"Интеграция познавательной и двигательной деятельности старших дошкольников в процессе организации и проведении спортивных досугов в ДОУ"(из опыта работы).
методическая разработка по физкультуре на тему
Данная работа представляет собой подбор материала по реализации темы самообразования и включает в себя два основных направления носящих позновательный и двигательный характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 33.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯАДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БИЙСКА»
МБДОУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 42»
(из опыта работы)
Выполнила:
Малагонцева Олеся Александровна
инструктор по физической культуре
МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 42»
Бийск, 2015
Содержание
- Тема опыта
- Условия возникновение опыта
- Актуальность
- Новизна опыта
- Теоретическая база опыта
- Ведущая педагогическая идея
- Технология опыта
- Условия реализации
- Трудоемкость
- Результативность
- Адресная направленность
- Литература
- Приложения
Условия возникновения опыта
Опыт формировался на базе типового муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – Детский сад № 42» (далее - МБДОУ) города Бийска.
В настоящее время, сохранение и укрепление физического здоровья детей – одна из приоритетных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). Для реализации одного из важнейших направлений ФГОС ДО на базе МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 42» была составлена физкультурно – оздоровительная программа МБДОУ. Одной из составляющих частей физкультурно-оздоровительной программы стало включение в нее проекта по организации спортивных досугов с использованием интеграции образовательных областей на тему: «Спортивные праздники мира» и проекта на тему: «Подвижная игра как средство физического развития дошкольников», который направлен на формирование двигательных навыков и линий поведения ребенка дошкольного возраста в обществе через подвижные игры.
Работа в данном направлении осуществлялась с детьми дошкольного возраста в течении двух лет. Опыт формировался в условиях Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центра развития ребенка – Детский сад № 42» в старшей группе № 8 (подготовительной к школе). Выделялось два этапа практической деятельности. Первый этап с сентября 2013 года по май 2014 года и второй этап с сентября 2014 года по март 2015 года. Формирование физических качеств детей проводилось в свободное, отведенное для игры время (во второй половине дня или на прогулках). Отслеживание результатов проделанной работы осуществлялось через мониторинг по определению физических качеств старших дошкольников и проведение опроса направленного на выявления их познавательной сферы. В проекте участвовало 27 воспитанников.
Актуальность
Модернизация дошкольного образования на основе интеграции разделов образовательных областей требует пересмотр форм организации и содержания педагогического процесса, в том числе и в области физической культуры.
Чрезмерное увлечение расширением объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса приводит к перегруженности, что в первую очередь, отражается на ребенке. Складывается своего рода противоречие между желанием «больше дать ребенку» (каждый специалист расширяет объем содержания) и действительными психическими и физическими возможностями ребенка дошкольного возраста. Необходимо создание такой деятельности, при которой возможно избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности дошкольника. Все вышесказанное, делает наиболее актуальной тему самообразования по интеграции познавательной и двигательной деятельности дошкольников в процессе проведения спортивных досугов в МБДОУ, и проведении подвижных игр как самостоятельную форму организации деятельности детей, так и включая их в спортивные досуги, используя их как средство развития физических качеств дошкольников.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в создании новых вариантов: проведения спортивных досугов с включением в них элементов познавательного характера, которые знакомят детей дошкольного возраста с основами зарождения спортивных праздников и их разновидностях посредствам видеопрезентаций.
Теоретическая база опыта
Стремясь интегрировать две образовательные области, такие как познавательное и физическое развитие, через проведение спортивных досугов и подвижных игр детей старшего дошкольного возраста, организовала деятельность по следующим направлениям: предметно-развивающая среда, подбор цикла бесед познавательного характера, подбора игр и эстафет к тематическим спортивным досугам, составление картотеки подвижных игр, изучение литературы по данной проблеме.
Спортивные досуги и подвижные игры, методы и принципы их проведения в современной литературе широко рассматриваются в научных работах: Н. П. Голикова, Г. И. Осокина, М.А. Васильева, В. В. Гербова, А. В. Чебатарева и др.
Так же в современной педагогике все больше внимания уделяется физическому развитию детей – дошкольников, как основному средству развития здорового и гармонически развитого человека путем разработки нестандартных и нетрадиционных методик проведения занятий и спортивных досугов и праздников. Автором подобных программно – методических пособий являются: В. Н. Шебаков, О. Н. Моргунова, М. Ю. Картушина, З. Ф. Аксенова, Н. Луконина, Л. Чадова.
Таким образом, после изучения теоретических основ организации процессов проведения спортивных досугов, и подвижных игр, актуальности проблемы, были начаты поиски сценариев спортивных досугов и тем для реализации интеграции физического и познавательного развития. Подбор теоретических материалов стал основой для разработки авторских конспектов спортивных досугов с интеграцией, познавательного развития ребенка старшего дошкольного возраста.
