Выступление на педсовете на тему «Применение дыхательной гимнастики как здоровьесберегающей технологии»
консультация
Здоровьесберегающие технологии - это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Сохранение и укрепление здоровья наших детей, безусловно, остается главной задачей педагогов ДОУ.
С целью реализации этой главной задачи, предлагаю применять в работе с воспитанниками одну из успешных здоровьесберегающих технологий - дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ns_portal.docx | 23.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете на тему «Применение дыхательной гимнастики как здоровьесберегающей технологии»
Здоровьесберегающие технологии - это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Сохранение и укрепление здоровья наших детей, безусловно, остается главной задачей педагогов ДОУ.
С целью реализации этой главной задачи, предлагаю применять в работе с воспитанниками одну из успешных здоровьесберегающих технологий - дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.
Согласно современным медицинским исследованиям, при выполнении дыхательных упражнений, все клетки организма насыщаются кислородом, улучшаются обменные процессы, все органы начинают полноценно работать и как следствие организм человека становится менее подверженным респираторным заболеваниям: болезнь быстрее проходит, снижается вероятность развития осложнений.
Как отмечают многие педагоги физической культуры дыхательные упражнения — являются неотъемлемой частью физической культуры и спорта; так как каждое упражнение, каждое движение человека сопровождается вдохом и выдохом. Занятия физкультурой при правильном дыхании приносят больше пользы, у ребёнка развивается мускулатура, здоровый румянец. При выполнении дыхательной гимнастики дошкольники учатся управлять своим дыханием и как следствие, формируется умение владеть собой, контролировать собственные действия, помогает бороться с волнением, чрезмерной раздражительностью, эмоциональной усталостью.
«Дыхание - это жизнь». Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без пищи организм может прожить несколько недель, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут.
К органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.
Наша задача заключается в том, чтобы научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины.
Стрельниковская гимнастика является мощным фактором оздоровления детей и снижения заболеваемости, увеличения их работоспособности, повышает внимание, улучшает память. Выполнение гимнастики помогает выдерживать напряженный режим жизни, справляться с перегрузками и утомлением, не болеть.
Нередко применение дыхательных методик дает такой колоссальный оздоровительный эффект, какого нельзя добиться с помощью питания, физических упражнений, закаливания
Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность, и выносливость стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать, у него возникает одышка из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и дыхание у них быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки
У детей, часто болеющих простудными заболеваниями, имеющих хронический насморк, преобладает - нижнегрудное и брюшное дыхание. Грудная клетка расширена к низу и в стороны, верхняя часть уплощена. Осанка обычно вялая, с " крыловидными" лопатками, выпуклым животом. Все мышцы спины и живота ослаблены. Все эти дефекты в строении и форме грудной клетки, нарушения осанки, возникшие в результате привычного неправильного дыхания, могут быть устранены. Основной метод коррекции - лечебная гимнастика, с помощью которой происходит обучение правильному дыханию и воспитывается привычка к нормальной осанке.
Формирование правильного дыхания играет огромную роль и в закаливании, и оздоровлении детей дошкольного возраста. Не секрет - заболевания органов дыхания у детей – самая распространенная проблема. Как же помочь малышу поменьше болеть бронхитами и простудными заболеваниями? Как укрепить защитные силы организма? Профилактика простудных заболеваний, повышение защитных сил организма – это малая часть, чего можно добиться благодаря СДГ. Очень важно, чтобы дети с ранних лет усвоили, что дыхание является важнейшей функцией организма. А дыхательная гимнастика - неотъемлемый компонент лечения любых заболеваний дыхательных путей, укрепления здоровья ребенка и надежная профилактика ОРВИ. Регулярные занятия укрепляют дыхательную мускулатуру и иммунитет ребенка, даже когда он здоров.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой – это немедикаментозный оздоровительный метод.
Ее можно делать дома и на улице, стоя, сидя и лежа, всю сразу или по частям. Она не имеет противопоказаний и очень результативна.
Основные правила при проведении гимнастики:
1. Думать только о вдохе, тренировать только его. Вдох должен быть шумным, резким и коротким (наподобие хлопка) .
2. Выдох должен происходит после каждого вдоха самостоятельно и желательно через рот. Не надо задерживать и выталкивать выдох. Он должен проходит сам собой. Шумного выдоха не должно быть.
3. Вдох делается одновременно с движениями. Все вдохи-движения надо делать в темпе-ритме строевого шага.
4. Дыхательные упражнения можно делать стоя, сидя, лежа.
5. Счет в данной гимнастике делается только на 8 (восьмерками)
Время и место стрельниковской дыхательной гимнастики
в режиме дня детского сада
• может проводиться в любом месте, в любое время (исключая 20 минут до еды и один час после еды)
• на утренней гимнастике
• физкультурном занятии
• гимнастике после дневного сна
• на прогулке (температура – выше 10-12 *)
В физминутках
Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой включает множество упражнений, однако базовыми из них являются три – «Ладошки», «Погончики» и «Насос». Эти упражнения присутствуют во всех специализированных комплексах, направленных на лечение тех или иных заболеваний.
Упражнение «Ладошки» (разминочное)
Исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить — поза экстрасенса.
Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Причем все пальцы сжимаются одновременно и с силой. Это очень важно.
Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем.
Опять шмыгнули носом (звучно, на всю комнату) и одновременно сжали ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулаки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаем, кисти рук на мгновение расслабляем.
