Физкультурно-оздоровительная работа в группе детского сада
методическая разработка (старшая группа)
Воспитание здорового ребенка – главная задача дошкольной педагогики.
Нарушения в здоровье детей появляются уже в раннем возрасте, а коррекция начинается в дошкольном и школьном возрасте.
По данным различных авторов число детей дошкольного возраста, имеющих те или иные отклонения в развитии, колеблется от 50 до 80%. Это связанно с массой негативных явлений современной жизни: экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи, массовым распространением алкоголя, курения. У детей имеются биологические нарушения, обусловленные неправильным протеканием беременности, тяжелыми родами у матери, неправильным питанием и уходом за ребенком в раннем возрасте.
По опыту работы я убедилась в необходимости поддержания и укрепления здоровья детей. При работе с медицинскими картами детей своей группы, я обнаружила следующее: из 29 детей с первой группой здоровья всего лишь один ребенок, у остальных детей вторая группа здоровья. Поэтому я решила начать системную целенаправленную работу по оздоровлению детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание здорового ребенка | 25.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Физкультурно-оздоровительная работа в группе детского сада
Воспитатель МАДОУ Детский сад «Солнышко»
Шорноева Д.Ч.
Воспитание здорового ребенка – главная задача дошкольной педагогики.
Нарушения в здоровье детей появляются уже в раннем возрасте, а коррекция начинается в дошкольном и школьном возрасте.
По данным различных авторов число детей дошкольного возраста, имеющих те или иные отклонения в развитии, колеблется от 50 до 80%. Это связанно с массой негативных явлений современной жизни: экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи, массовым распространением алкоголя, курения. У детей имеются биологические нарушения, обусловленные неправильным протеканием беременности, тяжелыми родами у матери, неправильным питанием и уходом за ребенком в раннем возрасте.
По опыту работы я убедилась в необходимости поддержания и укрепления здоровья детей. При работе с медицинскими картами детей своей группы, я обнаружила следующее: из 29 детей с первой группой здоровья всего лишь один ребенок, у остальных детей вторая группа здоровья. Поэтому я решила начать системную целенаправленную работу по оздоровлению детей.
Цель работы: организовать физкультурно-оздоровительную работу с детьми, направленную на формирование у них навыков здорового образа жизни, использование разнообразных средств для укрепления и сохранения здоровья.
Задачи:
- Формировать у детей ценностное отношение к своему организму.
- Создавать оптимальные условия педагогического взаимодействия взрослого и ребенка для поддержания равновесия между детским организмом и природносоциальной средой.
- Развивать у детей мотивацию здорового образа жизни, потребность в освоении способов сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Поэтому с первого месяца пребывания детей в детском саду создаем такие условия, которые позволили бы детям двигаться в течении всего дня, и при этом учитываем, что потребность двигаться наиболее полно реализуется именно в самостоятельной деятельности. Важным условием является создание предметной среды, способствующей увеличению двигательной активности детей.
Педагогический процесс в группе строится на положительных эмоциях. Положительные эмоции, смех, радость, интерес благотворно влияют на протекание физиологических процессов в организме ребенка, укрепляют здоровье. Также учитываем возрастные и индивидуальные особенности детей.
Физкультурно-оздоровительная работа в группе охватывает следующие разделы: I.Здоровьесберегающие педагогические технологии
- Утренняя гимнастика.
- Образовательная деятельность по физической культуре.
- Подвижные игры.
- Физкультурно-оздоровительные моменты.
- Гимнастика пробуждения.
- Пальчиковая гимнастика.
- Оздоровительный бег, пеший ход.
- Физкультурные досуги, праздники, развлечения.
II. Здоровый образ жизни:
- Питание детей «Самые полезные продукты»
- Личная и общественная гигиена: «Чистота-залог здоровья»
- Из чего мы сделаны6 «Познай себя»
- Профилактика заболеваний: «В здоровом теле-здоровый дух»
Здоровьесберегающие педагогические технологии.
В комплексы утренней гимнастики включаем элементы корригирующей гимнастики, точечный самомассаж, дыхательную гимнастику (правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы). Учим дышать детей только через нос. Глубокий медленный выдох помогает ребенку расслабиться, успокоиться, справиться с волнением, раздражительностью. В заключительную часть гимнастики включаем упражнения на релаксацию, психогимнастику. Такие упражнения помогают расслабить мышцы рук, ног, туловища, помогают успокоиться, снять мышечное и эмоциональное напряжение.
Образовательная деятельность по физической культуре проводится три раза в неделю в виде сюжетно-игровых. Такие занятия способствуют формированию представлений о двигательной выразительности, помогают войти в воображаемую ситуацию, дают возможность для личного самовыражения.
Особое внимание уделяем развитию мелкой моторики, так как она очень тесно связана с овладением речью – как устной, так и письменной. Ведь зоны этих функций в головном мозге соседствуют друг с другом, и активное стимулирование зоны мелкой моторики помогает развиваться и речевой.
Играя с ребенком в пальчиковые игры, мы тем самым подготавливаем руку малыша к более тонким и сложным движениям, которые в дальнейшем помогут успешно овладеть письмом.
Известно, что ладонь по наличию активных точек, не уступает ступне и уху, следовательно, играя пальчиками, мы воздействуем на эти точки. И тем самым активизируем деятельность внутренних органов.
В работе используем пальчиковую гимнастику, содержащую следующие упражнения:
- Упражнения для самомассажа рук;
- Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук;
- Упражнения с различными предметами (мячи-ежики, пальцеход, фурнитура, коврик-травка);
- Упражнения, развивающие координацию движений кистей рук.
