Здоровьесберегающие технологии в художественно – эстетическом развитии детей
методическая разработка (старшая группа)

Светлана Петровна Кожина

                                                                «Забота о здоровье - это важнейший                          труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы».

(В. А. Сухомлинский)

 

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы. По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. Поэтому педагоги дошкольных учреждений, должны решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка, подготовке его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

 

Технологии здоровьесбережения – это система мер, включающих взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

 

Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому в каждом дошкольном учреждении уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – укрепить, сохранить и поддержать здоровье детей.

 

 

1

 

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его развития.

Цель: использование здоровьесберегающих технологий эстетической направленности для художественно-эстетического и физического развития детей.

Задачи:

- изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников с использованием технологий здоровьесбережения.

-создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.

- сохранение, развитие и укрепления здоровья средствами здоровьесберегающих технологий.

 

В дошкольном возрасте закладывается фундаментальные ценности и строятся отношения ребенка с самим собой и окружающим миром. И именно детский сад может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых.

 

Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная каждодневная работа и в семье, и в дошкольном учреждении

Проект ФГОС дошкольного образования определяет следующие задачи в образовательной области «Физическое развитие» становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закливании при формировании полезных привычек). Что же включает в себя понятие «здоровый образ жизни»

 

Здоровый образ жизни - это

  • Рациональное правильное питание: правильная организация питания детей предусматривает необходимый прием пищи, определяющийся возрастом ребенка, анатомо-физиологическими особенностями его пищеварительной системы

 

 

  • рациональный режим дня: правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования.

2

  • рациональная физическая нагрузка, двигательная активность: обеспечение педагогами ДОУ достаточной, соответствующей возрастным способностям двигательной активности детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения, а так же контроль за умением детей сохранять правильную осанку.
  • закаливание и другие оздоровительные мероприятия - это не только обтирание или обертывание, но и повседневные обычные процедуры, не требующие специальной организации, дополнительного времени: нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, окне, активные занятия физкультурой на площадке.
  • личная гигиена, воспитание навыков и привычек здорового образа жизни: формирование у детей таких навыков как: полоскание рта после каждого приёма пищи, чистка зубы утром и вечером, сон в облегчённой форме, ежедневное обтирание прохладной водой, разминка после пробуждения, умение избегать опасных ситуаций, умение расслабляться и гасить отрицательные эмоции, мытье рук перед едой и после посещения туалета, ежедневная смена нижнего белья, носовых платков.
  • положительный психологический климат в семье и образовательном учреждении

 

Чтобы дети не уставали на занятиях, были бодрыми и веселыми и хотели снова заниматься необходимо создать условия для здорового развития воспитанников

  • соблюдение организационно-педагогических условий проведения занятия: плотность, чередование видов деятельности (объяснение с вопросами, показ с играми, упражнениями, практическую деятельность с юмористическими минутками, шутками, если это не мешает настрою детей; дети по мере необходимости могут вставать из-за столов, что также способствует смене деятельности, небольшому отдыху).
  • проведение разминок перед началом художественной творческой деятельности, упражнений для снятия напряжения, гимнастики для глаз, физкультминуток, ведь вынужденная статическая поза на занятиях ведет к утомлению дошкольников, снижает уровень их работоспособности, особенно у детей младшего дошкольного возраста.
  • обеспечение двигательной активности (по мере возможности проводить подвижные дидактические игры, например, «Встань, если догадался», «Отнеси картинку к определенной форме», «Построй фигуру» и т. д).

3

  • контроль за позой ребенка во время занятия (постоянно следить за осанкой детей, предлагать им работать стоя, если им так удобно, и если это возможно).
  • соблюдение психологического климата в группе (комфорт, сотрудничество, учет возрастных особенностей); наличие эмоциональных разрядок (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, в начале занятия, подбадривающие слова в процессе выполнения задания).
  • наличие мотивации деятельности детей на занятии (внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент; стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу).
  • оформление интерьера группы должно соответствовать нормам Санпина: стены, обои, шторы пастельных тонов, соблюдение правил техники безопасности, которые направлены на предупреждение травматизма, и санитарно-гигиенических требований (следить за чистотой, температурой и свежестью воздуха, освещением группы)

 

В рамках работы по художественно-эстетическому воспитанию в дошкольной организации, на музыкальных занятиях, одной из приоритетных задач, является укрепление физического и психического здоровья детей.

Таким образом, на каждом занятии музыкальный руководитель использует различные виды современных здоровьесберегающих технологий. Каждое занятие начинается с  песенки-распевки. Такие песенки поднимают настроение, улучшают эмоциональное состояние детей, создают позитивное настроение на занятии, а так же подготавливают голос к пению.

