Проект и занятия в мл.гр ..
проект (младшая группа)
Да здравствует мыло...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_i_zanyatiya_v_ml.gr_da_zdravstvuet_mylo.docx | 929.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Колокольчик»
Проект по воспитанию культурно-гигиенических навыков
«Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!»
(разновозрастная младшая группа)
Воспитатель: Собаева Н.В..
.
р.п. Башмаково
2022г.
Проект по воспитанию культурно-гигиенических навыков «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!»
Тип проекта: игровой, практически - ориентированный
Участники проекта: дети, педагоги, родители
Целевая группа: дети 2-3 лет.
Масштаб проекта: краткосрочный.
Вид проекта: межгрупповой
Проблема: отсутствие у детей культурно гигиенических навыков.
Актуальность проекта.
Тема здоровья сегодня волнует всех. Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность.
Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.
Культурно-гигиенические навыки и привычки, которые необходимы для жизни, труда, сохранения здоровья, нужно вырабатывать с раннего возраста. Именно в этом возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.
Таким образом, проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организованна, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения.
Цель: формирование культурно гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Задачи:
1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды) .
2. Учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.
4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком) .
5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.
6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.
7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.
8. Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.
9. Учить правильно надевать одежду и обувь.
Предполагаемые результаты:
дети научатся самостоятельно мыть руки, умываться, насухо вытирать руки личным полотенцем (вначале под контролем взрослого) ;
при небольшой помощи взрослых правильно надевать и снимать одежду, обувь; самостоятельно пользоваться индивидуальными предметами -носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком; усваивать порядок одевания и раздевания, аккуратно складывать снятую одежду и обувь.
Этапы проекта:
1. подготовительный: сбор литературы по данной теме;
постановка цели, поиск формы реализации проекта, разработка содержания; приобрести наглядный материал, изготовить дидактические игры по теме; подготовить материалы для работы с родителями.
2. реализационный: организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности. Работа над частями проекта.
3. Итоговый Игровое интегрированное занятие «Гигиена»
4. Подведение итогов проекта.
Отражение проекта в образовательных областях
Направление | Образовательная область | Содержание работы |
Физическое развитие | Физическая культура | Подвижные игры «Собираемся умываться», «Кто быстрее оденет куклу», «Тапки-тапочки» |
Здоровье | Беседа «От чего можно заболеть» Цель: информирование детей о последствиях не соблюдения ежедневной гигиены тела | |
Познавательно-речевое развитие | Познание | Формирование целостной картины мира Тема «Гигиена» Цель: Формировать представления у детей о значимости культурно-гигиенических навыков: умывания, о предметах, необходимых для умывания Формирование элементарных математических представлений Тема «Много полотенец привезли в магазин» Цель: находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много; сравнивать два предмета. |
Коммуникация | Развитие речи Тема «Умываться любят все» Задачи. Образовательные: закреплять знания детей в умывании; в знании предметов туалета и их назначении; формировать знания о свойствах воды Воспитательные: воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивыми, чистыми, аккуратными, уважительно относиться к своему телу. Развивающие: вызывать интерес к выполнению культурно – гигиенических навыков, побудить детей к постоянному их соблюдению; развивать наблюдательность, любознательность, речь, память. | |
Чтение художественной литературы | Чтение художественной литературы Тема: В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: познакомите детей с поэзией Ознакомление с художественной литературой (нерегламентированная деятельность, не вошедшее в основные занятия) А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая» Л. Воронкова. «Маша-растеряша», К. Чуковский. «Мойдодыр» В. Бианки. «Купание медвежат»; | |
Социально-личностное развитие | Социализация | Алгоритмы исполнения детьми культурно-гигиенических навыков (мытье рук, одевание на прогулку, алгоритм раскладывания вещей в шкафчике) Оформление картотеки и чтение стихов «На прогулке не пачкайся», «Не ходи в мокрой одежде», «Старайся выглядеть опрятно», «Перед едой мой руки с мылом», «Учись пользоваться вилкой и ложкой», «Умей есть не спеша и аккуратно», «Не балуйся за столом», «В еде не привередничай», «Одевайся по погоде», «После туалета мой руки», «Не стесняйся отпроситься в туалет» |
Труд | "Поставь стульчик к столу"Цель: формировать самостоятельные действия. "Повесь одежду на стул"Цель: воспитывать аккуратность. "Подготовь постель ко сну"Цель: формировать у детей самостоятельные действия: учить ребенка расстилать свою постель. | |
Безопасность | Беседа «Нужно быть осторожным» Цель: рассказать детям о том, что при использовании мыла, нужно быть осторожным | |
Художественно-эстетическое развитие | Художественное творчество | Лепка Тема «Мыло для кукол» Цель: продолжить учить детей основным правилам лепки, побуждать фантазировать, создать условия для положительно отношения к предметам гигиены Рисование Тема: «Рисуем разноцветные мыльные пузыри» Цель: продолжить учить детей рисовать предметы округлой формы, правильно держать кисточку в руке; создать условия для положительно отношения к предметам гигиены Аппликация Тема «Полотенце для матрёшки» Цель: учить детей составлять аппликацию на полосе, чередуя геометрические фигуры по форме (круг, квадрат). |
Музыка | Слушание и выполнение движений: «Песенка про зарядку» из м/ф «Зарядка для хвоста» «Песенка про умывание» из м/ф «Маша и Медведь» |
Подведение итогов проекта.
