Консультация для педагогов: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации"
консультация
Консультация для педагогов.
«Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации».
Самая большая ценность для человека – это здоровье.
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения - здоровье характеризуется как «состояние наибольшего физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов».
Дошкольный возраст является важным и ответственным периодом. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья. Это одна из приоритетных задач, которая стоит перед родителями и педагогами. Именно в это время нужно начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников.
Формирование – это процесс целенаправленного педагогического воздействия на обучающегося с целью развития у него определенных качеств личности – мировоззрения, знаний, навыков, внимания, ценностных ориентаций и т. д.
Формирование здорового образа жизни – сложный многогранный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом. Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.
Цели и задачи оздоровительной работы в ДОУ:
Образовательные:
- Формировать у детей начальных представлений о здоровом образе жизни; о здоровье человека и способах укрепления; о гигиене здоровья.
- Научить элементарным приемам сохранения здоровья
Воспитательные:
формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.
- Воспитать желание у детей заботиться о своем здоровье.
-Формировать у дошкольников потребность в положительных привычках.
Профилактические:
- развивать у детей потребность в активной деятельности.
- Развивать потребность в выполнении специальных профилактических упражнении и игр на занятиях и в повседневной жизни.
Создание представлений о здоровом образе жизни:
Основная идея- здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в группе способствует решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:
Направление деятельности:
Обеспечение здорового ритма жизни (режим дня)
Организация двигательного режима
Общеукрепляющие мероприятия
Профилактические мероприятия
Рациональное питание
Личная гигиена
Методы работы с детьми по формированию ЗОЖ
Работа с родителями
Режим дня.
Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.
В дошкольном образовательном учреждении нормативным основанием по организации режимных моментов в каждой возрастной группе является- режим дня.
Режимом дня предусматривается организация совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей как в режимных моментах, так и между ними.
Вариативность организации различных видов детской деятельности в каждый из режимных моментов достаточно высокая. Выбор деятельности зависит от
возраста детей, их интересов, сезонности, событийности и др. В ежедневном планировании, опираясь на план организации различных видов детской
деятельности в режиме дня, воспитатели определяют виды детской деятельности, формы их организации, методы и приемы.
Важно обеспечивать оптимальный двигательный режим – рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности в котором общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 60% от всего времени бодрствования.
Следует поощрять участие детей в совместных подвижных играх и физических упражнениях на прогулке. Развивать инициативу детей в организации самостоятельных подвижных и спортивных игр и упражнений , поощрять самостоятельное использование детьми имеющегося физкультурного и спортивно-игрового оборудования. Воспитывать у детей интерес к физическим упражнениям, учить пользоваться физкультурным оборудованием. Ежедневно следует проводить с детьми утреннюю зарядку. В процессе образовательной деятельности требующей высокой умственной нагрузки, и в середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность , рекомендуется проводить физкультминутку длительностью 1-3 минуты.
Общеукрепляющие мероприятия:
В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций.
Следует осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды с учетом состояния здоровья детей и местных условий.
При проведении закаливающих мероприятий нужно осуществлять дифференцированный подход к детям, учитывая их индивидуальные возможности. Важно обращать внимание на выработку у детей правильной осанки. В помещении следует обеспечивать оптимальный температурный режим, режим одностороннего и сквозного проветривания (в отсутствии детей); приучать детей находится в помещении в облегчённой одежде, необходимо ежедневно и в любое время года обеспечивать прибывание детей на воздухе в соответствии с режимом дня.
В своей работе совместно с другим воспитателем использую такой нетрадиционный вид закаливания как полоскание рта тёплой и прохладной водой. Этот вид закаливания является весьма эффективным средством для закаливания носоглотки: предупреждение ангин, разрастание миндалин и аденоидов. Применяется ежедневно.
В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.
Принципы рационального питания:
- Сбалансированное питание в соответствии с действующими нормами СанПин
- Выполнение режима питания
- Индивидуальный подход к детям во время питания
Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.
Личная гигиена – это широкое понятие включающее в себя выполнение правил, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья человека.
Для повышения эффективности по формированию здорового образа жизни у дошкольников используются следующие методы работы:
Рассказы и беседы;
Заучивание стихотворений
Моделирование различных ситуаций
Рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
Сюжетно-ролевые игры;
Дидактические игры;
Подвижные игры;
Работа с родителями
Консультации для родителей по воспитанию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Индивидуальные беседы
Полезные советы по уходу за ребёнком дошкольного возраста
Изготовление памяток, буклетов для уголка здоровья.
Приглашение родителей на праздники, дни здоровья
Спасибо за внимание!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов. «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации».
Самая большая ценность для человека – это здоровье.
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения - здоровье характеризуется как «состояние наибольшего физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов».
Дошкольный возраст является важным и ответственным периодом. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья. Это одна из приоритетных задач, которая стоит перед родителями и педагогами. Именно в это время нужно начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников.
Формирование – это процесс целенаправленного педагогического воздействия на обучающегося с целью развития у него определенных качеств личности – мировоззрения, знаний, навыков, внимания, ценностных ориентаций и т. д.
