Познавательно - исследовательский проект по ранней профориентации детей «Здоровые зубы – красивая улыбка. Врач - стоматолог»
проект (подготовительная группа)

Устьянова Анна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx37.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 1»

г. Белгорода

Познавательно - исследовательский проект

по ранней профориентации детей

в подготовительной группе общеразвивающей направленности №5

 «Здоровые зубы – красивая улыбка. Врач - стоматолог»

Воспитатели:

Сыч Е.Ю.

Устьянова А.А.

2024 г.

Содержание:

I. Введение… …………………………………………………………………...…3

2. Актуальность проекта……………………………………………………...…..4

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…….....…………………..5

4.  Этапы реализации проекта программы……………………………………....8

5. План мероприятий ………………………………………………………..……8

6. Ресурсное обеспечение …………………………………………………..…..12

7. Риски и пути преодоления рисков …………………………………………..13

8. Выводы …………………………………………………………………….….13

9. Литература …………………………………………………………..……….14

10. Приложение .....................................................................................................15

Введение

Главный показатель заботы человека о своем организме – это здоровые зубы. Помимо эстетического внешнего вида существует множество гораздо более важных причин для того, чтобы следить за здоровьем своих зубов. Исключительно высокая распространенность у детей кариеса (до 90% уже на пятом - шестом году жизни) делает эту проблему особо значимой, т.к. очаг хронической инфекции в ротовой полости становится рассадником микроорганизмов.

Каждый человек заботится о своих зубах и дёснах в меру своих возможностей и знаний. Но знания эти часто оказываются поверхностными. Неправильные представления об уходе за полостью рта часто становятся в будущем причиной проблем.

Мы часто думаем, что зубы - это дополнение к облику человека, как волосы и ногти. Однако зуб - это живой орган. Чтобы сохранить зубы здоровыми и красивыми необходимо своевременно обращаться к стоматологу, вести здоровый образ жизни.

«Здоровье – это бесценный дар природы, оно дается, увы, не навечно, его нужно беречь. И во многом оно зависит от самого человека, его образа жизни, условий труда, питания и привычек»

                                                                        И.П. Павлов

Именно в дошкольном возрасте идет усиленное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные личностные черты, формируется отношение к себе и к окружающим людям.  

Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

 Работа над проектом пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает исследовательскую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности, поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.

Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – формирование всесторонне развитой личности.

Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия в познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, предметом деятельности является процесс выявления методов и приемов работы с использованием опытно-экспериментальной работы, изобразительной деятельности, художественного слова, игровой деятельности, направленные на развитие творческих способностей детей.

Актуальность создания проекта

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

Теме здоровья всегда было уделено много внимания в педагогике. Как справедливо отмечал выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский «Я не боюсь еще раз и раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Одной из приоритетных задач Федеральной образовательной программы дошкольного образования является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, поэтому в настоящее время главная задача, стоящая перед педагогами ДОУ, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Одной из главных целей образования в детском саду является подготовка воспитанника, способного к успешному продолжению обучения в начальной школе, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, к реализации творческого потенциала личности в условиях вызовов быстро меняющегося мира.

Педагог должен не просто дать детям знания, а научить добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т.е. владеть универсальными учебными действиями. Расширить представления о здоровье и его ценности, факторов на него влияющих, оздоровительном воздействии физических упражнений. Необходимо формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремится к тому, что бы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным. Важно дать понять детям, что уход за собой, дарит человеку прекрасное ощущение чистоты и здоровья.

Проблема воспитания здорового образа жизни дошкольников решается только совместным трудом родителей и воспитателя. Только объединившись можно добиться положительных результатов.

В ходе очередного медосмотра детей, врач – стоматолог выявила, что у большинства детей в группе встречается плохая гигиена полости рта, а так же кариес. В процессе беседы с детьми мы узнали, что не все чистят зубы, что гигиена полости рта в семье осуществляется не в системе, то есть ребенок чистит зубы только утром, или только вечером, ему не прививается привычка полоскать рот после каждого приема пищи, что родители мало внимания уделяют здоровому питанию детей (изобилие сладкого и недостаток овощей и фруктов), родители недооценивают собственный опыт по приобщению своего ребенка к культуре ухода за зубами. Не рассказывают как они сами, когда были маленькие, познакомились с зубной щеткой и зубной пастой, как первый раз ходили в стоматологический кабинет.

