Оздоровительно-развивающий проект «Территория здоровья. Валеология»
проект (подготовительная группа)
I. Информационная карта проекта
Название проекта | Оздоровительно-развивающий проект «Территория здоровья. Валеология.» |
Тип проекта | Творческо-познавательно-игровой |
Вид проекта | краткосрочный |
По количеству детей | групповой |
Форма проведения | дневная (совместная образовательная деятельность) |
По уровню контактов | на уровне образовательного учреждения |
Нормативно-правовое обеспечение
| Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2017 г. №1155; Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «ДС №2 «Рябинка» |
Цели | Цели: создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья, формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом. |
Задачи | Задачи достижения поставленной цели: 1.Формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни, расширять знания о сохранении здоровья и его ценности, валеологизации образовательного процесса. 2.Повышать интерес к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно - оздоровительной и художественно-творческой работы. 3.Формировать знания детей о правилах личной гигиены, здоровом питании и полезных продуктах, воспитывая потребность вести здоровый образ жизни. 4.Способствовать повышению у родителей ответственности за своё здоровье и здоровье детей, мотивации на здоровый образ жизни. 5.Профилактика и устранение вредных привычек. |
Структура и срок реализации проекта | Подготовительный этап (сентябрь 2021 года) 1.Подбор, изучение, анализ методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной проблеме. 2.Диагностирование детей, анкетирование родителей. 3.Составление перспективного плана для всех участников проекта. 4.Привлечение родителей к совместной деятельности. Основной этап (сентябрь 2021 года - январь 2022 года) 1.Выполнение и реализация перспективного плана мероприятий. Обобщающий этап (январь 2022 года) 1.Повторное диагностирование детей. 2.Презентация проекта на педагогическом совете на уровне учреждения. 3.Подготовка и трансляция продуктов проекта. |
Составители проекта | Артюхова Ольга Леонидовна, воспитатель I квалификационная категория; Дурасова Алла Александровна, старший воспитатель |
1.1.Введение
Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позволяет жить полноценной во всех отношениях жизнью.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. В образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье.
Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Именно на основе интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.
Актуальность проекта
Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позволяет жить полноценной во всех отношениях жизнью.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. В образовательных программах дошкольных учреждений всё больше разделов, посвящённых изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. В детстве человек осуществляет более напряжённую, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребёнок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье.
Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребёнка. Именно на основе интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности.
Во главе всех принимаемых решений по развитию дошкольного воспитания должен стоять ребёнок, его психическое и физическое здоровье, эмоциональное благополучие. Ведущей идеей является идея постоянного развития человека, развитие личности в период её физического и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, формирования достоинства личности и «базового» доверия, а также соблюдение конвенциальных норм и прав ребёнка. В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.
Валеология – наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании и управлении здоровьем.
Предмет изучения валеологии - есть здоровый человек, поэтому часто термин «валеология» объясняют как «наука о здоровье человека или здоровье здоровых».
Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит свой целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.
Проект направлен на расширение представлений о здоровье и здоровом образе жизни, на осмысление детьми старшего дошкольного возраста необходимости беречь здоровье. В проекте учитываются особенности психологического развития детей 5-6 лет, выражающиеся в способности к самоконтролю над привычками, формированием привычки к здоровому образу жизни, совершенствованием культурно-гигиенических навыков.
1.2.Проблема проекта:
Проблема охраны здоровья детей стоит очень остро. Занимаясь оздоровительной работой в детском саду, мы обратили внимание на увеличение заболеваемости дошкольников.
Причин роста заболеваемости много, это и плохая экология, и несбалансированное питание, и снижение двигательной активности и т. д.
В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.
Гипотеза:
В процессе реализации проекта будут созданы условия для приобретения детьми опыта самостоятельной и совместной со взрослыми познавательной продуктивной творческой деятельности.
Применение полученных валеологических знаний поможет детям изменить отношение к своему здоровью, к способам его укрепления, что скажется на состоянии здоровья наших воспитанников.
1.3.Новизна и педагогическая целесообразность проекта
Изучив современную практику организации работы по данному направлению в образовательных учреждениях, соотнеся полученные данные с собственным опытом работы, сочли необходимым разработать систему работы, основанную на формировании сознательной установки детей на здоровый образ жизни, на умении жить в гармонии с собой и окружающими миром.
