Синдром эмоционального выгорания, способы саморегуляции эмоционального состояния
методическая разработка по коррекционной педагогике

Коссе Светлана Федоровна

 

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Деятельность педагога связана с большими нервно-психическими нагрузками. Речь идёт прежде всего о психологических и организационных трудностях: необходимости быть всё время в форме, отсутствии эмоциональной разрядки, большом количестве контактов в течение рабочего дня. В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. В методической  разработке представлено  понятие «синдром эмоционального выгорания», раскрыты его основные симптомы, причины возникновения и развития, способы саморегуляции эмоционального состояния.

Цели: Познакомить участников с понятием «синдром эмоционального выгорания», его основными симптомами, причинами возникновения и развития; способствовать осознанию возможности саморегуляции эмоционального состояния.

Задачи:

  • Формирование у педагогов навыков саморегуляции и управления своим эмоциональным состоянием;
  • овладение приемами и навыками управления эмоциональным состоянием других людей, способами взаимоподдержки;
  • осознание психологических барьеров, препятствующих актуализации ресурсных состояний;
  • развитие навыка профессиональной и личностной рефлексии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Коссе Светлана Федоровна

Должность: педагог-психолог

Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 76

Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область

Наименование материала: тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Тема: Синдром эмоционального выгорания, способы саморегуляции эмоционального состояния


Цели: Познакомить участников с понятием «синдром эмоционального выгорания», его основными симптомами, причинами возникновения и развития; способствовать осознанию возможности саморегуляции эмоционального состояния.

Задачи:

  • Формирование у педагогов навыков саморегуляции и управления своим эмоциональным состоянием;
  • овладение приемами и навыками управления эмоциональным состоянием других людей, способами взаимоподдержки;
  • осознание психологических барьеров, препятствующих актуализации ресурсных состояний;
  • развитие навыка профессиональной и личностной рефлексии.

Материалы и оборудование:

Маркерная доска или ватманы для записи собранной информации

Маркеры, фломастеры, цветные карандаши

Бумага А 4 (белая и тонированная)

Картинки для составления коллажа, ножницы, клей

Ход занятия

Вступительное слово

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Деятельность педагога связана с большими нервно-психическими нагрузками. Речь идёт прежде всего о психологических и организационных трудностях: необходимости быть всё время в форме, отсутствии эмоциональной разрядки, большом количестве контактов в течение рабочего дня. В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. Наша встреча посвящена знакомству с понятием «синдром эмоционального выгорания», его основными симптомами, причинами возникновения и развития и сегодня также мы рассмотрим способы саморегуляции эмоционального состояния, выполним упражнения для снятия психоэмоционального напряжения.

Принятие правил группы.

Правила групповой работы.

Обращаться друг к другу по имени.

Принимать себя и других такими, какие они есть.

Быть   искренним.

Избегать оценок друг друга.

Активное участие в происходящем.

Уважение   говорящего.

Каждому члену группы – как минимум одно хорошее и доброе слово.

Конфиденциальность всего происходящего в группе.

Общение по принципу «здесь и сейчас».


1 этап: Начало работы.

Задачи: вхождение в атмосферу группы; создание позитивного

Упражнение “Наши ожидания»

Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что Вы ждете от сегодняшнего мероприятия? (Каждый участник говорит о своих ожиданиях).


Упражнение «Знакомство» настрой на работу.

Материал: мягкая игрушка или какой-нибудь другой символический предмет.

Описание: «Имена-качества», обмен чувствами.

Сидя в кругу, участники по очереди называют свое имя и 2—3 положительных качества на 1-ю букву имени. Например, «Я — Марина, мечтательная, миролюбивая».

Примечание: При затруднении участника связать свое имя с качеством ему помогают другие, но при этом ведущий должен помочь завершить словесный ряд положительным качеством участника.

2 этап: Разминка.

Задачи: сплочение; разрядка.

