«Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно – пространственной среды в условиях реализации ФГОС в ДОУ»
консультация (подготовительная группа)
Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.
Основная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Голицынская средняя общеобразовательная школа № 1
дошкольное отделение – детский сад № 20
Консультация
«Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно – пространственной среды в условиях реализации ФГОС в ДОУ»
Выполнила: Тришина Ю.М.
Голицыно 2021г.
Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.
Основная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
Задачи экологического воспитания у дошкольников: формировать осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе; формировать умения и навыки по уходу за растениями и животными, воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду, заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой, воспитывать эстетические и патриотические чувства;
Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой у дошкольников формируются экологические знания, любовь к природе, стремлении беречь, приумножать ее, формирование умений и навыков деятельности в природе.
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как уровень общего образования раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Педагогическая инновация представляет целенаправленное изменение, вносящее в образовательное пространство (среду) стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.
Инновационные технологии получили свое новое развитие в экологическом образовании, поскольку характер экологических знаний обуславливает не только разнообразные формы пограничного объединения смежных предметов, но и интеграцию различных областей воспитания и обучения дошкольников.
Выделяют следующие направления инновационной деятельности:
- Реализация личностно-деятельностной технологии развития интегративных качеств дошкольников в информационно-образовательной среде ДОУ
- Обеспечение комфортных условий для личностного развития и социализации обучающихся через проектирование, организацию и осуществление событийного подхода.
- Инициирование процессов педагогически обоснованного включения средств информационно-коммуникационных технологий в организацию образовательных событий.
- Преобразование развивающей предметно-пространственной экологической среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
- Разработка механизмов и инструментов реализации ФГОС дошкольного образования, способствующие повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в области экологического образования в профессиональной деятельности.
- Внедрение новых форм сотрудничества с родителями, социальным окружением, используя ресурс информационного обеспечения субъектов образовательного процесса, принципы событийного подхода.
Эти направления экологического воспитания успешно реализуются посредством инновационных видов образовательных технологий, таких как: проектные методы,
- экологическая тропинка,
- социально-игровые методы,
- мультимедийная презентация,
- использование компьютерных технологий
Одним из принципов развития современного дошкольного образования, предложенным Федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы, является принцип интеграции образовательных областей.
В настоящее время перед ДОУ поставлена задача – предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему, в котором будут гармонично объединены образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Чтобы качественно осуществить интеграцию в ДОУ, необходимо выделить формы интеграции.
К таким формам относятся совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры. Однако все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определенной темы предполагает их интеграцию.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей среды.
Развивающая предметно – пространственная среда это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка, и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. Базисные компоненты развивающей среды обеспечивают разнообразие детской занятости по интересам, а также обладают релаксирующим воздействием на личность ребенка. Напротив, пустое и однообразное по содержанию предметное пространство утомляет, побуждает к безделью и агрессии.
Этот процесс должен соответствовать целям создания развивающей предметной среды как таковой, то есть способствовать развитию ребенка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности. Главной же задачей является создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы.
В рамках экологического образования предметно – пространственная среда в дошкольном учреждении способствует:
- познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы, формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
- эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм);
- предпочтение объектам природы перед искусственными предметами;
- оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
- формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);
- формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);
- экологизации различных видов деятельности ребенка (создание условий для самостоятельных игр, опытов с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изо-деятельности и т.п.).
Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды. Ниже перечислены функциональные роли различных элементов развивающей предметной среды и их использование для проведения разнообразных занятий.