Ведущая педагогическая идея заключается в подборе методического материала и разработке плана по сформированности у детей здорового образа жизни и применении валеологических знаний в жизни, с целью воспитания гармонической личности ребёнка, приобщении его к пониманию ценности здоровья через комплексное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество детей и взрослых.
Цель проекта: создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья, формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом.
1.4.Задачи проекта:
1.Формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни, расширять знания о сохранении здоровья и его ценности, валеологизации образовательного процесса.
2.Повышать интерес к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно - оздоровительной и художественно-творческой работы.
3.Формировать знания детей о правилах личной гигиены, здоровом питании и полезных продуктах, воспитывая потребность вести здоровый образ жизни.
4.Способствовать повышению у родителей ответственности за своё здоровье и здоровье детей, мотивации на здоровый образ жизни.
5.Профилактика и устранение вредных привычек.
1.5.Предполагаемые конечные результаты реализации проекта:
В ходе реализации проекта предполагается, что дети приобретут:
Представление о своём теле и организме.
Повысится интерес детей к оздоровлению собственного организма.
Появится умение у детей определять своё состояние и ощущение.
Сформируются навыки ведения здорового образа жизни.
Овладение элементарными навыками сохранения и укрепления здоровья.
Понимание детьми значимости здоровья в жизни каждого человека.
Проявление заботы и уважению к своему здоровью и умению вести здоровый образ жизни.
Повышение уровня адаптации к окружающему миру (в том числе к обучению в школе)
Повышение желания родителей вести здоровый образ жизни.
Снизится уровень заболеваемости.
1.6.Основные принципы
Проект ориентирован на формирование положительной социализации дошкольников, поэтому сочетает в себе дидактические принципы: наглядности, доступности, научности, индивидуального подхода, связи теории с практикой; а так же принципы социального воспитания:
-принцип центрации состоит в направленности воспитательной работы на умение правильно себя вести в коллективе;
-принцип коллективности социального воспитания заключается в том, что коллектив выполняет воспитательную функцию, даёт человеку большой жизненный опыт, и учит его правильно поступать в различных жизненных ситуациях;
-принцип природосообразности позволяет оценить связь человека с природой, зависимость модели поведения от возраста и пола конкретного индивидуума;
-принцип культуросообразности подразумевает под собой ориентацию личности на здоровьесберегающие ценности;
-принцип гуманистической направленности воспитания реализуется путём формирования отношения к себе, к своему здоровью, к миру;
-под принципом дополнительности принято понимать комплексное использование всех перечисленных принципов.
Взаимодействие «педагоги – родители» основывается на соблюдении всеми участниками следующих принципов:
-доступности: каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных делах;
-открытости: на сайте детского сада можно ознакомиться с Уставом, Договором с родителями и иными локальными актами, с исторической справкой учреждения и текущей информацией. Есть рубрики: «Для вас, родители», «Лента новостей», в которых отображается проведение всех текущих мероприятий. Кроме того, родители могут обратиться с вопросами к руководителю учреждения или специалистам по электронной почте или через сайт;
-доброжелательности всех участников содружества, соблюдения морально‑этического устава, разработанного для формирования позитивных взаимоотношений родителей и педагогов;
-добровольности: в процессе реализации задач и содержания проекта не допускается никакого принуждения.
1.7.Педагогич6ские технологии
Взаимодействие всех участников проекта осуществляется на основе современных образовательных технологий: личностно-ориентированная технология обучения и воспитания: обеспечение комфортных условий ребёнку в семье и дошкольном учреждении, предоставление возможности ребёнку для самореализации в игре. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребёнка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании; индивидуального подхода - воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для деятельности. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников;
здоровьесберегающие технологии (физминутки, пальчиковые гимнастики, подвижные и спортивные игры, гимнастика (для глаз, дыхательная), динамические паузы, релаксация, закаливания, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье); технология проектной деятельности одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее;
технология исследовательской деятельности: предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей; в современном мире при всем нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видео просмотры, подбирается иллюстративный материал (сканирование, интернет, принтер, презентация); дополнительный познавательный материал к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий; оформление групповой документации по проекту; создание презентации в программе РowerРoint для повышения эффективности совместной деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских встреч.