Отсюда, у детей сформированы поверхностные знания о профессии «Стоматолог», чем занимается этот врач и насколько он важен в жизни каждого человека. 

Поэтому, началом работы в данном направлении проекта стал мониторинг родителей дошкольников по теме: «Здоровые зубы».   Предварительный мониторинг показал, что 57,0% родителей считали состояние зубов своих детей хорошим и удовлетворительным (28,0%). Состояние зубов считали отличным 13,0% родителей.  Некоторые родители ответили, что у детей состояние зубов плохое (2,0%), другие совсем ничего не могли сообщить о состоянии зубов своих детей (2,0%). Несмотря на то, что многие родители оценили состояние своих детей как хорошее и отличное, только 30,0% респондентов сообщили, что их дети за последние 12 месяцев не испытывали боль или дискомфорт, связанные с зубами. 68,0% родителей, принимавших участие в анкетировании, сообщили о том, что дети редко /иногда испытывали зубную боль в течение последнего года. Зубная боль часто возникала у 2,0% дошкольников. По мнению многих родителей (70%) ребенок еще очень мал   для этой трудовой деятельности. Всего лишь 14% родителей являются активными участниками сотрудничества с детьми, 18% - исполнителями, остальные являются лишь сторонними наблюдателями. Выяснено, что 80% родителей хотели бы повысить уровень педагогических знаний в области валеологического воспитания и обучения детей.

        На основании данных предварительного мониторинга был сделан вывод: средний уровень педагогической культуры имеют 23,0% родителей, низкий уровень – 77,0%.

Именно поэтому актуально становится разработка проекта направленная на обогащение познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, поможет систематизировать полученные знания и применять их в различных видах деятельности, сформировать конструктивные навыки.     Цель проекта: формировать у детей гигиенические навыки по уходу за зубами, обеспечить осознанное выполнение родителями профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний зубов и полости рта.  Дать детям необходимые знания о зубах, выработать на основе полученных знаний необходимые гигиенические навыки и привычки, создать условия для эстетического воспитания детей, развития их познавательных и исследовательских способностей.

Стратегическая цель: создание благоприятных условий для развития познавательных и исследовательских способностей детей и развития свободной, творческой личности ребенка. 

Тактические цели:

1. Создание условий для ознакомления детей с понятием «врач - стоматолог» через различные виды деятельности.

2. Сформировать понятия взаимосвязи "зуб - стоматолог": люди посещают стоматолога при зубной боли и в целях профилактики зубных болезней.

3. Продолжать знакомить детей с правилами личной гигиены; дать представление о детской зубной щетке и детской зубной пасте, подвести к пониманию их назначения, познакомить детей с правилами ухода за зубами: чистка зубов, полоскание рта после еды; закрепить знание последовательности процесса чистки зубов; рассказать о пище, необходимой для сохранения здоровья зубов.

4. Организовать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

Задачи проекта:

1. Обобщить и систематизировать представления детей о строении полости рта и основными функциями зубов.

2.  Расширить представления детей о многообразии и пользе для зубов правильного питания.

3. Дать понятие о регулярном и правильном уходе за зубами, познакомить с основными правилами гигиены полости рта.

4. Дать представление о навыках правильного использования гигиенических средств; уточнить, почему дети рождаются без зубов и понять смысл основных гигиенических мероприятий по уходу за зубами.

5. Расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем мире.  

6. Развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения.  

7. Способствовать развитию памяти, восприятия.

8. Научить детей спокойно относиться к врачам-стоматологам.

9. Приобрести положительное отношение к уходу за зубами.

10. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

11. Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.

12. Привлечь родителей к совместной деятельности по изучению трудового воспитания дошкольников.

Ожидаемые результаты

1. У детей сформированы знания, соответствующих возрасту, о правилах гигиены полости рта, о строении и функциях зубов, о причинах заболевания зубов.

2. Появилось желание иметь красивые зубы, привычку соблюдать правила гигиены полости рта, посещать стоматолога.

3. Дети овладели элементарными умениями и навыками в правильном уходе за полостью рта.

4. Сформированы умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки.

5. Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.

6. Возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми.

7. Вовлечены родители к участию в проектной деятельности.

