Мастер – класс на тему: «Волшебный Фитбол»
методическая разработка
Цель. Повысить профессиональный уровень педагогов; активизировать реализацию образовательной области физическая развитие посредством внедрения технологий детского фитнеса в образовательный процесс ДОУ.
Задачи.
• Раскрыть значимость фитбол-аэробики в осуществлении образовательной деятельности.
• Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе.
• Познакомить с опытом своей работы.
Прогнозируемый результат мастер класса. Расширение знаний о применении методов фитбол-аэробики в работе с детьми дошкольного возраста в образовательной области физическое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_na_temu_volshebnyy_fitbol.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №7»
Мастер – класс на тему:
«Волшебный Фитбол».
(для педагогов дошкольных учреждений)
Автор: Сиетова Арина Николаевна
«Волшебный» фитбол.
Цель. Повысить профессиональный уровень педагогов; активизировать реализацию образовательной области физическая развитие посредством внедрения технологий детского фитнеса в образовательный процесс ДОУ.
Задачи.
• Раскрыть значимость фитбол-аэробики в осуществлении образовательной деятельности.
• Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе.
• Познакомить с опытом своей работы.
Прогнозируемый результат мастер класса. Расширение знаний о применении методов фитбол-аэробики в работе с детьми дошкольного возраста в образовательной области физическое развитие.
Ход мастер-класса.
Уважаемые, коллеги, прежде чем начать наш сегодняшний мастер-класс, основная идея которого звучит таким образом: развитие и внедрение технологий детского фитнеса в образовательный процесс ДОУ, как одно из оптимальных условий совершенствования двигательной активности ребенка.
СЛАЙД 2. Фитбол в переводе с английского языка означает мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. Впервые фитбол появился в 50-е годы ХХ века.
Мяч-фитбол часто называют волшебным швейцарским мячом, ведь именно Швейцария подарила миру это прекрасное изобретение. Более 50 лет назад (в далеком 1960 году) швейцарский врач Сюзан Кляйн-Фогельбах впервые придумала использовать надувной мяч для лечения и тренировок людей с церебральным параличом. Прошло более 20 лет, прежде чем фитбол стали использовать в качестве оборудования для фитнеса.
СЛАЙД 3. Актуальность данной темы состоит в том, что за последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. 80% детей имеют аномалию осанки, деформацию стоп, увеличивается частота тяжких форм сколиоза. Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, т.е. страдают гиподинамией. Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей ребенка, являясь условием его нормального формирования и развития. Первая задача федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
СЛАЙД 4. Цель фитбол-аэробики: повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата.
Задачи фитбол-аэробики в дошкольном возрасте
Оздоровительные:
1.Укрепление здоровья детей, включающее формирование опорно-двигательного аппарата, стимулирование функций сердечно-сосудистой, дыхательной систем и координационных способностей. 2. Создание основы для нормального роста и полноценного развития ребенка, путем целесообразной двигательной активности и закаливающих мероприятий.
3. Приобщение детей к здоровому образу жизни, выработка потребности в регулярных занятиях физической культурой.
4. Совершенствовать эмоциональную сферу дошкольников.
Образовательные:
1. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями. Развитие физических качеств.
2. Развитие умственной сферы посредством выполнения двигательных действий, с помощью которых ребенок усваивает элементарные знания об окружающем мире и о способах взаимодействия с ним, а так же познает собственное тело и его многочисленные возможности.
3. Развитие культуры движений и телесной рефлексии.
Воспитательные:
1. Воспитание положительного отношения к физическим упражнениям, подвижным играм и закаливающим процедурам, их влияние на укрепление здоровья человека.
2. Воспитание нравственно-волевых качеств личности, активной жизненной позиции, развитие коммуникативных навыков.
3. Способствовать развитию самоконтроля и самооценки.
СЛАЙД 5.
Фитбол-аэробика проводится на больших мячах, выдерживающих вес до 300кг. На занятиях используют фитболы различного диаметра, в зависимости от возраста и роста занимающихся. Диаметр мяча для детей 3-5 лет должен быть 45см, для детей от 5 до 6 лет — 45- 50см, от 6 до 7 лет — 50-55см. Для занятий с детьми дошкольного возраста мяч должен быть не сильно упругим.