В процессе занятий музыкальный руководитель включает в работу музыкальные пальчиковые игры, которые очень нравятся детям. Данные игры создают благоприятную атмосферу, вызывают эмоциональный отклик у детей, развивают воображение и фантазию. Кроме того, музыкальные пальчиковые игры (пальчиковая гимнастика) развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно – ассоциативное мышление.

Одними из наиболее важных здоровьесберегающих технологий в музыкально-оздоровительной работе, являются дыхательная и артикуляционная гимнастики. Данными видами гимнастик можно заниматься перед пением песен. Специально подобранные упражнения способствуют укреплению артикуляционного аппарата, укрепляют физиологическое дыхание, тренируют дыхательные мышцы, формируют правильное речевое дыхание ребёнка. В результате у детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшается музыкальная память, внимание (что отражается в результатах итоговой диагностики в конце учебного года)

4

На музыкальных и физкультурных занятиях у нас  проводятся упражнения на релаксацию. Это самый лучший способ снятия напряжения (нервного, физического и психического), а также расслабления. После выполнения релаксационных упражнений дети становятся спокойными и уравновешенными, начинают контролировать собственные действия и эмоции. Упражнения для релаксации особенно важны для тех, кто подвержен частым заболеваниям, а также тревожен, возбудим и гиперактивен

Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и нас воспитателей, мы активно помогаем в ходе занятия, а так же организуем самостоятельное музицирование в группе. Данная работа проводится в сотрудничестве с родителями, медицинским работником дошкольного учреждения, который контролирует санитарно-гигиенические условия в ОУ и ведёт мониторинг физического здоровья дошкольников.

 

Таким образом, привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребёнка можно разнообразить с пользой для здоровья.

 

Рассмотрим на примере изобразительной деятельности. Оказывает ли занятие изобразительной деятельностью положительное воздействие на здоровье ребенка. Являются ли современные техники и технологии изобразительной деятельности здоровьесберегающими.

Содержание образовательной области «Художественное-эстетическое творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении через решение следующих задач:

• развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

• развитие детского творчества;

• приобщение к изобразительному искусству.

Рассмотрим как, решая задачи образовательной области «Художественное творчество», мы воздействуем на укрепление психического, физического здоровья детей. Как решаются задачи по воспитанию культурно-гигиенических навыков и формированию начальных представлений о здоровом образе жизни.

Занятия изобразительной деятельностью проводятся в соответствии с возрастными показаниями, решаются задачи по обучению соответствующих умений (вырезывания, лепки, наклеивания и т. д.) и решаются все задачи по развитию психических процессов.

Организация изобразительно – художественной деятельности и здоровьесберегающие технологии тесно взаимосвязаны. Если рассмотреть этот момент внимательно, то можно сказать,

5

что здоровьесберегающий процесс в ДОУ – в широком смысле слова – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, социального и эстетического благополучия ребёнка.

Многие педагоги думают, что здоровьесберегающие технологии никак не связаны с изобразительной деятельностью, к сожалению, они глубоко заблуждаются. Если подойти к этой проблеме поближе, то можно сказать, что важнейшей характеристикой педагогических технологий является воспроизводимость.

Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!

На занятиях по изобразительно – художественной деятельности осуществляются здоровьесберегающие подходы в работе с детьми :

1. Рациональная организация учебных занятий по изобразительно – художественной деятельности.

2. Проведения занятий по изобразительно – художественной деятельности с детьми.

3. Двигательные и эмоционально – психологические разгрузки на занятиях, выполнение требований СанПина к созданию условий для проведения интегрированных занятий по изобразительно – художественной деятельности.

4. Соблюдение требований к оптимальной сложности занятий.

5. Гуманный стиль общения детей и взрослых.

6. Эмоционально – положительный микроклимат.

7. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников.

Но, можно ли назвать технологии, используемые в изобразительной деятельности, здоровьесберегающими?

Здоровьесберегающей технологию можно назвать, когда точно обозначается цель – на что мы воздействуем; когда можно провести диагностику; когда действия четко выстроены. Технология должна быть воспроизводима и иметь четкое количество занятий.

Этим требованиям полностью соответствуют нетрадиционные техники и технологии, используемые в изобразительной деятельности. Занятия по нетрадиционному рисованию полезны для духовного развития детей.

Работа с необычными материалами, позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию детей.

 

6

Нетрадиционное рисование имеет целый ряд преимуществ:

• развивает мелкую моторику руки

• вызывает целый комплекс эмоций

• проявляет характер ребенка, его индивидуальность

• многообразие способов и средств рисования

     • прививает любовь к изобразительному искусству

непринужденно развивает творческие способности

Художественное творчество – один из любимых видов детской деятельности.

