Программа по ритмической гимнастике "Танцевальный фейерверк"
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Данная программа является музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lebedevoy.docx | 51.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по ритмической гимнастике
«Танцевальный фейерверк»
Инструктор по физической культуре
ГБОУ Школа «Дмитровский
Лебедева Наталья Николаевна
Пояснительная записка
Дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека, в формировании физического и эмоционального здоровья, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем, воспитании высокообразованного, культурного человека, умеющего понимать, ценить и любить прекрасное.
Велика сила эмоционального и нравственного воздействия музыки, и важно переживать её в движении. Чувства и настроение, вызванные музыкой, придают движениям эмоциональную окраску, влияя на пластику и выразительность жестов.
Именно благодаря тесной взаимосвязи слуховых ощущений с мышечными значительно ярче и эмоциональнее воспринимается музыка.
Основой данной программы является формирование культуры тела, красивой осанки, свободы и естественности движения.
Последовательная, систематическая работа над решением задач музыкально – ритмического воспитания развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально – динамическому осмыслению музыки и движений.
Сочетание музыки и движения открывает для ребёнка богатый мир добра, света, красоты. Вместе с тем, до сего времени очень мало внимания уделяется музыкальной стимуляции умственной и двигательной активности учащихся. Проблема эта очень актуальна.
Особенности данной программы
Ориентация не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога в области ритмопластических движений, выявление индивидуального стиля деятельности и в связи с этим коррекция содержания работы «на себя», «на себя во взаимодействии с детьми» - вот первая отличительная особенность данной программы.
Вторая особенность – это использование в качестве музыкального сопровождения, как правило, целостных произведений – в грамзаписи и при непосредственном, «живом» исполнении (а не отрывков по 8, 16 тактов, как это принято в традиционных музыкально-ритмических упражнениях). Целостный музыкальный образ передается разнообразными пластическими средствами, требующими как свободного владения телом, так и тонкого музыкального слуха, богатого воображения и фантазии, более глубокого постижения содержания музыки. Идя от простого к сложному, от детских песен к симфоническим произведениям композиторов-классиков ( М. Мусоргского, П. Чайковского, Э. Грига, К. Сен-Санса и др.), ребенок постепенно приобщается к миру прекрасного, пропуская как бы «через себя» музыку, сложный мир чувств и образов, обыгрывая своим телом музыкальную ткань произведения, его настроение и содержание и постигая при этом на телесном, зрительном и эмоциональном уровнях специфический язык средств музыкальной выразительности.
Третья особенность данной программы - это акцентирование внимания педагогов не столько на внешней стороне обучения детей музыкально–ритмическим движениям, то есть формировании двигательных умений, сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это, прежде всего, сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность. Движение является как бы видимым айсбергом глубинных психических процессов, и по двигательной реакции движения под музыку можно с достаточной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и психомоторного развития ребенка.
Другими словами, данная программа является музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.
Принципы программы
Занятия ритмопластикой проводятся в каждой возрастной группе отдельно, 2 раза в неделю по подгруппам во второй половине дня, также проводится индивидуальная работа с детьми. Продолжительность занятий от 15 (в младшей) до 30 (в подготовительной) минут.
Занятия ритмопластикой посещают все дети, без отбора.
Занятия проводятся в двух залах с разным покрытием (ковровое покрытие для «партерной гимнастики», подвижных игр; линолеум - для хореографических и танцевальных упражнений).
Форма одежды: девочки – х/б купальники, короткие юбочки, мальчики – х/б майки, велосипедки, обувь – чешки, балетные тапочки.
У некоторых детей слабо развито чувство ритма, плохая координация движений, не развит музыкальный слух, отсутствует ориентировка в пространстве. Всё это учитывалось при разработке программы.
Система упражнений, выстроенная по принципу «от простого к сложному», с учетом всех необходимых музыкально-ритмических навыков выразительного движения, при условии многократного повторения заданий, поможет успешному выполнению требований программы.
Основу работы по программе составляет развитие музыкально-ритмических способностей, поэтому работа включает в себя общие занятия;
индивидуальные занятия: танцевальные движения, «партерную гимнастику».
«Партерная гимнастика» - это занятия на полу. Упражнения, выполненные на полу, способствуют разгрузке позвоночника, поэтому они наиболее полезны детям, у которых есть нарушения осанки. Кроме того, лёжа, дети гораздо лучше чувствуют и владеют своим телом.
«Танцевальные движения, упражнения» - это один из наиболее эмоциональных, доступных и любимых детьми видов двигательной деятельности. Использование этих упражнений способствует развитию чувства ритма, координации движений, вызывает эмоциональный подъем, а также развивает эстетические чувства, повышают интерес к занятиям.
Основной формой музыкально-ритмического воспитания является занятие, планируя которое следует обязательно продумывать различные виды деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для занятий. Чем активнее и разнообразнее музыкальная деятельность учащихся на занятии музыкально-ритмическим воспитанием, тем эффективнее происходящий процесс музыкального воспитания, и, следовательно, успешнее достигается его цель. Занятия включают в себя следующие виды музыкальной деятельности:
Восприятие музыки.
Исполнение (ритмические движения, танец). Музыкально-творческая
деятельность (музыкальное, танцевально-игровое творчество).
Главным требованием для всех видов деятельности является выразительность, способность непосредственно и искренне передать эмоциональное содержание музыки.
Положительным моментом в организации занятий и при разучивании новых упражнений, движений танца является присутствие двух педагогов (концертмейстера и педагога по ритмике), что обеспечивает более точную и качественную работу с детьми.
Таким образом, можно выделить три этапа построения программы.
На 1-м этапе (начало использования в работе с детьми музыкально-ритмических композиций) мы опираемся на способность детей к подражанию, которая ярко выражена в дошкольном возрасте. Подражая взрослому, ребенок осваивает разнообразные виды движений и постепенно начинает использовать их в самостоятельной деятельности (в играх, танцевальных импровизациях).