Проводится пальчиковая гимнастика в различные режимные моменты, каждый день.
Потребность в движении в дошкольном возрасте наилучшим образом реализуется в подвижных играх. Они эффективно влияют на укрепление здоровье детей, повышения выносливости детского организма и совершенствование двигательных навыков, решают задачи обучения и воспитания, ориентироваться в пространстве, умение слушать и действовать в соответствии со словами текста, поручать к дисциплине.
Большое внимание уделяем формированию навыков здорового образа жизни. В доступной форме объясняем детям. Что здоровье – это одна из главных ценностей жизни. А каждый ребенок хочет стать сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с другими детьми, не мучиться головными болями, насморками. А плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в работе, неуспеваемости, плохого настроения. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.
В игровой форме, с помощью бесед, игровых и проблемных ситуаций учим детей понимать, что здоровье зависит и от правильного питания, объясняем, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Ведем дневник, какие полезные продукты я ел на завтрак, обед, ужин. Учим детей, как правильно защитить себя от загрязненных продуктов и воды (мыть, чистить, кипятить).
Формируя у детей навыки личной и общественной гигиены, рассказываем об устройстве и работе организма, обращаем внимание на его сложность и хрупкость, а также объясняем необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Важно, чтобы правила личной гигиены выступали не как требования взрослых, а как правила самого ребенка, приносящие большую пользу организму, помогающие сохранить и укрепить здоровье. Поэтому вся работа проводится в игровой форме с использование наглядно-действенных, экспериментальных методов, наблюдения.
Обращаем внимание детей на то, что следует заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье окружающих людей, помещения, где они находятся, не сорить на улице.
Для формирования здорового образа жизни рассказываем детям о значении профилактики заболеваний: разных видов закаливания, дыхательной гимнастике, воздушных и солнечных ваннах, витамино-, фито- и физиотерапиях, массаже, корригирующей гимнастике. Дети выступают не только в качестве «объектов» процедур и оздоровительных мероприятий. Стараемся, чтобы они осознали, для чего необходимо то или иное из них, и активно участвовали в заботе о своем здоровье. В доступной форме, на примерах из художественной литературы и жизни, объясняем детям как свежий воздух, вода, солнце, ветер помогают при закаливании организма, как воздействуют различные «лечебные» запахи, что происходит с организмом человека во время массажа. Сообщаем детям элементарные сведения о лекарствах: какую пользу они приносят и какую опасность могут в себе таить. Рассказываем детям о пользе витаминов, их значении для жизни, взаимосвязи здоровья и питания.
В доступной форме, привлекая иллюстративный материал, знакомим детей с тем, как устроенно тело человека, рассказываем об анатомии физиологии человека. Формируем у детей умение чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помогать ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы «хочу есть», «хочу спать», «нуждаюсь в свежем воздухе».
Для обеспечения эффективной работы по сохранению и укреплению здоровья детей в группе создан физкультурно-оздоровительный центр. В нем размещено оборудование для развития физических качеств детей, материал для подвижных игр, дидактические игры, пособия, имеются картотеки подвижных игр, гимнастики пробуждения, гимнастики после дневного сна, «картотека - конструктор» для подбора материала к занятиям в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Также имеются пособия для закаливающих процедур: дорожки «здоровья», рукавички для обтирания тела после сна, массажные шарики и др.
Физкультурно-оздоровительная работа проводится в тесной связи с родителями воспитанников. С помощью родителей оформляются фотовыставки: «Мы самые здоровые!», «Красота в движении-здоровье с детства!», выставки рисунков, реализуется проекты: «Чистота – залог здоровья!», «В здоровом теле. Здоровый дух!», проводятся праздники, дни здоровья, веселые старты. Организуется тематические консультации для родителей, семинары-практикумы, наглядная информация, на родительских собраниях обсуждаются вопросы сохранения и укрепления здоровья детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт оздоровительной работы в группе детского сада
Здоровье - это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития ребенка. В последние годы число детей, у которых выявлены отклонения в состоянии здоровья, в разных возрас...
Физкультурно-оздоровительный досуг в старшей группе детского сада. Тема: «Моряки лихие».
Задачи:Образовательные: развивать фантазию детей; развивать четкость и выразительность действий; закреплять пространственно-временные представления; поддерживать в детях желание и умение преодолевать ...
физкультурно-оздоровительное мероприятие к выпускному в детском саду
вторая развлекательная часть после угощения на выпускном...
Физкультурно-оздоровительный проект "Степ - аэробика в детском саду"
Внедрение физкультурно-оздоровительного проекта "Степ - аэробика в детском саду" будет способствовать созданию единого образовательно-оздоровительного пространства для педагогов, детей и родителей....
Презентация "Физкультурно-оздоровительный уголок в младшей группе детского сада".
В презентации описаны задачи физкультурно-оздоровительного уголка, правила расположения его в группе, примерное наполнение физкультурно-оздоровительного уголка в младшей группе детского сада....
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА. ТЕМА "ДЕТСКИЙ САД"
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДАТема недели: Детский садЦель: вызвать у детей радость от нахождения в детском саду: развивать представление...
Контрольная работа по теме: «Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня детского сада».
План1. Показатели здоровья2. Роль физкультурно-оздоровительных мероприятий3. Физкультурно-оздоровительная работа4. Формы организации двигательной активности в повседневной жизни...