Открытое занятие с элементами театрализации с детьми старшего дошкольного возраста «НЕРПА – СОКРОВИЩЕ БАЙКАЛА»
материал (старшая группа)
Федеральная образовательная программа дошкольного образования ориентирует педагогов на отбор содержания воспитательно-образовательного процесса с учетом принципа регионализации. Любой регион, любая местность, неповторимы в своей природе. Таким уникальным местом является озеро Байкал. Его уникальность признана на международном уровне. Единственное животное, которое проживает в озере Байкал - это нерпа. Дети с дошкольного возраста уже должны знать достопримечательности родного региона. Наше открытое занятие «Нерпа – сокровище Байкала» предназначено для воспитателей старших групп дошкольных организаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_kraevediniyu.docx | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие с элементами театрализации
с детьми старшего дошкольного возраста
«НЕРПА – СОКРОВИЩЕ БАЙКАЛА»
группа Семицветик
Воспитатель МБДОУ г. Иркутск
Верхозина Ж.В.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования ориентирует педагогов на отбор содержания воспитательно-образовательного процесса с учетом принципа регионализации. Любой регион, любая местность, неповторимы в своей природе. Таким уникальным местом является озеро Байкал. Его уникальность признана на международном уровне. Единственное животное, которое проживает в озере Байкал - это нерпа. Дети с дошкольного возраста уже должны знать достопримечательности родного региона.
Наше открытое занятие «Нерпа – сокровище Байкала» предназначено для воспитателей старших групп дошкольных организаций.
Цель – создание условий для познания детьми особенностей жизни нерпы в озере Байкал.
Задачи:
1. Формировать знания о главном достопримечательности нашего региона – озере Байкал, о его животном мире - нерпе, особенностях питания, жизнедеятельности.
2. Развивать инициативность, любознательность, творческие способности в лепке нерпы из кинетического пластилина.
3. Воспитывать любовь к родному краю, к озеру Байкал, животным.
Материалы и оборудование: презентация с видами озера Байкал, семейные фотографии детей у Байкала, карта Иркутской области, макет озера Байкал.
Методы и приемы.
Словесные: беседа, вопросы, рассказ, чтение стихотворения, загадки предназначены для активизации познавательной деятельности, слухового восприятия, мотивации к дальнейшей деятельности.
Наглядные: рассматривание карты Иркутской области, иллюстраций природы Байкала, рассматривание макета озера Байкала позволяют активизировать визуальный канал восприятия для эффективного познания.
Практические: Театрализованное представление; физминутка для смены видов деятельностей; пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики.
Виды детской деятельности: художественно-эстетическая, познавательная, коммуникативная, двигательная.
Организационный момент
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Какая замечательная сегодня погода! Не хотите ли вы отправиться в путешествие? (Да)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!
- А куда мы с вами отправимся, вы узнаете тогда, когда отгадаете загадку:
В мире озеро есть такое,
Где вода в нём чиста и прозрачна.
Называем мы озеро – морем,
Называем его мы (Байкалом)
Ведущий:
Под вечным небом и солнцем,
В чаше огромной меж скал
Любимым планеты питомцем
Раскинулся светлый Байкал!
С ним ничему не сравниться,
Один на земле он такой,
Дар божий в ладонях зарницы
С чистой, кристальной водой.
1-й ребенок:
А что это такое - такое голубое,
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось,
По скалам покатилось и на землю стекло?
2-й ребенок:
А что это такое – такое золотое,
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?
Быть может, это солнце легло поспать под скалы,
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?
3-й ребенок:
А что это такое - все время в непокое?
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча, а это и не небо,
А это и не солнце, а озеро Байкал!
Ведущий:
И вот, важно шагая, пожаловал в зал седой и могучий дедушка Байкал.
Звучит музыка (выход Байкала).
Дедушка Байкал:
Я люблю мою Сибирь,
Где вокруг простор и ширь,
Где тайга стоит стеной,
А вода - сплошной волной.
Это все моя Сибирь, моя Родина, мой мир!
Эй вы, волны, разгуляйтесь,
Вширь и вдаль расплескайтесь!
Омойте скалы, берега –
Повеселите старика!
Мои воды глубоки, рыбою они полны.
Ведущий: Молвил дедушка Байкал и своим волнам приказал:
Байкал: Ну-ка, волны, не ленитесь –
Всему миру похвалитесь.
Звучит П.И. Чайковский “Вальс” из балета “Спящая красавица”
Танцевальная миниатюра “Волны”.
Байкал: А сейчас я расскажу вам сказочку, да не простую, а сибирскую. Любите сказочки слушать?
(Звучат ответы детей).