2-й этап обучения (после того, как дети уже приобрели некоторый опыт в исполнении по заказу и запомнили несколько композиций) способствует развитию у детей умений самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения, композиции в целом и отдельные движения.
3-й этап работы – подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способности к самовыражению в движении под музыку, формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения. Реализация этих задач наиболее важна в данной программе, так как именно в развитии творчества, способности к импровизации концентрируется основная идея – владение собственным телом, тонкость музыкального восприятия, нестандартность мышления, психологическая свобода.
Формы и методы организации педагогической деятельности
В процессе реализации поставленных задач педагог сталкивается с проблемой выбора методов и форм развития ребенка, обеспечения максимально комфортных условий для занятий с детьми и, в то же время, поиска наиболее эффективных способов достижения результатов. Как научить детей тонко воспринимать музыку, выполнять разнообразные двигательные упражнения, свободно импровизировать, выражая в пластике музыкальный образ. Для реализации этих задач необходимы следующие условия:
1. Использование интенсивных методов обучения – выполнение большого объема двигательных упражнений на занятиях, а также подбор материала, позволяющего решать большой круг разнообразных задач развития ребенка.
2. Обеспечение психологического комфорта детей и педагогов в процессе выполнения движений под музыку.
3. Выбор оптимальной системы занятий.
4. Объединение усилий всего педагогического коллектива на решение поставленных задач.
Для успешной реализации такого комплекса разнообразных задач необходимо обеспечивать психологический комфорт, чувство защищенности каждому ребенку, чтобы у него не было боязни сделать что-нибудь не так, проявить свое неумение и т.д. поэтому педагог должен стараться не делать детям замечаний вслух, а наоборот подбадривать их. Важно также подбирать такой материал, который был бы доступен для исполнения, соответствовал бы возрастным и индивидуальным особенностям детей. Известно, что детям (и взрослым) нравится исполнять то, что получается, а если материал слишком сложный, то он, как правило, отвергается.
Следующее условие – выбор оптимальной системы занятий, что связано с использованием в работе с детьми двух уровней с музыкально-ритмическим материалом. Первый уровень сложности можно назвать тренинговым, он предполагает освоение ряда музыкально-ритмических композиций в процессе игрового сотрудничества педагога и детей без специального разучивания. Этот материал, в основном, исполняется по приказу взрослого и включается в утреннюю зарядку, различные занятия и паузы между ними. В программы детских утренников тренинговые композиции, как правило, не включаются, так как они достаточно сложны и не ставится дать детям возможность приобрести собственный целостный чувственный опыт движения под музыку, обогатить их запасом разнообразных двигательных упражнений, облегчить и ускорить процесс формирования музыкально-ритмических навыков и умений.
И последнее условие - согласованность действий всего педагогического коллектива, использование единого репертуара по ритмике в разнообразных формах работы, а также единство в подходах и требованиях разных специалистов. Один педагог как бы подхватывает и углубляет, дополняет на своих занятиях один т тот же музыкально-ритмический материал, интегрируя его с заданиями другого содержания (например, по развитию речи, формированию математических представлений, ознакомлению с окружающей природой и т.д.).
Такая система работы способствует достижению следующих результатов:
- дети легко и свободно используют в импровизации разнообразные движения, тонко передавая музыкальный образ;
- процесс разучивания нового репертуара занимает немного времени – 2-3 занятия;
- дети владеют определенным репертуаром, готовым для показа на выступлении;
Еще одним преимуществом использования такой системы работы является то, что педагог ощущает некоторое облегчение в своей профессиональной деятельности, так как значительно меньше тратит усилий на разучивание репертуара.
В данной системе работы условно выделяются три этапа.
На 1-м этапе (начало использования в работе с детьми музыкально-ритмических композиций) нужно опираться на способность детей к подражанию, которая ярко выражена в дошкольном возрасте. Подражая взрослому, ребенок осваивает разнообразные виды движений и постепенно начинает использовать их в самостоятельной деятельности (в играх, танцевальных импровизациях).
2-й этап обучения (после того, как дети уже приобрели некоторый опыт в исполнении по заказу и запомнили несколько композиций) способствует развитию у детей умений самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения, композиции в целом и отдельные движения.
3-й этап работы – подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способности к самовыражению в движении под музыку, формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения. Реализация этих задач наиболее важна в данной программе, так как именно в развитии творчества, способности к импровизации концентрируется основная идея – владение собственным телом, тонкость музыкального восприятия, нестандартность мышления, психологическая свобода.
Цели и задачи программы
Целью ритмической пластики является сохранение здоровья и повышение работоспособности дошкольников.
- Формирование осанки.
- Приобщение детей к искусству танца.
- Развитие творческого начала в человеке.
Для каждого года обучение имеются свои задачи:
Первый год обучения :
- Общее физическое развитие детей.
- Обогащать музыкальные впечатления детей,
создавать радостное настроение. - Развивать ритмичность движений под музыку.
- Учить выразительности исполнения движений,
совместным и индивидуальным действиям.
Второй год обучения:
- Развивать инициативу, самостоятельность детей.
- Развивать координацию движений и пространственную ориентацию.
- Овладеть различными видами шага.
- Учить двигаться в соответствии с различным характером музыки.
Третий год обучения:
Задачи остаются такие же, как в первые 2 года обучения, но еще добавляются более сложные:
- Учить ускорять и замедлять движение, менять его в соответствии с музыкальными фразами.
- Развитие чувства коллективизма.
- Выполнение танцевальных движений с предметами.
- Добиваться слаженности движений при групповом исполнении.
- Работать над актерским мастерством.
- Воспитание культуры поведения и общения.
Прогнозируемые результаты
В результате усвоения этой программы, к концу первого года обучения, дети должны овладеть следующими навыками:
- Двигаться в соответствии с контрастным
характером музыки (спокойный шаг, бодрый шаг); - Реагировать на начало звучания музыки и ее
окончание; - Самостоятельно начинать движение после вступления;
- Ритмично под музыку двигаться;
- Легко бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;
- Двигаться по кругу, взявшись за руки;
- Двигаться парами;
- Выполнять образные движения: «зайчики прыгают», «птички летают», «машина едет».
