Педагогическая находка "ИгроАПТЕКА"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Агафонова Елена Анатольевна

Даннный материал рассажет об использовании лечебных игр с детьми дошкольного возраста и их пользе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igroapteka_v_dou.docx30.14 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая находка

«Режим движенья для здоровьесбережения!»

                                                                                                              Агафонова Е.А.

Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги!

 Современная пословица гласит: «Всё, что модно, не всегда пригодно!» В своей педагогической практике стараюсь использовать технологии, методики, методы, средства и приёмы, которые направлены на благо ребёнка.

Сегодня в тренде могут быть самые простые идеи, которые находят отклик у педагогического и родительского  сообщества, а главное в душах детей.

Мой приоритет в работе с детьми – здоровьесбережение через движение.

Мы хорошо помним, что в конце прошлого столетия активно обсуждалась проблема гиподинамии, которая с  латинского языка переводится как «малоподвижность». Прошло без малого полвека и об этой проблеме стали говорить реже, нас педагогов-практиков почему-то больше стала волновать проблема гиперактивных детей.

Однако, согласно статистике, в России диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивкости имеют от 4 до 18% детей. В то время, как   динамика роста и развития гиподинамии в России достигла 60% у взрослого населения страны и 75% у детей.

   Современные дети излишне увлечены компьютерным миром, виртуальной реальностью. Всё меньше времени дошкольники проводят в активных, подвижных играх, особенно вне детского сада. СЕГОДНЯ  гиподинамия считается социальным заболеванием.

 Каковы последствия гиподинамии?

- нарушения функций опорно-двигательного аппарата, органов желудочно-кишечного тракта,  сердечно-сосудистой системы, дыхательного аппарата;

- снижение скорости обмена веществ;

- изменения эмоциональной реактивности организма.

Хотелось бы привести слова президента России В.В. Путина: «Невозможно с помощью таблеток решить проблемы здоровья миллионов людей. Нужно, чтобы у людей был навык, было пристрастие, была мода на здоровый образ жизни, на занятия физкультурой и спортом».

Поэтому одна из задач ФОП -  охрана, укрепление и сохранение физического и психического здоровья детей. Несомненно, это  задача   всего коллектива, но мне пришли на ум слова - девиз: «Хочешь что-то изменить, начни с себя!». Решила   сделать то, что зависит именно от меня, от тех условий, которые имеются в нашей группе, нашем учреждении.

Так родилась идея создать «ИгроАПтеку», куда бы вошли игры, которые лечат!

В этой связи уместно вспомнить слова врача Тиссо: «Движение может заменить разные лекарства, но ни одно лекарство ни в состоянии заменить движение!».

Наблюдения за детьми натолкнули меня на мысль о выделении и систематизации в режиме дня определённых временных отрезков, в которые детям как воздух необходимы упражнения, движения, игры, направленные на стабилизацию их эмоционального и физического состояния.

Созданная методическая игроАПтека, включает  6 групп игр по их функциональному  назначению и влиянию на организм детей.

1 группа: Дыхательная гимнастика, игровые упражнения.

Когда:

- на физкультурных занятиях, во время проведения утренней гимнастики и гимнастики пробуждения, во время подвижных игр на прогулке.

Условия:

- проветренное помещение;

- свободная одежда;

- «пустой желудок» (Заниматься сразу после еды строго не рекомендуется, а вот перед едой — очень даже хорошее время, так как желудок уже пустой, а упражнения обычно разжигают аппетит. Во всяком случае, на момент занятий должно пройти не менее часа после последнего приёма пищи);

- отсутствие заболеваний органов дыхания в острой стадии.

2 группа: Пальчиковые игры. Игры на расслабление.

Пальчиковые игры

Когда:

Утром и во второй половине дня индивидуально или с небольшой подгруппой, во время занятий по художественно-эстетическому развитию.

Условия:

- регулярность;

- совместное выполнение упражнений с детьми;

- повторение старых упражнений и разучивание новых;

Игры на расслабление

Когда:

- индивидуально в зависимости от состояния ребенка, после подвижных игр и физкультурных занятий, перед сном?

Условия:

- напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – более длительным;

- спокойный голос вовремя релаксации;

- упражнение выполняется 2-3 раза.

3 группа: Игры улучшающие (повышающие) аппетит

Когда: перед приемами пищи.

4 группа: Игры – энергизаторы: снимают мышечное напряжение, улучшают общий эмоциональный настрой.

Когда: энергизатор можно проводить как в начале, так и в конце занятия, а также в ходе любых режимных моментов.

Условия:

Игра  должна быть динамичной, интересной, позитивной, доступной , легкой и короткой.

5 группа: Музыкальная логоритмика.

Когда: во второй половине  дня, в нод.

Условия:

упражнения проводятся по подражанию, речевой материал не учится, дети стоят в кругу или сидят полукругом.

6 группа: Нейроигровые упражнения на межполушарное взаимодействие.

Когда: в течение всего дня: в НОД, в перерывах между занятиями, на прогулке.

Решила предоставить детям выбор, сделала небольшое пособие с символическими изображениями оздоровительных упражнений. И теперь дети выбирают игру, в которую хотят поиграть, сами.

Следует заметить, что выполнение упражнений не занимают много времени, всего 1-3 минуты, но такая перезагрузка позволяет детям эффективнее переключиться с одного вида деятельности на другой, сконцентрировать внимание,  снять эмоциональное перенапряжение.

 Актуальность педагогической находки заключается в том, что дети разнообразно и позитивно проводят время. Сравнительный анализ посещаемости, мониторинг физического развития детей, а также проведенная педагогом-психологом диагностика познавательного развития по Венгеру  позволила сделать вывод. В сочетании с соблюдением режима, занятиями физкультурой  лечебные игры дают огромный результат, а именно:

 - снятие  переутомления;

 - повышение устойчивости организма к различным заболеваниям;

- улучшение  психо-эмоционального состояния детей;

Игроаптека, как педагогическая находка малозатратна и легко интегрируется в педагогический процесс, она пополняется и используется в работе всеми специалистами учреждения: педагогом-психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, педагогом дополнительного образования, инструктором по физическому воспитанию, воспитателями.

Как утверждают врачи-специалисты, коррекция последствий гиподинамии у детей - процесс долгий и трудоёмкий, требующий большого терпения и ребёнка, и родителей, и педагогов учреждения.

Чтобы избежать последствий гиподинамии, детям необходима активность не только в детском саду, но и дома. Охотно делюсь содержанием «Игроаптечки»  с родителями.

В заключении хочется сказать:

О здоровье говорят! О здоровье спорят! Здоровья желают!

Мы будем здоровье сохранять и укреплять! Здоровый ребёнок – жизнерадостный, эмоциональный, с удовольствием принимает участие во всём и всегда! Будет здоровье - Будет всё!

Оздоровительно-развивающие игры позволяют ставить и решать интересные двигательные задачи разной сложности, закрепляя достигнутый оздоровительный эффект, получать новые ощущения, самозабвенно вкладывать в них свои эмоции. Эти игры создают дополнительную обучающую ситуацию.

Лечебные развивающие игры были придуманы с целью формирования у ребёнка интереса, повышения его эмоционального фона, и выступают в качестве альтернативы различным лечебно-профилактическим упражнениям, которые дети не всегда готовы выполнять целенаправленно и беспрекословно, даже если эти упражнения считаются самыми полезными. Любая лечебная игра подбирается индивидуально в зависимости от заболевания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»

Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...

Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»

конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...

Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»

Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...