Особенности адаптивного физического воспитания детей с нарушениями психического развития.
материал
В настоящее время тенденция развития общества в отношении детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, позволяют поднимать вопрос о необходимости формирования у них самостоятельной активности в области занятий физкультурно- спортивной деятельностью, с целью достижения ими максимально возможного высокого уровня жизни в условиях современного общества.На занятиях АФК, учитываются особенности нарушения эмоционально- волевой сферы у детей с ЗПР и детей с РАС. Необходим соответствующий подход к решению задач формирования у них устойчивых побудительных мотивов физкультурно- спортивной деятельности в процессе адаптивного физического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности адаптивного физического воспитания детей с нарушениями психического развития. | 17.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности адаптивного физического воспитания детей с нарушениями психического развития.
Учитывая особенности нарушения эмоционально- волевой и интеллектуальной сферы детей с ЗПР и РАС, необходим соответствующий подход к решению задач, формирования у них устойчивых побудительных мотивов в процессе адаптивного физического воспитания.
Наряду с общими задачами коррекция интеллектуального, психического и физического развития детей требует поиска путей их комплексного решения за счет применения соответствующих средств, методов и методических приёмов.
Содержание занятия АФК характеризуется большим количеством подготовительных и подводящих упражнений, включением коррекционных и направленных на развитие психических функций упражнений. Необходимость многократного повторения должна быть компенсирована разнообразием применяемого на занятиях инвентаря и различных ориентиров( критериев правильности выполнения движений, соблюдения направления и траектории движений, схемы перестроения). Для данной категории детей наиболее сложным выступает опосредованное восприятие образов и понятий. Следовательно , использование только словесного описания будет малоэффективным. Необходимо включение у детей всех систем восприятия информации ( зрительного, слухового, кинестетического анализатора и др.)
Основные методы обучения ( Шапкова Л.В.) – методы формирования знаний ( по преимуществу – слова, наглядной информации и практических упражнений); обучения двигательным действиям ( по разделениям, в облегченных условиях, с использованием большого количества имитационных и подводящих упражнений, приемов помощи и страховки), развития физических способностей ( за исключением метода максимальных усилий и « ударного» метода, в меньшей степени – равномерного); воспитания личности ( в условиях воспитывающей среды и деятельности, направленное на осмысление, самоощущение себя в реальной жизни), организации взаимодействия педагога и ребенка ( мало групповой, индивидуальной); регулирование психического состояния детей ( за счет речевого сопровождения, игрового, в меньшей степени – соревновательного метода).
В связи с особенностями психической сферы детей для закрепления программного материала по АФК требуется значительное число повторений изученных ранее двигательных действий и понятий и согласование их с условиями социально-бытовой и последующей трудовой деятельности ребенка.
Наиболее общие принципы работы с категорией детей с задержкой психического развития следующие:
- осуществлять индивидуальный подход
- предотвращать наступление утомления ( чередование умственной и практической деятельности)
-в процессе обучения использовать только те методы, которые могут максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь, формировать необходимые навыки.
-уделять на занятиях постоянное внимание коррекции всех видов деятельности
- предусмотреть в системе коррекционных мероприятий проведение подготовительных занятий и обеспечить обогащение детей знаниями об окружающем мире
- проявлять особый педагогический такт- постоянно подмечать и поощрять успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности.
Для развития двигательной сферы детейс ЗПР и с РАС важен осознанный характер моторного обучения. Адаптивное физическое воспитание детей с РАС направлено на:
-укрепление здоровья, своевременное формирование двигательных умений, навыков и основных физических качеств;
-коррекцию нарушений двигательной сферы и психомоторики ;
-стимуляцию физического и двигательного развития, произвольной двигательной активности;
-педагогический процесс формирования личности, обеспечивающий условия для последующей социальной адаптации и интеграции детей в общество.
Основными целями обучения детей с РАС АФК выступают:
- стимулирование имитационных способностей ( умение подражать)
- стимулирование к выполнению инструкций:
- формирование навыков произвольной организации движений ( в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве);
- воспитание коммуникационных функций и способности взаимодействовать в коллективе.
Для коррекции двигательной сферы детей с РАС применяют различные средства:
- Для организации общего позитивного фона в процессе коррекции, развития эмоциональной сферы, коррекции негативизма, трансформации страхов, агрессий и самоагрессий используют такие средства, как: игровая терапия, арт- терапия, сказкотерапия, песочная терапия, психогимнастика, холдинг- терапия.
- Для содействия оптимальному физическому развитию ребенка с учетом индивидуальных способностей и требований социализации используют такие средства, как:
- Физическая терапия, эрготерапия, БАТ, кинезотерапия, активно- пассивная гиммастика, йогатерапия, фитбол гимнастика, гидротерапия.
Особенности АФК у детей с нарушением интеллектуального развития.
В процессе обучения новые условно- рефлекторные связи, особенно сложные, связанные с точностью, координацией ,быстротой и силой у умственно отсталых детей формируются значительно медленнее, а сформировавшись, они не всегда оказываются прочными. При планировании учебного процесса следует помнить, что сенситивные периоды развития способностей у детей с нарушением интеллекта могут отставать на 1-3 года.
Педагогу важно уделять повышенное внимание к комплексному решению общепедагогических и специальных задач.
Общие задачи АФВ ( общепедагогические) – теоретические, образовательные, развивающие, оздоровительные, воспитательные.
Специальные задачи АФВ обусловлены проявлением особенностей психического и интеллектуального развития детей с нарушением интеллекта. Решая специальные задачи, педагогу необходимо:
- Создать условия (способствовать) для коррекции координационных способностей ( точности движений в пространстве, во времени; ритма движений; пространственной ориентировки; равновесия )
- Создать условия для коррекции основных видов движений
- Создать условия для коррекции свойств внимания ( объем, концентрация, интенсивность, переключаемость, устойчивость, распределение) и его видов ( зрительное, слуховое, осязательное)
- Создать условия для коррекции памяти, ( кратковременной- оперативной- долговременной, зрительной- слуховой-моторной, образной, словесно-логической, произвольной)
- Активизировать познавательную детей
- Создавать условия для коррекции мышления ( наглядно- действенного, наглядно- образного, абстрактного ( словесно-логического)
- Создать условия для формирования у детей устойчивой мотивации к регулярным ( в том числе и самостоятельным)занятиям физкультурно- спортивной деятельностью
- Воспитывать волевые качества, осознанное отношение к результатам собственной деятельности, ответственность, самостоятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация коррекционной работы по физическому воспитанию детей с задержкой психического развития в детском саду.
Мотроное развитие ребенка с задержкой психического развития осложняется целым рядом психофизических особенностей. Развитие двигательной сферы таких детей отстает от нормы и характеризуется непропорцио...
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
ВЫступление на педагогическом совете...
Физическое воспитание детей с нарушениями в развитии
Особый ребенок-особые отношения...
Консультация для воспитателей "Особенности физического воспитания детей с нарушением речи"
Данный материал будет полезен воспитателям и инсрукторам по физической культуре, работающим с детьми логопедических групп....
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Тенденцией современного общества является постоянный рост агрессии. Агрессия «выплёскивается» на нас из средств...
Особенности физического воспитания детей с нарушением зрения
В статье представлены особенности физического развития детей с нарушением зрения, а также некоторые моменты организации физического воспитания данной категории детей...
Особенности нравственно-патриотического воспитания детей с задержкой психического развития
При организации педагогического процесса, направленного на воспитаниепатриотизма у детей с задержкой психического развития, очень важно учитывать особенности развития этих детей и помнить, что процесс...