К концу 2 и 3 года обучения дети должны овладеть
следующими навыками движения:
- Ходить легко, ритмично;
- Бегать быстро, с высоким подъемом ног;
- Собираться в круг в играх, хороводах;
- Легко прыгать на двух ногах, притопывать;
- Подводить детей к выполнению галопа.
- Передавать игровые образы;
- Исполнять приставной шаг;
- Двигаться в парах, соблюдая расстояние;
- Хорошо делать подскоки;
- Овладеть шагом польки;
- Уверенно двигаться боковым галопом.
делать быстро перестроения: из линии круг, из
круга врассыпную и т.д.
Методы выявления достигнутых результатов:
- Показ движений ребенком по просьбе педагога.
- Открытый урок.
- Праздник.
- Игра.
Содержание программы
Календарно-тематический план
II младшая группа
№ п/п | Название (количество часов) | Программное содержание | |
Сентябрь | 1 | «Мы едем-едем-едем…» (2 часа) | Упражнять детей в ходьбе друг за другом. Учить прыжкам на двух ногах. Учит поскокам по кругу с одновременным движением рук. |
2 | «Веселая рыбалка» (2часа) | Учить детей выполнять упражнения из положения сидя на полу. Ходьба на носках. Бег, высоко поднимая колени. | |
Октябрь | 3 | «Осенний листопад» (2часа) | Ходьба на носках мелким шагом. Импровизация движений в соответствии с характером музыки. Кружение на месте. |
4 | «Танец Чебурашки» (2часа) | Ходьба приставными шагами вперед. Бег в колонне, соблюдая интервал. Наклоны туловища вправо-влево в соответствии с музыкой. | |
Ноябрь | 5 | «Танец Мишки-Топтыжки» (2часа) | Ходьба на четвереньках в свободных направлениях. Притопы ногой. Качание на спине в разных направлениях. Кружение на шагах. |
6 | «Танец матрешек» (2часа) | Покачивания вправо, влево. Обучение детей «топаюшему» шагу. Ходьба приставными шагами в стороны. | |
Декабрь | 7 | «Развеселая игра» (2часа) | Учить детей «пружинке». Полуобороты туловища вправо-влево. Ходьба по кругу друг за другом. |
8 | «Танец попрыгунчиков» (2часа) | Обучать детей прыжкам ноги врозь, руки в стороны; ноги вместе, руки вниз. Повороты головы направо - прямо, налево - прямо, кивки головой. «Пружинка» с полуоборотом направо и налево. | |
Январь | 9 | «Танец бельчат» (2часа) | Закреплять «пружинку». Кружение на носках на месте. Прыжки на двух ногах на месте. |
10 | «Деревенская пляска» (2часа) | Пружинящие шаги. Бег в колонне. Ходьба парами друг за другом и в разных направлениях. Пружинные приседания в такт музыке. | |
Февраль | 11 | «Цирковые пони» (2часа) | Ходьба друг за другом с высоким подниманием колен. Бег на носках. Перестроения в круг. |
12 | Игра «Синички и ястреб» (2часа) | Импровизация под музыку. Бег «змейкой» вокруг предметов. Ходьба в разных направлениях. | |
Март | 13 | «Солнышко и облака» (2часа) | Ходьба на носках врассыпную. Имитация «плавания брассом». Упражнения из положения лежа на спине. |
14 | «Марш физкультурников» (2часа) | Хлопки в ладоши в соответствии с ритмической пульсацией. Ходьба на месте с различным положением рук. Ходьба приставными шагами вправо, влево. | |
Апрель | 15 | «Танец наседки и цыплят» (2часа) | Мелкий, семенящий бег. Бег со сменой направления. Кружение на месте. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. |
16 | «Танец папуасов» (2часа) | Импровизация плясовых движений. Ходьба на пятках с одновременной работой рук. Твистовые движения. Бег, высоко поднимая колени. | |
Май | 17 | «Путешествие в Африку» (2часа) | Полуобороты туловища на «пружинке». Продвижение топающим шагом. Перенос веса тела с одной ноги на другую. Бег мелкими и широкими шагами. |
18 | «Солнышко и тучки» (2часа) | Ходьба парами по кругу. Бег врассыпную. Кружение парами на легком беге. | |
Итого: 36 часов |
Средняя группа
№ п/п | Название | Программное содержание | |
сентябрь | 1 | «Марш суворовцев» (2 часа) | Ходьба на месте. Хлопки в ладоши в соответствии с ритмической пульсацией музыки. Притопы ногами. Приставные широкие шаги вправо – влево. |
2 | «Облака» (1час) | Ходьба на носках врассыпную. Имитация «плавания брассом». Упражнения из положения лежа на спине. | |
3 | «Озорные котята» Танец – игра. (1час) | Имитация движений «котенок умывается». Притопы с полуоборотом направо и налево. Импровизация поз, мимики и движений в соответствии с игровой ситуацией. | |
октябрь | 4 | «Танец неваляшек» (2часа) | Шаг с каблучка. Кружение на месте топающим шагом. Полуобороты вправо – влево на «пружинке». |
5 | «Кот Васька и мыши» Танец-игра. (2часа) | Бег по кругу. Подскоки. Прыжки на двух ногах спиной вперед. | |
ноябрь | 6 | «Листопад» (1час) | Ходьба на носках мелким шагом в свободном направлении. Импровизация движений в соответствии с характером музыки. Кружение на носках на месте. Кружение в парах «звездочкой». |
7 | «Веселые человечки» (1час) | Полуобороты на «пружинке». Кружение на шагах на месте. Боковой галоп. | |
8 | «Танец друзей» (1час) | Хлопки в ладоши по типу игры в «Ладушки». Кружение в парах на подскоках. Приставной шаг по кругу. | |
декабрь | 9 | «Госпожа Метелица» (2часа) | Скрестные маховые движения руками. Круговые движения руками. Широкие шаги вперед. Бег мелким шагом. Импровизация движений. |
10 | «Теремок» Танец-игра. (1час) | Импровизация движений в образе зверюшек. Топающие шаги вперед. Наклоны туловища в соответствии с ритмом музыки. Кружение на месте подскоками. | |
11 | «Веселые поросята» Танец-игра. (1час) | Полуприседания. Прыжки на месте на одной ноге. Шаги спиной назад. Движения, имитирующие бросание снежков. | |
январь | 12 | «Озорница» (2часа) | Полуобороты туловища на «пружинке». Продвижение топающим шагом. Перенос веса тела с одной ноги на другую. Бег мелкими и широкими шагами. |