Оценочный У детей появились определенные знания о культурно-гигиенических навыках, о причинах заболевания от грязных рук. Дети научились правильно и последовательно мыть руки, насухо вытирать руки полотенцем. Большинство детей с небольшой помощью взрослого научились правильно снимать и одевать одежду, правильно держать ложку, самостоятельно есть. Многие умеют правильно и аккуратно вешать одежду на стульчик, выворачивать колготки.
Литература
1. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной
2. . -- М.: Полиграф сервис, 2002. - 128 с.
3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
4. Голицына И.С. Перспективное планирование в детском саду. Вторая младшая группа . реализация ФГТ в ДОУ.- Скрипторий-2003, 2010- 36 стр. Голицына И.С.
5. Богуславская З.М., Е. О. Смирнова Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1991.-207с
6. Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду.- М.: Просвещение, 1987.-95с
7. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12 с.
8. Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. – 2008-№10-53-59с.
9. Теплюк С. Об опрятности и аккуратности.// Дошкольное воспитание.-1988-№9-13-17с.
10. Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков.// Дошкольное воспитание.-1979-№ 8-15-20с.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Колокольчик»
Конспект игрового интегрированнного занятия с детьми разновозрастной младшей группы по теме: «Гигиена»
Воспитатель: Собаева Н.В..
.
р.п.Башмаково
2022г.
Цель: Прививать детям простейшие культурно-гигиенические навыки.
Задачи:
1. Закрепить знания о цвете, величине (широкий-узкий), форме предмета, геометрических фигурах, расположении предмета в пространстве относительно себя.
2. Активизировать словарь по теме.
Упражнять в счете, умении обозначать его результат цифрой (1 и 2).
3. Учить детей рисовать кисточкой прямые вертикальные линии.
4. Совершенствовать умение лепить из соленого теста, рисовать карандашами, наклеивать детали изображения на заданное место.
5. Развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений, чувство ритма.
Оборудование:
Кукла (грязная, лохматая, в помятой одежде), игрушки-зверята.
Предметы гигиены (мыло, салфетки, шампунь, губки, баночки из-под шампуня и т. п. в двух экземплярах каждый).
Прищепки, силуэтные изображения расчески без зубцов из твердого картона.
Картинка-фон с бельевой веревкой, вырезанные из цветной бумаги силуэтные изображения одежды, клей.
Картинка-фон с изображением полотенца, краски, кисти.
Картинка с наклеенными геометрическими фигурами-мыльницами, вырезанные аналогичные геометрические фигуры, чуть меньшего размера — мыльницы.
Салфетки и подносы красного, зеленого, синего и желтого цветов.
Цветные карандаши. Нарисованный контур расчески без зубцов.
Полотенца одинаковой длины, но разной ширины.
Бельевая веревка.
Аудиозаписи: «Чистюли», «В ванной».
Ход занятия:
Игровая ситуация «Кукла-грязнуля»
Сегодня к нам в гости пришла кукла. Что-то она не заходит. Стоит за дверью. Давайте ее позовем, скажем: «Кукла, заходи». (Вносится кукла).
Ой, а что это с куклой? Дети, вам нравится эта кукла? А почему не нравится? Кукла грязная, лохматая, помятая. Придется нам с вами научить куклу, что нужно делать, чтобы быть чистой и красивой.
Я — кукла-замарашка.
Грязна моя рубашка.
С мылом я не мою руки,
В жирных пятнах мои брюки.
Дети не хотят со мной дружить.
Что мне делать, как мне быть?
Далее игрушки-зверята по очереди приносят предметы гигиены и учат куклу ими пользоваться.
Ой, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!