1.8.Педагогические условия
-Создание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребёнка в ДОУ.
-Демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья детей, и их решение.
-Организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность детей (подвижные, спортивные игры, игровые упражнения, целевые прогулки, экскурсии).
-Закаливание
-Дидактические игры
-Развивающие игры
-Настольные игры
-Сюжетно-ролевые игры
-Развлечения
-Моделирование ситуаций
-Беседы
-Чтение художественной литературы
-Заучивание стихотворений
-Консультации
-Организация выставок, конкурсов
-Сбор фотоматериала
-Рассматривание иллюстраций
-Информационно-агитационные стенды
-Личный пример взрослых
-Театрализованные представления
-Просмотр видеоинформации
-Опыты
Система работы построена с учётом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.
Значительное место отведено повышению психоэмоциональной устойчивости: обучение понимания своего эмоционального состояния.
В работе широко используется наглядная агитация – центр здоровья в группе, плакаты, дидактические игры.
В детском саду создаются традиции ЗОЖ – постоянно проводятся физкультминутки и динамические паузы в совместной деятельности, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физическое развитие в совместной и самостоятельной деятельности и активные подвижные игры на улице.
Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребёнка в ДОУ:
Режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон, гимнастика после сна.
Образовательная деятельность: занятия, беседы, игры, чтение художественной литературы и т. д.
Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников ДОУ.
Важным условием воспитания и развития ребёнка является и создание валеологически развивающей среды.
В группе создан физкультурно-оздоровительный центр, оснащённый атрибутами, необходимыми для общеразвивающих упражнений, корригирующей, бодрящей гимнастики. Оформлена территория здоровья с дидактическими играми, пособиями, библиотекой, папками-передвижками, растениями, приносящими человеку пользу.
Валеологически развивающая среда создаётся с целью научить детей ориентироваться в ней, уметь использовать её в решении задач укрепления, сохранения и поддержания здоровья. Обретение ребёнком опыта здорового образа жизни осуществляется через согласованную деятельность с родителями, организацию режима дня и питания детей, среды, с которой взаимодействуют дети.
Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребёнка считаем валеологическую культуру семьи. Её становление и обогащение осуществляется с помощью следующих форм взаимодействия с родителями: дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые по проблемам, совместные занятия для детей и родителей и т. д.)
Таким образом, воспитание валеологической культуры дошкольников обеспечивается через взаимодействие следующих педагогических условий:
компетентность педагога в решении задач, связанных с воспитанием валеологической культуры дошкольников;
валеологическая культура родителей;
интеграция задач воспитания валеологической культуры в целостный педагогический процесс;
создание валеологической развивающей среды в ДОУ, группе и педагогическая поддержка ребёнка в ней;
учёт возрастных особенностей детей и осуществление индивидуального подхода к каждому ребёнку в ходе освоения валеологической культуры.
Используются разнообразные методы обучения:
словесные методы – рассказ педагога, рассказы детей, беседа, чтение художественного произведения по вопросам гигиены человека;
наглядные методы – наблюдение; рассматривание картин, таблиц, муляжей, схем; просмотр слайдов, мультфильмов;
практические методы – упражнения, элементарные физиологические опыты.
Механизм отслеживания результатов:
- анализ детской деятельности (рисунков, выставок, поделок);
- наблюдение за поведением и общением детей (усвоение норм и правил поведения);
- диагностика (поэтапная) знаний детей по теме проекта;
- беседы с родителями.
Работа с родителями:
-Анкетирование родителей «Здоровье вашего ребёнка»
-Консультации для родителей:
«Какие игрушки, игры необходимы для детей»;
«Здоровье ребёнка в наших руках»;
«Здоровые дети — счастливые родители»;
«Плаваем, играем, здоровье укрепляем!»;
«Растим здорового ребёнка!»;
«Значение режима в воспитании детей»;
«Больше внимания осанке детей»;
«Физическое развитие ребёнка в семье и дома».
Презентации:
«Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе детского сада»;
«Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды»;
-Беседы: «Спорт – это жизнь»; «Уход за телом ребёнка», «Какую обувь носить».