Элементы РППС | Функциональная роль | Формы и методы работы |
Коридоры, холлы | Познавательная, развивающая, эстетическая | Создание отдельных уголков, ландшафтных пейзажей, фольклорных элементов, мини-выставок, картинных галерей, и т.п. |
Уголки в группах (экспериментальные, природные, выставочные) | Познавательная, эстетическая, эмоциональное развитие, интеллектуальное развитие, развитие воображения, приобретение навыков самостоятельной работы | Самостоятельные исследования, игры, общение с живыми организмами и уход за ними, тематические выставки детских работ |
Музыкальный зал | Эколого-эстетическая | Проведение экологических, фольклорных праздников, музыкальных занятий, связанных с темой |
Театральная студия | Эстетическая, развитие фантазии, речи, актерских данных через участие в экологических постановках | Экологические инсценировки, спектакли с участием детей, кукольные спектакли экологического содержания, театр кукол, сделанных из бросового материала |
Лаборатория | Обучающая, познавательная деятельность, умственное развитие | Проведение исследований, экспериментирование, наблюдения |
Живой уголок | Релаксационная, познавательная, развитие эмоциональной сферы, | приобретение навыков ухода за живыми организмами, воспитание, бережного отношения к живым существам Наблюдение, уход за растениями, животными |
Экологическая тропинка | Познавательная, развитие эмоциональной сферы, общение с природой | Проведение комплексных занятий, учитывающих сенсорное развитие ребенка, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры, театрализованные занятия, исследовательская работа |
Огород, сад | Воспитание трудовых навыков, эстетическая, познавательная, оздоровительная, развитие эмоциональной сферы, выработка навыков экологически безопасного поведения | Уход за растениями, наблюдения, сбор и использование экологически чистого урожая, знакомство с правилами экологической безопасности |
Все вышеописанные элементы могут быть объединены в экологический комплекс дошкольного учреждения. В настоящее время экологические комплексы созданы во многих дошкольных учреждениях страны.
Все они отличаются друг от друга, однако выполняют одну и ту же роль - повышают эффективность экологического образования.
Таким образом, создается развивающее пространство, которое позволяет стимулировать у детей познавательные способности.
Успешная реализация рабочей программы «Познавательное развитие» невозможна без тесного сотрудничества с семьей как постепенный и непрерывный процесс.
Целью взаимодействия с родителями по экологическому воспитанию является повышение экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей в данном направлении.
Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека экологически грамотного.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой у всех людей.
В своей работе с родителями дошкольников в рамках рабочей программы использую традиционные и нетрадиционные формы общения, цель которых – обогатить родителей педагогическими знаниями в вопросах экологического воспитания детей.
Все выше сказанное позволяет сформулировать ряд рекомендаций воспитателям по вопросам экологического воспитания в современной образовательной среде ДОУ:
- Создание рациональной предметно – пространственной среды для успешного познания окружающего мира дошкольника, основанную на интеграции образовательных областей
- Ознакомление с объектами и явлениями окружающей природы будет более результативным, если воспитатель будет отмечать все достижения и самостоятельность детей, хвалить за уверенность и инициативу. - Необходимо постоянно использовать в педагогической практике инновационные технологии, в результате которых будет достигаться положительный эффект развития всех сторон познавательной деятельности дошкольника.
- Мероприятия по использованию инновационных технологий должны охватывать все виды деятельности дошкольников.
Таким образом, путем создания инновационной развивающей предметно – пространственной среды с интеграцией образовательных областей в условиях ФГОС достигается главная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей предметно- пространственной среды в условиях реализации ФГОС ДО
Обобщение опыта по организации развивающей предметно -пространственной среды в ДОУ с у четом принципов ФГОС....
«Модель развивающей предметно - пространственной среды как условие реализации ФГОС дошкольного образования»
Вопрос организации развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. В статье отражена модель создания развивающей предметно - пространственной среды, на ...
Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно – пространственной среды ДОУ в условиях реализации ФГОС
Материал содержит интерпритацию понятия - экологическое воспитание, а также интегрированную модель развивающей предметно - пространственной среды в детском саду с использованием инновацион...
ДОКЛАД Организация развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС ДО.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения является одним из основных средств, формирующих личность ребёнка, источником получения знаний и социального опыта. Именно в до...
Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно - пространственной среды ДОУ в условиях реализации ФГОС
Данный материал будет полезен для воспитателей ДОУ...
Деловая игра "Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно - пространственной среды"
Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания как средства разви...