Физическая активность - основа физического благополучия дошкольника
методическая разработка
Физическая культура – потому и культура, что призвана вывести ребенка за рамки повседневно накапливаемого им двигательного опыта. Чтобы развивалась двигательная культура ребенка, он должен экспериментировать с движением, решать двигательные «задачи».
Для организации и проведения разнообразных видов деятельности дошкольников предлагается гибкая, развивающая, не угнетающая ребенка система, основу которой составляют эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
. Образно-двигательные игры с элементами импровизации, подвижные игры с элементами импровизации, подвижные игры на сюжетной основе, открывающие возможности перевоплощения и сохраняющие связь с ролевой игрой, должны быть основой физкультурных занятий для дошкольников.
Физкультура способствует развитию самопознания. Именно это способствует успешному развитию личности ребенка, его социальной адаптации.
Работа по развитию двигательной активности, прежде всего, должна охватывать семью. В семье – путем соблюдения режима дня, включающего прогулки, двигательную активность и в занятия спортом. А в детском саду – создание всех необходимых условий для полноценной жизни, на физкультурных занятиях, во время праздников, досугов, подвижных игр.
Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно, самостоятельно и с удовольствием. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дети приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Двигательная активность – основа физического благополучия дошкольника.
Цель: создание эмоционально – комфортной среды для решения педагогических задач по
двигательному развитию детей средствами физического воспитания.
Задачи: 1. Содействовать обеспечению благоприятного режима организации жизнедеятельности
детей.
2. Содействовать обеспечению самореализации умений и навыков детей
в самостоятельной двигательной деятельности.
3. Способствовать расширению и обогащению двигательного опыта детей.
Направления реализации:
- организованная образовательная деятельность;
- досуговые мероприятия;
- соревновательная деятельность;
- мероприятия с привлечением родителей в активный двигательный процесс.
Физическая культура – потому и культура, что призвана вывести ребенка за рамки повседневно накапливаемого им двигательного опыта. Чтобы развивалась двигательная культура ребенка, он должен экспериментировать с движением, решать двигательные «задачи».
Главным содержанием физкультурных занятий должна быть не тренировка движений, а развитие двигательного воображения. Это означает, что в основе движений должно лежать их одушевление, движения должны быть образными, позволяющими ребенку превращаться в различных персонажей реальной и фантастической жизни. В этом случае движение существует не само по себе, а в качестве элемента особого языка – языка движений. Язык движений обладает невероятно богатыми возможностями. Он открывает ребенку объемность мира общения, в котором возможен перевод значений одного языка на другой. К примеру, словесное (вербальное) выражение некоторого сообщения может обогащаться, уточняться за счет движений. Точно также, через язык движений, детям может открываться музыка. Ведь ритмическое движение (прообраз) танца и воспроизводимый шумовыми инструментами ритм предшествовали появлению собственно мелодии, музыке как таковой в истории развития человечества. Образно-двигательные игры с элементами импровизации, подвижные игры с элементами импровизации, подвижные игры на сюжетной основе, открывающие возможности перевоплощения и сохраняющие связь с ролевой игрой, должны быть основой физкультурных занятий для дошкольников.
Для организации и проведения разнообразных видов деятельности дошкольников предлагается гибкая, развивающая, не угнетающая ребенка система, основу которой составляют эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
Применяемые средства двигательной активности позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере (например, физического качества быстроты), которые, в свою очередь способствуют изменениям в психической сфере (например, быстроте восприятия информации и принятия решения). Одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двигательному навыку, так и для развития двигательных способностей, а также (в игровой форме) для интеллектуального развития. Физкультура способствует развитию самопознания. Именно это способствует успешному развитию личности ребенка, его социальной адаптации. Также важно то, что уже в сравнительно раннем возрасте с помощью физического воспитания формируются здоровые привычки, самоконтроль за стрессовыми ситуациями, тенденцией к отказу от агрессивного поведения и готовность к избеганию агрессивных посягательств. В процессе физического воспитания вырабатывается образ Я, формируется чувство уверенности в себе, психической устойчивости. Движение – это здоровье, развитие, радость.