Мячи могут быть не только разного размера, но и разного цвета. Разные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека.
Цвету издавна приписывалось магическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств.
Энергия цвета и цветовые ощущения воздействуют на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез и другие жизненно важные органы и процессы в организме. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе.
- Синий цвет оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли, понижает аппетит.
- Голубой цвет оказывает тормозящее действие при состоянии психического возбуждения. Фиолетовый цвет оказывает угнетающее действие на психические и физиологические процессы, снижает настроение людей.
- Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы.
- Зелёный цвет успокаивает, создаёт хорошее настроение. Этот цвет оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей, при лечении воспалений, при ослабленном зрении.
- Розовый тонизирует при подавленном настроении.
- Жёлтый цвет – цвет радости, покоя, теплоты, нейтрализует негативные действия.
Знание «азбуки цвета» - «лекарство» для внутреннего потенциала и развития внутренних ресурсов человека.
Кроме цветового влияния на организм, мячи обладают еще и вибрационным воздействием. Непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе. Прерывистая, наоборот, возбуждающе.
СЛАЙД 6. Классификация упражнений на фитболах по целевой направленности.
- Содействие профилактике и коррекции различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, болезней лёгких, внутренних органов и др
- Развитие двигательных способностей (силы, координации, гибкости, функции равновесия, вестибулярного аппарата и др.)
- Развитие музыкально-ритмических и творческих способностей, досуга, отдыха и развлечения (массаж, игры, эстафеты, танцы, ритмические упражнения)
СЛАЙД 7. Классификация ОРУ, сидя на мяче по анатомическому признаку
- Упражнения для рук и плечевого пояса:
- для пальцев и кисти
- для увеличения подвижности в суставах
- для сгибателей и разгибателей мышц рук
- на расслабление мышц рук и плечевого пояса
- Упражнения для ног и тазовой области:
-для стопы и голени
-для увеличения подвижности в суставах
-силовые упражнения для мышц бедра
-для мышц тазового дна
-для расслабления мышц ног
- Упражнения для туловища:
-для мышц передней поверхности туловища (силовые)
-для увеличения подвижности позвоночника
-для мышц задней поверхности туловища (силовые)
-для мышц боковой поверхности туловища (силовые)
-для мышц шеи
- Комплексные упражнения
(упражнения, включающие в работу наибольшее количество мышечных групп)
5.Упражнения на дыхание.
СЛАЙД 8. Классификация гимнастических упражнений фитбол-аэробики
- Ходьба, бег, прыжки
- на месте и в движении
- с мячом в руках, ногах
-сидя на мяче
- ОРУ:
- по признаку организации группы: одиночные
вдвоем, втроем
по кругу
в сцеплении в
колоннах
в шеренгах
в движении)
- по исходным положениям:
из стойки
из седа (приседа)
из упоров
из положения лёжа (на боку, на спине, животе
- по анатомическому признаку: для рук и плечевого пояса
для ног и тазового пояса
для туловища и шеи
для всего тела
- по признаку преимущественного воздействия: На силу
На растягивание
На расслабление
На осанку
На координацию
На дыхание
УПРАЖНЕНИЯ С ФИТБОЛОМ |
ФИТБЛОЛ КАК АМОРТИЗАТОР, ТРЕНАЖЕР-БАЛАНСИР (рук, ног; равновесия) |
ФИТБЛОЛ КАК ОТЯГОЩЕНИЕ (в руках, ногах, на спине) |
ФИТБЛОЛ КАК ОПОРА (под спину, руки, ноги, живот) |
ФИТБЛОЛ КАК ПРЕДМЕТ (ОРУ в различных и.п)., ) |
ФИТБЛОЛ КАК ПРЕПЯТСТВИЕ (перешагивание, перепрыгивание, прокатывание в разных направлениях) |
ФИТБЛОЛ КАК ОРИЕНТИР |
ФИТБЛОЛ КАК МАССАЖЕР |
СЛАЙД 9-10 В зависимости от решаемых на занятии задач фитбол используется:
- МЯЧ как препятствие применяется для различных видов перекатывания на нем на спине, на животе: вперед, назад, в седе: вправо и влево.