Важным условием развития детского творчества является создание эмоционально – благополучной творческой атмосферы на занятиях по нетрадиционному рисованию.

Следует избегать дисциплинарных замечаний, излишней регламентации, упреков в адрес детей, у которых что-то не получается. Необходимо ненавязчиво помогать детям, добиться результатов в работе.

Занятия по нетрадиционному рисованию должны вызывать у детей положительные эмоции, хорошее настроение, желание заниматься творчеством.

В работе с детьми по нетрадиционному рисованию рекомендуется использовать такие материалы, как:  поролон, зубная щетка,  деревянные палочки, вязальные спицы,  целлофан, листья деревьев, овощные штампы, пряжа, парафин, песок, соль, гофре (креповая бумага), оракал (самоклеющаяся бумага) и др.

 

Все это занимает детей и вовлекает в творческий процесс. Во время рисования пальцами рук и ног ребенок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой, что благотворно влияет на нервную систему, укрепляет и развивает её. А вот работа с креповой бумагой (гофре) и оракалом (самоклейкой, положительно влияет на психику ребенка, носит терапевтический характер и развивает мелкую моторику руки.

 

Рекомендуется использовать разные техники и приемы нетрадиционного рисования с детьми :

1.«Пальцеграфия» (рисование пальцами руки)

2.«Ладоневая живопись» (рисование ладошками)

3. Рисование ножками

4. Рисование водой (с помощью пластиковой бутылочки)

7

5.«Эстамп – оттиск» (штампик из веревочки, из картона, из овощей)

     6. Рисунок спичечным коробком

7. Рисование листиками растений

8. Рисование поролоном

9.«Набрызг» (разбрызгивание краски с помощью зубной щетки на бумаге)

10.«Тонировка» (рисование солью, песком, текстурой)

11.«Точкография» (рисование ватными палочками, корректором)

12.«Кляксография» (рисование кляксой)

13.«Штрихография» (рисование штрихами)

14.«Граттаж» (процарапывание рисунка с помощью деревянной палочки или пера)

15.«Абстракция» (мозаика)

16.«Монотипия» (двойная печать на бумаге)

17.«Диатипия» (сквозная печать на бумаге)

18. Клеевой рисунок (рельефно-выпуклое рисование клеем ПВА или канцелярским клеем)

19.«Выдувание» (рисование лёгкими с помощью трубочки от сока)

20.«Мыльные пузырьки» (рисование мыльными пузырями)

21.«Коллаж» (сочетание рисования и аппликации из разных материалов)

22.«Батик» (рисование на ткани)

23.«Резерв» (рисование парафином, восковыми мелками)

24.«Нитевая графика» (рисование нитками)

25. Рисование бусинками, шариками, камешками

26.«Мокрая живопись» (рисование на мокрой бумаге)

27.«Гелевая графика» (рисование гелем на бумаге, картоне, фанере, пластике)

28.«Корректорная графика» (рисование корректором на темном фоне)

 

Все эти нетрадиционные техники и приёмы рисования также благотворно влияют на развития здоровья детей, на их эмоционально - психическое развитие, развивают творчество.

Творчество не может существовать под давлением и насилием, оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с изобразительными материалами, как традиционными, так и с нетрадиционными, ребенок незаметно для себя, учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.

Из практики замечено, что даже те дети, которые хоть раз поработали с нетрадиционными приёмами рисования, никогда уже не расстаются с ними.

Малышам интересно рисовать – играть, тем более, эти приёмы положительно влияют на их здоровье. Творчество для них – это отражение душевной, эмоциональной работы. Чувства, разум, глаза и руки –

инструменты души и эмоций.

8

Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в

качестве художественных материалов.

 

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности и его здоровья : формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификации в творческой деятельности, целенаправленность деятельности в целом, укрепление здоровья детей.

Таким образом, можно сказать, что нетрадиционные технологии изобразительной деятельности являются здоровьесберегающими. А изобразительная деятельность, в основе которой заложено использование инновационных методик, традиционных и нетрадиционных приемов, техник и технологий оказывает положительное влияние на здоровье ребенка

Известно, что работа педагога ДОУ по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни должна носить комплексный характер, поэтому для формирования, сохраняя и укрепляя этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность нашего образовательного учреждения, в частности мою деятельность, как воспитателя, внедряются здоровьезберегающие технологии, которые помогают решить эти важнейшие задачи. В системе дошкольного образования накоплен определенный опытреализации здоровьесберегающих технологий во время проведения образовательной деятельности, в том числе и в образовательной области «художественно – эстетического развития»