13 | «Давайте жить дружно» (2часа) | Скрещивающиеся и маховые движения руками над головой на «пружинке». Повороты туловища вправо – влево. Имитация движений в соответствии с характером музыки. | |
февраль | 14 | «Девочка и птички» (2часа) | Ходьба на носках. Прямой галоп. Притопы с полуоборотом вправо и влево. Импровизация движений в соответствии с игровой ситуацией. |
15 | «Волшебные стеклышки» Игра. (2часа) | Качание в парах вправо – влево. Кружение на шагах с продвижением вперед по линии танца. Ходьба вперед - назад мелкими шагами. Кружение в беге «звездочкой». | |
март | 16 | «Берлинская полька» (2часа) | Бег с «захлестом» по кругу. Хлопки в ладоши в такт музыке. Притопы ногами. Кружение в парах «лодочкой». |
17 | «Марш друзей» (1час) | Энергичная ходьба. Подскоки друг за другом. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Приставной шаг. | |
18 | «Мой веселый, звонкий мяч» Танец-игра. (1час) | Имитация отбивания мяча о пол двумя руками. Кружение шагом на месте. Прыжки ножницами в соответствии с ритмом музыки. широкий бег с «захлестом». | |
апрель | 19 | «Весенние цветочки» (2часа) | Медленная ходьба в свободных направлениях. Кружение на месте. Перестроения в «звездочки». Импровизация движений. |
20 | «Озорной мальчишка» (2часа) | Энергичная ходьба на месте. Наклоны вперед. Притопывающие шаги. Прыжки ноги врозь – руки в стороны, ноги вниз – руки вниз. | |
май | 21 | «Лето красное пришло» (2часа) | Бег с «захлестом» по кругу. Энергичный шаг «с каблучка». Импровизация движений в соответствии с характером музыки. Прыжки на двух ногах, руки согнуты в локтях. |
22 | «Половинка» (2часа) | Ходьба, высоко поднимая колени. Бег на носках. Подскоки с «фонариками». Полуобороты на «пружинке». | |
Итого: 36 часов |
Старшая группа
№ п/п | Название | Программное содержание | |
Сентябрь | 1 | Композиция «Осенние листья» | Ходьба на носках мелким шагом, импровизируя движения в соответствии с характером музыки. Кружение в парах на носках. Кружение в «звездочке». |
2 | «Танец поросят» | Полуприседания. Прыжки на месте на одной ноге. Шаги спиной назад. Движения, имитирующие бросание снежков. | |
3 | «Мой веселый звонкий мяч» (музыкальная композиция с мячиками). | Подскоки с одновременными хлопками в ладоши в соответствии с ритмом музыки. Боковой галоп. Бросание и ловля мяча. Прокатывание мяча друг другу. Передача мяча по кругу. | |
Октябрь | 4 | «Цыплята и коршун» Музыкально-ритмическая игра. | Кружение на месте на шагах. Шаг «с каблучка», руки утрированно сгибать в локтях. Бег врассыпную. |
5 | «Развеселая игра» (2часа) | Учить детей «пружинке». Полуобороты туловища вправо-влево. Ходьба по кругу друг за другом. | |
6 | «Непоседы» Танец-игра. | Прямой галоп врассыпную. Топающие шаги. Кружение шагом на месте. | |
Ноябрь | 7 | Танец «Петрушек» | Шаг «с каблучка». Прыжки с поочередным подниманием согнутой в колене ноги. Чарльстоновые движения. Кружение на месте шагом «вперевалочку». Скрестный шаг. |
8 | Танец «Птички-невелички». | Боковой галоп. Кружение на подскоках «звездочкой». Имитирующие движения. | |
Декабрь | 9 | «Марш друзей» (1час) | Энергичная ходьба. Подскоки друг за другом. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Приставной шаг. |
10 | «Танец Метелицы» (2часа) | Скрестные маховые движения руками. Круговые движения руками. Широкие шаги вперед. Бег мелким шагом. Импровизация движений. | |
Январь | 11 | «Веселые наездники» | Ходьба пружинящим шагом. Прямой галоп. Маховые круговые движения руками. Импровизация в соответствии с образом наездника. |
12 | «Скоморохи» | Шаг «с каблучка». Прыжки с поочередным подниманием согнутой в колене ноги. Чарльстоновые движения. Подскоки с «фонариками». Боковой галоп. | |
13 | «Веселые мышата» | Бег врассыпную, перестроение в колонны. Семенящие шаги «змейкой». Упражнения из положения сидя и стоя на коленях. «Саночки». | |
Февраль | 14 | «Золотая рыбка» | Выполнение руками волнообразных движений. Семенящий бег. Кружение на носках. |
15 | «Волшебное зеркало» | Бег на носках. Приставные шаги с одновременной работой рук. Полуобороты корпуса вправо – влево. Кружение на носках на месте. | |
Март | 16 | «Богатырская наша сила» | Импровизация сцены «Утро в деревне». Скрещивание мечей. Маршевый шаг. Выпады ногами вперед. Поочередное поднимание друг друга спиной. |
17 | «Танец кукол» | Кружение на месте на шагах, не сгибая колен. Приставной шаг. Импровизация движений в образе куклы. | |
Апрель Апрель | 18 | «Летний танец» | Встречные движения руками вперед – назад. «Пружинка». Кружение на носках. Легкий бег врассыпную. |
19 | «Веселая птичница» | Ходьба друг за другом, изображая различных домашних птиц. Прыжки спиной назад. Ходьба врассыпную с имитацией поиска зернышек. Кружение на месте. Ходьба вперевалочку – на внешней стороне стопы. | |
Май | 20 | «Разноцветные краски» | Высокий бег врассыпную. Перенос веса тела с одной ноги на другую в соответствии с ритмом. Кружение на подскоках. Притопы с хлопками. «Моталочка». |
21 | «Калинка» | Народные танцевальные движения. Кружение на месте шагом с припаданием. Подскоки на месте, нога за ногу с оттянутым носком («веревочка»). Кружение на подскоках. | |
Итого: 36 часов |
Подготовительная группа
№ п/п | Название | Программное содержание | |
Сентябрь | 1 | «Танец с зонтиками» | Бег за хлестом. Полуобороты туловища вправо – влево на «пружинке». Приставные шаги. Кружение «каруселью» семенящим бегом на носках. |