Рекомендации родителям «Укрепление здоровья детей»
Мастер-классы для родителей и детей:
«Слагаемые здоровья»;
«Физические упражнения для красивой осанки»;
«Я здоровье берегу — сам себе я помогу»;
«Мы за здоровый образ жизни»;
Папка-передвижка «Пальчиковая гимнастика»;
лепбук «Витамины и микроэлементы»;
Буклеты: «Дыхательная гимнастика», «Гимнастика для глаз», «Воспитание КГН», «Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка».
Оформление семейных фотоальбомов «Здоровым быть модно!»,
Выставка рисунков родители + дети: «Моя семья за здоровый образ жизни».
Семейный блокнот «Здоровая семья – опора счастья» ежемесячно с рубриками: «Движение – жизнь», «Советы бабушки Маланьи», «Дружно, смело, с оптимизмом – за здоровый образ жизни», «Рекомендации родителям» и т.д.
Индивидуальные беседы по запросам родителей;
Памятка «Здоровье начинается со стопы!»
Изготовление методических пособий, тренажёров, лепбука «Плоскостопие», «Правильная осанка», «Зрительный тренажёр»
Творческое домашнее задание «Найди сказку про здоровый образ жизни и нарисуй сюжет» для составления группового альбома «Сказки про ЗОЖ»
1.9.Этапы реализации проекта:
Первый этап: Подготовительный (сентябрь 2021 года)
-Выбор темы проекта
-Постановка цели и задач
-Разработка плана реализации проекта
-Изучение методической литературы
-Информация для родителей о предстоящем проекте
-Взаимодействие с родителями:
-Подготовка информационного стенда, консультационной базы для родителей
-Подбор наглядно-дидактического материала
-Подбор художественной и методической литературы по теме
-Подбор видео и аудио материалов
-Подбор наглядного и иллюстрационного материала
-Подбор подвижных и дидактических игр, сюжетно-ролевых
-Подбор материала для продуктивной деятельности
-Создать развивающею среду: игрушки, атрибуты, для игровой деятельности;
-Разработка конспектов, бесед, развлечений
-Разработка памяток, буклетов и консультаций для родителей, книжка - малышка «Мы за здоровый образ жизни».
-Анкетирование родителей «Здоровье вашего ребёнка».
Второй этап: Основной (сентябрь 2021 года - январь 2022 года)
-Выполнение и реализация перспективного плана мероприятий.
Созданы, оформлены следующие продукты проекта:
-лепбуки «Правильная осанка», «Профилактика плоскостопия»
-зрительный тренажёр «Смотри в оба»
-периодическая газета Семейный блокнот «Здоровая семья – опора счастья»
-групповой альбом «Сказки про ЗОЖ» (по творческому домашнему заданию «Найди сказку про здоровый образ жизни и нарисуй сюжет»)
- буклеты: «Дыхательная гимнастика», «Гимнастика для глаз», «Воспитание КГН», «Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка».
Третий этап: Обобщающий (январь 2022 года)
1.Повторное диагностирование детей.
2.Презентация проекта на педагогическом совете на уровне учреждения.
3.Подготовка и трансляция продуктов проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozdorovitelno-razvivayushchiy_proekt_territoriya_zdorovya.valeologiya.docx | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Территория здорового детства"
Проект реализуется через полную интеграцию физкультурно-оздоровительного развития с использованием современных физкультурно-оздоровительных и здоровьесберегающих технологий и применением совреме...
проект "Территория здоровья и развития детей"
Отзыв о реализации проекта "Территория здоровья и развития детей"...
проект "Территория здоровья и развития детей"
Отзыв о реализации проекта "Территория здоровья и развития детей"...
ПРОЕКТ "Территория здоровья"
ПРОЕКТ "Территория здоровья"...
проект "Территория здоровья" для детей подготовительной к школе группы
формирование у детей старшего дошкольного возраста здорового образа жизни...
Проект «Территория здоровья» с детьми среднего дошкольного возраста
Помочь детям повысить низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья– стало целью данной педагогической работы. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировани...
Проект "Территория здоровья"
При планировании деятельности в летний период по проекту исходили из уровня развития детей нашего детского сада, а также все запланированные мероприятия (экскурсии, мини-походы, наблюдения, эксперимен...