Игра «Мне нравятся мои соседи»

Участники сидят на стульях в кругу, ведущий — в центре круга. Ведущий предлагает поменяться местами тем, у кого есть брат, сестра; кто любит путешествовать; у кого есть дети, кто умеет кататься на велосипеде и т. п. Те, кого это касается должны встать и поменяться местами. Ведущий в это время должен успеть занять место, кого-то из игроков. Тот, кому не хватило места становится ведущим.

Задача — всем найти место, в том числе и ведущему.

Примечание: Важно, чтобы содержание формулировок так или
иначе задействовало всех участников круга. При этом уместны формулировки, содержание которых «оставит» участников круга на местах.

Когда упражнение завершено, психолог обращается к группе с вопросом: «Как вы себя чувствуете?» или «Как ваше настроение сейчас?».

3 этап: Основная часть.

Задачи: настрой на умственную деятельность, подготовка к групповой работе, «мозговому штурму»; активизация личного опыта, выражение собственных установок, чувств; сплочение, осознание возможности позитивного выхода при наличии мотивации; выработка групповых стратегий решения проблемы.
Материал: слайд программа «Признаки и симптомы выгорания»; лист ватмана, маркеры или фломастеры.

Представление о профессиональном выгорании

Мини-лекция «Синдром профессионального выгорания»


Очевидно, что процесс профессионального становления является одним из наиболее важных направлений профессиональной деятельности. Однако, воздействие профессии на личность может носить и обратный характер и приводить к деформации личности (отрицательное влияние профессии на психологические характеристики человека). Одним из проявлений является феномен «эмоционального выгорания», свойственный для профессионалов, работающих с людьми».

В условиях современной системы образования мы все чаще говорим не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального выгорания.

Что такое синдром профессионального выгорания?

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Компоненты синдрома профессионального выгорания

  1. Напряжение,
  2. Резистенция,
  3. Истощение.

Связь между «профессиональным выгоранием» и полом

Мужчины в стрессовой ситуации более склонны чувствовать себя «загнанными в угол» (мужчины – 12,3%, женщины – 9,1%), а также больше чем женщины, склонны к эмоциональному отчуждению (мужчины – 17,5%, женщины – 9,7%).

                

Одновременно женщины более нежели мужчины, склонны к психосоматичеким и психовегетативным нарушениям (женщины – 32,1%, мужчины – 5,3%).

Ученными установлено, что в стрессовой ситуации мужчины больше склонны к эмоциональному отстранению, и восприятию ситуации, как критической, что очень часто влияет на смену отношений с окружающими, провоцирует отчуждение от людей. Мужчины менее склонны к поиску социальной поддержки. Для них характерен стереотип поведения «Я должен быть сильным и мужественным и решать все сам», поэтому у них чаще чем у женщин может возникать ощущение «загнанности в угол».

Одновременно женщины в стрессовой ситуации более склонны к эмоциональному выгоранию, они более эмоционально открыты, эмоционально углубляются в переживания тех, кто рядом (и на роботе и дома). Поэтому они ставят под угрозу свое эмоциональное здоровье, рискуют эмоционально опустошиться, приобрести психосоматические и психовегетативные нарушения.

Связь семейного статуса педагогов и симптомов профессионального выгорания

Исследователи отмечают высокую степень склонности к «профессиональному выгоранию» у незамужних. Причем неженатые мужчины более склонны к профессиональному выгоранию нежели незамужние женщины. А также мужчины, которые никогда не были женаты имеют большую склонность к этому чем разведенные.

Взаимосвязь между «профессиональным выгоранием» и количеством детей в семье

 Можно сказать о волнообразной тенденции, что касается выявления «синдрома профессионального выгорания»: сначала уменьшается уровень этого синдрома в семьях педагогов при рождении первого ребенка, потом возрастает уровень синдрома при рождении второго ребенка, и снова наблюдается тенденция к уменьшению негативных проявлений синдрома при рождении третьего ребенка.