Продукт

Выставка рисунков «Здоровые зубы».

ПРИНЦИПЫ  ПРОЕКТА

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в проекте означает:

— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

       Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Пути решения проекта:

• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;

• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на 6 недели: с 09.01.2024г. по 19.02.2024г.

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1.

Подготовительно-проектировочный этап

Выявление первоначальных знаний детей о враче – стоматологе и зубах человека. Подбор литературы о здоровье, болезни, питании, фотографий, плакатов, рисунков, посвященных зубам и врачам.

09.01.24

2.

Практический этап

Организация дидактических и подвижных игр. Знакомство детей с понятиями «культурные растения», «огород», «полезные продукты», «витамины», «сельское хозяйство», «овощеводство», «садоводство»

15.01.24 – 15.02.24

3.

Обобщающе - результативный этап

Подведение итогов: обобщение знаний по теме

16.02.24

4.

Презентация проекта

Организация выставки рисунков «Здоровые зубы»

19.02.24

План мероприятий

№ п/п

Направление

Тема мероприятия

Форма проведения

1.

«Физическое развитие»

Квест – игра «Спасение зубной Феи», «Посадка и сбор овощей», «Море волнуется», «Маленькие и большие ножки», «Карлики и великаны»

«Чистим зубки», «Щетку мы в руках сжимали»

Цель: развитие мелкой моторики рук.

«Чистим зубки», «Домик открывается», «Любопытный язычок», «Зайчик», «Язык здоровается с зубками и подбородком»

Подвижные игры

Пальчиковые игры

Артикуляционная гимнастика

2.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Врач-стоматолог», «Здоровые зубки», «Зубы человека и уход за ними», «Зубная паста»

Цель: расширять и совершенствовать представления детей о зубах: об их значении для жизни человека и животных, о росте зубов в разные периоды жизни человека, о том, что полезно и что вредно для зубов. Закреплять представления детей о правилах ухода за зубами, об алгоритме чистки зубов в современности и древности, представления детей о профессии стоматолог.

Беседы

«Картинки-загадки», «Витамины среди нас»,

Цель: учить выделять главное и второстепенное; закреплять навыки описания предметов.

«Полезное – вредное»

Цель: в стихотворной форме научить детей распределять продукты питания на полезные и вредные для зубов.

«Предмет индивидуального пользования»

Цель: учить классифицировать предметы для личного пользования и предметы,  которыми можно делиться (например, зубная паста, зубная щетка, расческа, машинка, кукла, полотенце, носовой платок). 

Настольно-печатные  игры, работа с родителями

 

«Так много щеточек хороших, но зубная одна»

Цель: дать детям представление о разных видах щеток. 

«Чистим зубки»

Цель: закрепить у детей навык ухода за зубами (отработка движения «сверху-вниз», «снизу-вверх», «слева-направо»). 

«Полезное – вредное»

Цель: в стихотворной форме научить детей распределять продукты питания на полезные и вредные для зубов.

«Предмет индивидуального пользования»

Цель: учить классифицировать предметы для личного пользования и предметы,  которыми можно делиться (например, зубная паста, зубная щетка, расческа, машинка, кукла, полотенце, носовой платок). 

«У кого есть зубы»

Цель: активизировать внимание детей к тому, что не только у человека есть зубы, но и у животных и их детенышей. 

Дидактические игры, работа с родителями

«На приеме у стоматолога»

Цель: Знакомство детей с профессией зубного  врача-стоматолога

Сюжетно-ролевые игры, работа с родителями

3.

«Познавательное развитие»

ФЭМП

Тема: «Поможем Незнайке укрепить здоровье»

Цель: закреплять понятие «здоровье», способы его укрепления и сохранения, приобщать к здоровому образу жизни.

Тема:  «Поможем Доктору Айболиту»

Цель : создание благоприятных условий для математического развития детей.

НОД

Экспериментальная деятельность

 «Зубная паста для слона»

Цель: Знакомство детей со свойствами зубной пасты.

«Куриное яйцо и кислота»

Цель: опытным путем выяснить влияние уксусной кислоты на прочность скорлупы куриного яйца,
изучить влияние зубной пасты на прочность зубной эмали.

 

НОД

Конструирование

Тема: «Чемоданчик для доктора»

Цель : Учить детей строить из конструктора по схеме.

