ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

Зубричева Анастасия Григорьевна

В настоящее время замечено значительное сокращение двигательной деятельности детей. Мы на практике убеждаемся в снижении интереса дошкольников к двигательной активности, их малоподвижности, нежелании принимать участие в играх и упражнениях. Именно гиподинамия в детском возрасте приводит чаще всего к снижению уровня здоровья малышей дошкольного возраста, к ослаблению иммунозащитных сил организма. В результате «двигательного дефицита»:

  • увеличивается статическая нагрузка на определённые группы мышц;

  • снижается сила и работоспособность мускулатуры;

  • нарушаются функции организма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-nestandartnoe.docx160.26 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время замечено значительное сокращение двигательной деятельности детей. Мы на практике убеждаемся в снижении интереса дошкольников к двигательной активности, их малоподвижности, нежелании принимать участие в играх и упражнениях. Именно гиподинамия в детском возрасте приводит чаще всего к снижению уровня здоровья малышей дошкольного возраста, к ослаблению иммунозащитных сил организма. В результате «двигательного дефицита»:

  • увеличивается статическая нагрузка на определённые группы мышц;
  • снижается сила и работоспособность мускулатуры;
  • нарушаются функции организма.

Поэтому, для полноценного развития ребёнка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился как можно с большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов. Известен научно обоснованный вывод, что ни имитация, ни образы не дают такого положительного результата при выполнении двигательных заданий, как оборудование и пособия [1].

В силу недостаточного материального обеспечения, отсутствия возможности приобрести нужное дорогостоящее оборудование, а особенно, горячее желание, не смотря ни на что организовать физкультурно-оздоровительную деятельность эффективно, разнообразно и увлекательно, побудило нас использовать нестандартное физкультурное оборудование.

Детям всегда интересны необычные, нестандартные занятия. Если удаётся удивить дошкольника, значит, половина успеха достигнута. Именно поэтому нестандартный подход к физкультурным занятиям считается очень важным. На эффективность проведения физкультурно-оздоровительной работы влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря. Один из приёмов повышения эффективности физкультурного оборудования – новизна, которая создаётся за счёт внесения нового нестандартного инвентаря [3, с.32-34].

Многообразен и непредсказуем мир вещей, способных обрести вторую жизнь благодаря творчеству выдумке и умелым рукам. Не одно поколение использовало для реализации своих фантазий куриные яйца, катушки, пробки, спичечные коробки и прочий подручный материал.

На смену исчезающим бытовым любимцам, мы выбрали современные предметы, которые привлекли нас необычными формами и материалами, из которых они сделаны: футляры от  «киндер-сюрпризов», пластиковые бутылочки, баночки из-под йогуртов, а также всевозможные упаковки, резиновые пробки, бобины из-под скотча и т. д. Эти бесполезные на первый взгляд, предметы, превратились в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик [4].

Понятие «нестандартный» - не соответствующий стандарту, не избитый, не шаблонный, оригинальный. Нестандартное физкультурное оборудование – это оборудование, сделанное своими руками из списанного инвентаря, подручных средств и материалов.  В нашем детском саду мы периодически проводим мастер-классы по изготовлению нестандартного оборудования под названием «В стане здоровья живут нестандартно», где принимают участие все желающие – педагоги, родители и даже сами дети, нужно лишь вооружиться желанием, фантазией и каплей свободного времени. Совместное изготовление оборудования активизирует родителей, настраивает их на сотрудничество с педагогом. У детей, принимающих участие в творческой деятельности, воспитывается чувство бережного отношения к физкультурному оборудованию, возникает желание снова и снова применять его на занятиях и играх. Доказано, что интерес детей к различным новшествам всегда вызывает положительные эмоции, что тонизирует организм в целом. На первый взгляд, это всего лишь поделки, но для педагога незаменимые помощники в работе.

Спортивно-игровое нестандартное оборудования призвано:

  • обогащать знания детей о мире предметов и их многофункциональности;
  • приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нём;
  • приучать применять предметы спортивно-игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности;
  • пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.

 Задачи физического развития можно решать с применением нетрадиционного оборудования, которое позволяет:

  • повышать интерес детей к выполнению основных движений и игр;
  • способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;
  • чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы, стимулируя желания детей заниматься двигательной деятельностью;
  • повысить моторную плотность физкультурных занятий;
  •  развивать чувство цвета и формы;
  • развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.

Работая над созданием какого либо пособия, необходимо помнить о том, что оно должно быть:

  1. Безопасным в использовании.
  2. Простым в изготовлении.
  3. Эстетически привлекательным.
  4. Компактность и лёгкость в транспортировке.
  5. Максимальная эффективность.
  6. Доступность в использовании.

7. Отвечать гигиеническим требованиям.

Так как нестандартное оборудование должно быть универсальным и многофункциональным, его довольно сложно классифицировать.  Поэтому,  с точки зрения эффективного его применения в работе педагога, мы разработали примерную картотеку с подробной характеристикой данного оборудования. В качестве примера, предлагаем рассмотреть несколько вариантов пособий.

