Экспериментальные игры в ваннах, как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
статья (младшая группа)

Колеганова Елена Алексеевна

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Основными направлениями развития образования является поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной работы в образовательных учреждениях по укреплению здоровья детей, снижению заболеваемости и повышению выносливости детского организма. В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук является важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. Развитие мелкой моторики входит в систему здоровьесберегающих технологий используемых нами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментальные игры в ваннах, как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Основными направлениями развития образования является поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной работы в образовательных учреждениях по укреплению здоровья детей, снижению заболеваемости и повышению выносливости детского организма.

В работе нашего дошкольного учреждения активно внедряются такие здоровьесберегающие технологии как: технологии сохранения и стимулирования здоровья (пальчиковая, дыхательная и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, дорожки здоровья, динамические паузы, подвижные и спортивные игры и т. д.); технологии обучения здоровому образу жизни (оздоровительная гимнастика, игры-релаксации, точечный массаж, привитие детям гигиенических навыков, физкультминутки во время занятий, физкультурные занятия, спортивные праздники и досуги); коррекционные технологии (музыкотерапия, сказкотерапия).

Развитие мелкой моторики входит в систему здоровьесберегающих технологий, используемых нами. В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук является важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Вся работа по развитию мелкой моторики у детей строится по принципу «от простого к сложному», и ведется с первой младшей группы и до подготовительной к школе.

Работая в группе детей раннего дошкольного возраста, можно столкнуться с проблемами вовлечения детей в развивающую и образовательную деятельность, в период адаптации. Изучая литературу и наблюдая за детьми, мы пробовали разные средства и способы мотивации детей. Одно из наиболее интересных детям и многогранное в использовании стало средство работы «Игры в ваннах».

Ванна — это не только чистота и удовольствие от купания, это еще и радость многочисленных открытий для маленьких детей. Игры в ванной для детей – это не просто развлечение. Они также знакомят ребенка с удивительными свойствами предметов, успокаивают нервную систему, расслабляют и одновременно поднимают настроение. В нашей работе «ванной» стали контейнеры разных размеров и сухой бассейн.

Мы предлагали детям игры с мячами разных размеров. Основной функцией мячей в сухом бассейне является наполнение бассейна. Играя, «ныряя», прячась у детей развиваются тактильные ощущения и естественным способом проходит массаж тела. В бассейне имеются мишени и трубы для разных вариантов игры. Захват ребенком мяча, способствует развитию мелкой моторики. Так же такой формат работы раскрывает большие возможности для экспериментальной деятельности. Сравнивание мячей по размеру и цвету, желание узнать, как мяч «прилип» к стене и не падает, интерес провести по трубам мячи разных размеров увлекают малышей и развивают их.

Так же в сухом бассейне можно играть с различными тканями и полиэтиленовой плёнкой с воздушными пузырьками. Разноцветные лёгкие материалы будто приглашают малышей к игре. Ребята с удовольствием играют в прятки с использованием вуали и платков, которые быстро переходят в переодевания. Вуаль легко смять, подбросить вверх и наблюдать, как она опускается. Дети могут использовать платки в качестве каната. Но не меньше радости получают малыши, погружаясь в ворох разноцветной ткани и ощущая мягкость материала на коже. Таким образом, игры с тканями позволяют развивать тактильные ощущения, наблюдательность и все мыслительные процессы, а также дети учатся взаимодействовать друг с другом. Упаковочный материал предлагает малышам целый ряд возможностей для занятий, которые соответствуют их потребностям в познании мира вокруг себя. В плёнку можно закутаться, словно в одежду, а негромкие щелчки лопающихся пузырьков приносят ребёнку дополнительное удовольствие.

Также в бассейне можно играть с бумагой. Дети раннего возраста любят играть с туалетной бумагой, но в большинстве случаев игра заканчивается запретом. Но если помесить туалетную бумагу в сухой бассейн, размотать рулоны, то они превратятся в недорогой, легкодоступный и без проблем убираемый материал, от игры с которым дети получают приятные впечатления. Бумагу можно смять, бросить, смочить. Использованную бумагу в дальнейшем мы не выбрасывали, а проводили различные эксперименты и делали из нее массу, для лепки из которой после делали различные подделки.

В контейнерах разных размеров мы играли с песком, крупами и клейстером. Игры с песком - одна из форм естественной деятельности ребёнка. Они позитивно влияют на эмоциональное состояние ребёнка. Также игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Всё это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти. Как чудесно погружать в ванну с крупами части тела. Кроме приятных тактильных качеств крупы предоставляют массу возможностей для игр и экспериментов. Она хорошо скользит, например, в длинную пластмассовую трубу. Зачерпывание крупы ложкой и попытки ухватить её с помощью пинцета, помогают развитию у малышей мелкой моторки. А если насыпать в жестяные чашки, то можно услышать, как она грохочет в них.

Подводя итоги нашей работы, мы отмечаем положительную динамику развития мелкой моторики у детей, большой интерес и вовлечённость в образовательный процесс. Наблюдая за детьми в своей группе, отметили, что в начале работы с ваннами, у детей повышается интерес и вовлечённость, эмоциональное состояние стабилизируется и повышается мотивация. Со временем дети сами предлагают различные игры, усложняют уже знакомые и начинают взаимодействовать друг с другом. «Игры в ваннах» развивают у детей память, мышление, воображение, мелкую и крупную моторику.

Библиографический список

  1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук.
  2. Бостельман А. "Эксперименты в ванне. Развивающие игры для детей. ФГОС ДО"
  3. Данилова Е. «Пальчиковые игры»
  4. Ермакова И.А."Развиваем мелкую моторику у малышей";
  5. Развитие мелкой моторики [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

Е.А.Колеганова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи" (консультация для воспитателей общеразвивающих групп)

   Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки....

«Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста по средствам использования элементов нетрадиционных техник в аппликации»

Методическая разработка о специфике освоения аппликации в младшем дошкольном возрасте; об особенностях использования элементов нетрадиционных техник в аппликации у детей младшего дошкольного возр...

Дидактическая игра на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста "Цветные ленточки"

Почему игры шнуровки полезны1) Игры шнуровки развивают мелкую моторику.2) Игры шнуровки развивают координацию движения ручек (сенсомоторная координация).3) Игры шнуровки развивают усидчивость, терпени...

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста

Развитие ручной моторики у детей младшего возраста связано с речевым, психологическим, а также личностным развитием. Дидактическая игра является одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребен...

Методическая тема: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста по средствам использования элементов нетрадиционных техник в аппликации»

1.                Выявить особенности использования элементов нетрадиционных техник в аппликации у детей младшего дошко...

Консультация для родителей «Пластилинография - как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»

В данной статье кратко раскрывается понятие пластилинографии. Необходимость занятий пластилинографией для развития мелкой моторики пальцев рук, даются советы по правильному выбору материалов для занят...