Мыло
Дидактическая игра «Разложим мыло в мыльницы»
Мыло кладут в мыльницы, а тут все перепуталось. Разложите мыло в мыльницы, подходящие по форме.
Покажите мыло круглой формы, похожее на круг(квадрат, прямоугольник). А вот это мыло похоже на фигуру «овал».
Лепка «Мыло»
Дети раскатывают соленое тесто в лепешку и вырезают формочкой фигурки-мыло.
Расческа
Игра с прищепками «Расческа»
У этой расчески поломались все зубцы. Давайте сделаем расческе новые зубцы из прищепок.
Рисование «Новая расческа»
Дети рисуют прямые вертикальные линии — зубцы расчески.
Салфетки
Дидактическая игра «Разноцветные салфетки»
Перед вами салфетки разного цвета. Покажите красную салфетку, желтую, зеленую, синюю. Положите красную салфетку перед собой, сверху на нее положите желтую салфетку, рядом положите синюю салфетку, зеленую салфетку возьмите в руки и поднимите вверх.
Разложите салфетки на подносы такого же цвета: красные салфетки — на красные подносы, желтые салфетки — на желтые подносы, синие салфетки — на синие подносы, а зеленые салфетки — на зеленые подносы.
Динамическая пауза-танец «Чистюли»
Дети выполняют танцевальные упражнения по показу взрослого.
Полотенце
Дидактическое упражнение «Широкое и узкое полотенце»
Полотенца бывают разные: вот полотенце узкое — им можно вытереть руки и лицо; а вот полотенце широкое — им можно вытереть все тело после душа или ванной.
Это какое полотенце? Широкое. А вот это какое полотенце? Узкое полотенце. Покажите широкое полотенце, покажите узкое полотенце.
Рисование «Красивое полотенце»
А вот это полотенце мы украсим узорами. (Дети рисуют пальчиками полоски и точки).
Дидактическая игра «Найди такой же предмет»
Детям раздаются различные предметы гигиены (мыло, салфетки, шампунь, губки, баночки из-под шампуня и т. п.). Затем дети должны подобрать точно такой же как у них предмет гигиены.
Дидактическое упражнение «Сосчитай и обозначь цифрой»
Сколько зубных щеток в стаканчике? Одна. Обозначьте цифрой. А сколько зубных щеток в этом стаканчике? Две щетки. Обозначьте цифрой. В каком стаканчике больше зубных щеток?
Игра «Развесим белье на веревке сушиться»
Доставайте из корзинки чистое выстиранное белье и развешивайте сушиться на веревку. А чтобы ветром не сдуло белье, прикрепите его прищепками.
Аппликация «Сушим белье»
На листе бумаги нарисована линия — веревка для сушки белья.
Дети наклеивают на нее силуэтные изображения одежды.
Музыкально-ритмическое упражнение «В ванной»
Кто тут будет куп-куп,
По водичке - хлюп-хлюп?
В ванну быстро - прыг, прыг,
В ванне ножкой - дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.
Детей подводят к выводу о том, что для того, чтобы быть здоровым и красивым, нужно быть чистым.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Колокольчик»
Конспект НОД по аппликации во второй младшей группе «Полотенце для матрешки»
Воспитатель: Собаева Н.В..
.
р.п.Башмаково
2022г.
Цель: уметь составлять аппликацию на полосе, чередуя геом. фигуры по форме (сначала круг, потом квадрат)
Технические навыки: уметь правильно набирать клей на кисточку из розетки, лишнее убирать о край розетки. Намазывать форму от середины к краям на белой стороне бумаги. Уметь переворачивать намазанную форму, придерживая с двух сторон пальцами обеих рук. При снятии лишнего клея плотно прижать салфетку, а не поглаживать её. Уметь работать аккуратно.
Задачи:
- Вызывать интерес к декоративной аппликации.
- Развивать чувство формы и цвета.
- Развивать психические процессы (внимание, память, мышление) .
- Воспитывать эстетический вкус, любовь к декоративно-прикладному искусству.
- Воспитывать отзывчивость и доброту.
Предварительная работа: накануне во второй половине дня знакомство детей с предметами народного творчества. Рассматривание элементов росписи матрёшки.
Материал: полоса цв. картона 20 х 6 см, готовые геом. фигуры из тонкой цв. бумаги (круги, квадрат) диам. круга 3 см, квадрат – сторона 3 см. Фигуры даются индивидуально каждому ребенку на подносе, кисточки, клеёнки, клей в розетке, тряпочки.
Демонстрационный материал: матрешка на подносе.
Организация:
Столы и стулья стоят так, чтобы свет из окна падал с левой стороны.
