Профессиональная деформация и синдром эмоционального выгорания
консультация

Горлова Шахноза Ибрагимовна

  Любая профессия, связанная с общением с людьми, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnaya_deformatsiya_i_sev.pptx1.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профессиональная деформация и синдром эмоционального выгорания Выполнили: Горлова Шахноза Ибрагимовна

Слайд 2

Любая профессия, связанная с общением с людьми, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение.

Слайд 3

Профессия педагога сопряжена со многими ситуациями, вызывающими стресс. Многие педагоги склонны скрывать стрессовые переживания, как от себя, так и от окружающих, что приводит к синдрому эмоционального выгорания.

Слайд 4

Синдром эмоционального выгорания – это … … - это состояние эмоционального, психического и физического истощения, развивающееся в результате хронического неразрешимого стресса на рабочем месте и появляющееся в профессиях социальной сферы (Г. Селье ). Приводит к снижению психической, эмоциональной и физической энергии, личной неэффективности и некомпетентности, а также циничной позиции.

Слайд 5

Синдром эмоционального выгорания – это … … - это выработанный личностью защитный механизм в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия (В.В. Бойко).

Слайд 6

Отличия профессиональной деформации от синдрома эмоционального выгорания Профессиональная деформация, в отличие от СЭВ, проявляется во «внедрении» профессиональной позиции и опыта в личную жизнь специалиста. ПД: Я-профессиональное → Я-личностное. СЭВ: Я-личностное → Я-профессиональное.

Слайд 7

Виды профессиональной деформации ДОЛЖНОСТНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ появляется стремление к подавлению другого человека, нетерпимость к иному мнению, исчезает умение видеть свои ошибки, самокритичность, возникает уверенность, что собственное мнение единственно правильное. АДАПТИВНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ формируется высокий уровень конформизма, безоговорочно перенимаются принятые в организации модели поведения ИЗМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ властность, низкая эмоциональность, жесткость ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕГРАДАЦИЯ личность меняет нравственные ориентиры, становится профессионально несостоятельной

Слайд 8

К профессиональным деформациям могут приводить следующие факторы: высокая степень ответственности за результаты профессиональной деятельности; - боязнь ошибок и неудач; - перегрузки, частое возникновение непредвиденных ситуаций; - увеличение объема информации, которую необходимо усваивать; - трудности в семье, вызванные профессиональной деятельностью (дополнительные занятия во внерабочее время, проверка работ дома, и т. д.); - сужение профессиональных интересов до узкой области специализации; аддикция (навязчивая потребность в работе); - высокий темп жизни; - необходимость регулярных подработок; - постоянное стремление к конкуренции; - дефицит времени, участие в разнообразных видах общественной деятельности; - неспособность к релаксации.

Слайд 9

Высокая напряженность из-за специфики работы, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, у молодых специалистов; непонимание, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в развитие коллектива и организации в целом у педагогов старшего возраста также приводят к профессиональным деформациям. Можно выделить профессиональные деформации, влияющие в большей степени на личностные качества, т. е. негативные изменения характера, проявляющиеся в повседневной жизни и на профессиональный уровень.

Слайд 10

Профессиональные деформации педагога: - авторитарность; - демонстративность; - доминантность; педагогическая агрессия; социальное лицемерие; педагогическая индифферентность; неадекватная самооценка; информационная пассивность; консерватизм; монологизм ; формализм; некомпетентность.

Слайд 11

Симптомы эмоционального выгорания Психофизические Хроническая усталость; Истощение; Астенизация (снижение работоспособности, функций внимания, памяти, мышления); Нарушения работы ЖКТ; Нарушения аппетита Нейродермиты и т.д.

Слайд 12

2. Социально – психологические Снижение уровня мотивации; Упаднические настроения, преобладание отрицательных эмоций (пессимизм, апатия, депрессия, гнев, тревожность, чувства безразличия, безнадежности и бессмысленности, повышенное чувство ответственности за своих учеников, коллег и т.д.); Пессимистический взгляд на будущее; Циничность, жесткость, эмоциональная холодность, заострение черт личности и т.п.; Негативное отношение к учащимся, их родителям, коллегам и работе в целом.

Слайд 13

3. Поведенческие Рано приходит на работу и поздно уходит; Тяжелее выполнять трудовые обязанности; Поздно приходит и рано уходит с работы; Берет работу на дом; Избегает принимать решения; Злоупотребление ПАВ; Ригидность в работе.

