выступление на педсовете по теме "Применение блоков Дьенеша для ФЭМП у дошкольников"
материал по математике
Краткое знакомство воспитателей с логическими блоками Дьенеша, цель использования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_bloki.docx | 20.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете по теме:
Применение блоков Дьенеша для ФЭМП у дошкольников.
Что такое блоки Дьенеша – это специальное дидактическое пособие для освоения математики, разработанное известным венгерским научным деятелем. Золтан Дьенеш посвятил этой дисциплине всю жизнь. Он стремился сделать ее максимально понятной и интересной для детей. Для этого им специально была разработана авторская система Дьенеша для раннего освоения математики детьми.
Игровое пособие представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук.(Слайд 2) Они представлены элементами, среди которых нет повторяющихся. Фигуры делятся по таким признакам: Цвет. Синие, красные, желтые. Размер. Маленькие, большие. Толщина. Толстые, тонкие. Форма. Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.
Для работы с детьми одной группы на протяжении всего дошкольного детства требуется один-два набора объемных логических фигур – блоков и набор плоских логических фигур на каждого ребенка. Наборы плоских логических фигур можно сделать из картона по примеру логических блоков. Отличительная особенность таких наборов – одинаковая толщина всех фигур.
Кроме логических блоков (Слайд3) для работы необходимы карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).
Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки (Слайд4)с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.
Существуют различные пособия и альбомы.(Слайд 5-16)Выбирать их следует по уровню развития ребенка, а не по тому, сколько ему лет в данный момент. Иногда в 3 года у малыша развитие пятилетнего, а бывает и наоборот. В альбомах представлены разные игры с фигурками Дьенеша, схемы-рисунки, по которым можно их складывать.
Огромным плюсом данной методики является то, что её можно применять в обучении детей с самого раннего возраста (начиная с 2-х лет).
К набору с блоками( Слайд 17) всегда прилагается инструкция, которая достаточно подробно знакомит с методикой Дьенеша.
Логические блоки помогают ребенку (Слайд 18)овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действия относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками (Слайд19) дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем (Слайд 20)они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).
Я начала использовать игры с блоки в этом году. Начали с самых простых игр, где дети познакомились с набором Дьенеша. группировали их по разным признакам. Сначала выбирали все одинакового цвета, потом размера и т.д. Перешли к более сложному: сортировать блоки по двум и более признакам. Познакомились с карточками символами свойств.(Слайд21)
Использовали их в игре «Найди все фигуры (блоки)». «Найди не такую фигуру, как эта» по цвету (по форме, размеру).
Играли в игру «Второй ряд». Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру и цвету.
Попробовали игру «Цепочка».(Слайд 22) От произвольно выбранной фигуры построить как можно более длинную цепочку.
А) Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
Б)Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и тд.
Начали использовать (Слайд23) «игры с обручем».
Всё это лишь некоторые примеры игр с логическими блоками Дьеныша, а привести полный список таких игр в рамках одного выступления практически невозможно, что в свою очередь делает эту тему интересной для дальнейшего её изучения. В ходе занятий с блоками Дьенеша дошкольник учится выделять качества предметов, сравнивать, классифицировать и обобщать, развивает способности к логическим действиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на городской методической площадке «Блоки Дьенеша – универсальная игра»
В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие игры. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки....
Презентация Применение блоков Дьенеша для ФЭМП у дошкольников"
Презентация, сопровождающая выступление. Знакомство с логическими блоками дьенеша....
Мастер-класс для педагогов "Использование логических блоков Дьенеша по ФЭМП у дошкольников"
конспект мастер - класса, где воспитатели знакомяться с играми, в которых используются блоки Дьенеша...
" Использование блоков Дьенеша в ФЭМП с детьми старшего возраста."
Познавательное развитие детей и формирование элементарных математических представлений одна из важных задач дошкольного возраста. Дошкольники с развитым инте...
Семинар "Применение блоков Дьенеша для ФЭМП у дошкольников"
Семинар "Применение блоков Дьенеша для ФЭМП у дошкольников"...
Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"
Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД блоков Дьенеша....
Выступление на педсовете ТРИЗ-технология как средство развития творческих способностей дошкольников в организации ФЭМП
Выступление на педсовете ТРИЗ-технология как средство развития творческих способностей дошкольников в организации ФЭМП...