Следует помнить, что при длительном занятии, необходимо проводить с детьми упражнения для мышц рук, пальчиковую гимнастику, дети с удовольствием воспринимают музыкотерапию, поэтому на занятиях рекомендуется использовать классическую и современную мелодичную, спокойную музыку, у детей сразу поднимается настроение, они становятся более спокойными, увлеченными творческим процессом

 

 Для приобщению детей к здоровому образу жизни мы вместе с детьми и родителями создали «Уголок здоровья», где храниться инвентарь для самостоятельного занятия спортом (скакалки, мячи, кегли..), «Дорожка здоровья», различные альбомы: «Виды спорта», «В здоровом теле здоровый дух», «Моя спортивная семья»,

 

И я не могу остановиться на своей программе «Мы туристы», которая тесно связана с здоровьесберегающими технологиями

 Как пишет Н. Рыжова в программе «Наш дом – природа», человек – это часть природы. Быть здоровым в отрыве от среды, в которой находишься – нельзя. Природа, окружающая нас среда формирует наше здоровье, в свою очередь

мы влияем на неё, к сожалению не всегда гуманно и целесообразно.

9

Влияние человека на окружающую его природу стало настолько велико, что если не обращать на это внимание и не принимать мер, то экологические

катастрофы будут случаться все чаще и чаще. 

 

Слово экология в переводе на русский язык означает дом. Дом, в котором живет и сам человек. И от того, каким будет этот дом и зависит, в первую очередь, здоровье человека. Поэтому свою работу по формированию эколого-краеведческой культуры следует начинать с младшего возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.

Изучив свой «дом» и его проблемы дети смогут иными глазами посмотреть на окружающий их мир. С этой целью мы разработали «эколого-краеведческие походы», которые есть и на территории сада, так и за территорией детского сада. Материалы можно использовать по ознакомлению с миром природы и родным краем.

Походы краеведческой и экологической направленности, полезны детям активными способами передвижения, что способствует укреплению здоровья, физической разрядки, выработки правильной осанки, устраняют гиподинамию, приводят центральную нервную систему и работу внутренних органов в активное состояние, прогулки на свежем воздухе наполнены также воспитывающим и обучающим содержанием, идёт непринуждённое усвоение информации. Это помогает воспитывать уверенность в себе, приспособляемость в обществе, снимать стресс, видеть себя глазами других людей и оказывать психологическую поддержку тем, кто в ней нуждается.

Такая технология в тысячу раз полезнее всех бесед. Она учит ребенка решать наиболее актуальные эколого-краеведческие проблемы, с которыми он сталкивается в повседневной жизни, во время исследовательской деятельности. Учит его ответственно относиться к своему здоровью и окружающему миру. Походы направлены на взаимосвязь человека - природы - здоровье. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. Поэтому проблеме организации и проведения здоровьесберегающих занятий уделяется большое внимание.

10

 

Здоровый образ жизни не занимает пока главное место среди ценностей человека, но если мы научим детей с раннего возраста ценить и беречь окружающую его природу, то можно надеяться, что это поколение будет здорово не только личностно, но и физически.

 И мы, взрослые, хотим, чтобы наше подрастающее поколение год от года становились все сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми.

 

 

Существует десять золотых правил здоровьесбережения:

 

1. Соблюдайте режим дня!

2. Обращайте больше внимания на питание!

 3. Больше двигайтесь!

4. Спите в прохладной комнате!

5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

7. Гоните прочь уныние и хандру!

8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

10. Желайте себе и окружающим только добра!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Здоровьесберегающие технологии в

художественно – эстетическом развитии детей

Выполнила: 

Кожина Светлана Петровна

                                                     

2023г

                                                                «Забота о здоровье - это важнейший                          труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы».

(В. А. Сухомлинский)

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы. По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. Поэтому педагоги дошкольных учреждений, должны решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка, подготовке его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

Технологии здоровьесбережения – это система мер, включающих взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому в каждом дошкольном учреждении уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – укрепить, сохранить и поддержать здоровье детей.

1

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его развития.

Цель: использование здоровьесберегающих технологий эстетической направленности для художественно-эстетического и физического развития детей.

Задачи:

- изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников с использованием технологий здоровьесбережения.

-создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.

- сохранение, развитие и укрепления здоровья средствами здоровьесберегающих технологий.

В дошкольном возрасте закладывается фундаментальные ценности и строятся отношения ребенка с самим собой и окружающим миром. И именно детский сад может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых.

Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная каждодневная работа и в семье, и в дошкольном учреждении

Проект ФГОС дошкольного образования определяет следующие задачи в образовательной области «Физическое развитие» становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закливании при формировании полезных привычек). Что же включает в себя понятие «здоровый образ жизни»

Здоровый образ жизни - это

  • Рациональное правильное питание: правильная организация питания детей предусматривает необходимый прием пищи, определяющийся возрастом ребенка, анатомо-физиологическими особенностями его пищеварительной системы

  • рациональный режим дня: правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования.

2

  • рациональная физическая нагрузка, двигательная активность: обеспечение педагогами ДОУ достаточной, соответствующей возрастным способностям двигательной активности детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения, а так же контроль за умением детей сохранять правильную осанку.
  • закаливание и другие оздоровительные мероприятия - это не только обтирание или обертывание, но и повседневные обычные процедуры, не требующие специальной организации, дополнительного времени: нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, окне, активные занятия физкультурой на площадке.
  • личная гигиена, воспитание навыков и привычек здорового образа жизни: формирование у детей таких навыков как: полоскание рта после каждого приёма пищи, чистка зубы утром и вечером, сон в облегчённой форме, ежедневное обтирание прохладной водой, разминка после пробуждения, умение избегать опасных ситуаций, умение расслабляться и гасить отрицательные эмоции, мытье рук перед едой и после посещения туалета, ежедневная смена нижнего белья, носовых платков.
  • положительный психологический климат в семье и образовательном учреждении

Чтобы дети не уставали на занятиях, были бодрыми и веселыми и хотели снова заниматься необходимо создать условия для здорового развития воспитанников

  • соблюдение организационно-педагогических условий проведения занятия: плотность, чередование видов деятельности (объяснение с вопросами, показ с играми, упражнениями, практическую деятельность с юмористическими минутками, шутками, если это не мешает настрою детей; дети по мере необходимости могут вставать из-за столов, что также способствует смене деятельности, небольшому отдыху).
  • проведение разминок перед началом художественной творческой деятельности, упражнений для снятия напряжения, гимнастики для глаз, физкультминуток, ведь вынужденная статическая поза на занятиях ведет к утомлению дошкольников, снижает уровень их работоспособности, особенно у детей младшего дошкольного возраста.
  • обеспечение двигательной активности (по мере возможности проводить подвижные дидактические игры, например, «Встань, если догадался», «Отнеси картинку к определенной форме», «Построй фигуру» и т. д).

3

  • контроль за позой ребенка во время занятия (постоянно следить за осанкой детей, предлагать им работать стоя, если им так удобно, и если это возможно).
  • соблюдение психологического климата в группе (комфорт, сотрудничество, учет возрастных особенностей); наличие эмоциональных разрядок (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, в начале занятия, подбадривающие слова в процессе выполнения задания).
  • наличие мотивации деятельности детей на занятии (внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент; стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу).
  • оформление интерьера группы должно соответствовать нормам Санпина: стены, обои, шторы пастельных тонов, соблюдение правил техники безопасности, которые направлены на предупреждение травматизма, и санитарно-гигиенических требований (следить за чистотой, температурой и свежестью воздуха, освещением группы)

В рамках работы по художественно-эстетическому воспитанию в дошкольной организации, на музыкальных занятиях, одной из приоритетных задач, является укрепление физического и психического здоровья детей.

Таким образом, на каждом занятии музыкальный руководитель использует различные виды современных здоровьесберегающих технологий. Каждое занятие начинается с  песенки-распевки. Такие песенки поднимают настроение, улучшают эмоциональное состояние детей, создают позитивное настроение на занятии, а так же подготавливают голос к пению.

В процессе занятий музыкальный руководитель включает в работу музыкальные пальчиковые игры, которые очень нравятся детям. Данные игры создают благоприятную атмосферу, вызывают эмоциональный отклик у детей, развивают воображение и фантазию. Кроме того, музыкальные пальчиковые игры (пальчиковая гимнастика) развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно – ассоциативное мышление.

Одними из наиболее важных здоровьесберегающих технологий в музыкально-оздоровительной работе, являются дыхательная и артикуляционная гимнастики. Данными видами гимнастик можно заниматься перед пением песен. Специально подобранные упражнения способствуют укреплению артикуляционного аппарата, укрепляют физиологическое дыхание, тренируют дыхательные мышцы, формируют правильное речевое дыхание ребёнка. В результате у детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшается музыкальная память, внимание (что отражается в результатах итоговой диагностики в конце учебного года)

4

На музыкальных и физкультурных занятиях у нас  проводятся упражнения на релаксациюЭто самый лучший способ снятия напряжения (нервного, физического и психического), а также расслабления. После выполнения релаксационных упражнений дети становятся спокойными и уравновешенными, начинают контролировать собственные действия и эмоции. Упражнения для релаксации особенно важны для тех, кто подвержен частым заболеваниям, а также тревожен, возбудим и гиперактивен

Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и нас воспитателей, мы активно помогаем в ходе занятия, а так же организуем самостоятельное музицирование в группе. Данная работа проводится в сотрудничестве с родителями, медицинским работником дошкольного учреждения, который контролирует санитарно-гигиенические условия в ОУ и ведёт мониторинг физического здоровья дошкольников.

