Профессиональный стресс и синдром эмоционального выгорания.
статья
Профессиональный стресс
и синдром эмоционального выгорания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_referat.docx | 72.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональный стресс
и синдром эмоционального выгорания.
Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых.
Стрессом надо управлять.
Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни.
(Г. Селье. Стресс без дистресса.)
Профессиональный стресс.
С точки зрения управления трудовыми конфликтами наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают повышение уровня профессионального стресса. Чтобы предотвратить стрессовые ситуации, руководителю необходимо определить причины возникшего стрессового состояния работников и разработать эффективные методы нейтрализации стрессов в коллективе. Проблема профессионального стресса в последнее время стала одной из актуальных в социологии и психологии управления человеческими ресурсами.
Синдром эмоционального выгорания.
В последние годы в России все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания (или выгорания) работников.
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без "разрядки" или "освобождения" от них. Профессиональное выгорание ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Согласно концепции стресса Г. Селье, профессиональное выгорание –это дистресс, или третья стадия общего адаптационного синдрома –стадия истощения.В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».
Профессиональный стресс.
Стресс – это термин, который в настоящее время используется специалистами для обозначения широкого диапазона состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия внешней среды.
Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию в начале XX века ввел Уолтер Кэннон для обозначения «нервно-психического» напряжения – реакция «бороться или бежать».
Профессиональный стресс – это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью.
Профессиональный стресс – многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности.
К профессиональному стрессу чаще всего приводят такие факторы, как нечёткое ограничение полномочий и должностных обязанностей работника, жесткий лимит рабочего времени, деструктивное конфликтное поведение коллег, невысокий уровень оплаты труда, неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе и т.д.
Западные специалисты в области профессионального стресса выделяют шесть главных источников стресса работников управленческого профиля:
– режим трудовой деятельности;
– функциональная роль работника в организации;
– коммуникативные факторы;
– трудности при построении деловой карьеры;
– факторы, связанные с организационной культурой и психологическим климатом;
– внеорганизационные источники стрессов.
Разработчики концепции профессионального стресса считают, что это состояние возникает тогда, когда требования деятельности превышают психофизиологические и когнитивные ресурсы работника. Развитие такого рассогласования включает механизмы адаптивного поведения, основанные на поисковой активности и перестройке поведенческих трудовых стереотипов.
Стрессовые факторы находятся как в окружающей индивида действительности, так и в его психологическом окружении. Специалисты
различают рабочие и нерабочие факторы, которые могут являться источниками профессионального стресса работника.
Профессиональный стресс на рабочем месте может возникнуть из-за функциональной перегрузки или, наоборот, недостаточной загруженности работника. Для уменьшения уровня профессионального стресса очень важно, чтобы работник имел чёткое представление о своих должностных обязанностях, границах собственных полномочий, а также отчётливо представлял систему оценки своего труда и систему мотивации и стимулирования трудовой деятельности.
В качестве источника стрессового состояния сотрудников часто выступают стиль менеджмента в организации и поведение других сотрудников. Также на психологическом состоянии работника отрицательно сказывается отсутствие позитивного профессионального общения, недоступность нужных для работы информационных и материальных ресурсов и отсутствие перспектив профессионального роста.
Организационный стресс – психическое напряжение, связанное с преодолением несовершенства организационных условий труда, с высокими нагрузками при выполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте в конкретной организационной структуре, а также с поиском новых неординарных решений при форс-мажорных обстоятельствах .
В большинстве случаев причиной стресса являются организационные факторы работы:
– большая рабочая нагрузка, недостаток времени для выполнения служебных обязанностей;
– отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства;
–недостаточное вознаграждение за труд (как моральное, так и материальное);
– невозможность контролировать рабочую ситуацию, влиять на принятие важных решений;
– двусмысленные, неоднозначные требования к работе;
– постоянный риск штрафных санкций;
– однообразная монотонная и бесперспективная работа;
– нерациональная организация труда и рабочего места;
–постоянная необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным (эмоциональная маска).
