембровые компоненты.
Третье задание оказывается более сложным. Если это была октава, с заданием пятилетний ребёнок справлялся. По мере сближения ступеней задание усложнялось, и воспитанник не всегда выполнял его.
Таким образом, все три задания диагностируют наличие проявлений ладового чувства, в структуре которого пока слиты собственно звуковысотные и тембровые компоненты.
Уровень развития второго компонента мелодического слуха – музыкальных слуховых представлений – определяется по качеству интонирования мелодии голоса.
Мелодический слух развивается главным образом в пении. Восприятие высоты звука происходит при непосредственном участии вокального или другого моторного действия. О глубокой связи слуховых музыкальных представлений с вокальной моторикой, (внутренним пением) говорили также Б.М.Теплов, А.В.Запорожец и другие исследователи. Таким образом, можно считать бесспорно ведущей роль вокализации в становлении и развитии звуковысотного слуха.
Сначала в условиях музыкальной деятельности формируются элементарные динамический и тембровый музыкальный слух.
Затем под влиянием музыки, задач, которые ставит перед ребёнком музыкальный руководитель, у него начинает формироваться относительный звуковысотный слух.
Ритм – явление универсальное. Способность человека к восприятию и воспроизведению ритмично протекающих процессов называют чувством ритма. Одним из наиболее сложных ритмических образований является музыкальный ритм. Способность человека, возникающая в результате отражения музыкального ритма, называется чувство музыкального ритма.
Музыкальная деятельность практически невозможна без развитого чувства музыкального ритма. В то же время эта способность, как считают многие педагоги-музыканты, плохо поддаётся воспитанию. Существует даже «легенда о невоспитуемости ритмического чувства» (Б.М.Теплов).
Но исследователи психологи и педагоги, которых интересовали начальные этапы становления музыкальности, отмечали раннее возникновение у детей музыкально-ритмических реакций, доминирование ритма в их музыкальных проявлениях, разную степень трудности для детей одного и того же возраста, задания на воспроизведение различных компонентов ритма.
Вслед за темпом дети начинают различать и воспроизводить отношение акцент – не акцент. Старшие дошкольники решают не только простые двухдольные задачи, но и более сложные - четырёх- и трёх-дольные.
Чувство ритма развиваю с помощью музыкально-дидактических игр: «Кто как идёт?», «Весёлые дудочки», «Музыкальный молоточек», «Сыграй как я», «Ищи».
Наработки этих психологов и педагогов, их наблюдения за развитием музыкальных способностей я применяю на своих музыкальных занятиях со старшими дошкольниками. Поскольку удерживать внимание детей указанной возрастной группы удаётся только в течение десяти минут, на уроке использую различные приёмы развития музыкальных способностей.
Дети очень любят заниматься импровизацией на занятиях. Сначала это обучение звукоподражанию «как трубит труба?».Ребёнок отвечает : «Ту- ру-ру» (на звуке фа первой октавы). Иногда в ответах детей отмечается движение мелодии вверх. Предлагаю девочке спеть колыбельную кукле, спрашиваю : «Как зовут твою куклу?» Ребёнок пропевает имена. Можно предложить песенки, в которых звучал вопрос. На него нужно было ответить, найдя свою музыкальную интонацию. Это песенки «Зайчик, зайчик, где бывал?- На лужайке танцевал.», «Что ты хочешь, кошечка?-Молочка немножечко».
Применяю игровые приёмы с целью облегчения понимания сути музыкального произведения, его художественных способностей учеником.
Например, разучиваем попевку
«Андрей - воробей, не гоняй голубей.
Гоняй галочек из-под палочек »
Нота «соль» поёт громко сестра с балкона, чтобы Андрей её услышал.
Нота «ми» поёт потише мама с первого этажа.
Нота «до» поёт папа тихо строго, стоит рядом с Андреем.
Затем прохлопываем ритм этой распевки.
Этим способом развивается динамический звуковысотный слух и ритм.
Данную распевку исполняем: первую часть вслух, вторую часть «про себя», пропевая только внутренним слухом.
Во время слушания музыкального произведения я даю его характеристику, которую ученик повторяет, но только в том случае если определение совпадает. Например, слушаем фрагмент пьесы Э.Грига «Заход солнца».
Педагог: «Я утверждаю, что эта музыка нежная».
Ученик: («ловит» слово в «чашечки» ладоней и «возвращает» его) «Нежная».
Педагог: «Я думаю, что эта музыка ласковая»
Ученик: «Ласковая»
Педагог: «Мне кажется, что эта музыка суровая» (Задача ученика заметить ошибку)
Эта игра расширяет музыкально-определительный лексикон, который используется при знакомстве с новыми произведениями, служит базой для навыка давать не одиночные определения, а целые терминологические «цепочки» близких по смыслу слов.
Слушаем пьесу П.И.Чайковского «Болезнь куклы». После прослушивания и беседы можно напеть на октаву ниже первые четыре такта, где мелодия проведена в правой руке со словами: «Я бо-ле-ю» . Мелодия в данном случае лучше запоминается, становится легко узнаваемой и помогает сильнее прочувствовать настроение пьесы.
Литература:
1. Тарасова К.В. д.п.н. заведующая лабораторией эстетического развития ребёнка НИИ дошкольного образования им. А.В.Запорожца «Развитие музыкального слуха в дошкольном детстве»; журнал «Музыкальный руководитель» №8/2010
2. Тарасова К.В. д.п.н. заведующая лабораторией эстетического развития ребёнка НИИ дошкольного образования им. А.В.Запорожца «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве»; журнал «Музыкальный руководитель» №1/2010
3. Теплов М. «Психология музыкальных способностей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: «Технология развития музыкальных способностей детей в старшей группе ДОУ».
В данной статье дается подробное описание технологии развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста....
Перспективный план работы по развитию творческих способностей детей в старшей группе на 2016 -2017 учебный год
Перспективное планирование по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с описанием ООД, совместной деятельности с детьми и взаимодействия с родителями....
Картотека дидактических игр по развитию умственных способностей детей в старшей группе.
Картотека дидактических игрпо развитию умственных способностей детейв старшей группе....
Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в музыкально – ритмической деятельности
С этой презентацией я защитила высшую категорию...
статья "ИНТЕРАКТИВНАЯ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Статья была опубликована в журнале "Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС" в 2019 г. В статье подробно рассматривается деятельность музыкального руководителя ДОУ по внедрен...
Развитие музыкальных способностей детей в младшей группе
Игры на развитие звуковысотного слуха,чувства ритма,на различие тембровой окраски,динамики.на восприятие музыки....
Развитие музыкальных способностей детей в средней группе
Музыкально-дидактические игры на развитие слуха,чувства ритма, различие тембровой окраски,динамики,на восприятие музыки....