Мольберт с образцом стоит на расстоянии (1-2 м) от детских столов.
Двум детям даётся поручение разложить на столы салфетки.
Ход занятия:
Стайкой на ковре.
Воспитатель: Ребята, угадайте, кто это пришел к нам в гости! А для этого послушайте загадку:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секретик есть
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко наша русская … .
Дети: матрёшка!
Воспитатель: конечно, это матрешка. Посмотрите, какая она красивая, нарядная. У матрешки есть младшие сестрички и она хочет подарить им новые полотенца, что бы сестрички были еще краше и румянее.
Дети рассматривают матрешку.
Воспитатель предлагает детям сесть за столы.
Посмотрите, у меня на мольберте есть образец полотенца для матрешки. Скажите, какими формами оно украшено
Дети: кружками и квадратами.
Воспитатель:
Какого цвета кружки? (Красного)
Какого цвета квадраты (Синего)
Как расположены кружки и квадраты? (друг за другом)
Что сначала? (кружок)
Что после кружка? (квадрат)
На каком расстоянии расположены друг от друга кружки и квадраты на одинаковом или нет? (на одинаковом)
Какое красивое полотенце!
А вы хотите сами сделать такие же полотенца и подарить их матрешкам?
Дети: да, хотим.
Образец убирается.
Воспитатель:
Но сначала наша гостья хочет, чтобы вы немного потанцевали для неё.
Физкультминутка «Матрешки»
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки (хлопки перед собой)
На ногах сапожки,
Топают матрешки (руки на пояс, поочередно то правую, то левую ногу выставляют вперед на пятку)
Влево, вправо наклонись (наклоны)
Всем знакомым поклонись. (поклон)
Воспитатель:
А теперь сядьте правильно, спинки прямые, ноги стоят ровно.
Воспитатель говорит детям, что сначала нужно все формы выложить на полосе бумаги так, как было показано на образце. Все формы должны располагаться на одинаковом расстоянии друг от друга.
Тем, кто выложил правильно все формы предлагается начать приклеивать их. Напоминает детям, что формы с полоски не снимать. Брать по одной фигуре, намазывать на клеенке с белой стороны клеем от середины к краям, переворачивать намазанную форму придерживая с двух сторон пальцами обеих рук и приклеивать к полосе. При снятии лишнего клея нужно плотно прижать салфетку.
Затем взять следующую фигуру и так далее.
Кто работает медленно, того поторапливает:
Смотри, (имя ребенка, уже приклеила две фигуры, делай побыстрее.
Вывешивает готовые работы детей на мольберт.
Спрашивает у детей, что мы делали?
Ответы детей : полотенца.
Для кого?
Ответы детей: для матрешек.
Какие красивые у вас получились полотенца!
Матрешка очень рада и говорит вам «спасибо». Теперь её сестрички будут еще румянее и красивее.
Молодцы, ребята, все справились»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Колокольчик»
Конспект НОД по рисованию в первой младшей группе «Рисуем разноцветные мыльные пузыри»
Воспитатель: Собаева Н.В..
.
р.п.Башмаково
2022г.
Ц ел и :
1. учить рисовать предметы округлой формы, правильно держать кисточку в руке,
2. отрабатывать кругообразные движения рук.
Задачи: 1. закреплять знания о цвете и величине предметов;
2. совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
3. упражнять в беге и прыжках на двух ногах; развивать быстроту, ловкость, интерес к занятиям физкультурой.
М а т е р и а л ы и о б о р у д о в а н и е : мыльные пузыри, гуашь разных цветов, мольберт, бумага, воздушные шарики.
Х од занятия:
1. Создание игровой мотивации.
В о с п и т а т ел ь . Посмотрите, какая интересная игрушка есть у меня! (Показывает мыльные пузыри.) С ее помощью я могу сделать много красивых разноцветных шаров. Не верите? Смотрите (выдувает мыльные пузыри, предлагает детям подуть на них).
Мыльные пузыри такие легкие, что летают от легкого дуновения ветерка. А их цвет все время изменяется. То они прозрачные, то блестят, как зеркало, то окрашиваются в разные цвета. Эти шарики очень тонкие, поэтому от соприкосновения с ладошкой легко лопаются. Но все равно с ними так интересно играть!
Взлетает шар надутый,
Прозрачнее стекла.
Внутри его как будто
Сверкают зеркала.
Он, воздухом надутый,
По воздуху плывет,
Но и одной минуты
На свете не живет.
Нарядный, разноцветный,
Пропал он навсегда,
Расплылся незаметно,
Растаял без следа.
(С. Маршак)
2. Упражнения:
«Разминка».