2 | «Цирковые пони» | Приставные шаги. Бег на месте, высоко поднимая колени, бег с «захлестом». Прыжки на одной ноге. Кружение на месте. | |
Октябрь | 3 | «Кремена» | Кружение на месте на прямых ногах Прямой и боковой галоп. Подскоки. |
4 | «Светит месяц» | Ходьба по кругу хороводным шагом. Ходьба на носках дробным шагом. Шаги с притопом. Импровизация плясовых движений. | |
Ноябрь | 5 | «Танец добрых волшебников» | Ходьба на полусогнутых ногах. Импровизация динамичных колдовских движений. Боковой галоп, подскоки. |
6 | «Посиделки» Танец-игра. | Полуобороты туловища на пружинке. Махи прямыми ногами. Твистовые движения. | |
Декабрь | 7 | «Лунный танец» | Ходьба «змейкой» на носках. Кружение в парах. Развитие пластичности движений. |
8 | «Танец снежинок» | Ходьба маршем. Выпады на правую, левую ноги. Кружение на носках. «Мельница». | |
Январь | 9 | Танец «Яблочко». | Ходьба маршем. Приставные шаги с притопом. Кружение парами на шагах, руки «лодочкой». Шаг «с каблучка». Присядка. |
10 | «Танцуем вместе» | Приставные шаги, притопы. Боковой галоп. Кружение парами на подскоках. | |
Февраль | 11 | Музыкальная композиция с обручами. | Ходьба по кругу противоходом. Кружение на месте в парах. Наклоны вправо – влево на «пружинке». |
12 | «Цыганочка» | Переступание на месте на носках. Махи ногами и руками. Прыжки на месте с одновременным поворотом на 180*. Кружение на месте шагом с припаданием. Переменный шаг, разводя края юбки широко в стороны. | |
Март | 13 | «Лирический танец» ? | Ходьба врассыпную на носках. Шаг спиною вперед. Кружение на месте на носках. Кружение в парах «звездочкой». Импровизация движений в соответствии с музыкой. |
14 | «Упрямые козлики» | Прямой приставной шаг вперед с притопом на сильную долю. Топающий шаг на месте. Маршевый шаг спиной назад. | |
Апрель | 15 | «Яркий сарафанчик» | Ходьба хороводным шагом «змейкой». Кружение на месте на носках. Шаги с припаданием. Перестроения из шеренги в круг и полукруг. |
16 | «Хлопушки» | Приставной шаг вперед с одновременными хлопками. Ритмичные повороты и наклоны туловища. Упражнения из положения сидя и лежа на спине. | |
Май | 17 | «Цветик-семицветик» | Бег на носках. Пружинящие шаги. Перестроения из одного круга в несколько маленьких. Полуобороты туловища вправо – влево. |
18 | «Пластилиновый» танец. | Полуобороты туловища направо и налево. Упражнения из положения сидя и лежа на животе. Реверанс или шаг – поклон. | |
Итого: 36 часов |
Формирование навыков и умений в процессе реализации программы
II младшая группа
№ п/п | Название | Приобретаемые навыки и умения |
1 | «Мы едем-едем-едем…» | Развитие координации руки ног в процессе ходьбы, быстроты реакции, умения сочетать движения с музыкой и словами. |
2 | «Веселая рыбалка» (2) | Развитие координации, точности движений, выразительности пластики, умения вслушиваться в слова и музыку, точно передавая все нюансы песенки в движениях. |
3 | «Осенний листопад» (2) | Развитие музыкальности, способности к импровизации. |
4 | «Танец Чебурашки» (2) | Развитие выразительности пластики, точности и ловкости движений, музыкального слуха. |
5 | «Танец Мишки-Топтыжки» (2) | Развитие чувства ритма, выразительности, точности движений. |
6 | «Танец матрешек» (2) | Развитие чувства ритма, выразительности и координации движений. |
7 | «Развеселая игра» (2) | Развитие музыкального слуха, быстроты реакции, памяти, выразительности движений. |
8 | «Танец попрыгунчиков» (2) | Развитие координации движений, чувства ритма, образного восприятия музыки. |
9 | «Танец бельчат» (2) | Развитие мягкости, плавности движений рук, формирование навыка пружинить ногами во время маховых движений руками, развитие музыкального слуха, выразительной пластики, воображения. |
10 | «Деревенская пляска» (2) | Развитие ловкости и точности движений, формирование навыка пружинящей ходьбы, умения координировать движения с музыкой. |
11 | «Цирковые пони» (2) | Развитие чувства ритма, координации движений, чувства равновесия, выразительности пластики, умения перестраиваться в пространстве (в круг – врассыпную). |
12 | Игра «Синички и ястреб». (2) | Развитие музыкальности, выразительности движений, способности к импровизации, воображения, фантазии. |
13 | «Солнышко и облака» (2) | Развитие мягкости, плавности движений рук, музыкальности и выразительности движений. |
14 | «Марш физкультурников» (2) | Развитие координации движений рук и ног в процессе ходьбы, развитие музыкального слуха (чувства сильной доли), ловкости и точности движений. |
15 | Танец «Наседки и цыплят» (2) | Развитие музыкальности, умения координировать движения с музыкой. |
16 | «Танец папуасов» (2) | Развитие точности, ловкости, координации движений, быстроты реакции, чувства ритма, способности к импровизации. |
17 | «Путешествие в Африку» (2) | Развитие координации движений, чувства ритма, умения переносить вес тела с ноги на ногу, творческого воображения, внимания и памяти, быстроты реакции. |
«Солнышко и тучки» (2) |
Средняя группа
№ п/п | Название | Приобретаемые навыки и умения |
1 | Композиция «Марш» | Развитие координации движений рук и ног в процессе ходьбы, развитие ритмического слуха, ловкости и точности движений. |
2 | «Белые кораблики» | Развитие мягкости, плавности движений рук, музыкальности и выразительности движений. |
3 | «Котята» Игра. | Развитие творческого воображения, способности к импровизации. |
4 | «Куклы и мишка» | Развитие выразительности пластики, творческого воображения, чувства ритма. Освоение шага «с каблучка». |
