Медико-биологические основы физической культуры дошкольников
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Малев Игорь Сергеевич

ПриПричины детского травматизма на занятиях физической культурой 

ПолПольза от занятий босиком. Основные принципы босохождения

Заппрещенные движения в ДОУ


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл press_konferentsiya.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Медико-биологические основы физической культуры дошкольников

Задача в спорте-максимальный результат за счёт мобилизации всех возможностей организма.

Задачи в детских дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) строятся из положения САНПИНА.

В ДОУ нет цели, чтобы ребенок показывал максимальные спортивные результаты. Задачи ДОУ всестороннее развитие физических и психических качеств ребенка. В дошкольном возрасте у детей активно проходят механизмы созревания как психических процессов, так и физических качеств.

Каждый ребенок индивидуален и поэтому одному ребенку будет мало и 20 минут занятий физической культурой, а другому будет много и 10 минут двигательной деятельности. Именно поэтому занятия для каждого возраста взяты по средним значениям.

Большинству детей присущи определенные соответствующие возрасту темпы развития, но в любой возрастной группе существуют индивидуумы, опережающие своих сверстников в развитии или отстающие от них. Число таких детей примерно одинаково, и этот факт необходимо учитывать при определении двигательных режимов.

Причины детского травматизма на занятиях физической культурой

- Отсутствие медицинского контроля одна из причин детского травматизма на занятиях ф.к. в ДОУ.

- Допуск к занятиям после болезни без прохождения врачебного осмотра, невыполнение врачебных рекомендаций по срокам возобновления занятий после заболеваний, по ограничению нагрузок, комплектованию групп в зависимости от групп здоровья.

- Ещё одна причина травматизма, это элементарно плохая разминка перед выполнением сложных движений; а также незнание структуры урока (подготовительная, основная, заключительная).

- Незнание педагогом методов наглядного обнаружения признаков утомления.

- Несоответствие нагрузки морфофункциональным особенностям детей (ребенок с лишним весом бежит на выносливость как все дети).

- В перечне причин травмирования особо стоит гипокинезия.

- Так же, плохая осанка, повышает степень риска получения различных травм и не только позвоночника, но и внутренних органов грудной клетки (поскольку они занимают неблагоприятное положение и имеют сниженную функцию).

Знание анатомо-физиологических особенностей детей помогает медицинским работникам правильно оценить физическое развитие дошкольников, распределять на медицинские группы для занятия физкультурой. А инструкторам дает возможность более рационально и дифференцированно подходить к проведению занятий и соревнований с учетом морфофункциональных особенностей.

Польза от занятий босиком. Основные принципы босохождения.

Современные медики признают пользу хождения босиком, эта процедура помогает избежать таких распространенных в наше время болезней, как инсульт, инфаркт миокарда, гипертония, стенокардия и, конечно же, заболеваний простудного характера.

Хождение босиком не только закаливает, но и действует благотворно на сосуды, сердце и другие органы. Дело в том, что эта процедура оказывает активное воздействие на точки стопы, ответственные за многие органы: почки, желудок, глаза, сердце, мозг и т.д. Так что этот метод лечит не хуже точечного массажа.

Выбирая грунт для хождения босиком, надо учитывать, что резкие по температурному и тактильному раздражению его виды – например, горячий песок или асфальт, снег, лед, стерня, острые камни, шлак, хвойные иголки или шишки оказывают на нервную систему сильное возбуждающее действие. Напротив, теплый песок, мягкая трава, дорожная пыль, комнатный ковер, вызывая умеренный тормозной процесс, действуют успокаивающе.

Детям и часто болеющим людям приучаться к хождению босиком рекомендуется дома. Лучше всего приступать к этому летом, начинать ходить босиком следует утром и вечером по полу в комнате. В первый день - по 10-15 минут, затем процедура удлиняется на 5 минут каждый день и со временем доводится до 1 часа. Первое время не возбраняется ходить по полу в носках. Через месяц можно разгуливать босиком во дворе, в саду.

По данным современной ортопедии и лечебной физкультуры ходьба босиком может служить средством не только профилактики, но и лечения некоторых видов деформации столы. Наиболее распространенное из них – плоскостопие.

Систематическая ходьба босиком, особенно по зыбучему или рельефному грунту, заставляет рефлекторно сокращаться мышцы, удерживающие свод стопы, и прежде всего мышцы подошвенной поверхности, сгибающих пальцы ног. Сухожилия и связки усиленно развиваются, укрепляются. Таким образом, босохождение можно отнести к действенным средствам профилактики и лечения плоскостопия.

Запрещенные движения в ДОУ.

