Перспективный план по использованию здоровьесберегающих технологий
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Перспективный план по использованию здоровьесберегающих технологий | 153.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план по использованию здоровьесберегающих технологий
Разработчики:
воспитатели
Алиева А.Р. Михайлова О.О.
Актуальность
Чтобы ребенок рос здоровым и активным, нужно правильно организовать его деятельность на протяжении всего времени. В решении этой задачи очень важное значение имеет режим дня. Он представляет собой определенную систему, которая помогает распределить время сна и бодрствования, приема пищи, гигиенических процедур, занятий, игр и прочей деятельности детей.
Дошкольные образовательные учреждения имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учётом возрастных и психологических возможностей детей-дошкольников.
Актуальность вопросов использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ возрастает год от года.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
В дошкольном образовании здоровьесберегающие технологии – это технологии, которые направлены на сохранение, обогащение и поддержание здоровья, всех участников педагогического процесса детского образовательного учреждения: детей, педагогов, родителей и законных представителей ребенка.
Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогического процесса в детском саду.
Классификация здоровьесберегающих технологий, которой придерживаются М. С. Горбатова, Э. И. Сафаргалина, Н. А. Харламова и И. А. Фролова:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья;
2. Технологии обучения здоровому образу жизни;
3. Коррекционные технологии.
Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственный |
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья | |||
Динамические паузы | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия | Воспитатели |
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп | Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр | Воспитатели, физ. инструктор |
Релаксация | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп | Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы | Воспитатели, физ. инструктор |
Гимнастика пальчиковая | С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) | Воспитатели |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога | Воспитатели |
Гимнастика дыхательная | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры | Воспитатели |
Гимнастика бодрящая | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. | Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ | Воспитатели |
2. Технологии обучения здоровому образу жизни | |||
Физкультурное занятие | 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. | Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение | Воспитатели, физ. инструктор. |
Коммуникатив-ные игры | 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста | Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. | Воспитатели. |
3. Коррекционные технологии | |||
Технологии музыкального воздействия | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей | Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. | Воспитатели. Музыкальный руководитель |
Фонетическая ритмика | 2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин. | Занятия рекомендованы детям в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений | Воспитатели, физ. инструктор. |
Режимные моменты | Оздоровительные мероприятия |
I половина дня | |
Утро | Зарядка (ежедневно) Пальчиковая зарядка (ежедневно) Музыкальная пауза (веселые песни) |
НОД | Зарядка для глаз (ежедневно) Дыхательная гимнастика (1 упражнение) Релаксация под музыку во время художественно-эстетического развития (лепка, рисование) Физкультминутки (ежедневно) |
Прогулка | Двигательная активность (бег, игры, упражнения) Подвижные игры (ежедневно) Дыхательная гимнастика (ежедневно) |
Перед сном | Релаксация под чтение сказки (в постели) |
II половина дня | |
После пробуждения | Бодрящая гимнастика (ежедневно) Дыхательная гимнастика (ежедневно) Корригирующие дорожки (профилактика плоскостопия) |
После полдника | Двигательная активность (бег, игры, упражнения) Подвижные игры (ежедневно) Дыхательная гимнастика (ежедневно) |
Работа ведётся в нескольких направлениях:
. Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса.
В группе имеются материалы: пособия, дидактические игры по культуре поведения и ведению здорового образа жизни, стихи и загадки о правилах и предметах личной гигиены, беседы о ЗОЖ и спорте, проводятся тематические занятия и беседы.
Во время режимных моментов проводятся различные гимнастики, которые большей частью подобраны в стихотворной форме для лучшего запоминания.
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий).
Дыхательная гимнастика способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких. При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:
- выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 мин, в зависимости от возраста детей;
- проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях ;
- заниматься до еды;
- заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
- вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
- вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно;
- после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек.
Пальчиковая гимнастика. Для тренировки внимания, воображения, быстроты реакции, мелкой моторики, стимулирования речи. Проводится индивидуально, либо с подгруппой детей по 3-5 мин. в любое свободное время, в зависимости от интенсивной нагрузки.
Гимнастика для глаз. Профилактика нарушений зрения дошкольников (предупреждение утомления; укрепление глазных мышц нарушений зрения, переутомления; снятие напряжения; общее оздоровление зрительного аппарата).Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма. Проводится индивидуально, либо с подгруппой детей по 3-5 мин. в любое свободное время, в зависимости от интенсивной нагрузки.
Динамические паузы проводились во время занятий, по мере утомляемости. Физкультминутки подбирались по тематическим неделям, дети с удовольствием могут их проводить сами.
Для снятия умственной нагрузки, после занятий детям нравилось поиграть в подвижные игры.
Бодрящая гимнастика. Помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус. Главное правило пробуждения - это исключение резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Можно выполнять с использованием музыки.
Много положительных эмоций, а следовательно и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах. Традиционно проводились недели здоровья, где дети принимали участие в «Весёлых стартах», и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получая эмоциональный заряд от своих достижений.
Зимой с детьми проводятся интересные подвижных игр на свежем воздухе. Находиться на морозе без движения нельзя. Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является эффективным средством закаливания детей. Повышается сопротивляемость организма ребенка к простудным и инфекционным заболеваниям.
На протяжении всего дня пребывания ребенка в детском саду важно уделить внимание каждому ребенку, создать у него бодрое, радостное настроение, вызвать желание заняться интересной, полезной двигательной деятельностью.
Работа с родителями.
Дошкольные образовательные учреждения практикуют полное соблюдение режима дня детьми. Однако родители могут дать некоторые послабления своему ребенку в выходные дни, что не может не отразиться на его состоянии позже. В понедельник таким детям достаточно тяжело, так как они быстро утомляются. Организация распорядка дня имеет важное значение для детей. Родители должны знать, как спланирован день в детском саду у ребенка, и стараться придерживаться этого режима и дома.
Список используемой литературы:
1.Аверина И.Е. Физкультурные минутки в детском саду. Практическое пособие / И.Е. Аверина. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 112 с.
2. Гаврючина. Л.В Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2008. -160 с. (Здоровый малыш)
3. Горбатенко О.Ф., Кадраильская Т.А., Попова Г.П. Физкультурно-оздоровительная работа. - Волгоград: Учитель, 2007 .
4.Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников.- Волгоград: Учитель, 2009 .
5.Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008.
6.Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010.
7.Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по использованию здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических ...
Перспективный план по использованию здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических ...
Перспективный план по использованию здоровьесберегающих технологий
перспективное планирование по использованию здоровьесберегающих технологий в средней, старшей и подготовительной группе. (автор: воспитатель Морозова Н.П.)...
Перспективный план по использованию здоровьесберегающих технологий
здоровьесбережение...
Перспективный план по использованию здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста
В плане достаточно подробно представлено использование основных технологий и методик по здоровьесбережению детей старшего дошкольного возраста, с учетом возрастных особенностей...
Перспективный план по использованию здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста
Цель :Предполагает разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основ...
Перспективный план по использованию здоровьесберегающих технологий в режимных моментах
Перспективный план по использованию здоровьесберегающих технологий в режимных моментах...