Не следует растопыривать пальцы при выдохе. Они так же свободно расслабляются после сжатия, как и выдох уходит абсолютно свободно после каждого вдоха.
В дыхательной гимнастике очень важно научиться не думать о выдохе! Активен только вдох, выдох пассивен. Не задерживайте воздух в груди и не выталкивайте его. Не мешайте организму выпустить «отработанный» воздух.
Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха), сделайте паузу — отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха.
Норма — 96 вдохов-выдохов. Это так называемая стрельниковская «сотня».
Упражнение «Погончики»
Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу.
В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются.
Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну (тянутся к полу), пальцы рук широко растопыриваются. Это тоже очень важно.
На выдохе вернитесь в исходное положение: кисти рук снова на поясе, пальцы сжаты в кулаки — выдох ушел.
Делая следующий шумный короткий вдох, снова резко с силой толкните кулаки к полу, а затем вернитесь в исходное положение — выдох уходит самостоятельно через нос или через рот.
Если при выдохе вы выпускаете (именно выпускаете, а не выталкиваете!) воздух через рот, то рот широко не открывайте. При выдохе губы слегка разжимаются (в момент вдоха они слегка сжаты) — воздух уходит абсолютно пассивно. Не думайте об этом!
Подряд нужно сделать 8 вдохов-движений без остановки. Затем отдых (пауза) — 3-5 секунд и снова 8 вдохов-движений.
Это упражнение можно делать сидя и даже лежа. Если у вас травмирована рука, используйте одну здоровую руку. Постепенно, очень осторожно, с каждым днем тренировки начинайте включать в работу и больную руку. Со временем она «разработается». Норма:
• 12 раз по 8 вдохов-движений,
• или 6 раз по 16 вдохов-движений,
• или 3 раза по 32 вдоха-движения.
Упражнение «Насос» («Накачивание шины»)
Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»).
Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью — в этот момент абсолютно пассивно уходит выдох через нос или через рот.
Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, пассивно выпуская воздух через нос или через рот.
Сделайте подряд 8 поклонов-вдохов, после чего остановитесь, отдохните 3-5 секунд — и снова 8 поклонов-вдохов.
Норма — 12 раз по 8 вдохов. В общей сложности — 96 вдохов-выдохов — стрельниковская «сотня». Вы можете выполнять и по 16 вдохов-движений, затем пауза 3-5 секунд и снова 16 вдохов-поклонов. В этом случае необходимые 96 вдохов-движений разбиваются на 6 подходов с паузами между ними. В итоге получатся все те же 96 дыхательных движений.
Через 2-3 дня ежедневной тренировки (а для некоторых людей и через более длительный период времени) можно уже делать не по 16 вдохов-движений, а по 32. Затем отдых — 3-5 секунд и снова 32 вдоха-движения без остановки. И так 3 раза. В общей сложности — 96 движений («сотня»).
Кому тяжело, пусть делает без остановки только по 8 вдохов-движений. Потренируйтесь так в течение 1-2 недель, а когда вам станет легче, можно попытаться увеличить количество выполняемых за 1 подход вдохов-движений до 16, а в перспективе — до 32 движений.
Это упражнение напоминает накачивание шины, нужно постараться делать его легко, без лишних усилий и напряжения в пояснице.
Существуют и ограничения. При травмах головы и позвоночника, при смещениях межпозвонковых дисков и позвоночных грыжах, при многолетнем остеохондрозе и радикулите, при повышенном артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении, при камнях в печени, почках и мочевом пузыре, близорукости более 5 диоптрий ни в коем случае низко не наклоняйтесь! Кисти рук в момент поклона даже не должны опускаться до колен. Ни в коем случае не кланяйтесь ниже! «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого армейского шага. Возможно, после первых тренировок у вас появится боль в пояснице — не пугайтесь! Продолжайте тренироваться, но очень осторожно, учитывая указанные выше ограничения. И, конечно же, подряд без остановки делайте только по 8 вдохов-движений. Постепенно боль отступит, и ваша поясница перестанет вас беспокоить.
Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!
Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика, как здоровьесберегающая технология.»
Дыхательная гимнастика, как здоровьесберегающая технология....
" Консультация для родителей: дыхательная гимнастика, как здоровьесберегающая технология ДОУ"
Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения. У родителей часто возникают вопросы о здоровье. Какими способами и средствами выработать у...
Выступление на педсовете по теме: «Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста»
Мнемотехника - это система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования различных ассоциаций (мнемоника – искусство запоминания).Для улучшения памяти необходимо восп...
выступление на педсовете по теме "Применение блоков Дьенеша для ФЭМП у дошкольников"
Краткое знакомство воспитателей с логическими блоками Дьенеша, цель использования....
Выступление на педагогическом совете на тему: "Применение дыхательной гимнастики в работе с детьми"
Выступление на педагогическом совете на тему: "Применение дыхательной гимнастики в работе с детьми"Тема педагогического совета: Система работы по укрплению здоровья дошкольников и формирован...
Выступление на педсовете " Укрепление здоровья детей через рациональное использование здоровьесберегающих технологий и формирование привычки к ЗОЖ"
ВЫступление на педсовете...
Выступление на педсовете с мастер-классом для педагогов ДОУ «Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда»
Цель: Повысить знания педагогов о значении здоровьесберегающих технологий в жизни детей. Ознакомить с новыми формами работы....