Тема: «Зубная щетка для бегемота»

Цель: развивать логическое мышление, мелкую моторику рук, память, воображение.

НОД

4.

«Речевое развитие»

Тема: «Профессия - стоматолог»

Цель: формирование у детей знаний по основам здорового образа жизни через знакомство с профессией стоматолога.

Тема: «Здоровые зубки»

Цель: Способствовать формированию у детей представления о правильном питании и его важности в сохранении здоровья зубов и всего организма. 

НОД

Чтение художественной литературы:

 К. Чуковский «Мойдодыр», Лина Жутаути «Тося Бося и пир у Зубной Феи», М.Манакова «Надо, надо умываться!», Н. Мигунова «Почему надо чистить зубы», Ева Орловская «Сказка про зубную феечку», Ирина Гурина «Сказка про больные зубки», «Сказка про зубную фею и вредный кариес».

Заучивание стихов и загадок о зубах. Чтение  и заучивание стихов, загадок и пословиц о здоровом образе жизни.

 Цель: формировать у детей понятие «здоровые зубки», развивать речь и память. Закреплять знания детей о  здоровом образе жизни через  чтение художественной литературы и заучивания стихов. Воспитывать любовь и уважение к здоровью.

совместная деятельность в режимных моментах

5.

«Художественно-эстетическое развитие»

Лепка

  «Зубная щетка»

Цель: развивать творческие способности по изготовлению зубной щётки.

НОД

 

Аппликация

 «Добрый доктор»

Цель: развивать творческие способности.

 

НОД

Рисование

  «Страна здоровых зубов»

Цель: Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на предложенную тему.

НОД

Ресурсное обеспечение проекта:

Информационные ресурсы

  • Большая энциклопедия для дошкольников, 2002.
  • Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса;
  • Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" 
  • Федеральный закон  от         29 декабря        2012        г. № 273ФЗ        «Об        образовании в Российской Федерации».
  • Ресурсы сети Интернет
  • http://festival.1september.ru/articles/312084/
  • 11.http://www.prodlenka.org/metodichka/viewlink/4898.html

Учебно-методические ресурсы:

  • Игротека;
  • Аудиотека;
  • Библиотека
  • Фонотека

Материально-технические ресурсы:

  • Ноутбук;
  • Опытно-экспериментальная зона;
  • Достаточное количество мебели;
  • Магнитофон.

Финансирование проекта производится из методических средств воспитателя.

Риски и пути преодоления рисков

Риски

Пути преодоления рисков

Нежелание родителей принимать участие в проекте

Индивидуальная беседа о важности общего дела.

Недостаток демонстрационного материала

Приобретение необходимого материала в магазинах и на сайтах сети Интернет.

Выводы:

       Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающихся проблемами детства. При создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о профессии врача-стоматолога и здоровом образе жизни. Занятия, игры, продуктивная деятельность  обьединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.

       В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только способствовать развитию всесторонней развитой личности ребенка, но и дадут толчок для развития взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем.

Литература

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б., «Безопасность».

2.  Гуменюк Е.И., Слисенко Н.А. «Будь здоров».

3. Голицына Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей».

4. Иванова А.И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду».

5. Крылова Н.И. «Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения».

6. Меньшикова Л.А., Попова Н.Л. «Здоровейка в гостях у малышей».

7. Т.И.Бабаева «Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»

8. Тугушева Г. И., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.

9. Попруженко Т.В. Профилактика основных стоматологических заболеваний / Т.В. Попруженко, Т.Н. Терехова. – М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 464 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Здоровые зубы - красивая улыбка"

проект в подготовительной группы на тему: "Здоровые зубы - красивая Улыбка"....

проект по ЗОЖ "Здоровые зубы- красивая улыбка..."

Проект в старшей группе был разработан для того чтобы закрепить с детьми уход за зубами....

Проект "Здоровые зубы-красивая улыбка"

Сохранение своих зубов здоровыми...

Проект «Здоровые зубы – красивая улыбка».

Проект «Здоровые зубы – красивая улыбка»....

Проект Здоровые зубы - красивая улыбка (здоровьесберегающие технологии в ДОУ)

Самое драгоценное у человека - здоровье. Одним из главных  показателей  заботы человека о своем организме - это не только здоровое тело, но и здоровые зубы. Каждый человек заботится о своих ...