Чок-чок-чок, ручки на бочок.
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
Раз, два, раз,два!
Прыгай выше детвора!
«Выдуем большой пузырь».
И. п. - стоя, руки опущены вниз,
1 -2 - поднять прямые руки перед собой.
3-6 - медленно развести руки в стороны («надуваем пузырь»).
7-8 - хлопнуть руками перед собой («пузырь лопнул»).
9-10 - вернуться в исходное положение.
«Шарик в воздухе лепит».
Воспитатель подкидывает несколько воздушных шаров в воздух и предлагает детям поиграть ими. Дети ударяют по шарикам, стараясь удержать их воздухе.
«Сдуем мыльный пузырь с ладошки».
Дети сдувают с ладошки воображаемый или настоящий мыльный пузырь.
3. Рисование «Разноцветные мыльные пузыри».
В о с п и т а т ел ь . Мыльные пузыри так быстро исчезают, что мы не успеваем ими полюбоваться. Давайте их нарисуем. Рисовать мыльные пузыри мы будем гуашевыми красками. Какого цвета краски нам потребуются? Пузыри разноцветные, поэтому каждый может изобразить их такого цвета, который нравится. Мне, например, нравится красный и голубой цвета. Можете мне помочь отыскать в коробке такие краски? (Дети выполняют задание.) А какую форму имеют мыльные пузыри, вы знаете? (Ответы детей.) Пузыри круглые. Как мы рисуем круглые предметы. Нарисуйте пальчиком в воздухе круг. (Дети выполняют задание.) А теперь попробуем нарисовать пузыри на бумаге. (Рисует пузыри разного цвета на мольберте.) Вот какие разные пузыри у меня получаются! Этот пузырь очень большой, а рядом - совсем маленький. А теперь и вы нарисуйте мыльные пузыри. Дети выбирают краски по желанию и рисуют.
4. Итог занятия.
Рисунки детей выставляются на стенде.
В о с п и т а т ел ь . Вот какие чудесные рисунки получились у вас! Полюбуйтесь ими. На каком рисунке нарисован самый большой (самый маленький) пузырь? (Ответы детей.) На каких рисунках мыльные пузыри красного (синего, желтого и др.) цвета? (Ответы детей.)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Колокольчик»
Конспект НОД по лепке в первой младшей группе «Мыло для кукол»
Воспитатель: Собаева Н.В..
.
р.п.Башмаково
2022г.
Цель: прививать детям простейшие культурно-гигиенические навыки. Задачи:
- Координировать работу глаз и рук. Соизмерять нажим ладоней на комок глины, придавая предмету правильную форму.
- Учить лепить пальцами: выравнивание, сглаживание формы.
3. Развитие умения отражать простые предметы в лепке.
4. Развитие импрессивной речи: расширение понимания речи – раскатываем, сжимаем, умываемся, намыливаем, мочим, смываем, туалетные принадлежности. Развитие экспрессивной речи: раскатываем, сжимаем, мыло, полотенце.
Предварительная работа. Сюжетно – ролевые игры. Работа по лексической теме.
Материал к занятию. Несколько кусков мыла. Игровая зона для сюжетно-ролевой игры «Катя умывается».
Ход НОД:
Занятие начинается в игровой зоне, с сюжетно-ролевой игры «Куклы умываются».
Педагог создаёт ситуацию, в которой настоящее мыло для кукол большое, а ручки у них маленькие. Предлагается слепить маленькое
мыло. Переходим в учебную зону. Рассматриваем настоящее мыло, определяем на что похоже (шар, кубик, брусочек и т.д.).
Показ приёмов работы.
Я беру в ладони кусок пластилина и вот так раскатываю его. Покажите, как вы будете раскатывать (имитация).
Затем сжимаю. Что я делаю? (сжимаю).
Затем пальчиками выравниваю, сглаживаю, он у меня становится похожий на кирпичик.
Проговаривание приёмов работы детьми с помощью вопросов воспитателя
.Физкультминутка.
Мы намылим наши ручки, Трут одну ладошку об другую по кругу.
Раз, два, три. Раз, два, три. Хлопают в ладоши.
А над ручками, как тучки, Выбрасывают руки вверх.
Пузыри, пузыри. Прыжки на ногах, руки на поясе.
Выполнение работы детьми.
Педагог проводит индивидуальную работу, помогая выполнить задуманную форму. Создаёт ситуации, в которых ребёнок проговаривает, что он делает.
После занятия все переходят в игровую зону, продолжается сюжетно-ролевая игра.
материал для родителей
Памятка для родителей
"Прививаем культурно-гигиенические навыки детям 3-4 лет"
Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.
Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.
Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать.
Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.
Если у малыша что- то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.
Старайтесь использовать игровую ситуацию.
Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.
Дети от 3–4 лет должны:
* Следить за своим внешним видом.
* Пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо
вытираться после умывания.
* Вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.
* Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой;
не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать
с полным ртом.
Консультация для родителей
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Все знают, что здоровье человека закладывается в детстве. Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.
Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения. Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более что грань, отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей.
Приходить в детский сад с чистыми руками — это гигиеническое или общекультурное правило? Закрывать рот носовым платком при кашле? Не приходить в детский сад больным? Все эти правила и обосновывающие их знания должны войти в сознание детей путем внушения, систематического воспитания и это должны делать в первую очередь родители.
Большое значение в профилактике различных заболеваний принадлежит личной гигиене. Личная гигиена — это уход за своим телом и содержание его в чистоте. Кожа защищает тело человека от болезней. Когда ребенок бегает, прыгает и ему становится жарко, то на его коже появляются капельки пота. Кроме того, на коже есть тонкий слой жира, кожного сала. Если кожу долго не мыть, то на ней накапливается жир и пот, на которых задерживаются частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать тело. Грязная кожа может принести вред здоровью и, кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны всем окружающим. Поэтому кожу нужно мыть и за ней необходимо ухаживать.
К умыванию нужно подготовить мыло, полотенце и если нет крана и умывальника, то кувшин с водой и таз.
Полотенце следует повесить на вешалку или гвоздик, а не накидывать себе на шею или плечи, т.к. на полотенце при умывании попадут брызги, и оно будет мокрым и грязным.
Умываться лучше всего раздетым до пояса или в трусиках и майке. Сначала надо хорошо вымыть руки с мылом под струей воды из-под крана или кувшина, но не в тазу. Руки следует намыливать один - два раза с обеих сторон и между пальцами, хорошо смыть мыльную пену, проверить чистоту ногтей. Затем уже чистыми руками мыть лицо, шею, уши.
После умывания следует вытереться насухо чистым, сухим полотенцем. У каждого ребенка должно быть свое полотенце.
Если полотенце, после того как им вытирались, остается чистым, значит, ребенок умылся хорошо.
Ребенок в 4 года должен научиться самостоятельно мыть лицо, уши, верхнюю часть груди и руки до локтя, а с 5 - 7-летнего возраста — обтираться до пояса. После умывания следует помочь ему хорошенько растереться полотенцем до ощущения приятной теплоты.
Перед сном необходимо мыть ноги, потому что на ногах особенно сильно потеет кожа и накапливается грязь. Редкое мытье ног, ношение грязных носков, чулок способствует появлению опрелостей и потертостей, а также предрасполагает к грибковым заболеваниям. По этой причине не рекомендуется надевать и мерить чужую обувь. В бане, бассейне, на пляже нужно надевать специальные тапочки.
Водные процедуры утром и вечером перед сном имеют не только гигиеническое, но и закаливающее значение, хорошо влияют на нервную систему, способствуют быстрому засыпанию.
Очень тщательно нужно промывать волосы, т.к. на них и между ними накапливается много кожного жира, грязи и пыли. Легче ухаживать за короткими волосами: они лучше промываются. Поэтому желательно, чтобы мальчики стриглись коротко, особенно в летнее время. Девочкам, у которых длинные волосы, нужно мыть голову не реже одного раза в неделю, после мытья их тщательно расчесывать только своей и обязательно чистой расческой.
Требуют также ухода ногти на пальцах рук и ног. Один раз в 2 недели их необходимо аккуратно подстригать, потому что под длинными ногтями обычно скапливается грязь, удалить которую трудно. Кроме того, такими ногтями можно поцарапать кожу себе и окружающим. Грязные ногти — признак неаккуратного, неряшливого человека, который не соблюдает правил личной гигиены. Ни в коем случае ногти нельзя грызть!
Особенно важно следить за чистотой рук. Ребенку нужно объяснить, что руками он берет различные предметы: карандаши, ручки, книги, тетради, мячи, игрушки; гладит животных (кошек, собак); берется за дверные ручки; притрагивается к различным предметам (ручкам, цепочкам, крючкам и т.д.) в туалетных комнатах. На всех этих предметах есть грязь, часто невидимая глазом и она остается на коже пальцев. Если брать немытыми руками продукты питания (хлеб, яблоки, конфеты и т.д.), то эта грязь попадает сначала в рот, а потом в организм. С грязью передаются различные болезни от больного человека к здоровому. Поэтому нужно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после всякого загрязнения (уборка комнаты, работа в огороде, игра с животными и т.д.) и перед сном. Совершенно недопустимо брать пальцы в рот.
