Синдром эмоционального выгорания
план-конспект по теме
Данный материал можно использовать для консультативной и психопрофилактической работы с педагогами ДОУ. Лекционная часть содержит минимум необходимой информации о сущности СЭВ и его профилактике. Практические упражения направлены на развитие рефлексии педагогов, а так же делают консультацию с ними более увлекательной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sindrom_emocionalnogo_vygoraniya.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекционно-практическое занятие для педагогов ДОУ
Тема: Синдром эмоционального выгорания
Составила: Смолякова Т.В. , педагог-психолог МДОУ№80
Лекционно-практическое занятиеЦель: - Познакомить присутствующих с понятием профессионального выгорания, причинами возникновения, способами профилактики
Представьте себе, что наши эмоции подобны электрической лампочке. Мы можем испытывать сильные эмоции-и лампочка начинает гореть сильнее. Когда мы успокаиваемся-лампочка горит тускло. Но бывает так, что мы испытываем постоянные стрессы в течение длительного времени-их можно сравнить со скачками электрического напряжения. Что происходит с лампочкой? Сначала она светит более ярко, затем начинает моргать и в конечном итоге может перегореть.
Синдром эмоционального выгорания - это реакция нашего организма на длительные профессиональные стрессы средней интенсивности. Наиболее часто СЭВ встречается среди врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов. (до 90% работающих). Все эти профессии объединяет необходимость ежедневных интенсивных контактов с другими людьми. А в случае с профессией воспитателя детского сада речь идет об интенсивных контактах и с детьми и со взрослыми. Это является значительной нервно-психической нагрузкой. Вследствие этого мы эмоционально утомляемся и опустошаемся.
При достижении определенного уровня напряжения организм начинает пытаться защищать себя. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании как бы уменьшить или формализовать контакты с окружающими.
Таким образом, «синдром эмоционального выгорания» - отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек. Главная причина этого- психологическое, душевное переутомление.
СЭВ развивается постепенно. Первые симптомы появляются в течении 5 лет профессиональной жизни.
Чтобы оценить ваши отношения с профессией на текущий момент я предлагаю выполнить следующее упражнение.
Упражнение «Баланс реальный и желательный»
Нарисовать круг. В нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).
В другом круге - их идеальное соотношение.
Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось?
Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?
От кого или от чего это зависит?
Это упражнение позволяет участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии
Каковы же признаки эмоционально выгорания?
Первый признак - истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения, чувство усталости, не проходящее после ночного сна.
Вторым признаком СЭВ является личностная отстраненность. В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Утрачивается интерес к клиенту (пациенту), который воспринимается на уровне неодушевленного предмета, само присутствие которого порой неприятно.
Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.
Каким же образом мы можем помочь себе избежать выгорания? Наиболее доступным в качестве профилактических мер является использование способов саморегуляции. Саморегуляция - это сознательное управление своим эмоциональным состоянием.
Естественные способы регуляции организма. Интуитивно используются многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.
Задание: на доске составляем список способов регуляции состояния (юмор, общение, прогулки, бассейн, спортзал, , хобби, рукоделие, уборка квартиры, путешествия, застолье, культурные мероприятия и др.)
Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Профилактические и лечебные меры при СЭВ во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его лечении:
определение краткосрочных и долгосрочных целей в профессиональной деятельности
использование "тайм-аутов", что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
овладение умениями и навыками саморегуляции
профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);
эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);
поддержание хорошей физической формы
В целях направленной профилактики СЭВ следует:
стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
проще относиться к конфликтам на работе;
не пытаться быть лучшим всегда и во всем
Практическое задание
Нарисовать человека под дождем
1. Прочувствуйте, какое настроение у этого человека. Он спокоен или встревожен? Защищен или беспомощен? Что человек будет делать дальше? Был ли он готов к дождю или это для него неожиданность?
Данный тест используется при отборе сотрудников МВД. Он показывает, как человек умеет защищаться от проблем и стрессов. Дождь в нашей культуре-неоднозначный символ. С одной стороны люди радовались дождю в засуху. С др стороны дождь, непогода, воспринимались как кара небес, как наказание:
- Дождь на рисунке-ваше отношение к стрессу. Отдельные капли-вы не драматизируете ситуацию. Обильные-проблемы кажутся непреодолимыми
- Тучи-символ ожидания опасностей (пессимизм), человек ждет неприятностей
- Величина фигуры человека-это ваша самооценка в ситуации стресса
- Положение человека спиной вперед (особенно если втянуты плечи или опущена голова)-потребность в сокращении контактов с окружающими, усталость, депрессия
- Наличие зонтика-вы способны себя защитить. Если укрытия нет-вам не легко восстанавливать свою энергию, необходимо больше отдыха
- Дополнительная защита (плащ, калоши)-в сложной ситуации вам важна поддержка окружающих
- Дополнительные детали: дома, скамейки, деревья-не хватает внутренней опоры
- Ноги-символ опоры( крупные-вера в себя, тонкие-зависимость от других)
- Пол-ваша модель поведения (мужская-напористость, решительность, способность рисковать; женщина-мягкость, гибкость)
- лужи и грязь-это следы стресса. Как долго вы переживаете последствия. Важно не застревать на негативных эмоциях прошлого
- Молния-начало нового этапа в жизни
- радуга, солнце-оптимизм, надежда на лучшее.
Домашнее задание - нарисовать дождь в сказочной стране. (психопрофилактика)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация синдром эмоционального выгорания
Цель: - Ознакомление присутствующих с понятием профессионального выгорания, причинами возникновения, способами профилактики, освоение методов и приемов помощи колле...
Буклет к консультации синдром эмоционального выгорания
Этот материал поможет педагогам в любую минуту найти для себя способ преодоления стресса....
Синдром эмоционального выгорания
Ежедневная работа, иногда без перерывов и выходных, осложненная эмоциональными напряженными контактами ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накопление его последствий приводит к нарушению зд...
Синдром эмоционального выгорания у педагогов
Синдром эмоционального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, психологов, врачей, социальных работников, журналистов, - всех, чья деятельность невозмо...
Синдром эмоционального выгорания педагогов
Статья содержит теоретический и практический материал по работе с педагогами по профилактике синдрома эмоционального выгорания на различных уровнях....
Памятка для педагогов «СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СЭС» И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА
Памятка для педагогов " Синдром Эмоционального выгорания СЭС и его профилактика Эмоциональное выгорание - на слуху. Это исчезновение энергии, желания и "огонька" в отношении к д...
Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...