Ведущая педагогическая идея
Ознакомление детей с истоками возникновения спорта, со спортивными праздниками и видами спорта; развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе интеграции образовательных областей и организации спортивных досугов и взаимодействии с семьями воспитанников в данном направлении.
Технология опыта
Цель: Интеграция познавательной и двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе организации и проведения спортивных досугов в ДОУ.
Задачи:
- Дать детям представление о спорте, спортивных праздниках и о подвижных играх.
- Развивать физические качества и познавательную сферу детей старшего дошкольного возраста в вопросах физического воспитания через интеграцию познавательной и двигательной деятельности детей на спортивных досугах и организацию подвижной игры.
- Развивать познавательный интерес к подвижным играм и к спортивным праздникам, которые знают во всем мире.
- Повысить педагогическую компетентность участников проектной деятельности в вопросах организации и проведения спортивных досугов и подвижных игр, через вовлечение их в совместную деятельность.
Принципы работы.
Эффективность решения данных задач зависит от правильного подбора принципов в организации и проведении работы в данном направлении.
- Принцип научности – подкрепление всех необходимых мероприятий, направленных на развитие физических качеств, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
- Принцип активности и сознательности – участие всех участников проектной деятельности в поиске новых эффективных методов целенаправленной деятельности в целях оздоровлении себя и детей;
- Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе с задачами познавательного характера.
- Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата, независимо от возраста и уровня физического развития детей;
- Принцип оздоровительной направленности – согласно, которому инструктор по физической культуре несет ответственность за жизнь и здоровье своих воспитанников, должен обеспечить рациональный общий и двигательный режим, создать оптимальные условия для двигательной активности детей в соответствии с состоянием здоровья воспитанников и уровня их физического развития на спортивных досугах.
- Принцип единства с семьей, предполагающий единство требований детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно – гигиенических навыков, развития двигательных навыков. Поэтому очень важным становится оказание необходимой помощи родителям воспитанников, привлечение их к участию в совместных физкультурных мероприятиях – физкультурных досугах и праздниках.
По мимо вышеизложенных принципов, проектная деятельность строилась на принципах В. И. Зягвязимского:
- Принцип мультимедийност.
- Принцип активизации познавательной деятельности – обучение опирается на сознательное заинтересованное отношение ребенка к предлагаемым ему формам деятельности.
Методы и приемы работы.
При организации проектной деятельности использовались различные методы физического воспитания как специфические, так и общепедагогические.
К специфическим методам физического воспитания относится:
1) методы строго регламентированного упражнения;
2) игровой метод;
3) соревновательный метод.
С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.
Общепедагогические методы:
1) словесные методы (беседы, рассказы);
2) методы наглядного воздействия (презентации, атрибуты к подвижным играм и др.).
Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания направленных на организацию интегрированных спортивных досугов детей старшего дошкольного возраста.
Формы организации работы.
- Непосредственно – образовательная деятельность (спортивные досуги).
- Совместная деятельность.
- Беседы.
- Рассказы по презентациям познавательного характера с использованием ИКТ.
- Родительские собрания.
- Выставки (подразумевают представление совместных рисунков детей и родителей по теме прошедшего спортивного досуга, в конце года составляется альбом по видам спорта из лучших творческих работ семей).
- Коллективная совместная деятельность (творческая лаборатория – участие родителей в спортивных досугов, изготовление костюмов для совместных праздников, организация фото и видеосъемки).
- НОД с группой детей.
- Фронтальная (работа по закреплению движений используемых в играх).
- НОД с подгруппой детей.
- Интегрированная НОД.
- НОД – путешествие.
Этапы работы.
- Подготовительный (2013 г.).
Изучение теоретических исследований по проблеме развития у детей старшего дошкольного возраста физических качеств их перезагруженности. Поиск возможных вариантов избегания перегрузок детей, с помощью интеграции познавательной и двигательной деятельности детей на основе имеющихся теоретических знаний. Возникновение идеи опыта, определение цели, задач и выбор методов и средств их реализации, анализ литературы и сбор информации.
- Практический (2013 – 2015 гг.)
- Проведения мониторинга на начальном этапе.
- Разработка плана работы по выбранному направлению.
- Реализация плана работы по составленным проектам.
- Работа с родителями (советы, консультации)
- Выступление на родительских собраниях («Игра – наше все» 2013, «Спортивные досуги дошкольников и роль родителей в них» 2013, «Движение и здоровье» или как организовать активный отдых дома 2013 год, «Родители образец для подражания» 2014);
- Консультация («Как вести себя во время проведения спортивного досуга или праздника» 2013, «Как в домашних условиях создать уголки активности» 2014);
- Папки передвижки с информацией о существующих спортивных праздниках (обновляются за неделю до проведения спортивного досуга и рассказа с детьми, по презентации с аналогичной информацией).