Слайд 14

Причины синдрома эмоционального выгорания Внешние Высокая нагрузка; Недостаточное моральное и материальное вознаграждение; Невозможность контролировать ситуацию; Несправедливость; Плохие условия труда; Отсутствие значимости труда; Работа с тяжелым контингентом. Внутренние Низкая самооценка; Высокий уровень невротизации и тревожности.

Слайд 15

Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания Личностный Несдержанность; Авторитарность; Склонность к соперничеству; Выраженная интровертированность ; Повышенная тревожность; Внутренний локус контроля; Жесткие границы личности; Неудовлетворенность работой и профессиональным ростом.

Слайд 16

2. Ролевой фактор Недостаточно четкое или неравномерное распределение ответственности за выполненные обязанности; Ролевая конфликтность; Ролевая неопределенность; Несогласованность усилий.

Слайд 17

Организационный фактор Дестабилизированная организация деятельности; Нечеткое нормирование труда; Недостаточность средств для выполнения работы; Преобладание «бумажной» работы.

Слайд 18

4 «ядовитые» чувства: Вина (Я не сделал; я не успел и т.п.); Стыд (Я не так сделал; получилось не так как надо и т.п.); Обида (Меня не ценят, не благодарят и т.п.); Страх (У меня не получится; меня не поймут; меня накажут и т.п.).

Слайд 19

Уровни синдрома эмоционального выгорания (по К. Маслач ) Чувство эмоционального истощения (опустошенность и усталость от работы); Дегуманизация / деперсонализация (тенденция к развитию циничности по отношению к работе и людям); Редукция профессиональных достижений (потеря ощущения личных достижений, развитие негативного отношения к себе и своей работе).

Слайд 20

На первых двух уровнях развития СЭВ возможно восстановление. На третьем уровне – практически невозможно, требуются реабилитационные мероприятия.

Слайд 21

Последствия синдрома эмоционального выгорания Снижение удовлетворенности трудом; Снижение степени идентификации с организацией, в котором работает специалист; Нарушения трудовой дисциплины; Ухудшение состояния здоровья; Снижение продуктивности деятельности.

Слайд 22

Зависимость развития СЭВ от возраста Наиболее подвержены риску развития синдрома эмоционального выгорания люди в возрасте: От 19 до 25 лет; От 40 до 50 лет.

Слайд 23

Механизмы преодоления синдрома эмоционального выгорания у специалистов педагогической сферы социальный механизм; личностно-профессиональный механизм; управленческий механизм.

Слайд 24

Социальный механизм Создание моральных и материальных стимулов труда педагога, адекватных его затратам. Формирование в общественном сознании положительного имиджа современного педагога с целью повышения престижа педагогической профессии.

Слайд 25

Личностно-профессиональный механизм Осознание педагогом имеющихся у него профессиональных деформаций и симптомов синдрома эмоционального выгорания; Комплексное обеспечение процесса профессионального самовоспитания, ориентированного на профессиональные возможности и потребности каждого педагога; Поиск и самоактуализация личностных смыслов в профессиональной деятельности.

Слайд 26

Управленческий механизм Создание ситуаций успеха в повседневной профессиональной деятельности педагогов; Осуществление всесторонней педагогической и психологической поддержки специалистов; Обеспечение оптимальных условий для профессионально-личностной реабилитации педагогов, переживающих «тройной кризис» (возрастной, социокультурный, профессиональный).

Слайд 27

Большая роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания принадлежит самому человеку Профилактика синдрома эмоционального выгорания Культивирование интересов и увлечений, не связанных с профессиональной деятельностью; Вносить разнообразие в профессиональную деятельность (посещать семинары, мастер-классы и т.п.); Поддержка здоровья (соблюдение режимов сна – бодрствования, питания); Поддержка удовлетворяющей социальной жизни (друзья разнообразных профессий); Стремление к тому, что действительно хочется;

Слайд 28

Профилактика синдрома эмоционального выгорания Увлечения, хобби; Психологическая санация: способность к самооценке без упования только на уважение окружающих; принятие собственного опыта, как профессионального, так и личного; Оставлять работу на работе: не обсуждать с близкими проблемы учащихся и их родителей; Повышение профессиональной компетентности.