Организационные причины возникновения конфликтных ситуаций в трудовом коллективе могут быть разнообразными:
– неудовлетворительные условия труда персонала;
– стечение неблагоприятных для деятельности организации обстоятельств;
–низкий уровень профессиональной и конфликт логической компетентности работников и руководителя; слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия работников;
–проблемы трудовой мотивации: недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности работников материальных и духовных благ;
– структурные нестыковки, обрывы в коммуникативных связях;
– значительные потери и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации;
–расхождение мнений работников в оценке явлений профессиональной деятельности, стратегии развития организации;
– нарушение внутригрупповых норм поведения, явление «ингруппового фаворитизма», моббинг;
– противоречие интересов работников и их функциональных обязанностей;
Несовместимость работников в силу индивидуально-личностных, социально-демографических различий;
– эмоциональные всплески, вызываемые различиями в культуре поведения работников, их возрасте и жизненном опыте, уровне образования, нравственных ценностях;
–низкий уровень эмоциональной компетентности работников и руководителя.
Последствия воздействия стрессовых ситуаций разнообразны и во многом зависят от индивидуально-личностных особенностей работников. Специалисты выделяют физиологические, психологические, поведенческие и организационные последствия стресса.
Синдром эмоционального выгорания
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно.
Он проходит три стадии (Маслач, 1982) – три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности.
Признаки первой стадии:
–начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;
– исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
– возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; по возвращении домой все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!».
Признаки второй стадии:
– возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
– неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это не осознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, в ходе которого возникает опасность перехода эутстресса в дистресс.
Признаки третьей стадии:
– притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
– такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск, теряется интерес, к чему бы то ни было.
Синдром профессионального выгорания характеризуется тем, что он возникает у вполне успешных и здоровых людей, занимающихся построением карьеры. Почувствовать влияние синдрома могут люди самых разных профессий, пола, возраста и уровня ответственности.
Как можно распознать синдром профессионального выгорания или, как его нередко называют, синдром менеджера? Как правило, сигналом служит ухудшение самочувствия, проявляющееся в потере аппетита, расстройстве сна, быстрой утомляемости и нервозности. Наиболее поздних этапах ощущается серьезное снижение иммунитета, появляются хронические заболевания.
Каждый менеджер, желающий избежать возникновения подобного синдрома, должен вооружиться знаниями о его симптоматике.
Представленная ниже классификация – один из вариантов классификаций симптомов, включающий поведенческие и психологические признаки.
1. Изменения в поведении. При появлении данного признака у сотрудника предприятия отмечается нежелание идти на работу, в связи, с чем он постоянно следит за временем, не сводя глаз со стрелок часов. Он склонен часто опаздывать, переносить встречи с клиентами, решение творческих задач становится для него непосильным бременем. Несмотря на то, что он тратит на выполнение своих обязанностей гораздо больше времени и сил, работоспособность его резко падает. У него нередко возникает потребность остаться наедине с самим собой, он старается избегать коллег по работе.
Поведенческие симптомы синдрома профессионального выгорания складываются из следующих составляющих: ощущение сложности выполняемой работы и невозможности ее завершения, возникновение чувства неуверенности и бесполезности, равнодушие к результатам своего труда, перемена рабочего режима (ранний приход на работу и поздний уход с нее или, наоборот, поздний приход и ранний уход), взятие работы на дом без особой на то причины с ее последующим невыполнением, отказ от принятия решения с кучей отговорок, желание отгородиться от коллег и клиентов, неадекватная критичность, увеличение количества выкуренных сигарет, выпитого спиртного, употребление наркотических средств.
2. Изменения в чувствах. Данный признак проявляется в первую очередь в потере у человека чувства юмора или замене его «юмором висельника». Кроме того, у работника присутствует чувство вины, бессилия или ощущение неудачи, горечи. Ему свойственно самобичевание. Нередко он находится в состоянии обиды или гнева, выплескивая свое раздражение на всех без разбора на работе или дома. Ему кажется, что к нему придираются, а порой он ощущает полное равнодушие.
