Особенности нравственно-патриотического воспитания детей с задержкой психического развития
учебно-методический материал (старшая группа)

Иванова Ирина Валериевна

При организации педагогического процесса, направленного на воспитание

патриотизма у детей с задержкой психического развития, очень важно учитывать особенности развития этих детей и помнить, что процесс этот сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно.

Формирование патриотических чувств у дошкольников — непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего детства, продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования.

Основными задачами патриотического воспитания дошкольников являются:

— формирование любви к родному краю (причастности к семье, родному дому, детскому саду, городу);

— формирование духовно-нравственных отношений;

— формирование любви к культурному наследию своего народа;

— чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dou_126_ivanova.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательной учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №126» г. Саратова

Доклад на тему:

«Особенности нравственно-патриотического воспитания детей

с задержкой психического развития»

Подготовил: воспитатель

 высшей квалификационной категории

 Иванова Ирина Валериевна

2022г

Дошкольное детство — начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности.

Л.Н. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Формирование патриотических чувств у дошкольников — непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего детства (воспитывают родители),

продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования.

В нашем детском саду воспитываются дети с задержкой психического развития. Причины возникновения задержки развития у детей очень разнообразны. 10-15  лет назад это были дети из многодетных семей, где возможно кому то из детей не хватало  внимания и заботы, дети из потенциально неблагополучных семей и часто болеющие дети, все они при правильно подобранном медикаментозном лечении и коррекционной  работе  всех педагогов за два года посещения группы в 70%  решением ПМПК получали направление на обучение в общеобразовательной школе. Последние 5 лет группу посещают дети у которых в ПМПК написано обучение по программе для детей с задержкой психического развития в учетом психофизических особенностей детей с рас. Из 10 детей списочного состава 9имеют статус ребенок-инвалид по аутизму., не вошедший в общее число не инвалид, но ранний детский аутизм у него в диагнозе есть.

Несмотря на разное происхождение задержки, детям с ЗПР присущи некоторые общие черты.

Это

1психическая неустойчивость,

ослабление функции внимания и контроля,

эмоционально-волевая незрелость.

Не являясь умственно отсталыми в своем развитии, они находятся на более ранней возрастной стадии.

У детей с ЗПР сужен круг представлений о явлениях социальной действительности, отмечается рассогласованность между вербальным и реальным поведением, представления о социально-нравственных нормах поведения имеют размытый характер.

Учитывая особенности психического, речевого и социального развития детей с ЗПР

коллектив находится в постоянном поиске педагогических инструментов, обеспечивающих эффективность деятельности дошкольного учреждения в воспитании, обучении и развитии детей с ЗПР.

При организации педагогического процесса, направленного на воспитание

патриотизма у детей с задержкой психического развития, очень важно учитывать особенности развития этих детей и помнить, что процесс этот сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно.

Дети с ограниченными возможностями здоровья иначе, чем их нормально развивающиеся сверстники,

воспринимают социальный мир и функционируют в нём:

неадекватно, некритично, часто инфантильно.

Формирование патриотических чувств у дошкольников — непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего детства, продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования.

Основными задачами патриотического воспитания дошкольников являются:

— формирование любви к родному краю (причастности к семье, родному дому, детскому саду, городу);

— формирование духовно-нравственных отношений;

— формирование любви к культурному наследию своего народа;

— чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Принципы построения работы

  • “позитивный центризм” (подбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данной категории, данного возраста);
  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватной возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимо:

•        Создание благоприятных материально-технических и социальных условий;

•        Обновление содержания образования, подбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;

•        Последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;

•        Тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

«Здравствуй, это Я»; « Детский сад, Мир вокруг нас».  « Мой город»;  « Моя страна»;   «Моя семья»

Тематические блоки работы с дошкольниками

по воспитанию чувства патриотизма

Блок «Здравствуй, это Я !»

  • Формирование у детей представлений о себе как личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других.
  • Показать разнообразие имен.
  • помочь ребенку осознать собственную индивидуальность, повысить самооценку;
  • понять собственную значимость в сердцах своих родителей (это особенно важно тем детям, чьи родители не склонны к проявлениям излишней нежности и чье воспитание отличается строгостью);

Организованная деятельность

  • Разработка тематических планов на темы:
  • «Хороводный игры»
  • «Фольклор малышам»
  • «Природа родного города»
  • «Создание альбома фотография «Это –Я»
  • Досуг «Именины»

Блок «Моя семья»

  • прививать детям чувство гордости за свою семью;
  • воспитывать любовь к родному дому;
  • учить внимательнее относиться к событиям в своей семье, интересоваться делами и традициями родного очага;
  • увлечь и заинтересовать родителей совместными мероприятиями по знакомству детей с родным городом и страной, сделать их равноправными партнерами