- Совместное изготовление атрибутов к проведению совместных спортивных праздников («Мама, папа, я – спортивная семья», «А ты баты мы солдаты», «День физкультурника»).
- Газета для родителей о пользе подвижных игр и предоставления перечня подвижных игр и их содержание, которым может пользоваться родитель.
- Завершающий (2015 г.)
- Повторный мониторинг.
- Оценка эффективности работы.
- Обобщение опыты.
Реализация опыта работы.
Реализация опыта в этом направлении началось: с подбора литературы теоретического и практического характера, с поиска иллюстрационного материала, с подбора базовых конспектов и презентаций познавательного характера по проведению и организации спортивных досугов, с составления консультаций для родителей, с составление выступлений на родительских собраниях, с составление перспективного плана работы с родителями, детьми и педагогами группы; по двум основным направлениям: «Спортивные праздники мира» и «Подвижная игра как средство физического развития дошкольника».
Затем провела первую запланированную встречу с родителями на родительском собрании. На нем родители включились в информационную беседу, касающуюся проектов, которые запланированы реализоваться в группе и их роли в них. Вся остальная работа была направленна:
- на обогащение знаний детей, воспитателей и родителей группы в данных направлениях;
- на развитие и закрепление физических качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе интегрирования познавательной и двигательной деятельности.
- на повышение педагогической компетентности в рассматриваемом вопросе участников проектной деятельности (воспитатели и родители группы).
Совместно с родителями организованы тематические выставки после проведения спортивного досуга по заданной тематике с совместными творческими работами, после окончания проектной деятельности был составлен альбом «Спортивные праздники мира». Помимо этого совместно с родителями были изготовлены атрибуты для подвижных игр и ирг малой подвижности. Также совместно с родителями были проведены три спортивных праздника, которые запланированы в учебном году – «Папа, мама, я – спортивная семья», «А ты баты мы солдаты!», «День физкультурника». Все желающие родители могли присутствовать на спортивных досугах, поддерживая своего ребенка и осуществляя помощь в организации.
Родители, ознакомившись с теоретическими и методическими основами подвижной игры, посредствам выпушенной для них газеты, начали использовать их в совместной деятельности со своим ребенком и окружающими детьми. Родители во время всей совместной работы проводили с детьми беседы на тему: «О каких играх ты узнал?»
Основное направление («Спортивные игры мира») работы по интеграции познавательной и двигательной деятельности ребенка строилась по следующему плану:
- перед проведением запланированного спортивного досуга осуществлялся просмотр презентации на основе рассказа инструктора о том спортивном празднике, который будет лежать в основе спортивного досуга;
- через 2-3 дня проводиться сам спортивный досуг, который в своей вводной части на основе словесного метода закрепляет и обобщает знания детей о каком либо спортивном празднике полученные ранее на просмотре презентации и рассказе по ней;
- после проведения тематического развлечения дети совместно с родителями проводят творческую работу в виде рисунков по тематике «О, каком спортивном празднике - мы узнали?» здесь дети с родителями проявляют свои творческие способности.
Второе направление в работе («Подвижная игра как средство развития физических качеств дошкольников») осуществлялось по следующему плану:
- ведение НОД («Подвижная игра, что это?»);
- беседа («Какие подвижные игры мы знаем?»);
- рисование («Моя любимая игра», «Как много игрушек для подвижных игр»);
- издание с детьми газеты для родителей о пользе подвижных игр, НОД – путешествие («В гости к Елене Прекрасной»);
- совершенствование навыков двигательной активности ребенка, при проведении подвижных игр вне НОД (на прогулке);
- интегрированная НОД («Древние люди»).
Все вышеизложенное не только позволило решить ряд запланированных целей и задач, но и позволило сплотить коллектив детей и родителей привлечь их совместной деятельности в рамках физической культуры..
Условия реализации.
- Организация материально - технического и атрибутивного обеспечения для организации спортивных досугов, презентаций и подвижных игр.
- Организация консультативного уголка для родителей группы по тематике проводимых проектов.
Трудоемкость.
- Создание: картотеки подвижных игр и игр малой подвижности, атрибутов, наглядных материалов, альбома «Виды спорта и спортивные праздники мира».
- Разработка проектов: «Спортивные праздники мира» для детей старшей и подготовительной к школе группе, «Подвижная игра как средство развития физических качеств дошкольников».
- Разработка конспектов спортивных досугов.
- Разработка презентаций познавательного характера.
- Разработка нетрадиционных форм организации подвижных игр.
Результативность.
Систематическую работу по интегрированию познавательной и двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста осуществляла путем планирования деятельности в трех основных направлениях: в процессе проведения спортивных досугов и праздников, совместной деятельности и самостоятельной.
