Организация работы по физическому развитию и здоровьесбережению в старшем дошкольном возрасте
методическая разработка (старшая группа)
Чтобы расширить представления об особенностях функционирования целостности человеческого организма.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Организация работы по физическому развитию и здоровье сбережению в старшем дошкольном возрасте»
Основы здорового образа жизни у детей закладываются с раннего возраста. К старшему возрасту дети имеют уже определенные знания и опыт. Чтобы сформировать осознанное отношение у детей к своему здоровью, мы учитываем возраст, индивидуальные особенностей каждого ребенка, и режим двигательной активности.
Формируя у детей начальные представления о здоровом образе жизни, ведем работу в течение всего года по двум направлениям:
- «Я и мой организм»
- «Я и мое здоровье»
Чтобы расширить представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма, и раскрыть важные составляющие компоненты здорового образа жизни используем разные методы и приемы: словесные, наглядные и практические. Провели беседы:
«Как устроено тело человека»
«Наше сердце с кулачек»
«Есть у меня помощники»
Используя игровые приемы, проводили исследовательские действия;
«Чудо нос»
«Если бы у человека не было ушей»
В ситуативных беседах выясняли причины «Откуда берутся болезни»
«Для чего нужна зарядка»
«Что может случиться, если промочишь ноги»
«Чтобы кожа была здорова, надо…»
Ежедневно формируем навыки личной гигиены: тщательно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после прогулки, закрепляем правила ухода за своим телом и организмом, прививаем привычку полоскать рот водой после приема пищи. Обращаем внимание детей на важность одеваться в соответствии со временем года, чтобы сохранить свое здоровье.
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, является ежедневная утренняя гимнастика. Она поднимает эмоциональный и мышечный тонус детей. Используем и проводим комплексы утренней гимнастики разные по содержанию, с разными предметами. В теплый период года утренние гимнастики проходят на воздухе, в холодный период в помещении.
НОД Физическая культура проходят и в групповом помещении и на воздухе, по методике Л.И. Пензулаевой. Всегда продумываем задачи, готовим оборудование и материалы, продумываем пространство в соответствии с содержанием НОД. Дети успешно овладевают основными видами движений. В равновесии, беге, ползании, прыжках, бросании, ловле, метании. Общеразвивающие упражнения развивают мышцы рук и плечевого пояса, мышцы спины и гибкость позвоночника, мышцы ног, координацию движений.
На прогулке ежедневно, дети в достаточной степени имеют возможность реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения. В подвижных играх закрепляем и совершенствуем двигательные навыки и умения. Игры с разной двигательной активностью: игры с правилами «Ловишки», «Мыщеловка», «Гуси – лебеди», «Хитрая лиса», «Удочка». Игры с метанием «Охотники и зайцы». Физические упражнения «Сбей кеглю», «Школа мяча», «Из обруча в обруч», «Подбрось – поймай», «Прокати мяч в воротца», «Целься вернее». Д
В теплый период года организуем игры – эстафеты «Кто быстрее?», «Ловкие, быстрые, умелые», «Дорожка препятствий» др.
Спортивные игры и упражнения «Катание на самокате, велосипеде», «Забрось мяч в корзину», «Доведи мяч правой рукой до кольца», «Футбол», «Бадминтон».
Во время НОД по физической культуре, утренней гимнастики, подвижных играх, играх – эстафетах, чтобы снять физическую усталость проводим дыхательные гимнастики. Это: «Ветерок», «Надуем воздушный шарик», Проводим пальчиковые игры и до занятия и в процессе НОД по развитию речи, лепке, рисованию, аппликации. Пальчиковые игры активизируют у детей речевую мыслительную деятельность и развивают моторику рук.
В НОД : по ФЭМП, познавательному развитию и других НОД, и в практической совместной деятельности с детьми , чтобы снять напряжение глаз, усталость проводим зрительную гимнастику 2-3 раза в день. Гимнастику подбираем под тему детской деятельности, гимнастики разного содержания. и по словесному указанию, с использованием стихов, потешек.
На занятиях НОД по Изобразительной деятельности, развитию речи, познавательному развитию а также в течении дня в совместной детской деятельности, когда у детей снижается внимание и наступает утомление, проводим физкультминутки и динамические паузы. Физкультминутки и динамические паузы подбираем в соответствии с темой НОД.
Во вторую половину дня , после дневного сна проводим постепенное пробуждение, гимнастику в постели. Встав с постели, ходят по дорожке «Здоровья» это создает положительное психофизическое состояние у каждого ребенка, и осуществляется профилактика плоскостопия. Проводим элементы самомассажа: ладоней, пальчиков, лица. Используем нетрадиционные материалы «Покатай орех между ладонями», «Покатай орех стопой ног, по очередно правой, левой», «Катаем ребристые палочки между ладонями»
В группе и на участке созданы центры двигательной активности, они наполнены различным игровым материалом: мячами разного размера и назначения, кольцеброс, кегли, воротца для прокатывания, мешочки с песком для метания, обручи, скакалки и другое. Каждую неделю материал обновляется, изменяется. Центры двигательной активности являются толчком развития движений детей, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности в течении дня. В утренние часы, во время прогулки, во вторую половину осуществляем индивидуальную работу с детьми имеющие трудности в выполнении движений. В совместной игровой деятельности отрабатываем основные виды движений. Дети имеют достаточно богатый двигательный опыт, и на прогулке самостоятельно организуют подвижные игры, по своему желанию. За это детей хвалим и поддерживаем детскую инициативу.
Тесно взаимодействуем и сотрудничаем с родителями по вопросам развития ребенка в области «Физического развития». Вовлекаем родителей к подготовке и проведению физкультурных развлечений, недели здоровья. Информируем в уголке для родителей по вопросам оздоровления и развития. «Как укрепить здоровье ребенка», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Профилактика плоскостопия», «Закаливание», «Соблюдаем режим дня», «Играем с ребенком – пальчиковые игры». Разрабатываем памятки «Точечный массаж», «Школа мяча – играем вместе» и многие другие.
Мы и родители видим, как дети успешно овладевают основными видами движений, с радостью и интересом играют в подвижные игры, у них формируется осознанное отношение к своему здоровью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы воспитателя по развитию устной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения
Данная методическая рекомендация адресована воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения и имеющим нарушения устной речи....
Презентация. Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.
Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста....
Организация работы по физическому развитию и здоровьесбережению с учётом ФГОС
Методы и приёмы , используемыё в работе с детьми по ФИЗО...
"Особенности организации работы по профилактике нарушений зрения у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение испособствует предепреждению нарушения зрения и развитию глазных заболеваний....
Проект по организации работы театральной студии «Маленький актер» для детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка«Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы на...
Доклад "Организация работы в группе по этикету с детьми старшего дошкольного возраста"
В настоящее время необходимость в активизации художественно – эстетического воспитания достаточно актуальна. И этикет как важная часть общечеловеческой культуры, выработанная на протяжении многи...