Обобщение опыта работы по теме "Куклотерапия в детском саду"
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)
Обобщение написано из опыта работы по технологии " Куклотерапия". На основе данной технологии составлено перспективное планирование по кружковой работе с детьми начиная со средней группы до подготовительной группы.Технология " Куклотерпия " относится к здоровье сберегающим технологиям , цель данной технологии -это сохранение и коррекция психического здоровья ребёнка, посредством кукольного театра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 35.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад № 10 компенсирующего вида» г.Сосногорск
Обобщение опыта
по теме « Куклотерапия»
музыкальный руководитель Беляева О.В.
Помимо перечисленных здоровье сберегающих технологий в своей работе Беляева О.В. применяет элементы «куклотерапии» которые также относятся к здоровье сберегающим технологиям. Также некоторые авторы относят «куклотерапию» к арт-терапии (Г. Денисова, Л. Лебедева, А. Осипова) или игротерапии (А. Тащева, С. Гриднева).
«Куклотерапия» это сохранение и коррекция психического здоровья ребёнка, посредством кукольного театра.
Показания для применения метода "Куклотерапии":
- различные отклонения в развитии речи;
- эмоциональная неуравновешенность,
- неадекватная самооценка;
- тревожность, страхи;
- проблемы в общении.
Цель «куклотерапии» – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье детей, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.
«Куклотерапия» применяется Ольгой Валерьевной во всех возрастных группах в музыкальной НОД, в кружковой и в индивидуальной работе, во всех видах музыкальной деятельности, которая стимулирует игровую, коммуникативную и речевую активность ребенка. Также применяются элементы куклотерапии в праздничных, тематических и развлекательных мероприятиях, как сюрпризный момент.
Используя, элементы куклотерапии в НОД музыкальный руководитель выполняет следующие задачи:
- коммуникативная - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
- релаксационная – снятие эмоционального напряжения;
- воспитательная – психокоррекция проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
- развивающая – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), развитие моторики;
- обучающая – обогащение информацией об окружающем мире.
На основе технологии «Куклотерапия» и дополнительных программ :
;Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой;
; Развитие творческой активности дошкольников» Сорокина Н.Ф.;
3. Пособие по театрализованной деятельности» Роднина М. И., А.И.Буренина ;
;Театрализованная деятельность в детском саду» Антипина И.К.
Музыкальным руководителем Беляевой О.В. была составлена программа театрализованного кружка «Кукляндия» .
Кружок проводится один раз в неделю в вечернее время и по времени занимают в средней группе -20 минут, в старшей группе- 25-30 минут, в подготовительной группе занятия 35-40 минут.
Главная цель – это всестороннее развитие детей, коррекция своего поведения с помощью кукольного театра.
Программа совместной деятельности рассчитана на 3 года обучения и предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня. Общее количество учебных занятий в год – 31. Сентябрь является адаптационным периодом для детей, посещающих дошкольное учреждение, и поэтому в это время мы знакомимся с детьми и их родителями в повседневной обстановке, проводим диагностику, анкетирование родителей, выявляем детей, желающих посещать занятия.
Содержание кружковой работы реализуется в играх, упражнениях, разыгрывание маленьких сценок ( в работе со старшими детьми объединяем в небольшие театрализованные представления) . НОД проходит в определённой системе от простого к сложному, от знакомого к новому, повторяя и закрепляя освоенные навыки и умения.
Построение и содержание НОД с использованием различных видов театра.
Основные задачи на период работы с детьми с 4 до 7 лет.
Средняя группа ( 4-5 лет)
#1047;накомство с различными театральными куклами ( настольными, пальчиковыми, варежковыми, штоковыми, куклами- прыгунками) и их заменителями (атрибутами) освоение элементарных действий с ними.
2. Освоение основных театральных действий: выход на сцену, представление, поклон и уход.
#1056;азвития воображения и фантазии, внимания, памяти, речи, выразительности мимики и пантомимики в коммуникативных играх, упражнениях, сценках, этюдах.