Проявление СЭВ у педагогов (в зависимости от  стажа работы)

По данным ВОЗ «выгорают»:

8% педагогов со стажем от 1 года до 3 лет

Более 50% педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет

11% педагогов с 10-летним стажем

у педагогов со стажем работы более 10 лет вырабатываются определенные способы саморегуляции и психологической защиты

22% педагогов со стажем от 15 до 20 лет

Три аспекта профессионального выгорания

Первый снижение самооценки.

Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

Второй — одиночество.

Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми. Преобладают объект-объектные отношения.

Третий — эмоциональное истощение, соматизация.

Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости.

«Группы риска» СЭВ

Первая группа

Сотрудники, работающие в системе отношений «человек-человек», которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми.

Это:
• руководители
• менеджеры по продажам, медицинские работники
• социальные работники
• консультанты
• преподаватели и т.п.

Вторая группа

Причем особенно быстро «выгорают» сотрудники, имеющие интровертированный характер, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий.

Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт.

Третья группа

Люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой.

Четвертая группа

Это — женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей, а также прессинг в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с мужчинами

Пятая группа

Работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места.

Мозговой штурм «Причины эмоционального выгорания»

Далее участники с помощью метода «мозговой штурм» обозначают причины возникновения «эмоционального выгорания». Участникам раздаются специальные заготовки для упражнения. Все варианты и предложения записываются, а затем озвучиваются.

Причины возникновения СЭВ у педагога

  • Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций («педагог всегда на виду»)
  • Загруженность в течение дня (не только рабочего)
  • Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки
  • Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка дома или на работе
  • Требование творческого отношения к профессиональной деятельности
  • Жесткие временные рамки деятельности
  • Необходимость владения современными методиками и технологиями обучения
  • «Нестабильность» орг. моментов педагогической деятельности: нагрузка, расписание, моральное и материальное стимулирование
  • Ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей
  • Ответственность перед администрацией, коллегами, обществом в целом за результат своего труда
  • Наличие конфликтов по вертикали и горизонтали.

Диагностируем своё состояние

Рисуночный тест «Часы»: узнайте уровень своей жизненной энергии

Наручные и настольные, настенные и песочные, карманные и каминные, башенные и «с кукушкой»…Часы делают нашу жизнь более упорядоченной. В то же время, они напоминают нам, что время не стоит на месте, а значит нужно спешить, иначе все самое интересное пройдет мимо. А еще с помощью часов можно определить уровень нашей жизненной энергии. Это утверждают разработчики графического экспресс — теста, который так и называется «Часы». Попробуем?

Перед вами схематично изображенный будильник. Ваша задача – придать ему законченный вид. Вы можете нарисовать  только необходимые отсутствующие детали, а можете также выделить фон, добавить какие-то предметы интерьера… Как вашей душе угодно!

C:\Users\Администратор\Desktop\часы-рис2.jpg

Работа завершена? Начинаем обсуждение.

Стрелки

Итак, стрелки, неотъемлемый атрибут любых часов… Если на вашем рисунке они направлены вверх – нет никаких поводов для беспокойства: с вашей жизненной энергией все в порядке: вы бодры, полны сил и вас, несомненно, ждут великие свершения.

Если же стрелки «смотрят» вниз, вероятно ваши силы на исходе, а значит, есть смысл подумать о «подзарядке».

Дела обстоят совсем неважно, если ваш будильник показывает половину шестого. Это говорит о серьезном энергетическом спаде. И тут уже не до раздумий: как бы ни складывались сейчас ваши жизненные обстоятельства, здоровье – прежде всего. Поэтому тайм-аут взять определенно стоит.

Цифры

Если вы изобразили, в первую очередь, цифры, сделали акцент именно на них, или — прорисовали циферблат с особой тщательностью, не забыв и про секундные деления, значит, на сегодняшний день вы ведете довольно суматошную жизнь. Вероятно, вам не хватает размеренности и упорядоченности. Попробуйте, по возможности, навести порядок в повседневных делах. Став для самой себя эффективным тайм – менеджером, вы с удивлением обнаружите, что, разумно планируя свое время, можно сэкономить силы и успеть намного больше.