Таким образом, привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребёнка можно разнообразить с пользой для здоровья.

Рассмотрим на примере изобразительной деятельности. Оказывает ли занятие изобразительной деятельностью положительное воздействие на здоровье ребенка. Являются ли современные техники и технологии изобразительной деятельности здоровьесберегающими.

Содержание образовательной области «Художественное-эстетическое творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении через решение следующих задач:

• развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

• развитие детского творчества;

• приобщение к изобразительному искусству.

Рассмотрим как, решая задачи образовательной области «Художественное творчество», мы воздействуем на укрепление психического, физического здоровья детей. Как решаются задачи по воспитанию культурно-гигиенических навыков и формированию начальных представлений о здоровом образе жизни.

Занятия изобразительной деятельностью проводятся в соответствии с возрастными показаниями, решаются задачи по обучению соответствующих умений (вырезывания, лепки, наклеивания и т. д.) и решаются все задачи по развитию психических процессов.

Организация изобразительно – художественной деятельности и здоровьесберегающие технологии тесно взаимосвязаны. Если рассмотреть этот момент внимательно, то можно сказать,

5

что здоровьесберегающий процесс в ДОУ – в широком смысле слова – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, социального и эстетического благополучия ребёнка.

Многие педагоги думают, что здоровьесберегающие технологии никак не связаны с изобразительной деятельностью, к сожалению, они глубоко заблуждаются. Если подойти к этой проблеме поближе, то можно сказать, что важнейшей характеристикой педагогических технологий является воспроизводимость.

Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!

На занятиях по изобразительно – художественной деятельности осуществляются здоровьесберегающие подходы в работе с детьми :

1. Рациональная организация учебных занятий по изобразительно – художественной деятельности.

2. Проведения занятий по изобразительно – художественной деятельности с детьми.

3. Двигательные и эмоционально – психологические разгрузки на занятиях, выполнение требований СанПина к созданию условий для проведения интегрированных занятий по изобразительно – художественной деятельности.

4. Соблюдение требований к оптимальной сложности занятий.

5. Гуманный стиль общения детей и взрослых.

6. Эмоционально – положительный микроклимат.

7. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников.

Но, можно ли назвать технологии, используемые в изобразительной деятельности, здоровьесберегающими?

Здоровьесберегающей технологию можно назвать, когда точно обозначается цель – на что мы воздействуем; когда можно провести диагностику; когда действия четко выстроены. Технология должна быть воспроизводима и иметь четкое количество занятий.

Этим требованиям полностью соответствуют нетрадиционные техники и технологии, используемые в изобразительной деятельности. Занятия по нетрадиционному рисованию полезны для духовного развития детей.

Работа с необычными материалами, позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию детей.

6

Нетрадиционное рисование имеет целый ряд преимуществ:

 развивает мелкую моторику руки

• вызывает целый комплекс эмоций

• проявляет характер ребенка, его индивидуальность

• многообразие способов и средств рисования

     • прививает любовь к изобразительному искусству

непринужденно развивает творческие способности

Художественное творчество – один из любимых видов детской деятельности.

Важным условием развития детского творчества является создание эмоционально – благополучной творческой атмосферы на занятиях по нетрадиционному рисованию.

Следует избегать дисциплинарных замечаний, излишней регламентации, упреков в адрес детей, у которых что-то не получается. Необходимо ненавязчиво помогать детям, добиться результатов в работе.

Занятия по нетрадиционному рисованию должны вызывать у детей положительные эмоции, хорошее настроение, желание заниматься творчеством.

В работе с детьми по нетрадиционному рисованию рекомендуется использовать такие материалы, как:  поролон, зубная щетка,  деревянные палочки, вязальные спицы,  целлофан, листья деревьев, овощные штампы, пряжа, парафин, песок, соль, гофре (креповая бумага), оракал (самоклеющаяся бумага) и др.

Все это занимает детей и вовлекает в творческий процесс. Во время рисования пальцами рук и ног ребенок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой, что благотворно влияет на нервную систему, укрепляет и развивает её. А вот работа с креповой бумагой (гофре) и оракалом (самоклейкой, положительно влияет на психику ребенка, носит терапевтический характер и развивает мелкую моторику руки.

