Открытое занятие с элементами театрализации с детьми старшего дошкольного возраста «НЕРПА – СОКРОВИЩЕ БАЙКАЛА»
материал (старшая группа)

           Федеральная образовательная программа дошкольного образования ориентирует педагогов на отбор содержания воспитательно-образовательного процесса с учетом принципа регионализации. Любой регион, любая местность, неповторимы в своей природе. Таким уникальным местом является озеро Байкал. Его уникальность признана на международном уровне. Единственное животное, которое проживает в озере Байкал - это нерпа. Дети с дошкольного возраста уже должны знать достопримечательности родного региона.      Наше открытое занятие «Нерпа – сокровище Байкала» предназначено для воспитателей старших групп дошкольных организаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_kraevediniyu.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие с элементами театрализации

с детьми старшего дошкольного возраста

«НЕРПА – СОКРОВИЩЕ БАЙКАЛА»

группа Семицветик

Воспитатель МБДОУ г. Иркутск

Верхозина Ж.В.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования ориентирует педагогов на отбор содержания воспитательно-образовательного процесса с учетом принципа регионализации. Любой регион, любая местность, неповторимы в своей природе. Таким уникальным местом является озеро Байкал. Его уникальность признана на международном уровне. Единственное животное, которое проживает в озере Байкал - это нерпа. Дети с дошкольного возраста уже должны знать достопримечательности родного региона.

Наше открытое занятие «Нерпа – сокровище Байкала» предназначено для воспитателей старших групп дошкольных организаций.

Цель – создание условий для познания детьми особенностей жизни нерпы в озере Байкал.

Задачи:

1. Формировать знания о главном достопримечательности нашего региона – озере Байкал, о его животном мире - нерпе, особенностях питания, жизнедеятельности.

2. Развивать инициативность, любознательность, творческие способности в лепке нерпы из кинетического пластилина.

3. Воспитывать любовь к родному краю, к озеру Байкал, животным.

Материалы и оборудование: презентация с видами озера Байкал, семейные фотографии детей у Байкала, карта Иркутской области, макет озера Байкал.

Методы и приемы.

Словесные: беседа, вопросы, рассказ, чтение стихотворения, загадки предназначены для активизации познавательной деятельности, слухового восприятия, мотивации к дальнейшей деятельности.

Наглядные: рассматривание карты Иркутской области, иллюстраций природы Байкала, рассматривание макета озера Байкала позволяют активизировать визуальный канал восприятия для эффективного познания.

Практические: Театрализованное представление; физминутка для смены видов деятельностей; пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики.

Виды детской деятельности: художественно-эстетическая, познавательная, коммуникативная, двигательная.

Организационный момент

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Какая замечательная сегодня погода! Не хотите ли вы отправиться в путешествие? (Да)

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!!!

- А куда мы с вами отправимся, вы узнаете тогда, когда отгадаете загадку:

В мире озеро есть такое,

Где вода в нём чиста и прозрачна.

Называем мы озеро – морем,

Называем его мы (Байкалом)

Ведущий:

Под вечным небом и солнцем,

 В чаше огромной меж скал

Любимым планеты питомцем

Раскинулся светлый Байкал!

С ним ничему не сравниться,

Один на земле он такой,

Дар божий в ладонях зарницы

С чистой, кристальной водой.

1-й ребенок:

А что это такое - такое голубое,

Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?

Быть может, это небо за сосны зацепилось,

По скалам покатилось и на землю стекло?

2-й ребенок:

А что это такое – такое золотое,

Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?

Быть может, это солнце легло поспать под скалы,

 Оно лежит устало, закрыв свои глаза?

3-й ребенок:

А что это такое - все время в непокое?

Быть может, это туча застряла среди скал?

 А это и не туча, а это и не небо,

А это и не солнце, а озеро Байкал!

Ведущий:

И вот, важно шагая, пожаловал в зал седой и могучий дедушка Байкал.

Звучит музыка (выход Байкала).

Дедушка Байкал:

Я люблю мою Сибирь,

Где вокруг простор и ширь,

Где тайга стоит стеной,

 А вода - сплошной волной.

Это все моя Сибирь, моя Родина, мой мир!

Эй вы, волны, разгуляйтесь,

Вширь и вдаль расплескайтесь!

Омойте скалы, берега –

Повеселите старика!

Мои воды глубоки, рыбою они полны.

Ведущий: Молвил дедушка Байкал и своим волнам приказал:

Байкал: Ну-ка, волны, не ленитесь –

Всему миру похвалитесь.

Звучит П.И. Чайковский “Вальс” из балета “Спящая красавица”

Танцевальная миниатюра “Волны”.

Байкал: А сейчас я расскажу вам сказочку, да не простую, а сибирскую. Любите сказочки слушать?

 (Звучат ответы детей).