Для определения физических качеств детей старшего дошкольного возраста использовалась методика определения физической подготовленности детей с 3 до 7 лет М. А. Руновой. Для определения уровня знаний детей по заданной тематике был составлен опросник в виде анкет, в которой содержатся ряд вопросов, на которые дети отвечают в индивидуальном порядке.
Физические качества детей определялись, через их физическую подготовленность последующим критериям: скоростные качества, скоростно-силовые качества, равновесие, ловкости и координации, гибкость. После определения этих критериев у каждого ребенка, определяется средний уровень его физической подготовленности путем сравнительного анализа полученных результатов.
Результаты мониторинга, проведенные в начале учебного года (2013 г.) по определению физических качеств, в старшей группе дети имели низкий уровень 38, 4 %, у 57, 9 % детей средний уровень и высокий уровень имели 3,7 % воспитанников.
Проведение опросника по определению уровня знаний детей по вопросам спортивных праздников мира на начало учебного года (2013 г.) был в следующем соотношении:
- высокий 0 %;
- средний 15 %;
- низкий 85 %.
Результаты мониторинга, проведенные в начале учебного года (2014 г.) по определению физических качеств, в подготовительной к школе группе дети имели низкий уровень 18 %, у 60 % детей средний уровень и высокий уровень имели 22 % воспитанников.
Проведение опросника, по определению уровня знаний детей по вопросам спортивных праздников мира, на начало учебного года в подготовительной к школе группе (2014 г.) был в следующем соотношении:
- высокий 8 %;
- средний 52 %;
- низкий 40%.
К концу осуществления проектной деятельности по данной проблеме (2015 г.) мониторинг по М. А. Руновой показал, что высокий уровень составляет 35 %, средний уровень 58 % и низкий соответственно 7 %.
Проведение опросника по определению уровня знаний детей по вопросам спортивных праздников мира на конец проектной деятельности (2015 г.) был в следующем соотношении:
- высокий 38,3 %;
- средний 57 %;
- низкий 4,7%.
В результате проделанной работы повысилась педагогическая компетентность родителей в вопросах организации спортивного досуга и обогатила их познавательную сферу по вопросам физической культуры и спорта. Дети без особого труда освоили запланированный объем теоретической информации о спортивных праздниках мира, научились понимать значимость спортивных праздников и развлечений, стали проявлять познавательный интерес к организации и проведении спортивных мероприятий. Дети с огромным удовольствием слушали рассказы по презентациям, быстро включались в беседы по закреплению изученного. Легко принимали участия в подвижных играх и эстафетах включенных в спортивные досуги, выполняя предложенные движения и упражнения правильно соблюдая все указания, тем самым закрепляя основные виды движений разученных на непосредственно образовательной деятельности. Проведение системной работы с интеграцией образовательных областей в организации спортивного досуга не только обогатила познавательную деятельность, и развило физические качества старших дошкольников, но и сплотило детский коллектив, они стали дружнее, более общительны.
Самым главным показателем результативности проделанной работы, считаю: когда от детей идет инициатива организации маленького спортивного праздника, когда они обсуждают, между собой, о каких спортивных праздниках они узнали что-то новое вне детского сада, когда дети на спортивных досугах начинают выполнять все правильно и четко, когда ребенок искренне радуется при достижении положительного результат в играх, все это дает мне знать о том, что маленькие ростки физической культуры посеяны в душе каждого ребенка. И главный результат заключается в усвоении одной из главных составляющих человеческой жизни – это любить себя и ценностно относится к своему здоровью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательного интереса и инициативности старших дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности (опыт работы)
Сообщение из опыта работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников....
Статья "Интеграция познавательной и двигательной деятельности дошкольников средствами сюжетно - ролевой ритмической гимнастики".
Статья "Интеграция познавательной и двигательной деятельности дошкольников средствами сюжетно - ролевой ритмической гимнастики"....
Интеграция познавательной и двигательной деятельности дошкольников.
Сегодня наши дошколята занимаются физкультурой с удовольствием во многом благодаря организации занятий в виде сюжетно – ролевых музыкально – ритмических игр....
ТЕМА: «Интеграция логико-математического и речевого развития дошкольников, в процессе организации игровой деятельности.»
Под математическим развитием дошкольников, следует понимать «сдвиги и изменения познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и ...
Презентация "Интеграция речевого и логико-математического развития дошкольников в процессе организации игровой деятельности"
Презентация "Интеграция речевого и логико-математического развития дошкольников в процессе организации игровой деятельности"...
МАСТЕР-КЛАСС «ИНТЕГРАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНЫХ ДОСУГОВ»
МАСТЕР-КЛАСС «ИНТЕГРАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНЫХ ДОСУГОВ»...