Старшая группа( 5-6 лет)
#1047;накомство с новыми видами кукол и освоение действий с ними(платковыми, ростовыми куклами , куклами-марионетками)
#1060;ормирование культуры поведения на сцене (взаимодействие с партнёром, техника управления куклой, развитие чувства пространства сцены)
#1057;овершенствования навыков кукловождения.
#1056;азвития воображения и фантазии, внимания, памяти, речи, выразительности мимики и пантомимики в коммуникативных играх, упражнениях, сценках, этюдах.
Подготовительная группа ( 6-7 лет)
#1056;азвитие осознанного отношения к исполнению роли в кукольном представлении(исполняются не только короткие сценки, но уже и авторские, народные, импровизированные сказки)
#1057;овершенствование навыков кукловождения.
#1055;родолжение работы по формированию культуры на сцене.
#1056;азвитие творческих способностей детей, воображения и фантазии, внимания, памяти, речи, выразительности мимики и пантомимики в коммуникативных играх, упражнениях, сценках, этюдах.
#1059;крепление психологического статуса ребёнка ( адекватной самооценки, способности играть главные и второстепенные роли в спектаклях).
Кружковая НОД проходит по следующей структуре:
- Приветствие. Проходит в игровой форме. Здесь я использовала валеологические песенки- распевки, здоровались звучащими жестами, «немыми» жестами.
- Подготовка ( тренинг). В этом разделе я использовала упражнения определённой направленности. Это такие упражнения, направленные:
- на развитие выразительной мимики,
-на выразительность движений,
-на координацию речи и движений
-на развитие слухового внимания
- релаксационные упражнения
- игровые упражнения на повышение психологического статуса каждого ребёнка и сплочение детского коллектива
#1056;абота над сценками и этюдами. В этом разделе я разыгрывала сказку или сценку из жизни с помощью кукол ( в зависимости от возраста детей) и во время показа сказки идёт интерактивное общение кукольных персонажей и детей.
4. Уход в группу. (аплодировать артисту. )
При работе с детьми используем такие методы: показ, беседа, вопрос-ответ, опрос. В своей работе применяю ИКТ ( показ слайдов, презентаций , видео), здоровьесберегающие технологии, сказкотерпию. При проведении кружковой деятельности мы придерживаемся таких принципов:
- импровизационность
- систематизация знаний
- учёт индивидуальных способностей каждого ребёнка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10 компенсирующего вида» г.Сосногорск
Перспективный план
по кружковой работе «Кукляндия»
музыкальный руководитель : Беляева О.В.
СРЕДНЯЯ ГРУППА | |||
Тема | Программное содержание | Материал | |
Октябрь 1 занятие | Знакомство с театром. | Что такое театр? | Видео - презентация |
2 занятие | Знакомство со сказочной страной «Кукляндией». | ;Закон Вежливости»- -говорить друг другу и куклам только добрые слова. 2. Закон «Палочки-выручалочки»-участвовать во всех играх, исполнять несколько ролей. #1059;пражнение «Учим игрушку ходить, и танцевать»- с передачей игрушки друг другу. | Упражнение-игра «Погуляй с моей игрушкой!». |
3 занятие | Подготвительный этап- изготовление кукол-игрушек. | Знакомство с различными театральными куклами(настольный театр) | Показ взрослым |
4 занятие | Знакомство с настольным театром. | Сказка «Под грибом» | Показ взрослым представления |
Ноябрь 1 занятие | Освоение настольного театра. | Этюды на развитие памяти, речи, внимания. Обучение простейшим приемам, попытки «оживить »куклу. | Упражнения «» Этюды «» |
2 занятие | Разучивание потешек, считалок, дразнилок. | Упражнение «Весёлые зверушки» | |
3 занятие | Куклы-прыгунки | Обучение простейшим приемам, попытки «оживить »куклу. Разучивание потешек, считалок, дразнилок. | Двигательное упражнение с куклой -прыгунком «Белочка резвушка». Упражнение- игра «Прыгунки на сцене». |