1. Круговые вращения головой

Причина: Форма сустава не предусматривает данное движение.

Замена: Наклоны вперед, в стороны, повороты.

2. Наклоны головы назад.

Причина: Нестабильность шейного отдела позвонка, плохо сформированные мышцы шеи. Возможно смещение шейных позвонков.

Замена отсутствует

3.Стойка на голове.

Причина: Нестабильность шейного отдела позвонка, плохо сформированные мышцы шеи.

Замена отсутствует.

4.Чрезмерное вытягивание шеи.

Причина: Нестабильность шейного отдела позвонка, плохо сформированные мышцы шеи. Замена: Выполнять упражнения с опусканием плеч вниз, назад.

5. Поднимание-опускание корпуса с согнутыми руками под головой (тренировка верхнего брюшного пресса).

Причина: Чрезмерное напряжение мышц шеи, возможное надавливание руками на шейный отдел позвоночника.

Замена: Изменить положение рук

6. Одновременное поднимание ног лежа на спине. При выполнении упражнений лежа на спине нельзя поднимать две ноги вместе (тренировка нижнего отдела брюшного пресса).

Причина: Увеличение поясничного лордоза, фаза натуживания оказывает влияние на сосуды шеи и головы.

Замена: Ноги поднимать и опускать попеременно.

7. Кувырок вперед.

Причина: Нестабильность шейного отдела, плохо сформированные мышцы шеи.

Замена отсутствует.

8. Перекат на спине, удерживая руками колени.

Причина: Отсутствует фиксация шейного отдела позвонка.

Замена: Выполнять упражнение только со страховкой преподавателя.

9. Лежа на животе, прогиб в поясничном отделе с упором на выпрямленные руки (упражнение кошечка).

Причина: Увеличение поясничного лордоза, возможность защемления поясничных дисков.

Замена: Выполнять упражнение на согнутых руках, опора на локти.

10. Сидение на пятках.

Причина: Перерастяжение сухожилий и связок коленного сустава.

Замена: Сиденье по-турецки.

11. При выполнении дыхательных упражнений, руки вверх поднимать нельзя.

Причина: Уменьшается поступление кислорода за счет сокращения мышц верхнего плечевого пояса.

Замена: Изменить положение рук в стороны, на пояс.

12. Висы использовать не более 5 секунд

Причина: Слабость и перерастяжение связочно-мышечного аппарата, неспособность длительно удерживать статику.

Замена отсутствует.

13. Исключить прыжки босиком по жесткому покрытию.

Причина: Слабый связочно-мышечный аппарат стопы. Несформированность костей плюсны.

Замена: Прыжки только на гимнастических матах.

14. Бег босиком, опора на переднюю часть стопы.

Причина: Несформированность костей плюсны.

Замена: Бег в спортивной обуви.

15. Метание набивного мяча из-за головы двумя руками разрешено только с 5 лет по 0,5 кг.

Причина: Несоответствие массы тела ребенка и веса мяча.

Замена: Уменьшить вес мяча.

16. Статическое напряжение до 5 лет не использовать.

Причина: Слабый связочно-мышечный аппарат.

Замена: Разрешено только с 5 лет по 5-7 секунд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе"Физическая культура и умственное развитие дошкольников""(анализ программы Л.Д.Глазыриной"Физическая культура-дошкольникам")

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребёнка.   Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физическог...

"Социальное партнерство ДОУ и семьи:формируем у детей основы физической культуры и здоровья"

-  Ориентирование семьи на воспитание здорового ребенка.- Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований ДОУ и семьи в вопросах здоровья детей.- Содействие обмену опытом между родителями ...

Социально-биологические и психологические основы физической культуры

В данной презентации представлен наглядный и информационный материал по социально-биологическим и психологическим основам физической культуры....

Физическая активность - основа физического благополучия дошкольника

Физическая культура – потому и культура, что призвана вывести ребенка за рамки повседневно накапливаемого им двигательного опыта. Чтобы развивалась двигательная культура ребенка, он должен экспе...

«Социально - биологические и психофизиологические основы физической культуры».

Каждому человеку приятно чувствовать себя здоровым, когда выполнение любой работы, нагрузки совсем не обременительно и доставляет радость. Но в связи с ухудшением экологического состояния природной ср...

«Социально - биологические и психофизиологические основы физической культуры».

laquo;Социально - биологические и психофизиологические основы физической культуры»....

«Социальное партнерство ДОУ и семьи: формируем у детей основы физической культуры и здоровья»

Формирование у детей основ физической культуры и здоровья — общая задача педагогов и родителей. Что поможет решить ее? Только сотрудничество. В современных условиях оно требует нового содержания...