Консультация для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
консультация (средняя группа)

Ямпольская Наталия Владимировна

Консультация для педагогов

«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_ya.docx16.08 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».  

    В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

    Анализируя состояние здоровья детей, можно констатировать, что при поступлении в дошкольное учреждение с каждым годом увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, растет количество детей с III группой здоровья, частоболеющих. Основная проблема - низкий уровень знаний о ценности своего здоровья родителей и о здоровье своих детей. Известно, что здоровье, более чем наполовину, зависит от образа жизни, на четверть – от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве. Если мы, взрослые люди, это понимаем, и при этом сознательно вредим себе, то это наш и только наш выбор. Здоровье дошкольников, совершенно другой вопрос, оно полностью на нашей совести. Мы призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанность его беречь.

   Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность систематических занятий физической культурой и спортом.

   Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

    Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одном из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.
    Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность того, кто хочет быть здоровым, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Компоненты здорового образа жизни:

- рациональная двигательная активность;

- правильное питание;

- закаливание организма;

- соблюдение распорядка дня;

- соблюдение правил личной гигиены;

-сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

- отказ от вредных привычек (в основном для взрослых).

    Начальные знания и навыки по этим составляющим должны заложить в основу фундамента здорового образа жизни ребенка педагоги совместно с родителями в дошкольном возрасте.

    Начинать надо с себя, с самосовершенствования: перестроить мышление на здоровый образ жизни; пополнить собственный багаж теоретическими знаниями (анатомия, физиология, психология, теория и методика физического воспитания, гигиена и др.). Необходимо овладеть оздоровительными системами и технологиями; приобрести и закрепить практические навыки здорового образа жизни (зарядка, водные закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений, психогимнастики и т. п.).

      Необходимо большое внимание уделить работе с родителями (проведение семинаров-практикумов, консультаций по вопросам оздоровления, семейных соревнований «Папа, мама, я - спортивная семья», дней открытых дверей, помещение информации на сайт учреждения дошкольного образования и др.)

     Немаловажную роль играет организация здоровьесберегающего пространства. С этой целью необходимо создать экологическую и психологическую комфортность образовательной среды; создать предметно-развивающую среду, которая обеспечивает безопасность жизни детей, условия для укрепления здоровья и закаливания организма каждого из них. Выставки специальной и детской литературы, а также плакатов, выполненных в результате совместной деятельности детей и взрослых, детских работ по изобразительной деятельности на тему ЗОЖ, информационные стенды для родителей тоже способствуют приобщению к здоровому образу жизни детей и родителей.

     В работе можно различные формы, средства и методы формирования основ здорового образа жизни у дошкольников. Основными формами работы являются занятия, игры, создание ситуаций, просмотр и обсуждение видеоклипов, отрывков из фильмов, мультфильмов, чтение и обсуждение художественной литературы и т.п.

     В режиме дня и в непрерывно непосредственной образовательной деятельности рационально использовать двигательные и эмоционально-психологические разгрузки (физкультурные минутки, минутки здоровья, элементы релаксации) .

    Непосредственно образовательная деятельность используется для формирования представления детей о человеке как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни; о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека; о здоровом образе жизни; о поведении человека, способствующем здоровью и здоровому образу жизни.

     В ходе физкультурно-оздоровительной работы необходимо развивать физические, психические и нравственные качества детей, воспитывать самостоятельность, творчество.

   Воспитывая культурно-гигиенические навыки, формируются привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» на тему "разработка плана проведения оздоровительных каникул"

Автором представлена методическая разработка для педагогов  «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» на тему: «Разработка  плана проведения оздоровительн...

Консультация для родителей «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Данная консультация позволит ознакомить с формированием основ здорового образа жизни у детей дошкольного возрастаю....

Консультация для родителей «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Является ли чистота залогом здоровья? Большинство из нас ответят "да" и будут правы. "…Чистота приближает человека к божеству", – заметил один европейский социолог....

Консультация для родителей "Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста".

Консультация для родителей "Формирование основ здорового образа жизни для детей дошкольного возраста"....

25.03.2021 г Консультация для родителей Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье....

Консультация для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». ...