Особенности нравственно-патриотического воспитания детей с задержкой психического развития
учебно-методический материал (старшая группа)
При организации педагогического процесса, направленного на воспитание
патриотизма у детей с задержкой психического развития, очень важно учитывать особенности развития этих детей и помнить, что процесс этот сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно.
Формирование патриотических чувств у дошкольников — непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего детства, продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования.
Основными задачами патриотического воспитания дошкольников являются:
— формирование любви к родному краю (причастности к семье, родному дому, детскому саду, городу);
— формирование духовно-нравственных отношений;
— формирование любви к культурному наследию своего народа;
— чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dou_126_ivanova.docx | 22.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательной учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №126» г. Саратова
Доклад на тему:
«Особенности нравственно-патриотического воспитания детей
с задержкой психического развития»
Подготовил: воспитатель
высшей квалификационной категории
Иванова Ирина Валериевна
2022г
Дошкольное детство — начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности.
Л.Н. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Формирование патриотических чувств у дошкольников — непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего детства (воспитывают родители),
продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования.
В нашем детском саду воспитываются дети с задержкой психического развития. Причины возникновения задержки развития у детей очень разнообразны. 10-15 лет назад это были дети из многодетных семей, где возможно кому то из детей не хватало внимания и заботы, дети из потенциально неблагополучных семей и часто болеющие дети, все они при правильно подобранном медикаментозном лечении и коррекционной работе всех педагогов за два года посещения группы в 70% решением ПМПК получали направление на обучение в общеобразовательной школе. Последние 5 лет группу посещают дети у которых в ПМПК написано обучение по программе для детей с задержкой психического развития в учетом психофизических особенностей детей с рас. Из 10 детей списочного состава 9имеют статус ребенок-инвалид по аутизму., не вошедший в общее число не инвалид, но ранний детский аутизм у него в диагнозе есть.
Несмотря на разное происхождение задержки, детям с ЗПР присущи некоторые общие черты.
Это
1психическая неустойчивость,
ослабление функции внимания и контроля,
эмоционально-волевая незрелость.
Не являясь умственно отсталыми в своем развитии, они находятся на более ранней возрастной стадии.
У детей с ЗПР сужен круг представлений о явлениях социальной действительности, отмечается рассогласованность между вербальным и реальным поведением, представления о социально-нравственных нормах поведения имеют размытый характер.
Учитывая особенности психического, речевого и социального развития детей с ЗПР
коллектив находится в постоянном поиске педагогических инструментов, обеспечивающих эффективность деятельности дошкольного учреждения в воспитании, обучении и развитии детей с ЗПР.
При организации педагогического процесса, направленного на воспитание
патриотизма у детей с задержкой психического развития, очень важно учитывать особенности развития этих детей и помнить, что процесс этот сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно.
Дети с ограниченными возможностями здоровья иначе, чем их нормально развивающиеся сверстники,
воспринимают социальный мир и функционируют в нём:
неадекватно, некритично, часто инфантильно.
Формирование патриотических чувств у дошкольников — непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего детства, продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования.
Основными задачами патриотического воспитания дошкольников являются:
— формирование любви к родному краю (причастности к семье, родному дому, детскому саду, городу);
— формирование духовно-нравственных отношений;
— формирование любви к культурному наследию своего народа;
— чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Принципы построения работы
- “позитивный центризм” (подбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данной категории, данного возраста);
- Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватной возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимо:
• Создание благоприятных материально-технических и социальных условий;
• Обновление содержания образования, подбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;
• Последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;
• Тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
«Здравствуй, это Я»; « Детский сад, Мир вокруг нас». « Мой город»; « Моя страна»; «Моя семья»
Тематические блоки работы с дошкольниками
по воспитанию чувства патриотизма
Блок «Здравствуй, это Я !»
- Формирование у детей представлений о себе как личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других.
- Показать разнообразие имен.
- помочь ребенку осознать собственную индивидуальность, повысить самооценку;
- понять собственную значимость в сердцах своих родителей (это особенно важно тем детям, чьи родители не склонны к проявлениям излишней нежности и чье воспитание отличается строгостью);
Организованная деятельность
- Разработка тематических планов на темы:
- «Хороводный игры»
- «Фольклор малышам»
- «Природа родного города»
- «Создание альбома фотография «Это –Я»
- Досуг «Именины»
Блок «Моя семья»
- прививать детям чувство гордости за свою семью;
- воспитывать любовь к родному дому;
- учить внимательнее относиться к событиям в своей семье, интересоваться делами и традициями родного очага;
- увлечь и заинтересовать родителей совместными мероприятиями по знакомству детей с родным городом и страной, сделать их равноправными партнерами
Организованная деятельность
- возраст 4-5 лет:
- Знакомство с составом семьи.