Кнопка звонка

Если вы заштриховали этот элемент, похоже, то, чем вы сейчас профессионально занимаетесь – отнюдь не работа вашей мечты. Возможно, вам стоит поискать дело по душе. И тогда жизнь засияет новыми красками, а утренняя трель будильника будет вызывать не привычное раздражение, а радость оттого, что начинается новый, интересный день.

Фон

Если вы уделили повышенное внимание фону, интерьеру, окружающему часы – нарисовали стол, «подложили» под будильник салфеточку, «поставили» рядом с ним вазу с цветами, «рассыпали» по столешнице карандаши – вы, скорее всего, «подзаряжаетесь», общаясь с другими людьми . Блистая в обществе, ловя на себе восхищенные взгляды, привлекая к себе повышенное внимание окружающих - вы черпаете энергию и жизненные силы. Кстати, а давно ли вы выходили «в свет» последний раз? Возможно, это именно то, что вам сейчас нужно?

Возможность разрядки – это главный фактор профилактики эмоционального выгорания

Качества, помогающие избежать профессионального выгорания

Во-первых:

  • хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).
  • высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Во-вторых:

  • опыт успешного преодоления профессионального стресса;
  • способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
  • высокая мобильность;
  • открытость;
  • общительность;
  • самостоятельность;
  • стремление опираться на собственные силы.

В-третьих:

  • способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Как избежать встречи с синдромом профессионального выгорания

1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

2. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.

3. В первую очередь учитесь планировать. Дезорганизация может привести к стрессу.

        

4. Признайте и примите ограничения. Многие из нас ставят перед собой абсолютно недосягаемые задачи и цели. Однако человек не может быть совершенным, поэтому часто возникает чувство бессилия, неспособности, несостоятельности.

5. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними. 

6. Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.

7. Развлекайтесь. Иногда необходимо убежать от жизненных проблем. Найдите увлеченное и приятное занятие.

8. Учитесь терпеть и прощать.  Нетерпимость к другим приводит к гневу. Попробуйте понять, как чувствуют себя другие люди, это поможет вам принять их.

9. Будьте позитивной личностью. Не критикуйте и учитесь хвалить других. Сосредотачивайтесь на положительных качествах людей. 

10. Избегайте нездоровой конкуренции. Значительно большое стремление выигрывать во многих сферах жизни создает напряжение и тревогу, делает человека агрессивным. 

Способы регулирования психических состояний

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Эффекты саморегуляции:

  • эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности),
  • эффект восстановления (ослабление проявлений утомления),
  • эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Существуют разные подходы и способы борьбы с синдромом эмоционального выгорания. Это способы регулирования психических состояний. Мы сегодня рассмотрим некоторые из них и выполним их на практике. Один из способов саморегуляции является трансформация негативных убеждений. Бороться с негативными убеждениями помогает одно упражнение.

Упражнение    «Зато…»
Цель упражнения: введение в  темпоритм,   атмосферу тренинга, самосознание,  тренинг  спонтанности высказываний, трансформация негативного убеждения в позитивное.

По кругу продолжить фразы:
- Я устала, зато...
- Я небольшого роста,  зато...
- Я иногда  несдержанна, зато...
- Я ленива,  зато...
- Я застенчива, зато...

 Я криклива,  зато...
- Я молчалива,   зато...
- Я слишком уступчива,  зато...
- Я иногда, слишком много ворчу,  зато...
- Я несколько легкомысленна, зато...
- Я бываю  капризна,  зато...

- Я не очень хорошо пою,  зато...

Телесно ориентированное упражнение «Погода»  

Участники разбиваются по парам.  Один отворачивается к партнеру спиной, он - бумага, второй - художник. Ведущий предлагает «художникам» нарисовать на «бумаге» (спине) сначала теплый ласковый ветер, затем усиливающийся ветер, затем дождь, сильный ливень, переходящий в град, снова ветер, переходящий в теплое дуновение ветерка, а в конце ласковое теплое солнышко, согревающее всю землю.  