Байкал:

Много тысяч лет живу и про все вам расскажу, а вы на бережке посидите да сказ мой послушайте! Как давно это случилось, старики, и те не знают. Но прослышал как-то люд мирской, что ветра сибирские власть имеют над рыбами. Бочка у них есть волшебная. Дело-то из-за рыбы нашей байкальской получилось. Над рыбными угодьями тогда хозяйничали ветры-великаны – Култук и Баргузин. Любили они вместе время проводить и игры самые разные придумывали. Но одна игра милее всего им была. А для забавы этой была у них игрушка одна чудесная – бочка омулевая. На вид простенькая такая, а силу она имела необыкновенную: куда плывет, туда и омуль косяками тянется, будто в бочку сам просится.

Звучит музыка (ветер)

Появляются ветры, начинают играть.

Баргузин: Я - Северный Баргузин, над Байкалом господин. Как начну на неделю ненастье – для всех жителей леса несчастье.

Култук: Я – Южный Култук, смету на своем пути все рыбацкие суденышки. Я сильнее тебя, как разбушуюсь, померкнет все кругом.

Баргузин: Эге-ге-гей! Не хвались, Култук, выходи играть. Гляди-ка, сколько я рыбы нагнал – видимо-невидимо! Попробуй проворотить.

Култук: (отбирает бочку). Нет, ты лучше на мои косяки погляди да полюбуйся – чай побольше будет-то! (Игра двух ветров с привлечением детей группы).

Игра: Дети делятся на две группы. Группа детей в масках рыб идут за Култуком, когда у него омулевая бочка, как только Баргузин забирает бочку, другая группа детей в масках рыб идут за Баргузином.

Дедушка Байкал: Ветры мои буйные успокойтесь, дайте рыбакам рыбы наловить. После ваших игр, вон как дождик припустился - по земле, да по волнам. Никакого покоя нам. Вот какие у меня ветра. Как разгуляются, так пиши-пропало. Начнется гроза, пойдут проливные дожди. (Ветры уходят)

А еще, я хочу вас познакомить с символом Байкала – Байкальской нерпой. Посмотрите, вот она.

Нерпа здесь давно живёт и загадкою слывёт.

Как в Байкале оказалась?

Как в Сибири прописалась?

И откуда приплыла?

Может, в Арктике жила?

Умная нерпа – снегов не боится,

За рыбой под лёд на глубину она мчится.

Поймает рыбёшку и деткам несёт,

От голода деток рыбка спасёт.

Байкал: Расскажи, Нерпочка про себя, детям очень интересно узнать откуда ты появилась, и как ты живешь.

Нерпа: Здравствуйте, ребята. Я байкальская нерпа или маленький тюлень. Живу в пресной воде на озере Байкал. Откуда мы попали сюда, остаётся загадкой даже для учёных. Моё тело покрыто коротким густым мехом. Я коплю толстый слой жира, который защищает меня от холода. Я родилась в марте в снежном логове, который построила моя мама. По суше я с трудом хожу, ведь у меня нет ног, но зато в воде я ловкая и быстрая. Вы спросите, почему у меня шубка белая? Потому что я еще маленькая. Поэтому меня зовут бельком. А вот через месяц моя шкурка станет серебристо-серой. Люблю нежиться на солнышке и дремать на ледяных льдинах и мечтать. А больше всего я люблю свою маму. Недавно я так испугалась, моя мама-нерпа нырнула в большую дыру под воду, и я подумала, что она меня бросила. Но, это оказалась не так. Эта дыра называется продух, и она туда ныряла, чтобы половить рыбку. Очень люблю есть голомянку, бычков и омуль – это рыбки такие. А вы пробовали их? Нет? Обязательно попробуйте! А еще мама-нерпа ласково называет меня хубунком – это значит малыш, маленький детеныш и мне это очень нравится.

Нерпа: Ой ребята. Вы слышите? Кто-то идет сюда.

Нужно спрятаться. Что-то мне страшно, а мамы нет.

Воспитатель: Это старый Ворон на кедровых ветвях притаился – от ветра, дождя схоронился.

Звучит музыка (выход ворона).

Нерпа: Т-т-т-ы к-к-к-кто? (пролепетал Нерпенок, дрожа от страха).

Ворон: А-а-а-а т-т-ты к-кто?

Нерпа: Я-я-я- Нерпенок! А-а-а- т-т-ты к-кто?

Ворон: Я старый мудрый Ворон.

Нерпа: Это какой Ворон?

Ворон: Я птица -  благородных кровей!!!

Нерпа: А ну п-п-п-покажись, птичка.

Ворон: Пожалуйста! (ворон прохаживается перед нерпочкой).

Нерпа: Я тебя испугалась.

Ворон: А что ты здесь делаешь? Одна, без взрослых?

Нерпа: Моя мама-нерпа уплыла, чтобы поймать мне рыбок на обед.

Мудрый ворон, давно ты здесь живешь?

Ворон: Давно, я знаю всю историю Прибайкалья.