5 | «Кошка и мыши» Игра. | Развитие внимания, скорости реакции. |
6 | «Осенние листья» | Развитие музыкальности, способности к импровизации. |
7 | «Гномы» | Развитие координации движений. |
8 | «Найди себе пару» Игра. | Развитие чувства ритма, ориентировки в пространстве, коммуникативных навыков. |
9 | «Снежинки и вьюга» | Ориентировка в пространстве. |
10 | «Теремок» Танец-игра. | Развитие координации движений, творческого воображения. |
11 | «Поросята» Игра. | Развитие координации, выразительности движений, внимания. |
12 | «Красная шапочка» | Развитие координации движений, чувства ритма, умения переносить вес тела с ноги на ногу. |
13 | «Кот Леопольд» | Развитие выразительности движений, творческого воображения, чувства ритма, памяти и внимания. |
14 | «Кошки и девочка» | Развитие творческого воображения, способности к импровизации. |
15 | «Волшебные льдинки» Игра. | Развитие музыкального слуха, творческого воображения, мягкости, пластичности рук. |
16 | «Полька» | Развитие чувства ритма, быстроты реакции, умения быстро перестраиваться в пространстве. |
17 | «Вместе весело шагать» | Формирование навыков ходьбы, исполнения ритмических подскоков. |
18 | «Мячик» Игра. | Развитие выразительности движений, образного мышления. Формирование навыков кружения на месте. |
19 | «Упражнение с цветами» | Развитие музыкальности, способности к импровизации, мягкости, плавности движений. |
20 | «Антошка» | Развитие выразительности движений, творческого воображения, чувства ритма. |
21 | «Песенка о лете» | Развитие способности к импровизации, освоение шага «с каблучка», бега «с захлестом». |
22 | «Все мы делим пополам» | Развитие музыкального слуха, внимания, умения ориентироваться «на себя» и «от себя». |
23 | «Волшебный цветок» | Развитие музыкального слуха, творческого воображения, умения согласовывать движение с музыкой, а так же мягкости, пластичности рук. |
Старшая группа
№ п/п | Название | Приобретаемые умения и навыки |
1 | Упражнение «Осенние листья». | Развитие музыкальности, способности к импровизации. |
2 | «Три поросенка» | Развитие координации, выразительности движений, внимания, умения быстро переключаться с одного движения к другому. |
3 | «Мой веселый звонкий мяч» Игра с мячом. | Развитие выразительности движений, образного мышления, чувства ритма. Формирование навыков кружения на месте на поскоках. |
4 | «Воробушки и ворона» Игра. | Развитие музыкальности, выразительности движений, способности к импровизации, воображения и фантазии. |
5 | «Разноцветная игра» | Развитие музыкального слуха, быстроты реакции, памяти, выразительности движений. |
6 | «Озорники» Игра. | Развитие чувства ритма, координации движений, образного мышления, формирование умения выполнять прямой галоп. |
7 | «Скоморохи» | Развитие чувства ритма, координации движений, а также умения выполнять прямой галоп. |
8 | «Воробьи» Танец-игра. | Развитие способности к импровизации, фантазии. |
9 | «Вместе весело шагать» Игра. | Формирование навыков ходьбы, исполнения ритмичных подскоков, развитие чувства ритма. |
10 | «Снежинки» | Развитие музыкальности, пластичности, мягкости движений, образного мышления, памяти и внимания. |
11 | «Кавалеристы» | Развитие чувства ритма, координации, точности, выразительности исполнения движений. |
12 | «Мячики» | Формирование навыков кружения на поскоках, развитие чувства ритма. |
13 | «Мышки» Игра. | Развитие внимания, скорости реакции, развитие эмоций, доверительного отношения к другим людям. |
14 | «Аквариум» | Развитие музыкальности, способности слышать музыкальные фразы, чувствовать структуру музыки. |
15 | «Волшебное зеркало» | Развитие музыкального слуха, творческого воображения, умения согласовывать движения с музыкой, а также мягкости, пластичности рук. |
16 | «Богатыри» | Развитие чувства ритма, выразительности и координации движений, артистичности. |
17 | Куклы. | Развитие образного мышления, выразительности пластики, координации движений. |
18 | Танец цветов и бабочек. | Развитие умения свободой импровизации. |
19 | Птичий двор. | Развитие чувства ритма, координации движений, воображения, способности к импровизации. |
20 | Маляры. Танец-игра. | Развитие ловкости, четкости, координации движений, чувства ритма, выразительности пластики, быстроты реакции. |
Подготовительная группа
№ п/п | Название | Приобретаемые умения и навыки |
1 | Танец с зонтиками. | Развитие музыкальности, способности к импровизации, фантазии, воображения. |
2 | Цирковые лошадки. | Развитие чувства ритма, координации движений, чувства равновесия, выразительности пластики, умения перестраиваться в пространстве (в круг – врассыпную). |
3 | Кремена. | Развитие чувства ритма, координации движений, выразительной пластики, быстроты реакции. |
4 | Светит месяц. | Знакомство с музыкальной формой «вариации», развитие чувства ритма, координации и выразительности движений, освоение элементов русской пляски. |
5 | Танец Троллей. | Развитие музыкальности, выразительности движений, фантазии и воображения, способности к импровизации. |
6 | Танцуйте сидя. Танец-игра. | Развитие координации движений, чувства ритма, произвольного внимания, способности к импровизации. |
7 | Танец месяца и звездочек. | Развитие чувства ритма, ловкости, точности движений, быстроты реакции, внимания, памяти. |
8 | Танец Снеговиков. | Развитие музыкальности, чувства ритма, координации и ловкости движений, способности к импровизации, быстроты реакции. |