Рекомендуется использовать разные техники и приемы нетрадиционного рисования с детьми :

1.«Пальцеграфия» (рисование пальцами руки)

2.«Ладоневая живопись» (рисование ладошками)

3. Рисование ножками

4. Рисование водой (с помощью пластиковой бутылочки)

7

5.«Эстамп – оттиск» (штампик из веревочки, из картона, из овощей)

     6. Рисунок спичечным коробком

7. Рисование листиками растений

8. Рисование поролоном

9.«Набрызг» (разбрызгивание краски с помощью зубной щетки на бумаге)

10.«Тонировка» (рисование солью, песком, текстурой)

11.«Точкография» (рисование ватными палочками, корректором)

12.«Кляксография» (рисование кляксой)

13.«Штрихография» (рисование штрихами)

14.«Граттаж» (процарапывание рисунка с помощью деревянной палочки или пера)

15.«Абстракция» (мозаика)

16.«Монотипия» (двойная печать на бумаге)

17.«Диатипия» (сквозная печать на бумаге)

18. Клеевой рисунок (рельефно-выпуклое рисование клеем ПВА или канцелярским клеем)

19.«Выдувание» (рисование лёгкими с помощью трубочки от сока)

20.«Мыльные пузырьки» (рисование мыльными пузырями)

21.«Коллаж» (сочетание рисования и аппликации из разных материалов)

22.«Батик» (рисование на ткани)

23.«Резерв» (рисование парафином, восковыми мелками)

24.«Нитевая графика» (рисование нитками)

25. Рисование бусинками, шариками, камешками

26.«Мокрая живопись» (рисование на мокрой бумаге)

27.«Гелевая графика» (рисование гелем на бумаге, картоне, фанере, пластике)

28.«Корректорная графика» (рисование корректором на темном фоне)

Все эти нетрадиционные техники и приёмы рисования также благотворно влияют на развития здоровья детей, на их эмоционально - психическое развитие, развивают творчество.

Творчество не может существовать под давлением и насилием, оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с изобразительными материалами, как традиционными, так и с нетрадиционными, ребенок незаметно для себя, учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.

Из практики замечено, что даже те дети, которые хоть раз поработали с нетрадиционными приёмами рисования, никогда уже не расстаются с ними.

Малышам интересно рисовать – играть, тем более, эти приёмы положительно влияют на их здоровье. Творчество для них – это отражение душевной, эмоциональной работы. Чувства, разум, глаза и руки –

инструменты души и эмоций.

8

Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в

качестве художественных материалов.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности и его здоровья : формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификации в творческой деятельности, целенаправленность деятельности в целом, укрепление здоровья детей.

Таким образом, можно сказать, что нетрадиционные технологии изобразительной деятельности являются здоровьесберегающими. А изобразительная деятельность, в основе которой заложено использование инновационных методик, традиционных и нетрадиционных приемов, техник и технологий оказывает положительное влияние на здоровье ребенка

Известно, что работа педагога ДОУ по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни должна носить комплексный характер, поэтому для формирования, сохраняя и укрепляя этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность нашего образовательного учреждения, в частности мою деятельность, как воспитателя, внедряются здоровьезберегающие технологии, которые помогают решить эти важнейшие задачи. В системе дошкольного образования накоплен определенный опытреализации здоровьесберегающих технологий во время проведения образовательной деятельности, в том числе и в образовательной области «художественно – эстетического развития»

Следует помнить, что при длительном занятии, необходимо проводить с детьми упражнения для мышц рук, пальчиковую гимнастику, дети с удовольствием воспринимают музыкотерапию, поэтому на занятиях рекомендуется использовать классическую и современную мелодичную, спокойную музыку, у детей сразу поднимается настроение, они становятся более спокойными, увлеченными творческим процессом

 Для приобщению детей к здоровому образу жизни мы вместе с детьми и родителями создали «Уголок здоровья», где храниться инвентарь для самостоятельного занятия спортом (скакалки, мячи, кегли..), «Дорожка здоровья», различные альбомы: «Виды спорта», «В здоровом теле здоровый дух», «Моя спортивная семья»,

И я не могу остановиться на своей программе «Мы туристы», которая тесно связана с здоровьесберегающими технологиями

 Как пишет Н. Рыжова в программе «Наш дом – природа», человек – это часть природы. Быть здоровым в отрыве от среды, в которой находишься – нельзя. Природа, окружающая нас среда формирует наше здоровье, в свою очередь

мы влияем на неё, к сожалению не всегда гуманно и целесообразно.

9

Влияние человека на окружающую его природу стало настолько велико, что если не обращать на это внимание и не принимать мер, то экологические

катастрофы будут случаться все чаще и чаще. 