4 занятие | Обучение простейшим приемам, попытки «оживить »куклу. Разучивание потешек, считалок, дразнилок. | Показ взрослым и детьми. Упражнение«Шагают игрушки | |
Декабрь 1 занятие | Освоение плоскостного театра. | Этюды на развитие памяти, речи, внимания Включаем различные игровые упражнения, учим манипулировать игрушкой. | Рассказ в форме сказки( педагог) Упражнение «Первые шаги» |
2 занятие | Игры-импровизации Продолжаем играть. Учим куклу ходить и говорить. | Показ педагогом, использование атрибутов( палочки, ленточки) Игра «Наши пальчики гуляли». Упражнение игра «Веселые человечки». | |
3 занятие | Игровые упражнения. Этюды на развитие памяти, речи, внимания. | Показ педагога, детей Упражнение игра «Как тебя зовут?» | |
Январь 1 занятие | Развиваем речь( в форме вопрос- ответ). Игры-импровизации | Игровая форма Игра «Наши пальчики гуляли». Упражнение игра «Веселые человечки». | |
2 занятие | Развиваем речь( в форме вопрос- ответ). Игры-импровизации | Игровая форма коврик | |
3 занятие | Развиваем речь( в форме вопрос- ответ). Игры-импровизации | Игровая форма Показ отдельных детей домик | |
Февраль 1 ,2,3 занятие | Освоение кукол-ложек. | Знакомство с устройством театра. Знакомство с куклами - ложками. Подготовка к концерту | Показ педагога., рассказ Настольная ширма. |
Март | Продолжать знакомить с устройством театра(правила поведения) | Настольная ширма Показ педагога Показ отдельных детей Упражнение «Первые шаги» | |
Апрель | Продолжать знакомить с устройством театра (правила поведения). Подготовка к концерту. | Показ детей по очереди | |
Май | Под музыку выводить свою игрушку, уметь обыграть её, поклон. Концерт-импровизация. | Показ детей Положительная оценка |
СТАРШАЯ ГРУППА | |||
Октябрь занятие | Освоение пальчиковых кукол | Этюды на развитие моторики рук и пальчиков. | Показ педагогом, использование атрибутов( палочки, ленточки) |
3,4 занятие | Этюды на развитие памяти, речи, внимания | Показ педагогом, использование атрибутов( палочки, ленточки) | |
Ноябрь 1,2 занятие | Игры-импровизации | Показ педагога. | |
3,4 занятие | «Живые пальчики» | Игровая форма Показ отдельных детей | |
Декабрь занятие | Подготовка к выступлению, знакомство с ширмой, атрибутами. | Показ педагогом, использование атрибутов( палочки, ленточки) | |
3 занятие | Подготовка к выступлению | ||
Январь 1,2 занятие | Коллективное выступление. | Сказка «Теремок» | Рассказ в форме сказки( педагог) |
3 занятие | Игры-импровизации | Показ педагога. | |
Февраль 1 , 2 занятие | Освоение варежковых кукол | Знакомство с видом театра. Сказка «Рыбка» | Показ педагога. |
3 занятие | Этюды на развитие моторики рук, пластичности. Знакомство с рыбкой | Показ педагога. | |
4 занятие | Этюды на развитие памяти, речи, внимания Упражнение «Рыбки-подружки». | Игровая форма Показ отдельных детей | |
Март 1, 2 занятие | Развитие плавности движения, умение сочетать движение и слово, ориентирования в пространстве. Игра-сценка «Рыбки-рыбёшки» | Показ педагогом, использование атрибутов( палочки, ленточки) | |
3, 4 занятие | Коллективное выступление | Сценка «Рыбки и море» | Показ детей |
Апрель 1, 2 занятие | Освоение штоковых кукол | Знакомство | Показ педагога. |
3 занятие | Игровые упражнения. Этюды на развитие памяти, речи, внимания. | Игровая форма Показ отдельных детей | |
4 занятие | Игры-импровизации Продолжаем играть. | Игровая форма Показ отдельных детей | |
Май , 3 занятие | Сказка-импровизация на свободную тему. | Рассказ в форме сказки( педагог) | |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА | |||
Октябрь 1,2 занятие | Освоение варежковых кукол (говорунчиков) | Представление . Сказка «Колобок» | Показ взрослого. |
3, 4 занятие | Этюды на развитие моторики рук и пальчиков. Упражнение «Змейки». «Вкусное пирожное» | Показ педагога. | |
Ноябрь 1, 2 занятие | Этюды на развитие памяти, речи, внимания. Учим куклу говорить.