1

«Цветные палочки»

C:\Users\Annapc\Desktop\Nestandartnoe-fizkulturnoe-oborudovanie-v-rabote-s-doshkolnikami-«Pauchok»-«Zmejka»-«Korregirujushhie-dorozhki»-«Kolechki»-«Cvetnye-palochki»-«Stojki-–-lovishki»-«Massazhnye-dorozhki»7.jpg

Описание: Пластиковые трубки, покрашенные яркой краской.

Развитие: Ловкость, глазомер, внимание, ориентировку в пространстве, закрепление знаний основных цветов, профилактика плоскостопия.

Применение: ОРУ; метание на дальность; эстафетная палочка; игра «Городки»; палочки-кегли; палочки-ориентиры; массажёр стопы.

2

«Пенёчки»

http://planetadetstva.net/wp-content/uploads/2014/01/chudo-lyzhi-raznocvetnye-penyochki-volshebnye-shariki-snezhinki-i-kosichki-banochki-shumelochki-nestandartnoe-fizicheskoe-oborudovanie-v-rabote-s-doshkolnikami2.jpg

Описание: Вёдра из-под майонеза, обклеенные цветной плёнкой.

Развитие: Устойчивость во время движений и в статическом положении, координацию движений

Применение: Перешагивание, ориентир, ограничитель, ОРУ, ОВД.

3

«Парашют»

C:\Users\Annapc\Desktop\МАМА\работа\конкурс учитель года\IMG_20150311_100522.jpg

Описание: Круг из ткани, состоящий из нескольких цветных секторов. Диаметр этого пособия может быть абсолютно любым, от 1 метра и далее, всё зависит от величины помещения и количества человек, принимающих участие в игре.

Развитие: Ловкость, внимание, быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве, целеустремлённость

Применение: Подвижные игры

4

«Эспандер – Силачи»

http://planetadetstva.net/wp-content/uploads/2015/02/nestandartnoe-fizicheskoe-oborudovanie-kosichki-lyzhi-massazher-skakalka-espander-12.png

Описание: Шнуровая резинка, капсулы от «киндер-сюрприза», капсулы от бахил, пластмассовые цветные кольца.

Развитие: Развивает мускулатуру рук

Применение: Тренажёр для рук, ОРУ, массажёр.

5

«Забавные ворота»

C:\Users\Annapc\Desktop\IMG_20151229_080455.jpg

Описание: Обруч, цветная клейкая плёнка, супер клей, пластиковые бутылки, песок, плотный картон.

Развитие: Развивает координацию движений, гибкость, ловкость, умение лазать на четвереньках.

Применение: Применяется в ОВД, эстафетах, соревнованиях, спортивных играх.

6

«Ягодки. Грибочки»

C:\Users\Annapc\Desktop\IMG_20151229_081900.jpg

Описание: Корзинки изготовлены из пластиковых бутылок (5 л.) и украшены цветной клейкой плёнкой. Ягодки и грибочки связаны крючком и наполнены горохом.

Развитие: Меткости, глазомера, ловкости, силы рук

Применение: ОРУ, для метания вдаль, в горизонтальную и вертикальную цель, подвижные игры.

7

«Лыжи-скороходы»

http://planetadetstva.net/wp-content/uploads/2014/01/chudo-lyzhi-raznocvetnye-penyochki-volshebnye-shariki-snezhinki-i-kosichki-banochki-shumelochki-nestandartnoe-fizicheskoe-oborudovanie-v-rabote-s-doshkolnikami1.jpg

Описание: Пластиковые бутылки прорезаны так, чтобы входила стопа, края обклеены цветной клейкой плёнкой.

Развитие: Развивает  мышцы ног, координацию движений

Применение: Используется в играх – эстафетах, например по «Горной Тропе», «Весёлые лыжники», отработка лыжного шага

8

«Шапочки-маски»

C:\Users\Annapc\Desktop\IMG_20151229_082617.jpg

Описание: Шапочки связаны крючком и яркой детской пряжи.

Развитие: Развивает творчество, артистизм (умение имитировать повадки животных), способствует раскрепощению в момент игры

Применение: Используются в подвижных играх, для проведения праздников, эстафет

9

«Мягкий бильярд»

C:\Users\Annapc\Desktop\учёба\защита диплома\фото к презентации диплома\IMG_0208.JPG

Описание: Плотная ткань с отверстиями для мяча разного диаметра.

Развитие: Развитие ловкости, меткости, быстроты реакции, координации движений, согласованность в действии, умение работать в группе.

Применение: Физкультурные занятия, свободная игровая деятельность.

10

«Хоккейные ворота»

C:\Users\Annapc\Desktop\учёба\защита диплома\фото к презентации диплома\19.jpg

Описание: Проволока, капсулы от «киндер-сюрприза», цветная клейкая лента, пластиковый плинтус.