Каждый ребенок должен следить за чистотой зубов и ухаживать за ними, ибо зубы влияют на здоровье, настроение, мимику и поведение человека. Приятно видеть, как преображают человека красивые зубы и, наоборот, неприятное впечатление оставляет человек с гнилыми зубами.
Необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Колокольчик»
Родительское собрание в форме мастер-класса
во II младшей группе
« Привитие и воспитание
культурно-гигиенических навыков
у детей младшего возраста»
Воспитатель: Собаева Н.В..
.
р.п.Башмаково
2022г.
Цель собрания:
Мини-выступление воспитателя по проблеме. Одна из задач воспитания детей раннего возраста - воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды как неотъемлемой части культуры поведения. Что бы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо сделать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. При этом обязательно учитывается возрастная особенность детей – стремление к самостоятельности.
- Анкета для родителей
Навыки самообслуживания у детей младшего возраста
Критерии самообслуживания | Самостоятельно | С помощью взрослого |
Следит за собой ( опрятность) |
|
|
Старается быть аккуратным в быту |
|
|
Может кушать самостоятельно |
|
|
Может пользоваться носовым платком |
|
|
Может раздеваться |
|
|
Может одеться |
|
|
Складывает свои вещи |
|
|
Может убрать за собой игрушки |
|
|
Моет и вытирает руки |
|
|
Ходит в туалет |
|
|
Просит ли помощи если что-то не получается?
|
- Игра для активизации родителей « Список прилагательных»
Предлагается каждому родителю назвать прилагательные или определения культурно-гигиенических навыков. Родителям задается вопрос: « Каким вы видите ребенка владеющего навыками самообслуживания?» Родители предлагают качества и характеристики соответствующие их представлениям (чистым, аккуратным, ухоженным и т.д.). Далее рассматривается каждое прилагательное или определение в отдельности и совместно выносится решение, каким путем можно этого достичь.
- Воспитатель знакомит родителей с приемами и методами, используемыми в детском саду для воспитания культурно-гигиенических навыков.
- Игровая мотивация.
- Эмоциональный настрой.
- Возрастные особенности.
- Многократное повторение действий.
- Представление опыта родителей по проблеме привития КГН
- Привитие аккуратности при приеме пищи. (семья……..)
- Как научили пользоваться носовым платком. (семья…….)
- Обучение процессу одевания и раздевания. ( семья……)
- Аккуратность и опрятность в быту. ( семья…….)
- Игра « Продолжи предложение».
Каждому родителю предлагается продолжить предложение : Мой ребенок умеет или делает….. ( назвать те качества которыми обладает ребенок).
Я хочу чтобы мой ребенок научился………
Консультация для родителей
«Одежда ребенка в детском саду»
Как одеть ребенка в детский сад?
Сколько комплектов одежды необходимо?
Какие требования к одежде малыша есть у воспитателя?
Это одни из немногих вопросов, которыми задаются родители при выборе гардероба для детского сада. Только вы решаете, в чем будет одет ваш ребенок, все сугубо индивидуально. Однако существуют общие рекомендации.
Выбор одежды для детского сада зависит, в основном, от четырех факторов:
1. Возраст ребенка. Как правило, малышам младших групп требуется больше сменной одежды, т.к. они чаще пачкаются, могут описаться. Поэтому у детей такого возраста в шкафчике должен быть как минимум один запасной комплект одежды. Для детей старших групп это вовсе не обязательно, но сменная футболка, трусики (шортики) и носочки не будут лишними (ведь ребенок может просто вспотеть).
2. Температура в помещении группы детского сада. Здесь все очевидно: если в детском саду жарко подбирается легкий комплект одежды (например, футболка, шортики, юбочка, гольфы), если холодно – более теплый (кофта, свитер, колготы, брюки).
3. Вид деятельности ребенка в детском саду. Понадобятся несколько комплектов одежды и обуви – для простого нахождения в группе, для сна, для занятий физкультурой, для прогулок, для праздников и утренников.
Прогулка
Одежда для прогулки должна быть, прежде всего, подобрана по сезону. Так как основное время посещения детского сада приходится на осенний-весенний-зимний период, то в качестве верхней одежды используют комбинезоны или курточки с теплыми штанами. Выбор между комбинезоном и раздельным комплектом зависит от вас. Кому-то удобней одевать малыша в комбинезон, потому что ребенок его может сам застегнуть одним движением, а также его спина всегда остается закрытой. Другие, наоборот, предпочитают куртку, считая ее более удобной.