Формирование здорового образа жизни – сложный многогранный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом. Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.
Цели и задачи оздоровительной работы в ДОУ:
Образовательные:
- Формировать у детей начальных представлений о здоровом образе жизни; о здоровье человека и способах укрепления; о гигиене здоровья.
- Научить элементарным приемам сохранения здоровья
Воспитательные:
формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.
- Воспитать желание у детей заботиться о своем здоровье.
-Формировать у дошкольников потребность в положительных привычках.
Профилактические:
- развивать у детей потребность в активной деятельности.
- Развивать потребность в выполнении специальных профилактических упражнении и игр на занятиях и в повседневной жизни.
Создание представлений о здоровом образе жизни:
Основная идея- здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в группе способствует решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:
Направление деятельности:
Обеспечение здорового ритма жизни (режим дня)
Организация двигательного режима
Общеукрепляющие мероприятия
Профилактические мероприятия
Рациональное питание
Личная гигиена
Методы работы с детьми по формированию ЗОЖ
Работа с родителями
Режим дня.
Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.
В дошкольном образовательном учреждении нормативным основанием по организации режимных моментов в каждой возрастной группе является- режим дня.
Режимом дня предусматривается организация совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей как в режимных моментах, так и между ними.
Вариативность организации различных видов детской деятельности в каждый из режимных моментов достаточно высокая. Выбор деятельности зависит от
возраста детей, их интересов, сезонности, событийности и др. В ежедневном планировании, опираясь на план организации различных видов детской
деятельности в режиме дня, воспитатели определяют виды детской деятельности, формы их организации, методы и приемы.
Важно обеспечивать оптимальный двигательный режим – рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности в котором общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 60% от всего времени бодрствования.
Следует поощрять участие детей в совместных подвижных играх и физических упражнениях на прогулке. Развивать инициативу детей в организации самостоятельных подвижных и спортивных игр и упражнений , поощрять самостоятельное использование детьми имеющегося физкультурного и спортивно-игрового оборудования. Воспитывать у детей интерес к физическим упражнениям, учить пользоваться физкультурным оборудованием. Ежедневно следует проводить с детьми утреннюю зарядку. В процессе образовательной деятельности требующей высокой умственной нагрузки, и в середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность , рекомендуется проводить физкультминутку длительностью 1-3 минуты.
Общеукрепляющие мероприятия:
В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций.
Следует осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды с учетом состояния здоровья детей и местных условий.
При проведении закаливающих мероприятий нужно осуществлять дифференцированный подход к детям, учитывая их индивидуальные возможности. Важно обращать внимание на выработку у детей правильной осанки. В помещении следует обеспечивать оптимальный температурный режим, режим одностороннего и сквозного проветривания (в отсутствии детей); приучать детей находится в помещении в облегчённой одежде, необходимо ежедневно и в любое время года обеспечивать прибывание детей на воздухе в соответствии с режимом дня.
В своей работе совместно с другим воспитателем использую такой нетрадиционный вид закаливания как полоскание рта тёплой и прохладной водой. Этот вид закаливания является весьма эффективным средством для закаливания носоглотки: предупреждение ангин, разрастание миндалин и аденоидов. Применяется ежедневно.
В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.
Принципы рационального питания:
- Сбалансированное питание в соответствии с действующими нормами СанПин
- Выполнение режима питания
- Индивидуальный подход к детям во время питания
Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.
Личная гигиена – это широкое понятие включающее в себя выполнение правил, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья человека.
Для повышения эффективности по формированию здорового образа жизни у дошкольников используются следующие методы работы:
Рассказы и беседы;
Заучивание стихотворений
Моделирование различных ситуаций
Рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
Сюжетно-ролевые игры;
Дидактические игры;
Подвижные игры;
Работа с родителями
Консультации для родителей по воспитанию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Индивидуальные беседы
Полезные советы по уходу за ребёнком дошкольного возраста
Изготовление памяток, буклетов для уголка здоровья.
Приглашение родителей на праздники, дни здоровья
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» на тему "разработка плана проведения оздоровительных каникул"
Автором представлена методическая разработка для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» на тему: «Разработка плана проведения оздоровительн...
Семинар-практикум для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий (технология обучения здоровому образу жизни)»
Гармоничное развитие ребенка в будущем возможно только при условии, что он будет здоровым. Поэтому нужно с самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье. Важно достичь такого р...
Консультация «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей с ОВЗ в условиях ДОУ»
Даны рекомендации по формированию ЗОЖ у детей с ОВЗ.Представленыв материалы ,которые прооводятся в ДОУ по воспитанию здорового образа жизни у детей....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/14/picture-1057624-1536909287.jpg)
Формирование основ здорового образа жизни у детей раннего возраста в условиях дошкольной организации
Совершенствовать работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей всегда актуально....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/08/picture-1385381-1644341502.jpg)
Консультация для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни через систему обучения навыкам гигиены полости рта»
Данная консультация будет интересна для воспитателей, которые занимаются формированием здорового образа жизни дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/06/picture-541447-1417835956.jpg)
Консультация для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/19/picture-1402491-1650348331.png)
Консультация для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». ...