9 | Танец моряков. | Развитие чувства ритма, координации, точности, выразительности исполнения движений, двигательной памяти и произвольного внимания, быстроты реакции, обогащение двигательного опыта. |
10 | Парный танец. | Развитие чувства ритма, координации движений, внимания и памяти. |
11 | Этюд с обручами. | Развитие музыкальности, гибкости, координации движений, подвижности нервных процессов. |
12 | Цыганский мотив. | Развитие музыкальности, пластичности, гибкости, выразительности движений. |
13 | Лирический танец. | Развитие музыкальности, пластичности, мягкости движений, образного мышления, памяти, внимания. |
14 | Два барана. Танец-игра. | Развитие внимания, творческого воображения, способности к импровизации, а также чувства юмора. |
15 | Красный сарафан. | Развитие музыкальности, выразительности движений, освоение элементов русской пляски. |
16 | Воздушная кукуруза. | Развитие чувства ритма, координации, точности и ловкости движений, гибкости и пластичности. |
17 | Волшебный цветок. | Развитие музыкального слуха, творческого воображения, умения согласовывать движения с музыкой, а также пластичности, мягкости рук. |
Рекомендации по безопасности занятий ритмической пластикой в дошкольном образовательном учреждении
Для успешного решения воспитательно-образовательных задач важное значение имеет создание педагогически продуманных условий, таких как: определение содержания и объема знаний, подбор оборудования, организация спортивного зала, продолжительность занятий с учетом его содержания и возраста детей. Организация занятий по ритмопластике требует строгого соблюдения правил техники безопасности.
- Требования к организации занятий дошкольников.
- Любая деятельность детей в спортивном зале может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением со стороны педагога.
- В спортивном зале должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей:
а) все оборудование: гимнастическая стенка, спортивные комплексы, должны быть надежно закреплены. Всевозможные пособия и предметы должны размещаться с учетом их полной безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения;
б) инвентарь, используемый детьми, необходимо располагать на высоте, не превышающей уровня их груди.
- Помещение, в котором организуются занятия, должно быть чистым, светлым, хорошо проветриваемым. Освещенность должна соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам.
- Запрещается перенос детьми тяжестей весом более 2 – 2,5 кг. (для детей старшего дошкольного возраста)
- Категорически запрещается привлекать детей к труду, представляющему угрозу инфицирования (уборка зала и т. п.)
2. Требования к оборудованию и материалам
- Оборудование, которым пользуются дети должно соответствовать их возрастным показателям.
- В пользование детям даются только исправные и безопасные предметы.
- Все колющие, режущие предметы должны храниться в недоступном для детей месте.
3. Требования к методике руководства спортивной деятельностью детей в детском саду.
- Обучая детей различным приемам выполнения движений, педагог должен обеспечить правильный показ движений.
- При организации занятия следить за тем, чтобы дети самовольно не использовали снаряды и тренажеры.
- Не допускать нахождения детей в зале без присмотра педагога, следить за организованным входом и выходом детей.
- При проведении занятия следить, чтобы в поле зрения находились все дети.
- При выполнении упражнений с предметами следить за
достаточным интервалом и дистанцией между детьми.
- Педагог осуществляет постоянный контроль за сохранением правильной осанки детей во время занятия.
- При проведении занятия педагог должен следить за состоянием детей, не допуская их переутомления.
4. Врачебный контроль
- Врачебный контроль осуществляется медицинским персоналом детского сада. Основная задача заключается в содействии укреплению здоровья детей, совершенствованию физического и нервно-психического развития.
- Медицинский контроль включает:
а) врачебное обследование, оценку состояния здоровья, физического развития детей в процессе занятий;
б) медико-педагогические наблюдения, контроль за содержанием, методикой проведения занятий ритмопластикой, соответствия возрастным особенностям детей;
в) санитарный надзор за местом проведения занятий, за гигиеническим состоянием оборудования, инвентаря, а также одежды и обуви детей;
г) санитарно-просветительную работу среди персонала и родителей дошкольного учреждения.
- Врачебное обследование и оценка состояния здоровья детей осуществляется врачом при ежегодных медицинских осмотрах.
ДИАГНОСТИКА
Для отслеживания динамики развития музыкально-ритмических способностей предлагается диагностика, в которой выделены следующие параметры:
- Чувство ритма – умение слышать и воспроизводить ритмический рисунок произведений, чередование сильных и слабых долей такта, акценты в требуемом темпе.
- Артистизм – исполнение любого произведения красиво, свободно, в соответствии с характером произведения (со старшей группы), в средней – эмоциональность.
- Гибкость – показатель пластичности тела, придаёт танцу выразительность, способствует тем самым созданию сценического образа.
- Координация – умение согласовывать движения различными частями тела под музыку.
- Растяжка – эластичность мышц, что обеспечивает широту и свободу движений.
- Ориентация в пространстве – умение ощущать своё тело в различных ракурсах пространства, свободно ориентироваться на сцене.
Данную диагностику желательно провести на первых этапах занятий.