Варежки удобны для малышей младшего возраста, перчатки для более взрослых детей. Для того чтобы варежки или перчатки не потерялись, их сшивают резинкой. Сегодня существует большой выбор варежек и перчаток из непромокаемой ткани, к тому же есть модели с высокими «манжетами», что не позволяет снегу или воде запачкать рукава.
Шапка должна быть удобной, из мягкой ткани и плотно прилегать к голове ребенка.
Шарфы в детских садах не приветствуются, особенно «на выпуск». Прежде всего, это обусловлено требованиями безопасности – торчащий край шарфа может зацепиться, если, например, ребенок будет съезжать с горки. Поэтому сейчас наиболее популярны пелеринки или капоры, которые полностью закрывают шею малыша и удобны при надевании.
Сон
Для «тихого часа» хорошо подойдет одежда, в которой ребенок обычно спит дома: майка и трусики, пижама, ночная рубашка. Главное, чтоб малышу было комфортно отдыхать.
Занятия физкультурой
Занятия спортом в старших группах требуют сменного комплекта. В основном для занятий физкультурой используют футболки, маечки, шорты или лосины. Одежда не должна сковывать движения. Из обуви отдают предпочтение спортивным тапкам и чешкам. Эта обувь удобна и легка в переобувании. По этой причине следует избегать обуви на шнурках - кроссовок и кед.
Праздники
Праздник или утренник в детском саду – явление достаточно частое. Помимо календарных праздников отмечаются дни рождения, проходят красочные представления. На этот случай в гардеробе малыша должна быть как минимум пара красивых и нарядных вещей. Для девочек это - платья, для мальчиков – брюки, светлая рубашка, бабочка и т.д.
Общие рекомендации по выбору одежды и обуви для посещения детского сада:
1. Одежда малыша должна быть удобной, сшита из натуральных тканей.
2. Нужно отдавать предпочтение таким вещам, большинство из которых ребенок сможет одеть самостоятельно (это удобно не только ребенку, но и воспитателю, т.к. значительно облегчает процесс переодевания).
3. Пуговицы на одежде лучше исключить, отдать предпочтение липучкам и кнопкам.
4. Одежда должна быть, как можно меньше украшена различными бусинками и мелкими деталями, прежде всего, в целях безопасности
5. Обувь необходимо подбирать точно по размеру (она должна четко фиксировать стопу), избегать «сложных» застежек (лучше отдать предпочтение застежкам-липучкам). Наиболее популярны в детском саду – сандалии, также в качестве сменной обуви для группы можно использовать тапочки с закрытой пяткой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ ИНТЕГРИРОВАНОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (ознакомление дошкольников с малой Родиной с использованием элементов нетрадиционного рисования)
Это интегрированный проект занятия в подготовительной группе (ознакомление дошкольников с малой Родиной с использованием элементов нетрадиционного рисования) , позваляющиий раскрыть красоты родного кр...
ПРОЕКТ ИНТЕГРИРОВАНОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (ознакомление дошкольников с малой Родиной с использованием элементов нетрадиционного рисования) ТЕМА: «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЯ СТАНИЦА ЛЕНИНГРАДСКАЯ»
Проект интегрированного занятия в подготовительной группе, направлен на формирование нравстенно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста...
Проект интегрированного занятия " Мы помним их имена"
Данный проект позволит детям узнать больше о Детях-Героях ВОВ, сформирует у детей нравственно патриотические чувства., расширит предстваления о ВОВ.Любовь и уважение к военным годам....
Проект полихудожественного занятия для подготовительного возраста «Природа в искусстве» «Волна»
Цель:Познакомить детей с морским пейзажем как жанром живописи. И. К. Айвазовский «Волна».Задачи:1.Развивать у детей интерес к пейзажной живописи.2. Развивать эмоциональную, чувствительную сферу детей,...
Проект интегрированного занятия с элементами экспериментирования «Экологическая цепочка»
Данное занятие разработано с использованием принципа интеграции, причем интеграция не только образовательных областей, видов деятельности, но и ин...
проект логоритмических занятий «Интеграция образовательных областей «Коммуникация» и «Музыка» на логоритмических занятиях»
Цель: преодоление речевой, двигательной и коммуникативной недостаточности у детей с нарушением речи и зрения....
Проект "Индия" (паспорт проекта, вводное занятие)
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: воспитание у дошкольников толерантного отношения к другим народам в условиях г. Москвы.ЗАДАЧИ: Поиск эффективных методов и приёмов, способствующих формированию толерантного отношени...