«Оздоровление детей с использованием техники оригами».
методическая разработка

Сарди Валентина Александровна

«Научить ребенка быть здоровым душой и

 телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в

  согласии с законами природы и бытия»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozdorovlenie_detey_s_ispolzovaniem_tehniki_origami.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Оздоровление детей с использованием техники оригами».

«Научить ребенка быть здоровым душой и

                                       телом, стремиться творить свое

                                                     здоровье, применяя знания и умения в

                                                     согласии с законами природы и бытия»

Актуальность. Современные нормативные акты, регламентирующие процесс дошкольного образования, гласят о первостепенности укрепления и сохранения здоровья. Следовательно, одна из основных задач, стоящих перед педагогами - воспитание здорового подрастающего поколения. Особенно актуальна проблема сохранения детского здоровья в городе Красноярске.

За последние годы состояние здоровья дошкольников постоянно ухудшается. Это вызвано рядом факторов.

Климатические условия региона, в котором находится наш город: продолжительная зима, резкие перепады атмосферного давления, температуры, высокая влажность воздуха, частое столкновение атмосферных фронтов, воздействуя на неокрепший организм ребенка, повышают напряжение механизмов адаптации, способствуют изменению ряда физиологических функций, ухудшают самочувствие, снижают иммунитет.

Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют следующие факторы: ухудшение экологической обстановки (нахождение в городе вредных промышленных производств), некачественная вода, химические добавки в продуктах питания, возрастающее облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, громкая музыка), наследственные заболевания родителей. На психическом здоровье детей сказывается и социальная напряженность в обществе.

Медицинская диагностика детей нашего детского сада показала достаточно высокий уровень детей с ослабленным здоровьем.

Нарушение зрения

6%

Нарушения опорно- двигательного аппарата

30%

Болезни органов дыхания

86,3 %

Кроме этого, дети в сад поступают с неразвитой мелкой моторикой рук, с недостаточно сформированным произвольным вниманием и восприятием, плохо адаптируются к режиму детского сада, с повышенной тревожностью, эгоистичные

Я задумалась, что я могу сделать нового, чтобы дети меньше болели, легко адаптировались к сегодняшним современным условиям? Как сделать это доступно и интересно для ребят?

Передо мной встала проблема: как помочь подрастающему ребенку реализовать свое право на здоровье, на счастливую жизнь?

Выход я вижу в создание условий, в которых решаются вопросы физического и психического здоровья ребенка. Я разработала систему работы по оздоровлению детей с использованием техники оригами.

Японцы считают, что оригами несет душевное успокоение и физическое оздоровление. Оригами развивает и совершенствует мелкую моторику рук, логическое мышление, способствует концентрации внимания, активизирует мыслительные процессы, знакомит детей с основными геометрическими понятиями. Исследования профессора М.М.Кольцовой показали, что между координацией тонких движений пальцев рук и речью существует тесная взаимосвязь. Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук в мозг. Уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет развитие речи, памяти, внимания ребенка, успешность в овладении первоначальными навыками письма.

Бумага самый доступный и самый дешевый материал. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она привычна, легко поддается любым изменениям. А применение для складывания бумаги любого качества, позволяет заниматься оригами всем, независимо от материального состояния, возраста, образования и здоровья.

При разработке своей педагогической инициативы, я руководствовалась идеями педагогической валеологии, рекомендациями Министерства образования РФ (Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 г. №65/23-16); Законом РФ «Об образовании»; Санитарными нормами и правилами, утвержденными совместным Постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзор; Уставом МБДОУ №132.

Цель моей педагогической инициативы: создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих с использованием техники оригами. Согласно этому, ключевыми задачами считаю: Задачи:

-сохранение и укрепление здоровья детей; -формирование привычки к здоровому образу жизни; -профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;

-развитие мелкой моторики, внимания, сосредоточенности, воображения, фантазии;

-развитие творческих способностей.

На подготовительном этапе реализации инициативы, я с детьми и родителями изготовила разные поделки оригами. Затем эти игрушки превращаются в атрибуты для оздоровления детей. Дети в окружении своих поделок чувствуют себя максимально комфортно, ощущают атмосферу уюта, спокойствия и защищенности, и эмоционально, радостно выполняют упражнения и задания.

Готовые поделки разных цветов, подвешенные на ниточках, я использую при выполнении артикуляционной гимнастики, для дыхательных упражнений, гимнастики для глаз, закрепления сенсорных эталонов.

Находится место для оригами и при разработке занятий о здоровье. Так при реализации блока «Правильное питание-это здоровая и счастливая жизнь», на играх-занятиях «Зачем человек ест», «Приятного аппетита», «Пейте, дети, молоко, будите здоровы», «Полезная и вредная еда», дети делают фигурки-оригами - фрукты и овощи, наклеивают их на лист и получается огород, или «консервируют» в банке, сделанной из большого листа бумаги. На тренингах по сервировке стола, рассматривают способы сервировки с использованием элементов, выполненных в технике оригами. Мой до дыр из бумаги приготовил игры и беседы по теме «Чистота - та же

красота». Дети с фигурками оригами придумывают сказки о правилах ухода за руками, про мыло душистое, как правильно чистить зубы.

В блоке «Крепким стать нельзя мгновенно, закаляйся постепенно»,

наравне с использованием естественных факторов закаливания (воздушных ванн перед и после сна, полоскания рта, «босохождения», ходьбы по солевым дорожкам), я использую ходьбу по дорожкам, сделанным в стиле Фурошики- оригами из ткани. В этом году находкой стала перчатка-фурошики, изготовленная из ткани разной фактуры для массажа и самомассажа. Перчатка выполнена в технике оригами, следовательно, имеет на разных участках разную плотность и неоднородную поверхность. Это развивает тактильные ощущения, формирует чувство эмоционального комфорта.