3. Изменения в мышлении. При появлении данного симптома человек ощущает потребность в оставлении работы, поскольку не может сконцентрироваться на ее содержании. Ему неприятны любые изменения, которым он активно сопротивляется. Ему свойственны недоверчивость и подозрительность, циничность и ненависть к клиентам. Вся его энергия направляется на решение личных проблем и задач.
4. Изменения в здоровье. У человека, подверженного синдрому профессионального выгорания, происходит нарушение сна, он постоянно страдает от очередного легкого недомогания. У него могут наблюдаться хроническая усталость, быстрая утомляемость и истощение. Нередко эти признаки появляются в начале рабочего дня и не проходят до его окончания. Происходит ухудшение соматического и психического самочувствия.
В данную категорию признаков включены следующие симптомы: хроническая усталость, нарушение сна, головная боль, наличие повышенного аппетита или, наоборот, его полное отсутствие и т. п.
Под влиянием вышеперечисленных симптомов у человека происходит снижение жизненной активности и работоспособности, появляется ощущение рассеянности и разбитости. Затем добавляются боли в мышцах и голове, появляется одышка, дает о себе знать вегетативная составляющая: человек чувствует зябкость, озноб, потливость, беспокойство. Нарушается работа сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. В придачу может возникнуть чувство тревожности, появиться одна из фобий (страх, боязнь чего-либо) или признаки депрессии.
Существуют и пограничные состояния. Например, была создана классификация пограничных признаков, с помощью которой фиксируется нахождение сотрудника в состоянии «на грани выгорания».
А это происходит, если он:
1) демонстрирует низкую эффективность на рабочем месте (существенно снизились ключевые показатели эффективности или замедлился их рост);
2) перестал выдвигать новые идеи и предложения;
3) нехотя принимает изменения, не поддерживает новации или противодействует переменам;
4) пессимистичен – демонстрирует возросшую неудовлетворенность компанией и коллегами;
5) апатичен – явно не проявляет интереса к рабочему процессу;
6) инертен, избегает коммуникации на работе;
7) часто берет больничный (основные симптомы эмоционального выгорания – физическое истощение, повышенная утомляемость и низкая сопротивляемость болезням).
Стресс, подобно верхушке айсберга, лишь показывает наличие глубинных психологических проблем человека, и сводить терапию стресса лишь к устранению его симптомов — все равно, что пытаться отпилить верх ледяной глыбы, которая снова всплывет наверх. В то же время вдумчивый анализ и внимательное изучение симптомов стресса могут дать психологу много важной информации о человеке, его принципах и установках, его отношениях с окружающими, его прошлом и даже будущем.
Синдром профессионального выгорания не может возникнуть ниоткуда, поэтому, вооружившись знаниями, необходимо внимательно следить за своим физическим и психологическим состоянием, а также за состоянием коллег и родных, чтобы вовремя заметить неприятные изменения в самочувствии или поведении.
Тем не менее, как и у каждого явления в жизни человека, у синдрома профессионального выгорания есть положительная сторона. Заключается она в том, что человеку, ощущающему синдром, необходимо проанализировать свое настоящее, прошлое и будущее. Возможно, настало время для качественного изменения жизни (смены сферы деятельности или смены организации), поскольку в данный момент достигнут высший предел. Главное в этом случае – суметь избавиться отнегативных эмоций и начать действовать в нужном направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синдром эмоционального выгорания
Данный материал можно использовать для консультативной и психопрофилактической работы с педагогами ДОУ. Лекционная часть содержит минимум необходимой информации о сущности СЭВ и его профилактике. Прак...
Консультация синдром эмоционального выгорания
Цель: - Ознакомление присутствующих с понятием профессионального выгорания, причинами возникновения, способами профилактики, освоение методов и приемов помощи колле...
Буклет к консультации синдром эмоционального выгорания
Этот материал поможет педагогам в любую минуту найти для себя способ преодоления стресса....
Тренинг «Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»
Тренинг «Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»...
Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...
Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности.
Материал для педагогов....
Профессиональная деформация и синдром эмоционального выгорания
Любая профессия, связанная с общением с людьми, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа тр...