Для определения уровня развития музыкально-ритмических способностей можно использовать трехбалльную систему, где
3–это показатель высокого уровня развития;
2–средний уровень развития;
1 – низкий уровень.
Музыкальные сопровождение:
«Веселые путешественники».
Музыка М. Старокадомского.
«Любитель – рыболов».
Музыка М. Старокадомского.
- Мелодия из к/ф «Шербургские зонтики».
Музыка М. Леграна.
- «Песенка Чебурашки».
Музыка В. Шаинского.
- «Плюшевый медвежонок».
Музыка В. Кривцова.
- «Куклы – неваляшки».
Музыка З. Левиной.
- «Разноцветная игра».
Музыка Б. Савельева.
- «Кузнечик».
Музыка В. Шаинского.
- «Белочка».
Музыка В. Шаинского.
- «Едем к бабушке в деревню»
Грузинская песня.
- «Птички и ворона».
Музыка А. Кравцович.
- «Белые кораблики».
Музыка В. Шаинского.
- «Марш».
Музыка Г. Свиридова.
- «Цыплята».
Азербайджанская народная песня.
- «Чунга – чанга».
Музыка В. Шаинского.
- «Красная шапочка».
Музыка А. Рыбникова.
- «Марш суворовцев».
Музыка В. Шаинского.
- «Расплата».
Литовская народная мелодия.
- «Танец кукол и мишки».
Музыка Д. Кабалевского.
- «Добрый жук».
Музыка М. Спадавеккиа.
- «Вальс».
Музыка Л. Делиба.
- «Поросята».
Музыка Дж. Уотта.
- Песенка кота Леопольда.
Музыка Б. Савельева.
- «Кремена».
Музыка А. Арскос.
- Берлинская полька.
- «Добрая фея».
Музыка Г. Гладкова.
- «Антошка».
Музыка В. Шаинского.
- «Песенка о лете».
Музыка Е. Крылатова.
- «Все мы делим пополам».
Музыка В. Шаинского.
- «Ни кола и ни двора».
Музыка Н. Ефремова.
- Музыка М. Зацепина к к/ф «Кавказская пленница».
- «Эскадрон».
Музыка О. Газманова.
- «Мячик».
Музыка М. Минкова.
- «Кошки – мышки».
Музыка Г. Гладкова.
- «Аквариум» из сюиты «Карнавал животных».
Музыка К. Сен – Санса.
Используемая литература
- Буренина А. И. Ритмическая мозаика. – СПб.: ЛОИРО, 2000.
- Балет: Энцикл. - М.: Сов, энциклопедия, 1981.
- Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности – М., 1966.
- Бехтерев В.М. Основы учения о функциях мозга. – СПб., 1905. – Т.5,7.
- Ветлугина М.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1967.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: ТОО «ТП», 1998.
- Вест Клер. Источник энергии. – М.: ТОО «ТП», 1998.
- Выготский Л.С. Психология искусства – М., 1986.
- Гальперин П.Я. К вопросу о роли установки в мышлении / / Intentio. – 1994/ - Вып. 2 – С. 4 – 25.
- Далькроз Э.Ж. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства. 6-я лекция. СПб – 1922.
- Запорожец А.В. развитие произвольных движений. – М., 1960.
- Ильина Г.А. особенности развития музыкального ритма у детей / / Вопросы психологии. – 1961. - №1 – С.119 – 132.
- Кречмер Ф. Строение тела и характер. – М., 1995.
- Кручинин В.А. Ритмика в специальной школе: Метод. Рекомендации. – Педагогическое общество РСФСР, Горьковское отделение, 1990.
- Лисицкая Т. Пластика, ритм. – М.: физкультура и спорт, 1985.
- Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. – М.: Академия, 1999.
- Лоуэн А. Биоэнергетика. – СПб.: Ювента, 1998.
- Никитин В.Н. Психология телесного сознания. – М.: Алетейа, 1998.
- Розенбаум Д.А. Когнитивная психология и управление движением: сходство между вербальным и моторным воспроизведением / / Управление движениями. – М., 1990.
- Ротэрс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. – М.: Просвещение, 1989.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М. 1946.
- Руднева С.Д., Пасынкова А.В. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения / / Психологический журнал. – 1982. – Т.3. - №3. – С.84-92.
- Сеченов И.м. Избранные философские и психологические произведения. – М.,1947.
- Теплов Б.М. Избранные труды. Т.1: Психология музыкальных способностей. – М., 1985.
- Фарфель В.С. Развитие движений у детей школьного возраста. – М., 1959.
- Фильденкрайз М. Осознавание через движение. – М., 1994. Шевченко Ю.С. Музыкотерапия детей и подростков //Психокоррекция: теория и практика. – М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по Ритмической гимнастике для детей 5-6 лет
Предисловие В предложенных программе особое внимание уделяется развитию творческих способностей детей путем совершенствования процесса исполнения и слушания музыки, умения сочинять и импров...
рабочая программа по ритмической гимнастике
Цель программы: тренировка и развитие сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата, выработка культуры движений и навыков координации, воспитание музыкальности и чувства ритма....
"Рабочая программа по ритмической гимнастике для детей старшего возраста"
Материал предназначен для инструкторов по физической культуре для занятий в кружке по ритмической гимнастике.В планировании для старших дошкольников предусмотрены различные варианты организации ...
Программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста "Ритмическая мозаика" А.И. Бурениной.
Программа дополнительного образования по ритмической пластике "Ритмическая мозаика" А.И. Бурениной для детей дошкольного возраста....
Программа по ритмической пластике "Ритмическая мозаика"
для детей дошкольного возраста...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Непоседы» На основе программы по ритмической пластике А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»
Основная направленность программы - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.По содержанию прог...
Рабочая программа по ритмической пластике для детей А. И. Бурениной "Ритмическая мозайка"
Музыкально- ритмические движения являются синтетическим видом деятельности,которые основаны на движениях под музыку, развивающий музыкальный слух и двигательные способности, а так же психические проце...