Выступление на педсовете с мастер-классом для педагогов ДОУ «Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда»
учебно-методический материал

ЦельПовысить знания педагогов о значении здоровьесберегающих технологий в жизни детей. Ознакомить с новыми формами работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс для педагогов25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете с мастер-классом для педагогов ДОУ

 (декабрь 2023года)

«Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда»

Подготовила учитель-логопед Панзыга И.С.

ЦельПовысить знания педагогов о значении здоровьесберегающих технологий в жизни детей. Ознакомить с новыми формами работы. 

Задачи: Освоение нетрадиционных и здоровьесберегающих технологий и их последующее применение в практической деятельности педагога-воспитателя.

В последние годы много говорится об ухудшении здоровья детей. Стрессовые социальные, экологические, психические нагрузки, уменьшение двигательной активности всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. Поэтому одной из важнейших задач на современном этапе образования является сохранение и укрепление здоровья.

В настоящее время большой процент детей дошкольного и школьного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья. 

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Дети с ограниченными возможностями здоровья, помимо речевых нарушений, а также нарушений познавательной деятельности, характеризуются нарушением двигательной сферы, ослабленным здоровьемОграниченные возможности здоровья препятствуют освоению образовательных программ и являются предпосылкой к нарушению взаимодействия детей с окружающим миром, обуславливают возникновение отклонений в их психическом развитии.

      Таким образом, возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данной категорией детей, усовершенствование традиционных методов коррекционного воздействия, а также использование новых, эффективных форм и методов обучения. В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении в практику логопедической работы с детьми ОВЗ здоровьесберегающих образовательных технологий.

Задачи работы по здоровьесбежению: 

1. Развитие психомоторных и речемоторные функции;

2. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через развитие дыхательной системы

3. Стимулирование развития произвольной регуляции движения.

4.Формирование артикуляционной моторики и развитие речевого аппарата.

5. Развитие мелкой моторики.

6. Развитие речи.

Здоровьесберегающие технологии:

  1. мышечная релаксация;
  2. дыхательная гимнастика;
  3. массаж, самомассаж;
  4. артикуляционная гимнастика;
  5. биоэнергопластика;
  6. гимнастика для глаз.
  7. пальчиковые гимнастики;
  8. физкультурные минутки;
  9. логоритмика;
  10. песочная терапия;
  11. игры с водой.

Хочу представить вашему вниманию несколько игровых и нетрадиционных приемов с использованием здоровьесберегающих технологий, которые помогут активизировать речевую деятельность детей и укрепить физическое и психическое здоровье детей. Для этого я  использую речевой материал по теме «Здоровье».

- Давайте рассмотрим их подробнее.

Первый своеобразный игровой прием – проведение артикуляционной гимнастики с элементами дыхательной гимнастики.

На столе стоит поднос, на нем фигурки для артикуляционной гимнастики, присыпанные манкой, ещё скатанные из фольги «комочки снега». Надо взять «комочек» из фольги, положить его на ладошку и сдуть, а затем подуть в трубочку на манку и увидишь, какое упражнение надо сделать, чтобы выполнить артикуляционную гимнастику.

Тут же предлагаю провести дыхательную гимнастику. Приготовлены разноцветные стаканы, на которых лежат перышки. Даю разные задания. Например, сдуй перышко не с красного стакана, не с синего, не с зеленого, а с какого? (желтого)

Второй прием – использование визуально-ритмического круга и нейроладошек. Развиваем способность к переключению и удержанию последовательности (ритма), пальцевый праксис, мелкую моторику рук.

На визуально-ритмический круг кладу фигурки с нейроладошками, на него надо разложить камешки с артикуляцией губ на гласные звуки или камешки марблс, так мы отрабатываем любой звук.

Третий игровой прием – это сенсорная нейро игра

 Такая игра для развития межполушарных связей, которые у детей дошкольного возраста развиты плохо, мелкой моторики, произвольного внимания и координации движений и интереса к деятельности.

Это игра - использование знакомых предметов по-новому. Детям всегда интересно то, что близко и знакомо, но предстает в другом свете.

На каждое слово любого речевого материала, будь то пословицы и поговорки или загадки, или стихотворения, надо правой рукой брать фасоль и класть ее в стакан на левой руке, а потом левой рукой брать макароны- класть их в правый стаканчик.

 Слова: соревнование, соперник, тренер, тренировка, команда, комментатор, судья, рефери, олимпиада, старт, финиш, юниор, медаль, пьедестал, трибуна, болельщик, стадион, эстафета, игра, матч, период, тайм, единоборство, рекорд, рекордсмен, победа, поражение, кубок, двоеборье, полуфинал, балл, оценка, фитнес, чемпион, чемпионат.

Словосочетания: олимпийские игры, олимпийская деревня, олимпийская символика, международные соревнования, чемпионат мира, любительский спорт, профессиональный спорт, лёгкая атлетика, тренажерный зал, олимпийская сборная, российская сборная, фигурное катание, спортивная школа, зимний вид спорта, спортивная игра, мастер спорта, спортивные танцы, капитан команды, эстафетная палочка, спортивная площадка, произвольная программа.

А если я одену на руку ребенка браслеты «Слоник и тигренок» во время дифференциации звуков (Р-Л), ребенок должен проконтролировать произношение этих звуков и заполнить, что рукой на которой одет- слоник он берет фигурки со звуком (Л), а тигренок- звук (Р)

Четвертый игровой прием – самомассаж.

Камешки «марблс». Цветные карандаши. Грецкие орехи.

Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа. В нее вошли: растирание подушечек пальцев, массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс», массаж грецкими орехами, массаж шестигранными карандашами.

Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие детей, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок, пословиц и поговорок или скороговорок.

Кто любит спорт, тот здоров и бодр.

Физкультура — лечит, спорт — калечит.

Где здоровье - там и красота

Двигайся больше - проживешь дольше.

Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.

Кто встал до дня, тот днем здоров.

Солнце, воздух и вода наши верные друзья.

Холода не бойся, сам по пояс мойся.

Чистота - залог здоровья.

Если хочешь быть здоров - закаляйся.

Гимнастика удлиняет молодость человека

Цель физической культуры: Быть здоровым и с фигурой

Пятый игровой прием – элементы логоритмики.

Повторяя за взрослым, например, чистоговорку в движении, у ребенка вырабатывается ритм, он лучше усваивает потом музыкальный ритм. С первых дней посещения детского сада учим детей слушать народную музыку, знакомим с народными инструментами, используем разные предметы и даже продукты, которые вы используете на кухне. Это, например, скорлупа яиц, грецких орехов.

В игре «Белка» мы отстукиваем скорлупками грецких орехов ритм и проговаривают:

Чистоговорки:

РЫ – РЫ – РЫ - покатаемся с горы                                                                        

НЯХ – НЯХ – НЯХ - мы поедем на санях                                                         

АТЬ – АТЬ – АТЬ - буду друга догонять                                        

ДЯНКА – ДЯНКА – ДЯНКА - у меня ледянка                                               

КИ – КИ – КИ - поиграем мы с снежки                                                                        

ЫЖАХ – ЫЖАХ – ЫЖАХ – мы катаемся на лыжах

КЕЙ – КЕЙ – КЕЙ – мальчишки играют в хоккей                                 

РОТА – РОТА – РОТА – защищаю я ворота 

АЙБУ – АЙБУ – АЙБУ – в ворота забили шайбу                                          

ДУ – ДУ – ДУ – мы катаемся по льду                                                        

КАХ – КАХ – КАХ -  учусь кататься на коньках                                          

КАХ – КАХ – КАХ – быстро еду на коньках                                                                      

Шестой нетрадиционный прием - Межполушарные доски

В головном мозге человека два полушария, которые связаны мозолистым телом. Левое отвечает за логику и память, а правое – за воображение и эмоциональность. Через мозолистое тело проходят нейронные связи и импульсы, связывающие полушария. Если связи нарушены или недостаточно развиты, то мозг медленно или неправильно обрабатывает информацию, полученную от органов. Это отрицательно влияет на речь, навыки письма и счета, координацию движений, память и проявление эмоцией.

Межполушарные доски разработаны специально для того, чтобы ребенок в игровой форме улучшал межполушарные связи и развивал свои способности. С одной стороны, такие доски – это необычная игрушка, с которой дети весело проводят время, а с другой – нейротренажер, позволяющий научить полушария мозга «договариваться».

Межполушарные доски я кладу на соль, которая служит ароматерапией для ребенка. Галотерапия – оздоровление человека благодаря вдыханию воздуха, насыщенного соляными микрочастицами.

А) Одновременно пальчиками обеих рук проходим лабиринт от начала до конца, затем в обратном направлении и проговариваем четверостишье:

Пресс качаю, отжимаюсь,

Приседаю, наклоняюсь,

Тренирую мышцы ног,

Чтоб быстрее бегать мог.

Б) Пока пальчик ведущей руки проходит лабиринт, ладошка второй руки стучит по столу

Бегаю и прыгаю,

Тренажеры двигаю...

Спорт – тяжёлая работа:

Майка мокрая от пота.

Седьмой прием – моторная дорожка, на которой мы работаем с перешагиванием, со зрительно-моторной координацией (попасть на следок), развиваем межполушарное взаимодействие, координацию движений и ловкость, моторное планирование (четкое последовательность действий), память и внимание.

Раскладываю дорожку: массажный коврик, палка, следы-ножки, стаканчики, на которых лежат фигурки со звуком, который мы автоматизируем- надо сказать, что лежит на стаканчике, деревянные ложки, пинцет.

Даю ребенку инструкцию.

- Надо встать на массажный коврик, перешагнуть палку, потом прыгнуть на «следы-ножки», сказать, что лежит на стаканчике, переложить фигурку в другой стаканчик. Дальше по дорожке – опять встать на коврик, палка, следы, деревянными ложками взять фигурку, положить ее в стакан и так далее.

Восьмой прием – балансировочная доска

Для развития моторного планирования, ловкости, ориентировки в пространстве, глазомера.

Предлагаю встать на балансировочную доску (или резиновую полусферу) и «ловить» рыбу, следуя инструкции.

-Присаживайся, одной рукой ловишь рыбку, встаешь, снимаешь рыбку, кладешь ее на поднос. И так далее.

Ребенок, выполняя сложные манипуляции, не только развивает речь. Он прилагает усилия, испытывает трудности. Но тем и ценнее, и радостнее для него достижение результата.

Буду рада, если моя работа будет кому-то полезна.  

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов ДОО»

Мастер-класс для воспитателей на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов ДОО»...

Мастер-класс для педагогов:"Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Мастер-класс для педагогов:"Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда"...

Мастер-класс для воспитателей на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов ДОО»

Мастер-класс для воспитателей на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов ДОО»...

Мастер - класс " Внедрение в практику использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста "

Цель мастер-класса: создание условий для совершенствования профессиональных компетенций педагогов и специалистов ДОУ (инструкторов по физической культуре, учителей – логопедов, воспитателей) в в...

Мастер-класс для воспитателей на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов ДОО»

Распространение педагогического опыта по применению дыхательной гимнастики на практике с помощью тренажеров....