Интеграция познавательной и двигательной деятельности дошкольника.
материал
Статья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_integratsiya_poznavatelnoy_i_dvigatelnoy_deyatelnosti_doshkolnika.docx | 16.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция познавательной и двигательной деятельности дошкольника.
Физическая культура занимает важное место в общечеловеческой культуре. «ЗОЖ», «физическая культура личности», «физическая образованность»- эти словосочетания все чаще входят в нашу повседневную жизнь, составляя ее неотъемлемую часть. Великая ценность каждого человека- это здоровье, оно немыслимо без систематических занятий физическими упражнениями.
Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы, от 0 до 7 лет закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, интерес к занятиям, раскрываются способности ребенка. Ни для кого не секрет, что наши дети много сидят дома у телевизоров и компьютеров, но и на учебных занятиях в детском саду. Не малым недостатком являются климатические условия крайнего севера, дети мало бывают на свежем воздухе. Это плохо сказывается не только на физическом но и на духовном развитии, снижается тонус их нервной системы, угнетает психическую активность. У физически ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.
Физическое воспитание есть основа дошкольного воспитания. Физические упражнения создают хорошее самочувствие, заряжают бодростью и энергией.
Двигательная нагрузка- в значительной степени управляемый фактор внешней среды, влияние которого можно направить на оздоровление и функциональное совершенствование систем детского организма и способствовать адаптации детей к существующему уровню учебных нагрузок. Поэтому необходимо удовлетворить оптимальную двигательную активность детей в детском саду и дома. Под двигательной активностью понимают число разнообразных движений за определенный период времени. Каждому возрастному периоду свойственен определенный уровень двигательной активности, который определяется, как биологическими так и социальными факторами. На начальных этапах развития ведущими являются биологические потребности, а у детей старшего возраста двигательная активность формируется в процессе воспитания.
Бесспорно, одной из задач дошкольного воспитания является подготовка детей к школе. Требования школы с каждым годом растут, в связи, с чем увеличивается информационная нагрузка на ребенка-дошкольника. Сегодняшний выпускник детского сада должен не только хорошо считать, читать, но и даже владеть начальными знаниями иностранного языка. То есть образовательный процесс отодвигает на второй план двигательную активность ребенка.
К сожалению, уровень российской культуры таков, что физическому воспитанию в семье отводится далеко не первое место. А ведь именно в дошкольном возрасте возможно и необходимо формировать основы здорового образа жизни, прививать интерес к занятиям спортом, следить за физическим развитием, тем самым создавая крепкую базу здоровья. Современные дети во многом знают больше чем их сверстники десять лет назад, этому способствует расширение информационных источников. Однако форсированная подготовка к обучению в школе имеет свои негативные последствия. Гиподинамия, а именно она является результатом этого процесса, приводит к росту заболеваемости детей в период дошкольного детства.
Каковы же пути к гармоническому соотношению умственного и двигательного развития детей дошкольного возраста.
Их можно выделить два- количественный и качественный. Первый связан с механическим увеличением времени, отводимого для активных прогулок, занятий физической культурой, спортом, подвижными играми за счет сокращения времени на сидячие занятия. Второй- это поиск качественно новых подходов к организациям процесса физического воспитания в саду. Одним из них является процесс интеграции двигательной и познавательной деятельности дошкольников с учетом межпредметных связей.
Интеграция предполагает не просто суммарное объединение отдельных элементов, а их синтез и в результате получение системы. Обладающей свойствами целостности. Интеграция строится как взаимодействие разнородных, ранее разобщенных элементов. Физическая культура и развитие речи, физическая культура и экология, физическая культура и музыка, и.т.д.
Хотелось бы отметить преимущества сюжетно- ролевых, музыкально- ритмических занятий. Сами по себе они несут элемент интеграции трех компонентов- движения, музыки, сюжета. Целенаправленное использование комплексов ритмической гимнастики на занятиях по развитию речи, математике, позволит неразрывно решать задачи интеллектуального, эмоционального, физического, нравственного порядка. Увеличивается время, как на двигательную, так и на познавательную деятельность. Становится, возможно использования двигательных сказочных игр в повседневном процессе воспитания при ведении ежедневных интегрированных занятий комплексной направленности. Безусловно, потребуется поиск нового музыкального материала, разработки новых комплексов занятий по сюжетам литературных произведений.
Использование таких интегрированных занятий позволит увеличить двигательную активность детей, а так же повысить качество знаний, как в области физической культуры, так и в других областях при обучении дошкольников в саду. Ребенок становится не просто пассивным собирателем информации, а непосредственно участником «событий». Интегрированных подход сможет повысить качество подготовки детей к успешному обучению в школе. Интегрированные занятия для дошкольников параллельно решают такие как общие, так частные задачи. Общие- оздоровительные, учебные, воспитательные. Частные:
- повышать эмоциональный настрой детей
-воспитывать у дошкольников стойкий интерес и потребность к занятиям физической культурой
-формировать двигательную культуру
- развивать основные физические качества.
Решение таких задач всецело направлено на воспитание гармонически развитой личности. Основная структура занятия сохраняется (занятие состоит из подготовительной, основной и заключительной части). Интегрированные занятия часто используются нами в работе. Детям очень нравится эти занятия, и они с нетерпением ждут продолжения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Интеграция познавательной и двигательной деятельности дошкольников средствами сюжетно - ролевой ритмической гимнастики".
Статья "Интеграция познавательной и двигательной деятельности дошкольников средствами сюжетно - ролевой ритмической гимнастики"....
"Интеграция познавательной и двигательной деятельности старших дошкольников в процессе организации и проведении спортивных досугов в ДОУ"(из опыта работы).
Данная работа представляет собой подбор материала по реализации темы самообразования и включает в себя два основных направления носящих позновательный и двигательный характер....
Интеграция познавательной и двигательной деятельности дошкольников.
Сегодня наши дошколята занимаются физкультурой с удовольствием во многом благодаря организации занятий в виде сюжетно – ролевых музыкально – ритмических игр....
Интеграция познавательной и художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования основ экологической культуры.
В нашем МБДОУ №232 ЦРР «Жемчужинка" реализованы разные циклы интегрированной образовательной деятельности, где сочетаются задачи познавательного и художественного - эстетического развития д...
Консультация для педагогов ДОУ «Интеграция познавательной и двигательной деятельности детей на физкультурных занятиях в ДОО»
Применение в работе интеграции двигательной активности и познавательной деятельности ребёнка повышает результативность воспитательно – образовательного процесса, формирует у воспитателей и родит...
Доклад из опыта работы «Организация двигательной деятельности дошкольников в образовательной деятельности.»
Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность, особенно в дошкольном возрасте. От умения владеть своими движениями, от быстроты двигательной реакции ребёнка во многом ...
МАСТЕР-КЛАСС «ИНТЕГРАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНЫХ ДОСУГОВ»
МАСТЕР-КЛАСС «ИНТЕГРАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНЫХ ДОСУГОВ»...