ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
консультация по логопедии на тему
ВЫступление на педагогическом совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskoe_vospitanie_detey_s_narusheniyami_v_rechevom_pazvitii.docx | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
Выступление на педсовете подготовила
Учитель-логопед
Голикова Елена Олеговна
кандидат педагогических наук
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РЕЧЕВОМ ПАЗВИТИИ
Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья детей, начиная с самого раннего возраста и, особенно к детям, имеющим различные отклонения в развитии речи.
Способность к членораздельной речи является наиболее значимым и характерным показателем развития личности. Обычно по тому, как ребенок говорит, можно судить, насколько он развит в целом.
При этом, чем раньше ребенок овладеет грамотной речью, тем меньше будет проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно будет протекать, тем больше даст положительных эмоций, и тем реже будут возникать трудности. Так как неполноценная речевая деятельность накладывает негативный отпечаток на формирование у детей и сенсорной, и интеллектуальной, и эмоционально-волевой, и двигательной сфер.
Поэтому физкультурно-оздоровительное направление в работе детского сада является одним из приоритетных в деятельности дошкольного учреждения.
Основными задачами являются:
- создание механизма реализации личностно-ориентированного образовательного процесса на основе физического, психического и личностного развития детей;
- определение направления коррекционно-педагогического процесса на основе диагностического обследования;
- создание условий для максимальной реализации потребности детей в двигательной активности.
Для успешной реализации поставленных задач работа по физическому воспитанию в ДОУ должна вестись комплексно и представлять собой целостную систему, строящуюся на основе тесного контакта со специалистами и родителями воспитанников.
В процессе физического воспитания детей, с нарушениями речи, должны решаться не только задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, но и должно, при этом, особое внимание, обращаться на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепление лексико-грамматических средств языка, путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.
В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания должны решаться задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции.
Планирование же деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоит в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для детей с недоразвитием речи. Существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Он планируется в соответствии с лексическими темами логопедических занятий и работой воспитателей. Цель такого планирования – закрепление и расширение словаря ребенка, формирование основных грамматических категорий, активизация речи детей.
Помимо традиционной формы организации занятий физической культурой, в работе с детьми необходимо использовать занятия в форме сюжетно-ролевых музыкально-ритмических уроков. На этих занятиях особенно ярко прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемых на данных занятиях, способствуют развитию координации общей и тонкой произвольной моторики.
В тоже время, специфика работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, заключается не только в подборе основных средств воспитания, но и в индивидуальном подходе к каждому ребенку. Некоторые дети не могут быстро уяснить структуру движения даже при помощи показа, рассказа, демонстрации или же им не хватает времени для овладения этими движениями. Такой подход к организации занятий по физической культуре с детьми, имеющими отставания в развитии речи, расширяет и корректирует двигательный опыт, который оказывает существенное влияние и на полноценное речевое развитие.
При этом, полноценное воспитание ребенка невозможно без сотрудничества педагога с родителями воспитанников. Данное взаимодействие, осуществляется через приобщение родителей к физкультурно-оздоровительной работе, через создание единого информационного пространства по проблеме здорового образа жизни, и активного вовлечения в совместные физкультурно-оздоровительные мероприятия. Например, совместные спортивные мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья», выпуски тематических газет, журналов совместно с детьми и родителями.
Таким образом, хочется еще раз подчеркнуть, что только совместная координированная работа педагогов дошкольного учреждения и родителей воспитанником может принести желаемый результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Физическое воспитание является одним из основных направлений в развитии дошкольников, с помощью которого у детей формируются не только основные двигательные навыки и физические качес...
Физическое воспитание детей с нарушениями зрения
В данных файлах будут описаны физические упражнения с мячом, их роль в развитии детей с нарушением зрения...
Ритмопластика, как инновационный подход в системе физического воспитания детей с нарушением слуха
Ритмопластика, как инновационный подход в системе физического воспитания детей с нарушением слуха...
Средства физического воспитания детей с нарушениями речи
Статья адресована учителям -логопедам для работы с дошкольниками и учениками младших классов, имеющих речевые нарушения...
Физическое воспитание детей с нарушениями в развитии
Особый ребенок-особые отношения...
«Место динамометрии и логоритмики в системе работы по физическому воспитанию детей с нарушением зрения »
Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий и работа педагога с дошкольниками со зрительной патологией. В результате педагогу коррекционного учреждения для построения процесса физического вос...
Особенности адаптивного физического воспитания детей с нарушениями психического развития.
В настоящее время тенденция развития общества в отношении детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, позволяют поднимать вопрос о необходимости формирования у них самостоятельной активности в обл...