Познавательно - исследовательский проект по ранней профориентации детей «Здоровые зубы – красивая улыбка. Врач - стоматолог»
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 1»
г. Белгорода
Познавательно - исследовательский проект
по ранней профориентации детей
в подготовительной группе общеразвивающей направленности №5
«Здоровые зубы – красивая улыбка. Врач - стоматолог»
Воспитатели:
Сыч Е.Ю.
Устьянова А.А.
2024 г.
Содержание:
I. Введение… …………………………………………………………………...…3
2. Актуальность проекта……………………………………………………...…..4
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…….....…………………..5
4. Этапы реализации проекта программы……………………………………....8
5. План мероприятий ………………………………………………………..……8
6. Ресурсное обеспечение …………………………………………………..…..12
7. Риски и пути преодоления рисков …………………………………………..13
8. Выводы …………………………………………………………………….….13
9. Литература …………………………………………………………..……….14
10. Приложение .....................................................................................................15
Введение
Главный показатель заботы человека о своем организме – это здоровые зубы. Помимо эстетического внешнего вида существует множество гораздо более важных причин для того, чтобы следить за здоровьем своих зубов. Исключительно высокая распространенность у детей кариеса (до 90% уже на пятом - шестом году жизни) делает эту проблему особо значимой, т.к. очаг хронической инфекции в ротовой полости становится рассадником микроорганизмов.
Каждый человек заботится о своих зубах и дёснах в меру своих возможностей и знаний. Но знания эти часто оказываются поверхностными. Неправильные представления об уходе за полостью рта часто становятся в будущем причиной проблем.
Мы часто думаем, что зубы - это дополнение к облику человека, как волосы и ногти. Однако зуб - это живой орган. Чтобы сохранить зубы здоровыми и красивыми необходимо своевременно обращаться к стоматологу, вести здоровый образ жизни.
«Здоровье – это бесценный дар природы, оно дается, увы, не навечно, его нужно беречь. И во многом оно зависит от самого человека, его образа жизни, условий труда, питания и привычек»
И.П. Павлов
Именно в дошкольном возрасте идет усиленное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные личностные черты, формируется отношение к себе и к окружающим людям.
Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Работа над проектом пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает исследовательскую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности, поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – формирование всесторонне развитой личности.
Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия в познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, предметом деятельности является процесс выявления методов и приемов работы с использованием опытно-экспериментальной работы, изобразительной деятельности, художественного слова, игровой деятельности, направленные на развитие творческих способностей детей.
Актуальность создания проекта
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Теме здоровья всегда было уделено много внимания в педагогике. Как справедливо отмечал выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский «Я не боюсь еще раз и раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Одной из приоритетных задач Федеральной образовательной программы дошкольного образования является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, поэтому в настоящее время главная задача, стоящая перед педагогами ДОУ, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Одной из главных целей образования в детском саду является подготовка воспитанника, способного к успешному продолжению обучения в начальной школе, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, к реализации творческого потенциала личности в условиях вызовов быстро меняющегося мира.
Педагог должен не просто дать детям знания, а научить добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т.е. владеть универсальными учебными действиями. Расширить представления о здоровье и его ценности, факторов на него влияющих, оздоровительном воздействии физических упражнений. Необходимо формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремится к тому, что бы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным. Важно дать понять детям, что уход за собой, дарит человеку прекрасное ощущение чистоты и здоровья.
Проблема воспитания здорового образа жизни дошкольников решается только совместным трудом родителей и воспитателя. Только объединившись можно добиться положительных результатов.
В ходе очередного медосмотра детей, врач – стоматолог выявила, что у большинства детей в группе встречается плохая гигиена полости рта, а так же кариес. В процессе беседы с детьми мы узнали, что не все чистят зубы, что гигиена полости рта в семье осуществляется не в системе, то есть ребенок чистит зубы только утром, или только вечером, ему не прививается привычка полоскать рот после каждого приема пищи, что родители мало внимания уделяют здоровому питанию детей (изобилие сладкого и недостаток овощей и фруктов), родители недооценивают собственный опыт по приобщению своего ребенка к культуре ухода за зубами. Не рассказывают как они сами, когда были маленькие, познакомились с зубной щеткой и зубной пастой, как первый раз ходили в стоматологический кабинет.