СЛАЙД 11
- МЯЧ как массажер применяется при выполнении упражнений в парах. Один ребенок лежит на животе, другой с мячом в руках выполняет массажные движения по спине партнера прокатывания, постукивания, вибрационные и круговые движения.
СЛАЙД 12
- МЯЧ как амортизатор и тренажер (для развития силовых способностей мышц рук, ног (зажимы мяча), а также для развития функции равновесия.
СЛАЙД 13
- МЯЧ как ориентир. Применяется при выполнении различных игр, эстафет. А также при выполнении различных упражнений, например в седе ноги врозь при выполнении наклона вперед и т.д
СЛАЙД 14
- МЯЧ как отягощение (в руках, ногах) применяется в различных И.П.: стоя, лежа, сидя и т.д. для укрепления различных мышечных групп.
СЛАЙД 15
- МЯЧ как опора. Применяется в положении сидя верхом на мяче, в различных И.П. лежа: мяч под спину, под живот, под бок, а также лежа на спине мяч под ногами.
СЛАЙД 16
- МЯЧ как предмет. Например: ОРУ с фитболом в руках в различных И.П. (стоя, сидя, лежа и т.д.), а также броски, ловлю, удары об пол и т.д.
СЛАЙД 17. Приступим к практике.
Для эффективного решения программных задач целостный процесс обучения детей комплексам упражнений фитбол-аэробики я разделила на 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.
Этапы освоения детьми раздела проекта «Детский фитнес» по направлению фитбол-аэробика
Этап | Основные задачи | Рекомендуемые упражнения |
I. | 1. Дать детям представление о форме и физических свойствах фитбола. | - прокатывание фитбола: по полу; по скамейке; змейкой между ориентирами, вокруг ориентиров; - поглаживание, похлопывание, отбивание мяча двумя руками на месте, в сочетании с различными видами ходьбы; - передача фитбола друг другу, броски; - игры с фитболом: «Догони мяч», «Попади в цель», «Докати мяч». Варианты: толкая ладонями, толкая развернутой ступней. |
СЛАЙД 18 2. Обучить правильной посадке на фитболе. | - сидя на фитболе у твердой опоры, проверить правильность постановки стоп (должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу); - сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять упражнения для плечевого пояса, например: а) повороты головы вправо—влево; б) поочередное поднимание рук вперед-вверх — в сторону; в) поднимание и опускание плеч; г) скольжение руками по поверхности фитбола; д) сгибание рук к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны; е) по сигналу встать, обежать вокруг мяча, придерживая его рукой. - игры с фитболом: «Догони мяч», «Толкай ладонями», «Толкай развернутой ступней». | |
II. | СЛАЙД 19 1. Обучить базовым положениям при выполнении упражнений в И.П. (сидя, лежа, стоя на коленях) | -«Руки в стороны» и.п:. стоя лицом к мячу. На счет 1-2 присели, прямые руки на фитболе, колени в стороны, спина прямая; на 3-4 встали, руки в стороны; -«Приседания «и.п.: — упор, стоя на коленях лицом к фитболу, руки на фитболе. На счет 1 — присесть на пятки, фитбол прижать к коленям; на счет 2 — вернуться в и.п.; - и.п.: лежа на спине, на полу, прямые ноги на фитболе, опора на пятки. «Покачивание» Покачивать фитбол ногами вправо-влево, руки вдоль туловища. Упражнение можно делать парами с одним фитболом, располагаясь зеркально; - «Переходы» переходы из положения упор сидя, фитбол на прямых ногах, прокатывая фитбол к груди, лечь на спину. Аналогичным способом вернуться ви.п.; -«Пресс» и.п.: лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги — на фитболе, руки за головой. Поднять верхнюю часть туловища к коленям. Можно выполнять одновременно вдвоем; - «Передача» и.п.: лежа на спине на полу, прямые ноги вместе, руки вытянуты за головой, фитбол — в руках. Передавать фитбол из рук в ноги и наоборот; - «Перекат»и.п.: стоя на полу на коленях лицом к фитболу. Разгибая ноги, сделать перекат в положение на живот на фитболе. Ноги и руки упираются в пол. |
2. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе. | -«Покачаемся» самостоятельно покачиваться на фитболе с опробованием установки: пятки давят на пол, спина прямая, через затылок, позвоночник и фитбол как бы проходит стержень; - «Вертолет» в среднем темпе выполнять движения руками: в стороны — вверх — вперед — вниз. Выполнять прямыми руками круговое вращение в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах. Такие движения должны вызывать самопроизвольное покачивание на фитболе. Необходимо следить за постоянным сохранением контакта с поверхностью фитбола; - «Марш» и.п.: сидя на фитболе. Выполнить: ходьбу на месте, не отрывая носков; ходьбу, высоко поднимая колени; | |
СЛАЙД 20 3.Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе. | - «Наклоны» и.п:. сидя на фитболе, ноги на полу. Наклоняться в стороны: руки на поясе, руки за головой, руки в стороны; - наклоняться к выставленной в сторону ноге с различными положениями рук; - сохранить правильную осанку и удержать равновесие в положении руки в стороны, одна нога вперед; поднять руки вверх, согнуть в локтях, выполнить круговые движения руками; -«Пошагаем ножками» и.п:. сидя на фитболе. В медленном темпе сделать несколько шагов вперед и лечь спиной на фитбол, сохраняя прямой угол между голенью и бедром, пятки должны быть на полу, руки придерживают фитбол сбоку. Переступая ногами, вернуться в и.п.; - «Пошагаем ручками» и.п:. лежа на фитболе, руки в упоре на полу. Сделать несколько шагов руками вперед и назад. Затылок, шея, спина должны быть на прямой линии; -«Ноги выше» и.п: лежа на животе на фитболе, руки на полу, ноги в стартовом положении. Поочередно поднимать ноги до горизонтали, руки должны быть согнуты, плечи — над кистями; - и.п: то же. Поднимать поочередно ноги, сгибая в коленях; -«Махи ногами» и.п: лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх; - и.п: лежа на спине, на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой ногой; - выполнить два предыдущих упражнения изи.п. руки за голову. | |
4.Обучить связкам основных шагов аэробики сидя на фитболе. (8-16 счетов) | - March – марш (шаги на месте, вперед, назад, по диагонали) - Step-touch – приставной шаг (вправо, влево, вперед, назад, с поворотами) - Knee-up – подъем согнутой ноги вперед - Kick – выброс ноги вперед (разгибая ногу вперед, выполнить мах) - Jack (jampingjack) – прыжки ноги врозь - ноги вместе (сидя на мяче) - V-step – ходьба ноги врозь вперед – ноги вместе назад и др. | |
III. | СЛАЙД 21 1.Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии. | -«Махи» и.п: лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх; - и.п: лежа на спине, на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой ногой; -упражнения ранее разученные. |
2. Совершенствовать технику выполнения упражнений в разных исходных положениях. | «Наклонись»-и.п.: сидя на фитболе, ноги вместе. Небольшой наклон влево, прокат вправо на фитболе, встать, фитбол слева. То же, прокат влево на фитболе; - «Повороты»и.п.: лежа на животе на фитболе, в упоре на полу. Повороты в стороны; точка контакта с фитболом постепенно удаляется от опоры на пол; -то же упражнение с опорой на фитбол одной ногой; - «Подкати» и.п.: лежа на спине, на полу, ноги на фитболе. Поднимая таз от пола, сгибая ноги, подкатить фитбол к ягодицам, вернуться в и.п.; -и.п.: то же упражнение с опорой на фитбол одной ногой. | |
3.Совершенствовать технику выполнения основных шагов аэробики в комбинациях. | Из ранее изученных базовых шагов классической аэробики в И.П. сидя на фитболе композиции на 32 счета (подготовка к открытому занятию для родителей) |
СЛАЙД 22. Заключение
Практическая работа по применению фитбол-гимнастики в ДОУ позволяет сделать следующие выводы:
1. Высокая эффективность занятий может быть достигнута при условии четко организованной системы работы, которая включает в себя взаимодействие всех направлений: работа с детьми, родителями, воспитателями, сотрудничество с другими специалистами и заинтересованными организациями, а также при наличии программно-методической и материальной базы.