Организованная деятельность

  • возраст 4-5 лет:
  • Знакомство с составом семьи.
  • Оформление семейного альбома
  • Дидактическое упражнение “Построй семью”
  • Создание уголка уединения с семейными фотографиями
  • Возраст 5-6 лет:
  • Проекты: “Моя семья”, “Семейные традиции: досуг, коллекции”
  • Фотоальбом “Один день в нашей семье”
  • Обмен информацией между родителями
  • Возраст 6-7 лет:
  • Альбом “Дружная семья”
  • Посещение городских выставок, музеев
  • Посещение памятников, участие в качестве зрителей на праздниках, посвященных Дню Победы, Дню города
  • Привлечение родителей при подготовке и проведении мероприятий, использование их опыта и духовного потенциала в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций

Блок «Мой город»

  • познакомить детей с историей возникновения Саратова, его традициями, улицами, проспектами;
  • воспитывать у дошкольников  положительное отношение к родному краю, уважение, гордости за принадлежность к своему городу, своей стране и её народу;
  • готовности и стремлению к выполнению своего гражданского и патриотического долга;
  • Беседы: «Мой родной город», «Улицы нашего города» и т.  п.
  • дать представление о жизни города, о парках и скверах, о людях и их профессиях, работающих в этом городе и многом другом интересном;
  • прививать интерес к историко-культурному наследию своего народа;
  • формировать уважительное отношение к ветеранам ВОВ родного города.

Организованная деятельность

  • возраст 4-5 лет
  • Уголок «Мой город»
  • Д/и «Собери картинку»
  • «Выложи силуэт»
  • Возраст 5-6 лет
  • Уголок «Мой Саратов»
  • «Лабиринты»
  • Д/и «Найди чья тень»
  • Возраст 6-7 лет
  • Уголок «Я живу в Саратове»
  • Альбом «Мой любимый Саратове»
  • Макет-рисунок микрорайона (расположения детского сада)
  • Альбомы примечательных мест города для рассматривания во всех возрастных группах

Блок «Моя страна»

  • Познакомить с государственной символикой нашей родины - России
  • Дать знания о стране, в которой мы живём (города, национальности, богатства нашей страны, народное творчество)
  • Познакомить с художественной литературой, репродукциями картин
  • Познакомить с праздниками

Организованная деятельность

  • Возраст 4-5 лет
  • Альбом для рассматривания
  • Возраст 5-6 лет
  • Альбом «Города России»
  • Возраст 6-7лет
  • Альбом «Широка страна моя родная»

Выставка рисунков «Моя Родина - Россия»

Блок «Детский сад Мир вокруг нас»

  • Развивать у детей художественный вкус, творческие способности;
  • воспитывать чувство гордости и восхищения к своей малой Родине с помощью традиций русского народа и через музейную педагогику;
  • прививать интерес к культурным ценностям своего и других народов.

Организованная деятельность

Участие воспитанников в социальных акциях, детско-юношеских патриотических акциях, конкурсах.

Праздник «Масленица»

Праздник «День Защитника Отечества»

Праздник «8 Марта»

Праздник «Пасха»

Праздник «День Победы»

День города

Знакомство с устным народным творчеством

Формы работы с детьми и их родителями:

  • помощь родителей в оформлении мини-музея «Бессмертный полк. День Победы»;
  • подборка исторического материала о своих родственниках, принимавших участие в боевых действиях;
  • проведение собрания пап, с целью подготовки встречи с детьми, для ознакомления их с различными родами войск;
  • организация совместной с родителями выставки детского рисунка;
  • экскурсии;
  • прогулки;
  • совместная образовательная деятельность
  • праздники и развлечения;
  • родительские собрания;
  • заседания круглых столов;
  • субботники;
  • консультации;
  • анкетирование
  • выставки
  • фотовыставки
  • Создание альбомов

Вывод:

Патриотизм - это постоянная работа ума и души, любовь и уважение к старшим, каждодневные усилия во имя того, чтобы наша общая родина - Россия становилась могущественнее и краше, чтобы граждане Российской Федерации независимо от их национальности жили лучше и верили в будущее своих детей и внуков.

Это - уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства.

Любовь к родному краю,

родной культуре, родной речи

начинается с малого –

любви к своей семье, к своему жилищу,

к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь

переходит в любовь к родной стране,

к ее истории, прошлому и настоящему,

ко всему человечеству.

Д.С. Лихачев

Список литературы

  • И.В. Петрова, Т.Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез, Москва, 2008 г.
  • Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России», подготовительная группа, Москва, 2008 г.
  • М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», Сфера, Москва, 2009 г.
  • Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», МЦГЛ, 2004 г.

«С чего начинается Родина?» под редакцией Л.А. Кондречкинской, МТЦ, Сфера, 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития»

У малышей с задержкой психического развития или речевого развития очень слабо выражена игровая мотивация. Такие дошколята либо «не хотят» играть, либо не в состоянии развернуть предложенную взрослым и...

Особенности эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития

Для детей с ЗПР характерна, прежде всего, неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подража...

Консультация для родителей «Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития»

     Консультация для родителей «Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития»...

Нравственно-патриотическое воспитание детей с задержкой психического развития дошкольного возраста

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением, а особенно детей с ЗПР,  становиться патриотиче...

«Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития»

Задержка психического развития – проблема комплексного характера. Однако, и задержка речевого развития – это не просто обнаружившиеся у ребенка речевые сложности. Подобная задержка оказыва...