Отсюда, у детей сформированы поверхностные знания о профессии «Стоматолог», чем занимается этот врач и насколько он важен в жизни каждого человека.
Поэтому, началом работы в данном направлении проекта стал мониторинг родителей дошкольников по теме: «Здоровые зубы». Предварительный мониторинг показал, что 57,0% родителей считали состояние зубов своих детей хорошим и удовлетворительным (28,0%). Состояние зубов считали отличным 13,0% родителей. Некоторые родители ответили, что у детей состояние зубов плохое (2,0%), другие совсем ничего не могли сообщить о состоянии зубов своих детей (2,0%). Несмотря на то, что многие родители оценили состояние своих детей как хорошее и отличное, только 30,0% респондентов сообщили, что их дети за последние 12 месяцев не испытывали боль или дискомфорт, связанные с зубами. 68,0% родителей, принимавших участие в анкетировании, сообщили о том, что дети редко /иногда испытывали зубную боль в течение последнего года. Зубная боль часто возникала у 2,0% дошкольников. По мнению многих родителей (70%) ребенок еще очень мал для этой трудовой деятельности. Всего лишь 14% родителей являются активными участниками сотрудничества с детьми, 18% - исполнителями, остальные являются лишь сторонними наблюдателями. Выяснено, что 80% родителей хотели бы повысить уровень педагогических знаний в области валеологического воспитания и обучения детей.
На основании данных предварительного мониторинга был сделан вывод: средний уровень педагогической культуры имеют 23,0% родителей, низкий уровень – 77,0%.
Именно поэтому актуально становится разработка проекта направленная на обогащение познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, поможет систематизировать полученные знания и применять их в различных видах деятельности, сформировать конструктивные навыки. Цель проекта: формировать у детей гигиенические навыки по уходу за зубами, обеспечить осознанное выполнение родителями профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний зубов и полости рта. Дать детям необходимые знания о зубах, выработать на основе полученных знаний необходимые гигиенические навыки и привычки, создать условия для эстетического воспитания детей, развития их познавательных и исследовательских способностей.
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для развития познавательных и исследовательских способностей детей и развития свободной, творческой личности ребенка.
Тактические цели:
1. Создание условий для ознакомления детей с понятием «врач - стоматолог» через различные виды деятельности.
2. Сформировать понятия взаимосвязи "зуб - стоматолог": люди посещают стоматолога при зубной боли и в целях профилактики зубных болезней.
3. Продолжать знакомить детей с правилами личной гигиены; дать представление о детской зубной щетке и детской зубной пасте, подвести к пониманию их назначения, познакомить детей с правилами ухода за зубами: чистка зубов, полоскание рта после еды; закрепить знание последовательности процесса чистки зубов; рассказать о пище, необходимой для сохранения здоровья зубов.
4. Организовать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Задачи проекта:
1. Обобщить и систематизировать представления детей о строении полости рта и основными функциями зубов.
2. Расширить представления детей о многообразии и пользе для зубов правильного питания.
3. Дать понятие о регулярном и правильном уходе за зубами, познакомить с основными правилами гигиены полости рта.
4. Дать представление о навыках правильного использования гигиенических средств; уточнить, почему дети рождаются без зубов и понять смысл основных гигиенических мероприятий по уходу за зубами.
5. Расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем мире.
6. Развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения.
7. Способствовать развитию памяти, восприятия.
8. Научить детей спокойно относиться к врачам-стоматологам.
9. Приобрести положительное отношение к уходу за зубами.
10. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
11. Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.
12. Привлечь родителей к совместной деятельности по изучению трудового воспитания дошкольников.
Ожидаемые результаты
1. У детей сформированы знания, соответствующих возрасту, о правилах гигиены полости рта, о строении и функциях зубов, о причинах заболевания зубов.
2. Появилось желание иметь красивые зубы, привычку соблюдать правила гигиены полости рта, посещать стоматолога.
3. Дети овладели элементарными умениями и навыками в правильном уходе за полостью рта.
4. Сформированы умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки.
5. Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.
6. Возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми.
7. Вовлечены родители к участию в проектной деятельности.
Продукт
Выставка рисунков «Здоровые зубы».
ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в проекте означает:
— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Пути решения проекта:
• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 6 недели: с 09.01.2024г. по 19.02.2024г.
№ п/п | Этапы | Цель | Сроки |
1. | Подготовительно-проектировочный этап | Выявление первоначальных знаний детей о враче – стоматологе и зубах человека. Подбор литературы о здоровье, болезни, питании, фотографий, плакатов, рисунков, посвященных зубам и врачам. | 09.01.24 |
2. | Практический этап | Организация дидактических и подвижных игр. Знакомство детей с понятиями «культурные растения», «огород», «полезные продукты», «витамины», «сельское хозяйство», «овощеводство», «садоводство» | 15.01.24 – 15.02.24 |
3. | Обобщающе - результативный этап | Подведение итогов: обобщение знаний по теме | 16.02.24 |
4. | Презентация проекта | Организация выставки рисунков «Здоровые зубы» | 19.02.24 |
План мероприятий
№ п/п | Направление | Тема мероприятия | Форма проведения |
1. | «Физическое развитие» | Квест – игра «Спасение зубной Феи», «Посадка и сбор овощей», «Море волнуется», «Маленькие и большие ножки», «Карлики и великаны» «Чистим зубки», «Щетку мы в руках сжимали» Цель: развитие мелкой моторики рук. «Чистим зубки», «Домик открывается», «Любопытный язычок», «Зайчик», «Язык здоровается с зубками и подбородком» | Подвижные игры Пальчиковые игры Артикуляционная гимнастика |
2. | «Социально-коммуникативное развитие» | «Врач-стоматолог», «Здоровые зубки», «Зубы человека и уход за ними», «Зубная паста» Цель: расширять и совершенствовать представления детей о зубах: об их значении для жизни человека и животных, о росте зубов в разные периоды жизни человека, о том, что полезно и что вредно для зубов. Закреплять представления детей о правилах ухода за зубами, об алгоритме чистки зубов в современности и древности, представления детей о профессии стоматолог. | Беседы |
«Картинки-загадки», «Витамины среди нас», Цель: учить выделять главное и второстепенное; закреплять навыки описания предметов. «Полезное – вредное» Цель: в стихотворной форме научить детей распределять продукты питания на полезные и вредные для зубов. «Предмет индивидуального пользования» Цель: учить классифицировать предметы для личного пользования и предметы, которыми можно делиться (например, зубная паста, зубная щетка, расческа, машинка, кукла, полотенце, носовой платок). | Настольно-печатные игры, работа с родителями
| ||
«Так много щеточек хороших, но зубная одна» Цель: дать детям представление о разных видах щеток. «Чистим зубки» Цель: закрепить у детей навык ухода за зубами (отработка движения «сверху-вниз», «снизу-вверх», «слева-направо»). «Полезное – вредное» Цель: в стихотворной форме научить детей распределять продукты питания на полезные и вредные для зубов. «Предмет индивидуального пользования» Цель: учить классифицировать предметы для личного пользования и предметы, которыми можно делиться (например, зубная паста, зубная щетка, расческа, машинка, кукла, полотенце, носовой платок). «У кого есть зубы» Цель: активизировать внимание детей к тому, что не только у человека есть зубы, но и у животных и их детенышей. | Дидактические игры, работа с родителями | ||
«На приеме у стоматолога» Цель: Знакомство детей с профессией зубного врача-стоматолога | Сюжетно-ролевые игры, работа с родителями | ||
3. | «Познавательное развитие» | ФЭМП Тема: «Поможем Незнайке укрепить здоровье» Цель: закреплять понятие «здоровье», способы его укрепления и сохранения, приобщать к здоровому образу жизни. Тема: «Поможем Доктору Айболиту» Цель : создание благоприятных условий для математического развития детей. | НОД |
Экспериментальная деятельность «Зубная паста для слона» Цель: Знакомство детей со свойствами зубной пасты. «Куриное яйцо и кислота» Цель: опытным путем выяснить влияние уксусной кислоты на прочность скорлупы куриного яйца,
| НОД | ||
Конструирование Тема: «Чемоданчик для доктора» Цель : Учить детей строить из конструктора по схеме. Тема: «Зубная щетка для бегемота» Цель: развивать логическое мышление, мелкую моторику рук, память, воображение. | НОД | ||
4. | «Речевое развитие» | Тема: «Профессия - стоматолог» Цель: формирование у детей знаний по основам здорового образа жизни через знакомство с профессией стоматолога. Тема: «Здоровые зубки» Цель: Способствовать формированию у детей представления о правильном питании и его важности в сохранении здоровья зубов и всего организма. | НОД |
Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», Лина Жутаути «Тося Бося и пир у Зубной Феи», М.Манакова «Надо, надо умываться!», Н. Мигунова «Почему надо чистить зубы», Ева Орловская «Сказка про зубную феечку», Ирина Гурина «Сказка про больные зубки», «Сказка про зубную фею и вредный кариес». Заучивание стихов и загадок о зубах. Чтение и заучивание стихов, загадок и пословиц о здоровом образе жизни. Цель: формировать у детей понятие «здоровые зубки», развивать речь и память. Закреплять знания детей о здоровом образе жизни через чтение художественной литературы и заучивания стихов. Воспитывать любовь и уважение к здоровью. | совместная деятельность в режимных моментах | ||
5. | «Художественно-эстетическое развитие» | Лепка «Зубная щетка» Цель: развивать творческие способности по изготовлению зубной щётки. | НОД
|
Аппликация «Добрый доктор» Цель: развивать творческие способности.
| НОД | ||
Рисование «Страна здоровых зубов» Цель: Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на предложенную тему. | НОД |
Ресурсное обеспечение проекта:
Информационные ресурсы
- Большая энциклопедия для дошкольников, 2002.
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса;
- Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования"
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Ресурсы сети Интернет
- http://festival.1september.ru/articles/312084/
- 11.http://www.prodlenka.org/metodichka/viewlink/4898.html
Учебно-методические ресурсы:
- Игротека;
- Аудиотека;
- Библиотека
- Фонотека
Материально-технические ресурсы:
- Ноутбук;
- Опытно-экспериментальная зона;
- Достаточное количество мебели;
- Магнитофон.
Финансирование проекта производится из методических средств воспитателя.
Риски и пути преодоления рисков
Риски | Пути преодоления рисков |
Нежелание родителей принимать участие в проекте | Индивидуальная беседа о важности общего дела. |
Недостаток демонстрационного материала | Приобретение необходимого материала в магазинах и на сайтах сети Интернет. |
Выводы:
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающихся проблемами детства. При создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о профессии врача-стоматолога и здоровом образе жизни. Занятия, игры, продуктивная деятельность обьединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только способствовать развитию всесторонней развитой личности ребенка, но и дадут толчок для развития взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем.
Литература
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б., «Безопасность».
2. Гуменюк Е.И., Слисенко Н.А. «Будь здоров».
3. Голицына Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей».
4. Иванова А.И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду».
5. Крылова Н.И. «Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения».
6. Меньшикова Л.А., Попова Н.Л. «Здоровейка в гостях у малышей».
7. Т.И.Бабаева «Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»
8. Тугушева Г. И., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.
9. Попруженко Т.В. Профилактика основных стоматологических заболеваний / Т.В. Попруженко, Т.Н. Терехова. – М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 464 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Здоровые зубы - красивая улыбка"
проект в подготовительной группы на тему: "Здоровые зубы - красивая Улыбка"....
проект по ЗОЖ "Здоровые зубы- красивая улыбка..."
Проект в старшей группе был разработан для того чтобы закрепить с детьми уход за зубами....
Проект "Здоровые зубы-красивая улыбка"
Сохранение своих зубов здоровыми...
Проект «Здоровые зубы – красивая улыбка».
Проект «Здоровые зубы – красивая улыбка»....
Проект Здоровые зубы - красивая улыбка (здоровьесберегающие технологии в ДОУ)
Самое драгоценное у человека - здоровье. Одним из главных показателей заботы человека о своем организме - это не только здоровое тело, но и здоровые зубы. Каждый человек заботится о своих ...
КОНСПЕКТ НОД С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ «ЗДОРОВЫЕ ЗУБЫ - КРАСИВАЯ УЛЫБКА»
Воспитывать культурно-гигиенические навыки и формировать понятие здорового образа жизни....
Познавательная минутка "Здоровые зубы - красивая улыбка"
Правила ухода за зубами...