Слово экология в переводе на русский язык означает дом. Дом, в котором живет и сам человек. И от того, каким будет этот дом и зависит, в первую очередь, здоровье человека. Поэтому свою работу по формированию эколого-краеведческой культуры следует начинать с младшего возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.

Изучив свой «дом» и его проблемы дети смогут иными глазами посмотреть на окружающий их мир. С этой целью мы разработали «эколого-краеведческие походы», которые есть и на территории сада, так и за территорией детского сада. Материалы можно использовать по ознакомлению с миром природы и родным краем.

Походы краеведческой и экологической направленности, полезны детям активными способами передвижения, что способствует укреплению здоровья, физической разрядки, выработки правильной осанки, устраняют гиподинамию, приводят центральную нервную систему и работу внутренних органов в активное состояние, прогулки на свежем воздухе наполнены также воспитывающим и обучающим содержанием, идёт непринуждённое усвоение информации. Это помогает воспитывать уверенность в себе, приспособляемость в обществе, снимать стресс, видеть себя глазами других людей и оказывать психологическую поддержку тем, кто в ней нуждается.

Такая технология в тысячу раз полезнее всех бесед. Она учит ребенка решать наиболее актуальные эколого-краеведческие проблемы, с которыми он сталкивается в повседневной жизни, во время исследовательской деятельности. Учит его ответственно относиться к своему здоровью и окружающему миру. Походы направлены на взаимосвязь человека - природы - здоровье. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. Поэтому проблеме организации и проведения здоровьесберегающих занятий уделяется большое внимание.

10

Здоровый образ жизни не занимает пока главное место среди ценностей человека, но если мы научим детей с раннего возраста ценить и беречь окружающую его природу, то можно надеяться, что это поколение будет здорово не только личностно, но и физически.

 И мы, взрослые, хотим, чтобы наше подрастающее поколение год от года становились все сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми.

Существует десять золотых правил здоровьесбережения:

 

1. Соблюдайте режим дня!

2. Обращайте больше внимания на питание!

 3. Больше двигайтесь!

4. Спите в прохладной комнате!

5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

7. Гоните прочь уныние и хандру!

8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

10. Желайте себе и окружающим только добра!

11

Список литературы:

1.Анисимова М.В. Музыка здоровья: Программа музыкального здоровьесберегающего развития дошкольников. -  М.: ТЦ Сфера, 2014.

2.Грядкина Т.С. Здоровьесберегающие и здоровьеформирующее физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении //Дошкольная педагогика. - 2008. - № 2

3. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. –М. 2007.

4. Дубровская Н. В. Витражи из цветной бумаги. – С-Пб. 2009.

5. Дубровская Н. В. Чудесные тарелочки. – С-Пб. 2009

6. Егоренко Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. – М.: АРТИ, 2001.

7. Мукасоли и козули. Несъедобные и съедобные изделия из теста. -

С-Пб. 2004.

8. Молодова Л.П., Игровые экологические занятия с детьми. – Минск: Асар, 2001.

9. Никитина А.В. «Нетрадиционная техника рисования в ДОУ. Пособия для воспитателей и родителей» - СПб.: КАРО, 2007г

10.  Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. - Москва. 2006.

11. Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство-ославль. 1997.

12. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль. 2004.

13. Павлова. М. А., Лысогорская. М. В. Здоровьесберегающая система дошкольного

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в художественно-эстетическом развитии. Использование естественных красителей

Те краски, которые продают на полках супермаркетов, содержат слишком много вредных веществ. Дети дошкольного возраста по своей природе исследователи. Познавая мир, они зачастую пробуют все на вкус. На...

Консультации для родителей«Здоровьесберегающие технологии в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста посредством музыки»

От здоровья детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Дыхательная гимнастика по методике А.Н.Стрельниковой

Чаще всего люди не задумываются над тем, как они дышат, и какое огромное значение для их здоровья имеет правильное дыхание. Наше здоровье зависит от многих причин, в том числе умеем ли мы дышать?...

Консультация для родителей: «Здоровьесберегающие технологии в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста "

От здоровья детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний. Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием могучего средства, как му...

Буклет «Использование здоровьесберегающих технологий в художественно –эстетическом развитии детей дошкольного возраста» часть 1

laquo;Использование здоровьесберегающих технологий в художественно –эстетическом развитии детей дошкольного возраста» часть1публикация размещена с согласия родителей (законных представите...

Буклет «Использование здоровьесберегающих технологий в художественно –эстетическом развитии детей дошкольного возраста» часть 2

laquo;Использование здоровьесберегающих технологий в художественно –эстетическом развитии детей дошкольного возраста» часть 2публикация размещена с согласия родителей (законных представит...