Байкал:
Много тысяч лет живу и про все вам расскажу, а вы на бережке посидите да сказ мой послушайте! Как давно это случилось, старики, и те не знают. Но прослышал как-то люд мирской, что ветра сибирские власть имеют над рыбами. Бочка у них есть волшебная. Дело-то из-за рыбы нашей байкальской получилось. Над рыбными угодьями тогда хозяйничали ветры-великаны – Култук и Баргузин. Любили они вместе время проводить и игры самые разные придумывали. Но одна игра милее всего им была. А для забавы этой была у них игрушка одна чудесная – бочка омулевая. На вид простенькая такая, а силу она имела необыкновенную: куда плывет, туда и омуль косяками тянется, будто в бочку сам просится.
Звучит музыка (ветер)
Появляются ветры, начинают играть.
Баргузин: Я - Северный Баргузин, над Байкалом господин. Как начну на неделю ненастье – для всех жителей леса несчастье.
Култук: Я – Южный Култук, смету на своем пути все рыбацкие суденышки. Я сильнее тебя, как разбушуюсь, померкнет все кругом.
Баргузин: Эге-ге-гей! Не хвались, Култук, выходи играть. Гляди-ка, сколько я рыбы нагнал – видимо-невидимо! Попробуй проворотить.
Култук: (отбирает бочку). Нет, ты лучше на мои косяки погляди да полюбуйся – чай побольше будет-то! (Игра двух ветров с привлечением детей группы).
Игра: Дети делятся на две группы. Группа детей в масках рыб идут за Култуком, когда у него омулевая бочка, как только Баргузин забирает бочку, другая группа детей в масках рыб идут за Баргузином.
Дедушка Байкал: Ветры мои буйные успокойтесь, дайте рыбакам рыбы наловить. После ваших игр, вон как дождик припустился - по земле, да по волнам. Никакого покоя нам. Вот какие у меня ветра. Как разгуляются, так пиши-пропало. Начнется гроза, пойдут проливные дожди. (Ветры уходят)
А еще, я хочу вас познакомить с символом Байкала – Байкальской нерпой. Посмотрите, вот она.
Нерпа здесь давно живёт и загадкою слывёт.
Как в Байкале оказалась?
Как в Сибири прописалась?
И откуда приплыла?
Может, в Арктике жила?
Умная нерпа – снегов не боится,
За рыбой под лёд на глубину она мчится.
Поймает рыбёшку и деткам несёт,
От голода деток рыбка спасёт.
Байкал: Расскажи, Нерпочка про себя, детям очень интересно узнать откуда ты появилась, и как ты живешь.
Нерпа: Здравствуйте, ребята. Я байкальская нерпа или маленький тюлень. Живу в пресной воде на озере Байкал. Откуда мы попали сюда, остаётся загадкой даже для учёных. Моё тело покрыто коротким густым мехом. Я коплю толстый слой жира, который защищает меня от холода. Я родилась в марте в снежном логове, который построила моя мама. По суше я с трудом хожу, ведь у меня нет ног, но зато в воде я ловкая и быстрая. Вы спросите, почему у меня шубка белая? Потому что я еще маленькая. Поэтому меня зовут бельком. А вот через месяц моя шкурка станет серебристо-серой. Люблю нежиться на солнышке и дремать на ледяных льдинах и мечтать. А больше всего я люблю свою маму. Недавно я так испугалась, моя мама-нерпа нырнула в большую дыру под воду, и я подумала, что она меня бросила. Но, это оказалась не так. Эта дыра называется продух, и она туда ныряла, чтобы половить рыбку. Очень люблю есть голомянку, бычков и омуль – это рыбки такие. А вы пробовали их? Нет? Обязательно попробуйте! А еще мама-нерпа ласково называет меня хубунком – это значит малыш, маленький детеныш и мне это очень нравится.
Нерпа: Ой ребята. Вы слышите? Кто-то идет сюда.
Нужно спрятаться. Что-то мне страшно, а мамы нет.
Воспитатель: Это старый Ворон на кедровых ветвях притаился – от ветра, дождя схоронился.
Звучит музыка (выход ворона).
Нерпа: Т-т-т-ы к-к-к-кто? (пролепетал Нерпенок, дрожа от страха).
Ворон: А-а-а-а т-т-ты к-кто?
Нерпа: Я-я-я- Нерпенок! А-а-а- т-т-ты к-кто?
Ворон: Я старый мудрый Ворон.
Нерпа: Это какой Ворон?
Ворон: Я птица - благородных кровей!!!
Нерпа: А ну п-п-п-покажись, птичка.
Ворон: Пожалуйста! (ворон прохаживается перед нерпочкой).
Нерпа: Я тебя испугалась.
Ворон: А что ты здесь делаешь? Одна, без взрослых?
Нерпа: Моя мама-нерпа уплыла, чтобы поймать мне рыбок на обед.
Мудрый ворон, давно ты здесь живешь?
Ворон: Давно, я знаю всю историю Прибайкалья.
Нерпа: Расскажи нам, пожалуйста, очень интересно. И ребята с удовольствием послушают, правда ребята?