Нерпа: Расскажи нам, пожалуйста, очень интересно. И ребята с удовольствием послушают, правда ребята?

Ворон: Очень приятно.

Ворон: Ну, слушайте. Одним из коренных народов, живших вокруг озера Байкал были буряты.  И на мой взгляд, это одна из самых гостеприимных и человеколюбивых народностей. Дом, в котором живут буряты, называется юрта, которую можно легко собрать и разобрать при переезде. Буряты очень любят лошадей, а еще, они пасут овец, охотятся. У бурят два главных праздника – это Сагаалган, который отмечают зимой и Сурхарбан – этот праздник отмечают летом, на котором соревнуются в борьбе, скачках на конях, стрельбе из лука. Ребята, буряты очень трудолюбивый народ, но и веселится они тоже любят, и на празднике СУРХАРБАН они заводят большой хоровод, в честь дружбы и единства, называется он Ехор. Давайте и мы с вами заведем хоровод – Ехор.

(Дети танцуют Ехор)

Ворон: Кар. Кар, Кар. Я устал. Батюшка Байкал, может ты расскажешь ребятам, продолжение нашей истории.

Байкал: Хорошо, я помогу тебе. В 17 веке на Байкал пришли русские. И начали русские на Байкале осваивать неведомые, диковинные сибирские земли. Без сомнения, путь этот был долгий и непростой. Русский народ, тоже большие мастера и также любят праздники, такие как «Пасха», «Рождество», «Масленица», и конечно игры, песни, танцы, хороводы.

Выходи, честной народ,        

Не пыли дорожка!

Выходите танцевать.

Заиграй гармошка.

(Дети танцуют русскую плясовую)

Воспитатель: Ну что, ребята, понравилось вам наше путешествие?

Сегодня мы познакомились с уникальным природным объектом - озером Байкал. Его животным миром. Байкал - достопримечательность не только России, а всего мира. Многих людей планеты — это озеро привлекает не только своей неповторимой красотой, но и прежде всего неповторимой чистотой своих вод. Мы узнали, что на Байкале живет удивительное животное – Байкальская нерпа.

Уважаемый Ворон и батюшка Байкал, рассказали нам о коренных жителях Прибайкалья, мы с вами станцевали танцы бурятского и русского народа. Мы большие молодцы!!!

А еще я вам хочу рассказать, что есть такой праздник «День Нерпенка» который отмечается 25 мая в Сибири, главным образом в Иркутской области и Бурятии. Инициатива проведения этого праздника принадлежит волонтёрам из Иркутской городской молодёжной организации «Школа молодого лидера». Изначально он носил региональный характер, но вскоре стал популярен и был включён в календарь экологических дат во многих регионах России. Этот праздник призван обратить пристальное внимание на имеющие место проблемы и воспитать в детях бережное отношение не только к этим животным, но и природе в целом.

1-й ребенок:

Байкал один на всей планете,

Другого просто не дано…

Мы все твои,

Байкал мой, дети,

И жить с тобой нам суждено!

2-й ребенок:

Не обижайте, люди, море!

Байкал ведь тоже хочет жить:

Играть волной, с ветрами споря,

И людям преданно служить!

3-й ребенок:

Беречь Байкал – святое дело.

Его судьба у нас в руках!

Сама Природа нам велела,

Чтоб жил Байкал родной в веках!

Байкал: 

Пришло время расставаться,

И с героями прощаться.

Но не будем унывать-

Будем новой встречи ждать!

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Что мы знаем о зиме»

Конспект открытого  занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возрастас использованием здоровьесберегающих технологий.Тема: «Что мы знаем о зиме»...

«Организация занятий с элементами экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста».

Экспериментирование пронизывает все виды детской деятельности. Ребенок может экспериментировать везде: в игре, на занятии, во время приема пищи, в наблюдении, во время выполнения трудовых действий, на...

Конструкт НОД- физкультурное занятие с элементами театрализации с детьми младшего дошкольного возраста

Занятие по физической культуре с элементами театрализации "В гостях у сказки" с детьми младшей группы....

Конспект фронтального коррекционно – развивающего занятия с элементами логоритмики с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Тема: «Осень в лесу. Деревья».

Конспект поможет педагогам систематизировать знания детей по данной теме. Развить слуховое внимание, артикуляционную , мелкую и общую моторику, координацию речи с движением. Формировать навыки сотрудн...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ»

laquo;Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».К. Паустовский     Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, благоприятный дл...

Самоанализ к занятию по экологии с элементами театрализации для детей старшего дошкольного возраста "В стране птиц"

закреплять умение ребенка владеть элементарными представлениями из области природы; опираясь на свои знания и умения проявлять инициативу в познавательно- исследовательской деятельности....

Конспект занятий с элементами исследования с детьми старшего дошкольного возраста: "Откуда к нам хлеб пришел"

Конспект занятий с элементами исследования с детьми старшего дошкольного возраста:"Откуда к нам хлеб пришел"...