Работа по развитию двигательной активности, прежде всего, должна охватывать семью. Известно, одним из условий психологического комфорта ребенка является единство требований, предъявляемых к нему в детском саду и семье. Развитие двигательной активности подразумевает создание таких условий, которые помогут ребенку пережить «мышечную радость», при этом такие условия должны быть созданы и в детском саду, и в семье. В семье – путем соблюдения режима дня, включающего прогулки, двигательную активность и в занятия спортом (санки, лыжи, плавание и т.д.). А в детском саду – создание всех необходимых условий для полноценной жизни, на физкультурных занятиях, во время праздников, досугов, подвижных игр. Главная роль в физическом развитии ребенка, особенно раннего возраста все-таки принадлежит семье. Родители имеют возможность развивать ребенка, исходя из его индивидуальных личностных возможностей, которые они знают лучше, чем кто-либо другой.
Без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней, эффективное лечебное средство. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Игры с движениями дают детям яркие мгновения чудесного человеческого общения, развивают опыт поведения. Ощущение умения красиво двигаться приносит истинную радость в ритмических занятиях. Если вывести это формулой, то получится:
Движение + Движение = Основа основ | ||
Фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их гармоничного физического развития. | Важнейшее условие и средство общего развития ребенка, формирования его психики, способностей, жизненной активности. | Физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. |
Чтобы движения стали полноценным компонентом игровой деятельности, детей необходимо учить разным действиям с игрушками и пособиями по физической культуре, выбирать для игр сюжеты, включающие применение основных видов движений: ходьба, бег, прыжки, лазание. Важно искать сочетание разных пособий и движений, не допускать их однообразия.
Двигательная активность зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей телосложения и функциональных возможностей растущего организма. Ввиду того, что двигательная активность – это естественная потребность детей дошкольного возраста, необходимо при ее организации уделить большое внимание планированию. Это помогает воспитателям и инструкторам формировать у дошкольников интерес к физической культуре и потребность в здоровом образе жизни.
И главное! Нельзя лишать ребенка естественной двигательной активности, ограничивая ее рамками специальных занятий. Правильная организация самостоятельной двигательной активности – неотъемлемая часть физкультурно – оздоровительной работы.
При этом нужно соблюдать следующие принципы:
- Дети должны иметь достаточно времени для самостоятельной двигательной активности.
- Помещение или площадка должны быть просторными для движений, игр.
- Необходимо использовать в работе стандартное и нестандартное оборудование с учетом техники безопасности.
- Всю работу проводить в тесном контакте с семьей.
Важно, чтобы ребенок научился использовать игровые приемы не только в упражнениях, но и в постоянно меняющихся условиях подвижной игры. Это дает возможность ребенку на основе приобретенного опыта самому решать игровые задачи при строгом соблюдении правил и выполнении действий по команде.
Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно, самостоятельно и с удовольствием. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дети приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает ребенку физическое развитие....
Презентация "Укрепление физического здоровья и эмоционального благополучия дошкольников".
В данной работе рассматривается актуальность проблемы физического, психического, социального здоровья детей в современном обществе и пути решения этих проблем....
«Физкультурные минутки, как важный элемент физического благополучия дошкольников»
ФИЗКЛЬТУРНЫЕ МИНУТКИ...
Физическая активность и физическое развитие дошкольников
Физическое развитие относится к развитию и совершенствованию двигательных навыков, или, другими словами, способности детей использовать и контролировать свое тело....
«Двигательная активность - основа физического развития детей дошкольного возраста»
Двигательная активность, физическая культура и спорт — эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательные условия здоро...
Консультация «Эмоциональное благополучие дошкольников как важный фактор физического воспитания»
laquo;Эмоциональное благополучие» ребенка - это устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка в семье и дошкольном учреждении, основой которого является удовле...