Ворон: Очень приятно.
Ворон: Ну, слушайте. Одним из коренных народов, живших вокруг озера Байкал были буряты. И на мой взгляд, это одна из самых гостеприимных и человеколюбивых народностей. Дом, в котором живут буряты, называется юрта, которую можно легко собрать и разобрать при переезде. Буряты очень любят лошадей, а еще, они пасут овец, охотятся. У бурят два главных праздника – это Сагаалган, который отмечают зимой и Сурхарбан – этот праздник отмечают летом, на котором соревнуются в борьбе, скачках на конях, стрельбе из лука. Ребята, буряты очень трудолюбивый народ, но и веселится они тоже любят, и на празднике СУРХАРБАН они заводят большой хоровод, в честь дружбы и единства, называется он Ехор. Давайте и мы с вами заведем хоровод – Ехор.
(Дети танцуют Ехор)
Ворон: Кар. Кар, Кар. Я устал. Батюшка Байкал, может ты расскажешь ребятам, продолжение нашей истории.
Байкал: Хорошо, я помогу тебе. В 17 веке на Байкал пришли русские. И начали русские на Байкале осваивать неведомые, диковинные сибирские земли. Без сомнения, путь этот был долгий и непростой. Русский народ, тоже большие мастера и также любят праздники, такие как «Пасха», «Рождество», «Масленица», и конечно игры, песни, танцы, хороводы.
Выходи, честной народ,
Не пыли дорожка!
Выходите танцевать.
Заиграй гармошка.
(Дети танцуют русскую плясовую)
Воспитатель: Ну что, ребята, понравилось вам наше путешествие?
Сегодня мы познакомились с уникальным природным объектом - озером Байкал. Его животным миром. Байкал - достопримечательность не только России, а всего мира. Многих людей планеты — это озеро привлекает не только своей неповторимой красотой, но и прежде всего неповторимой чистотой своих вод. Мы узнали, что на Байкале живет удивительное животное – Байкальская нерпа.
Уважаемый Ворон и батюшка Байкал, рассказали нам о коренных жителях Прибайкалья, мы с вами станцевали танцы бурятского и русского народа. Мы большие молодцы!!!
А еще я вам хочу рассказать, что есть такой праздник «День Нерпенка» который отмечается 25 мая в Сибири, главным образом в Иркутской области и Бурятии. Инициатива проведения этого праздника принадлежит волонтёрам из Иркутской городской молодёжной организации «Школа молодого лидера». Изначально он носил региональный характер, но вскоре стал популярен и был включён в календарь экологических дат во многих регионах России. Этот праздник призван обратить пристальное внимание на имеющие место проблемы и воспитать в детях бережное отношение не только к этим животным, но и природе в целом.
1-й ребенок:
Байкал один на всей планете,
Другого просто не дано…
Мы все твои,
Байкал мой, дети,
И жить с тобой нам суждено!
2-й ребенок:
Не обижайте, люди, море!
Байкал ведь тоже хочет жить:
Играть волной, с ветрами споря,
И людям преданно служить!
3-й ребенок:
Беречь Байкал – святое дело.
Его судьба у нас в руках!
Сама Природа нам велела,
Чтоб жил Байкал родной в веках!
Байкал:
Пришло время расставаться,
И с героями прощаться.
Но не будем унывать-
Будем новой встречи ждать!
До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Что мы знаем о зиме»
Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возрастас использованием здоровьесберегающих технологий.Тема: «Что мы знаем о зиме»...
«Организация занятий с элементами экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста».
Экспериментирование пронизывает все виды детской деятельности. Ребенок может экспериментировать везде: в игре, на занятии, во время приема пищи, в наблюдении, во время выполнения трудовых действий, на...
Конструкт НОД- физкультурное занятие с элементами театрализации с детьми младшего дошкольного возраста
Занятие по физической культуре с элементами театрализации "В гостях у сказки" с детьми младшей группы....
Конспект фронтального коррекционно – развивающего занятия с элементами логоритмики с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Тема: «Осень в лесу. Деревья».
Конспект поможет педагогам систематизировать знания детей по данной теме. Развить слуховое внимание, артикуляционную , мелкую и общую моторику, координацию речи с движением. Формировать навыки сотрудн...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ»
laquo;Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».К. Паустовский Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, благоприятный дл...
Самоанализ к занятию по экологии с элементами театрализации для детей старшего дошкольного возраста "В стране птиц"
закреплять умение ребенка владеть элементарными представлениями из области природы; опираясь на свои знания и умения проявлять инициативу в познавательно- исследовательской деятельности....
Конспект занятий с элементами исследования с детьми старшего дошкольного возраста: "Откуда к нам хлеб пришел"
Конспект занятий с элементами исследования с детьми старшего дошкольного возраста:"Откуда к нам хлеб пришел"...