Упражнения на мячах доступны всем, не зависимо от возраста и состояния здоровья, даже людям, имеющим заболевания суставов ног, страдающим избыточным весом и др.
- Обучение детей фитбол-аэробике с соблюдением основных требований к проведению и последовательности этапов приводит к следующим результатам:
- происходит укрепление опорно-двигательного аппарата;
- совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы;
- развиваются физические качества ребенка, повышается работоспособность, понижается утомляемость;
- улучшаются процессы саморегуляции и самоконтроля.
Безусловно, фитбол-гимнастика оказывает широкий спектр оздоровительного воздействия на детский организм, способствует развитию творчества детской фантазии и эмоционально раскрепощают детей.
Кроме того, в процессе двигательной деятельности формируется самооценка дошкольников: ребёнок оценивает своё «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.
Творческих вам успехов и будьте здоровы!
Библиография:
1. Бочарова Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 176с.
2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160с.
3. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ. – М.: 5 за знания, 2005. – 112с.
4. Доронова Т.Н. Из ДОУ в школу. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 232с.
5. Белкина В.Н., Елкина Н.В., Васильева Н.Н., Земляная С.И., Михайлова М.А. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль: Академия развития; Академия и Ко, 1998. – 256с.
6. Ефимов О.И. Школьные проблемы глазами врача. – СПб: «ДИЛЯ», 2007. – 144с 7.
7. Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 105с.
8. Каштанова Г.В., Мамаева Е.Г., Сливина О.В., Чуманова Т.А. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2006. – 104с.
9. Маханева М.Д. Здоровый ребенок. – М.: АРКТИ, 2004. – 261с.
10. Никанорова Т.С., Сергиенко Е.М. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников. – Воронеж, 2007. – 85с.
11. Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. – СПб: КАРО, 2006. – 136с.
12. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб: РЕЧЬ, 2002. – 176с.
13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1988. – 747с.
14. Петрова Н. Если ребенок плохо говорит. – СПб.: ДИЛЯ, 2005. – 128с.
15. Потапчук А.А. Лечебные игры и упражнения для детей. – СПб: Речь, 2007. – 99с.
16. Рунова М.А. Движение день за днем. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 96с.
17. Волосникова Т.В., Филиппова С.О., Москаленко В.И., Лебедева Н.В. Физическая культура в семье, ДОУ и начальной школе. - М.: Школьная пресса, 2005. - 64с.
18. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. - М.: ВЛАДОС, 2003.
– 320с.
19. Е.Г. Сайкина, С.В. Кузьмина Фитбол аэробика для детей «Танцы на мячах». – Спб. :Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2008 г. – 24 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на тему: "Волшебный мир сказки"
Мастер- класс по образовательной областиСоциализация""...
Мастер - класс на тему "Волшебный мир сказок"
Мастер - класс на тему "Волшебный мир сказок"...
Мастер класс на тему «Волшебный дождь» средняя группа
Цель: Продолжать учить детей пользоваться ножницами;Учить склеивать полосочки клеемСоздавать из склеенных полосочек круглой формы- форму капельки.Создавать сюжет картиныВоспитывать любовь к окруж...
Мастер-класс на тему: «Волшебная лягушка»
Начальный этап. Для работы понадобится цветная бумага квадратной формы. На первом этапе нужно сделать перекрестные сгибы.Поэтому сложите бумагу вдвое от уголка к уголку, чтобы образовался треуго...
Сценарий встречи с родителями в форме мастер –класса на тему «Волшебное рисование всей семьей»
Цель: повышение педагогического мастерства родителей, раскрытие значения нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности для развития воображения, творческого мышления и творческой активност...
Мастер-класс на тему «Волшебный фонарик»
Познакомить педагогов с видами дидактических игр с использованием электрического фонарика и их использование в образовательном процессе; изготовить самостоятельно такую игру....