Развитие: Развивает координацию движений, гибкость, ловкость, умение лазать на четвереньках, меткость.

Применение: Применяется в ОВД, эстафетах, соревнованиях, спортивных играх.

11

«Скакалка-радуга»

C:\Users\Annapc\Desktop\учёба\защита диплома\фото к презентации диплома\26.jpg

Описание: Шнур, крышки разного цвета от пластиковых бутылок.

Развитие: Прыгучесть, ловкость, координация движений, профилактика плоскостопия.

Применение: Прыжки, мишень для метания, игры, соревнования, ограничитель, ориентир, массажёр.

12

«Ходунки»

C:\Users\Annapc\Desktop\2.jpg

Описание: Банки из-под майонеза, шнур, цветная клейкая плёнка.

Развитие: Координация движений, равновесие, укрепление мышц ног.

Применение: ОВД, самостоятельная двигательная деятельность, соревнования, праздники, эстафеты.

13

«Моталочки»

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-293997-1421938656.jpg

Описание: Обруч, шнур, пластмассовые палочки, игрушка-паук.

Развитие: Мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, умение работать в команде.

Применение: Самостоятельная деятельность, игры, соревнования.

14

«Боулинг»

C:\Users\Annapc\Desktop\Nestandartnoe-fizkulturnoe-oborudovanie-v-rabote-s-doshkolnikami-tir-«Metkij-strelok»-«CHernomorec»-«Sorokonozhka»-«Bouling-klub»-«Slon-Sportsmen»3.jpg

Описание: Кегли: пластиковые бутылки, украшенные цветной плёнкой и пронумерованы; целлофановая дорожка с аппликацией и рисунком. На обруч нашиты атласные ленты.

Развитие: Координация движений, ловкость, глазомер, меткость

Применение: Соревнования, спортивные праздники, свободная игровая деятельность.

15

«Мягкая мишень»

Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в детском саду

Описание: Три обруча, два из которых обшиты тканью с отверстиями для мяча.

Развитие: Применяется в эстафетах, ОВД, играх, метание в цель.

Применение: Глазомер, меткость, ловкость.

16

«Спортивные кубики»

Тактильный массажер для детей

Описание: Коробки из плотного картона, обклеены цветной бумагой. На каждой стороне кубика наклеены картинки (спортивный инвентарь, спортивные упражнения)

Развитие: Укрепление мышц тела, развитие ОРУ, внимания, координации движений, быстрота реакции.

Применение: Самостоятельная игровая деятельность, организованная образовательная деятельность, работа дома с родителями.

Нестандартное оборудование в детском саду несёт в себе очень глубокий смысл. Недостаточно простых схем и чертежей, здесь должна быть продумана каждая деталь. Ведь вся информация, полученная в дошкольном возрасте, воспринимается априори единственной и не подлежащей сомнению, поэтому очень важно использовать нестандартное оборудование грамотно и с пользой для здоровья ребёнка. Надеемся, что в будущем наши детские сады будут оборудованы всем необходимым, а пока для рациональной организации двигательного режима можно весьма успешно использовать нестандартное оборудование!

Список литературы

1. Бочарова Н. И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. / Н. И. Бочарова // М.: Центр педагогического образования, 2007. – 176 с.

2.  Гуленина О.А. Использование нестандартного физкультурного оборудования / О. А. Гуленина // Дошкольная педагогика. – 2008. - № 2. – С. 35-38.

3. Кирилова Ю. А. Физкультурные занятия с использованием нестандартного оборудования / Ю. А. Кирилова  // Дошкольная педагогика. – 2005. - № 3. – С. 32-34.

4. Мокина Е. Материалы и оборудование своими руками / Е. Мокина // Здоровье дошкольника. – 2011. - № 3. – С. 16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО–ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ДОУ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Использование нетрадиционного оборудования в процессе проведения физкультурных занятий способствует повышению интереса и увеличивает степень двигательной активности детей  дошкольного возраста....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО–ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ДОУ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Включение презентаций, наглядных пособий, в физической культуре, дает возможность заинтерисовать детей....

«Использование нестандартного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе в детском саду с детьми с 5-6 лет в группе компенсирующей направленности»

Фотоотчёт «Использование нестандартного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе в детском саду с детьми с 5-6 лет в группе компенсирующей направленности»...

"Использование нестандартного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста"

Для того чтобы организовать физкультурно-оздоровительную деятельность эффективно, разнообразно и увлекательно, я использую нестандартное физкультурное оборудование....

Использование нестандартного оборудования в физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми дошкольного возраста

Использование нестандартного оборудования в физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми дошкольного возраста«Использование нестандартного оборудования вфизкультурно – оздоровительно...

Использование нестандартного оборудования в физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Оформления центра физического развития "Здоровячок"Физическое развитие в дошкольных учреждениях – это единство цели, задач, условий, методов и форм работы, направленных на укрепление з...