Утреннюю гимнастику я провожу на свежем воздухе, так как наш детский сад находится в экологически чистом уголке (березовой роще Академгородка). Гимнастика проводится с использованием предметов- оригами: вертушек, коробочек, шаров, сюрекенов.

В блоке «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», я провожу игры- путешествия: «Я - человек», «Мое здоровье», «Поход по стране здоровья», «Глазки, уши и носы быть здоровыми должны». На занятиях использую приемы театрализации, введение игровых персонажей оригамушек: Крепыша, Чистюльки.

Тренинги: гимнастика для глаз проводится на подвесной стене из фигурок-оригами.

Для проведения игр, которые лечат простудные заболевания, использую вертушки и шары-оригами.

Особенно детям нравится проведение логоритмической гимнастики «Зоопарк», которая проводится с использованием набора-оригами «Животные зоопарка».

Старшие дошкольники показывают малышам спектакль с фигурками- оригами « Здоровый образ жизни».

Для активизации двигательной активности, снятия стресса через восприятие цвета я использую сухой дождь, созданный из фигурок - оригами, разного цвета и разной фактуры. Пропускаю детей через такой дождь 3-4 раза, «шустриков» - от теплых цветов к холодным (дети заметно успокаиваются); «мямликов» - от холодных к теплым (активизируются), при этом дети снимают напряжение, получают положительный эмоциональный настрой.

Блок «Если тебе угрожает опасность» включает цикл занятий и бесед «Уроки осторожности», «Азбука пешехода», «Один дома». Оформлен уголок безопасности, оснащенный фигурками-оригами инспектора ГИБДД и пожарного.

Собрание поделок в группе пополняется каждую неделю. Дети учатся работать сообща, создают собрание поделок для различных жизненных ситуаций, совместно готовятся к праздникам здоровья, украшают группу своими поделками, изготавливают поделки для физических упражнений.

Коробочки, шары, вертушки, головные уборы используют в различных сюжетно-ролевых играх. Всегда есть возможность приготовить подарки для родных и друзей. Развиваются нравственные качества личности: доброта, отзывчивость, сопереживание.

Блок « Спорт ребятам очень нужен, мы со спортом крепко дружим» включает подвижные, народные игры с использованием оригамушек - пособий. В играх на метание я использую сюрекены, бег с вертушкой, прыжки через бумажные кубики. Для закрепления навыков игры в баскетбол, я сделала баскетбольное кольцо из бумаги (ватмана) и мои детки с удовольствием забрасывают в него бумажные шарики. В играх-эстафетах я использую вместо кеглей модули - оригами, вместо эстафетной палочки- журавликов счастья.

Блок «Здоровье - богатство, его сохраним и к этому дару детей приобщим» включает совместную работу с родителями по формированию здорового образа жизни. Родители мои первые помощники, друзья, единомышленники. Они с удовольствием принимают участие во всех наших начинаниях, поддерживают идеи, изготавливают игрушки-оригами для создания здоровьесберегающего пространства в группе и на участке. Я организовала среди родителей «Клуб любителей оригами». В рамках работы клуба провела конкурс на лучшую фигурку - атрибут для двигательной активности и оздоровления, выставку работ с использованием техники оригами, семинар-практикум для родителей и методического объединения воспитателей района «Технология воздействия цветом».

Часто с ребятами в группе я беседую о том, кто такой здоровой человек. Интересны высказывания этих маленьких непосредственных человечков. «Здоровый человек-это тот, кто не болеет», «Здоровый человек-это, кто закаляется». Но особенно мне по душе было высказывание Степы «Здоровый - значит, обязательно добрый». А ведь действительно, наверное, это так. Видимо, поэтому любимой традицией ребят группы стала «переписка» при помощи оригами: признание в любви, подтверждение дружеских чувств, пожелания здоровья. Если кто-то из наших ребят вдруг заболевал, то мы отправляли ему от всей группы фигурки оригами, которая символизировала быстрое выздоровление.

В этом году наш детский сад сотрудничает с Домом Милосердия Октябрьского района. Именно поэтому мы поддержали идею поздравления пожилых людей открытками - оригами.

В результате проведенной работы я поняла, что занятия оригами создают природосообразные, а значит, эффективные и не опасные для здоровья условия для быстрого естественного роста целого букета природных способностей детей - внимания, памяти, мышления, воображения, дети стали более активны, снизилась общая заболеваемость детей до 31 %, простудных заболеваний до 12%.

Следовательно, главный итог работы - увлекательное, а потому быстрое, "незаметное" и менее накладное созревание способностей детей, уменьшение внутренней тревожности и избавление от неврозов, а значит, и повышение

интереса и успешности, устойчивая мотивация и потребность в сохранении собственного здоровья с использованием техники оригами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "Искусство оригами и особенности использования техники оригами в развитии детей дошкольного возраста".

Курс: Формирование способностей дошкольников в работес разными материалами....

План самообразования по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи через использование техники"оригами".

Целью данного материала является изучение и использование в практике новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий, овладение новыми ме...

1. План самообразования: "Использование техники «Оригами» для развития тонких двигательных координаций у детей старшего дошкольного возраста» на 2017-2019 уч.г

Самообразование "Использование техники "Оригами" для развития тонких двигательных координаций у детей старшего дошкольного возраста"...

Доклад Использование техники оригами при формирование творческих способностей детей.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17» города Чебоксары Чувашской Республики Доклад Использование техники оригами при формирование творче...