         По окончании упражнения участники меняются местами. Каждый участник высказывает свое мнение и рассказывает о тех ощущениях, которые появились в процессе игры.

- Какие ощущения у вас появились после упражнения? Удалось или нет снять зажимы?

Упражнение «Создадим себе хорошее настроение»

Цель: способствовать сплочению группы, созданию хорошего настроения.

Ведущий предлагает всем участникам стать в колонну, положить руки на плечи соседа. При этом нужно сжать воздушные шарики между спиной соседа и своим животом. Ведущий обращает внимание участников на то, что все они вместе образовали большую гусеницу и предлагает по сигналу начать двигаться вперед. В процессе выполнения упражнения раздается музыка.

Составление коллажа

Участники занятия делятся на группы (по 4—5 человек). Каждая группа составляет коллаж на тему: «Способы регуляции эмоционального состояния или о том, как поднять себе настроение». В конце участники представляют свои работы.

Примечание: В случае затруднения участников при назывании способов ведущий предлагает свои варианты.

Какое из упражнений вам больше всего понравилось? Какое, на ваш взгляд, наиболее результативное?

Профилактика «профессионального выгорания»

                                                            Саморегуляция

               

                      Физиологическая       Естественная          Эмоциональная

Способы физиологической саморегуляции:

  • Различные движения потягивания и расслабления мышц
  • Посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой
  • Релаксация

Способы естественной саморегуляции:

  • Длительный сон
  • Вкусная еда
  • Общение с природой и животными
  • Баня, сауна, массаж
  • Музыка, танцы
  • Общение с друзьями
  • SPA-процедуры

Способы эмоциональной саморегуляции:

  • Смех, улыбка, юмор
  • Размышления о хорошем, приятном
  • Занятие любимым делом – хобби
  • Рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей
  •  «Купание» (реальное или мысленное) в   солнечных лучах
  • Вдыхание свежего воздуха
  • Чтение стихов
  • Высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
  • Мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее).

4 этап: Рефлексия

Подведение итогов «Незаконченные предложения»

Материал: мягкая игрушка

Задачи: осознание темы; сплочение группы.

Описание: Участников круга просят ответить на вопросы по итогу занятия:

  1. Что для меня было важно?
  2. Что было трудно?
  3. Что понравилось?

Список использованной литературы

1. Бабич, О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения [Текст] / О.И. Бабич – Волгоград: Учитель, 2017. – 122 с.

2. Бойко, В. В. Синдром «Эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В. В. Бойко. – СПБ.: Сударыня, 2000г. – 32 с.

3. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. [Текст] / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.

4. Демина, Л. Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности: Учебное пособие [Текст] / Л. Д. Демина, И. А. Ральникова. – Барнаул. : Изд-во АлтГУ, 2005. – 132 с.

5. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Практикум по социальной психологии [Текст] / К. Маслач. – СПб.: Питер, 2001. – 528 с. 42

6. Мороз А. А., Мамедова Л. В. Психологический тренинг, как одно из средств профилактики Эмоционального выгорания // Электронный научный журнал. 2016 №10-2. С. 224-227.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический семинар ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «Профилактика синдрома профессионального выгорания. Саморегуляция эмоционального состояния»

Практический семинар для педагогов ДОУ с целью профилактики синдрома эмоционального выгорания и освоения техних психической саморегуляции...

Тренинг для педагогов с использованием МАК «Способы саморегуляции эмоционального состояния»

Тренинг для педагогов с использованием ассоциативных метафорических карт. которые запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска индивидуального выхода из кризиса....

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...

"Способы саморегуляции эмоционального состояния педагогов"

Осуществляя свою профессиональную деятельность, педагог постоянновзаимодействует с детьми, родителями, коллегами, администрациейобразовательного учреждения. От него в значительной степени зависитэмоци...

Практикум с педагогами ДОУ: «Профилактика эмоционального выгорания. Способы саморегуляции»

Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии ...

Презентация: "Синдром эмоционального выгорания педагога: способы профилактики".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27444982","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27444990","attributes":{"alt":"","class"...