- Оформление семейного альбома
- Дидактическое упражнение “Построй семью”
- Создание уголка уединения с семейными фотографиями
- Возраст 5-6 лет:
- Проекты: “Моя семья”, “Семейные традиции: досуг, коллекции”
- Фотоальбом “Один день в нашей семье”
- Обмен информацией между родителями
- Возраст 6-7 лет:
- Альбом “Дружная семья”
- Посещение городских выставок, музеев
- Посещение памятников, участие в качестве зрителей на праздниках, посвященных Дню Победы, Дню города
- Привлечение родителей при подготовке и проведении мероприятий, использование их опыта и духовного потенциала в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций
Блок «Мой город»
- познакомить детей с историей возникновения Саратова, его традициями, улицами, проспектами;
- воспитывать у дошкольников положительное отношение к родному краю, уважение, гордости за принадлежность к своему городу, своей стране и её народу;
- готовности и стремлению к выполнению своего гражданского и патриотического долга;
- Беседы: «Мой родной город», «Улицы нашего города» и т. п.
- дать представление о жизни города, о парках и скверах, о людях и их профессиях, работающих в этом городе и многом другом интересном;
- прививать интерес к историко-культурному наследию своего народа;
- формировать уважительное отношение к ветеранам ВОВ родного города.
Организованная деятельность
- возраст 4-5 лет
- Уголок «Мой город»
- Д/и «Собери картинку»
- «Выложи силуэт»
- Возраст 5-6 лет
- Уголок «Мой Саратов»
- «Лабиринты»
- Д/и «Найди чья тень»
- Возраст 6-7 лет
- Уголок «Я живу в Саратове»
- Альбом «Мой любимый Саратове»
- Макет-рисунок микрорайона (расположения детского сада)
- Альбомы примечательных мест города для рассматривания во всех возрастных группах
Блок «Моя страна»
- Познакомить с государственной символикой нашей родины - России
- Дать знания о стране, в которой мы живём (города, национальности, богатства нашей страны, народное творчество)
- Познакомить с художественной литературой, репродукциями картин
- Познакомить с праздниками
Организованная деятельность
- Возраст 4-5 лет
- Альбом для рассматривания
- Возраст 5-6 лет
- Альбом «Города России»
- Возраст 6-7лет
- Альбом «Широка страна моя родная»
Выставка рисунков «Моя Родина - Россия»
Блок «Детский сад Мир вокруг нас»
- Развивать у детей художественный вкус, творческие способности;
- воспитывать чувство гордости и восхищения к своей малой Родине с помощью традиций русского народа и через музейную педагогику;
- прививать интерес к культурным ценностям своего и других народов.
Организованная деятельность
Участие воспитанников в социальных акциях, детско-юношеских патриотических акциях, конкурсах.
Праздник «Масленица»
Праздник «День Защитника Отечества»
Праздник «8 Марта»
Праздник «Пасха»
Праздник «День Победы»
День города
Знакомство с устным народным творчеством
Формы работы с детьми и их родителями:
- помощь родителей в оформлении мини-музея «Бессмертный полк. День Победы»;
- подборка исторического материала о своих родственниках, принимавших участие в боевых действиях;
- проведение собрания пап, с целью подготовки встречи с детьми, для ознакомления их с различными родами войск;
- организация совместной с родителями выставки детского рисунка;
- экскурсии;
- прогулки;
- совместная образовательная деятельность
- праздники и развлечения;
- родительские собрания;
- заседания круглых столов;
- субботники;
- консультации;
- анкетирование
- выставки
- фотовыставки
- Создание альбомов
Вывод:
Патриотизм - это постоянная работа ума и души, любовь и уважение к старшим, каждодневные усилия во имя того, чтобы наша общая родина - Россия становилась могущественнее и краше, чтобы граждане Российской Федерации независимо от их национальности жили лучше и верили в будущее своих детей и внуков.
Это - уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства.
Любовь к родному краю,
родной культуре, родной речи
начинается с малого –
любви к своей семье, к своему жилищу,
к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к родной стране,
к ее истории, прошлому и настоящему,
ко всему человечеству.
Д.С. Лихачев
Список литературы
- И.В. Петрова, Т.Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез, Москва, 2008 г.
- Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России», подготовительная группа, Москва, 2008 г.
- М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», Сфера, Москва, 2009 г.
- Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», МЦГЛ, 2004 г.
«С чего начинается Родина?» под редакцией Л.А. Кондречкинской, МТЦ, Сфера, 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития»
У малышей с задержкой психического развития или речевого развития очень слабо выражена игровая мотивация. Такие дошколята либо «не хотят» играть, либо не в состоянии развернуть предложенную взрослым и...
Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития
консультация для дефектолога и логопеда...
Консультация для родителей на тему «Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития»
Консультация для родителей...
Особенности эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития
Для детей с ЗПР характерна, прежде всего, неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подража...
Консультация для родителей «Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития»
Консультация для родителей «Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития»...
Нравственно-патриотическое воспитание детей с задержкой психического развития дошкольного возраста
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением, а особенно детей с ЗПР, становиться патриотиче...
«Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития»
Задержка психического развития – проблема комплексного характера. Однако, и задержка речевого развития – это не просто обнаружившиеся у ребенка речевые сложности. Подобная задержка оказыва...
- Мне нравится (1)