Слайд 29

Также важное значение в профилактике синдрома выгорания имеют следующие методы: • использование "тайм-аутов", что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы); • определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей – успех, который повышает степень самовоспитания); • овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

Слайд 30

профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от синдрома выгорания является обмен профессиональной информацией с коллегами, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы – курсы повышения квалификации, конференции и пр.); уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению синдрома выгорания);

Слайд 31

эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным), кроме этого важно иметь друзей из других профессиональных сфер, чтобы иметь возможность отвлекаться от своей работы; поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком усугубляют проявления синдрома выгорания).

Слайд 32

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ЗАМЕТИЛИ ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ВЫГОРАНИЯ? Прежде всего, признать, что они есть. Не защищаться от своих собственных трудных состояний при помощи ухода в активность. Помните: блокирование своих чувств могут замедлить процесс вашего восстановления. Необходима физическая и эмоциональная поддержка от других людей. Для профессионала при этом уместна и полезна работа с супервизором. Найти возможность побыть одному.

Слайд 33

ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ Делитесь своими чувствами. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами. Говорите о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими. Анализируйте и противопоставляйте альтернативы вашему чувству стеснения, останавливающему вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.

Слайд 34

Помните , что тяжелые состояния, характерные для выгорания, не уйдут сами по себе. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений. Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе. Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

Слайд 35

Признать: мне необходима профессиональная помощь. Пересмотреть свои жизненные мифы, цели и ценности, свои представления и отношение к себе самому, другим людям и к своей работе. Шаг за шагом изменять отношения с окружающими людьми и способы взаимодействия с ними. ЕСЛИ ВЫ ПОНИМАЕТЕ, ЧТО ВЫГОРАНИЕ УЖЕ ПРОИСХОДИТ И ДОСТИГЛО ГЛУБОКИХ СТАДИЙ

Слайд 36

Выгорание представляет собой процесс, развивающийся во времени. Он начинается с сильного и продолжительного стресса на работе. В том случае, когда требования к человеку постоянно превышают имеющиеся у него ресурсы, нарушается состояние психофизиологического равновесия. Непрерывный или прогрессирующий дисбаланс неизбежно ведет к выгоранию, которое возникает не просто в результате стресса, но как стресса неуправляемого. Заключение

Слайд 37

Риск выгорания смягчают стабильная и привлекательная работа, представляющая возможности для творчества, профессионального и личностного роста, удовлетворенность качеством жизни в различных ее аспектах, наличие разнообразных интересов, перспективные жизненные планы.

Слайд 38

Список литературы: Водопьянова, Н. Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях / Н. Е. Водопьянова // Психология здоровья /Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб.: СПб ГУ, 2000. Елдышова , О. А. Проблема «выгорания» в профессиональной деятельности психолога и способы профилактики / О. А. Елдышова // Работа переживания и психологическая помощь детям: Сборник статей и тезисов выступлений II Международной конференции Телефонов Доверия (Москва, 25-27 октября 2007г.). - М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. Диагностика эмоционального выгорания личности (В. В. Бойко) // Фетискин , Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин , В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с. Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования / В. Е. Орел // Психологический журнал. - 2001. - Т.22. - № 1. - С.90-101. Ронгинская , Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т. И. Ронгинская // Психологический журнал. - М. - 2002. - Т. 23. - № 3. - С. 85-95. Форманюк , Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С.54-67. Умняшкина , С. В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий): дисс . канд. психол. наук: 19.00.04 / С. В. Умняшкина . - М.: РГБ, 2002. - 220 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синдром эмоционального выгорания

Данный материал можно использовать для консультативной и психопрофилактической работы с педагогами ДОУ. Лекционная часть содержит минимум необходимой информации о сущности СЭВ и его профилактике. Прак...

Консультация синдром эмоционального выгорания

Цель: - Ознакомление присутствующих с понятием профессионального   выгорания,  причинами возникновения, способами   профилактики,  освоение методов и приемов помощи колле...

Буклет к консультации синдром эмоционального выгорания

Этот материал поможет педагогам в любую минуту найти для себя способ преодоления  стресса....

Тренинг «Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»

Тренинг «Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»...

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...

Профессиональный стресс и синдром эмоционального выгорания.

Профессиональный стресс и синдром эмоционального выгорания....