| Игровая форма Показ отдельных детей Упражнение «Кто кого обидел первый?» «Смешная рожица» | |
3,4 занятие | Игры-импровизации «Куклы на ширме» | Показ педагога. Рассказ в форме сказки( педагог) | |
Декабрь 1, 2 занятие | Сказка-импровизация Придумать свою сказку. | В роли рассказчика педагог, а потом дети. | |
3 занятие | Освоение платковых кукол | Представление –знакомство. Этюд «Бабочка» | Показ педагога. |
Январь 1 ,2 занятие | Этюды на развитие моторики рук и пальчиков. Упражнение «Бабочка» | Игровая форма Показ отдельных детей | |
3 занятие | Этюды на развитие памяти, речи, внимания. Упражнение «Алые цветочки» | Показ педагога. | |
4 занятие | Этюды на развитие памяти, речи, внимания Упражнение «Бабочка», «Алые цветочки» | Игровая форма Показ отдельных детей | |
Февраль 1 занятие | Игры-импровизации «Летел мотылёк» | Показ педагогом, использование атрибутов( палочки, ленточки) | |
2, 3 занятие | Сказка-импровизация «В цветочном царстве» | Рассказ в форме сказки( педагог) | |
4 занятие | Выступление | Сценка «Цветы и мотыльки» | |
Март 1 занятие | Освоение перчаточных кукол | Знакомство-представление. Импровизация. | Показ педагога. |
2, 3 занятие | Этюды на развитие моторики рук и пальчиков. | Упражнение «За грибами» « Облака и птички» | |
4 занячтие | Игровая форма Показ отдельных детей | Сценка «Необычная планета» | |
Апрель 1 занятие | Освоение кукол- марионеток | Знакомство-представление. | Показ педагога. |
2 занятие | Этюды на развитие памяти, речи, внимания Упражнение «Марионетки» | Игровая форма Показ отдельных детей | |
3 занятие | Этюды на развитие моторики рук и пальчиков. Упражнение «Весёлые башмачки» | Показ педагогом, использование атрибутов( палочки, ленточки) | |
4 занятие | Этюды-импровизации «Давай познакомимся» | Показ педагога. | |
Май 1,2 занятие | Сказка-импровизация | Рассказ в форме сказки( рассказчики-дети) | |
3 занятие | Подготовка к концерту Упражнение «Марионетки на сцене» | Показ педагога. | |
Итоговое занятие « Открытый урок» | Концерт | Игровая форма |
Анализ результатов использования «куклотерапии» в работе с детьми проводиться в форме диагностики.
Диагностика проводится по методике И. Антиповой , где оценивается:
#1042;осприятие музыки
- эмоциональная отзывчивость на музыку
-определение музыкального жанра
-соотнесение музыки с её эмоционально- образным содержанием.
2. Пение
- развитость музыкального слуха и голоса
-пение без музыкального сопровождения
-пение с удовольствием.
3. Музыка и движение:
-выразительность и ритмичность движений
-умение отражать в движениях характер , жанр музыки.
-эмоциональный отклик на музыку.
#1069;лементарное музицирование:
- владение приёмами звукоизвлечения на различных музыкальных инструментах
- передача несложного ритмического рисунка .
5. Песенное творчество:
-способность найти нужную интонацию в заданном жанре, характере( на заданный текст).
#1058;анцевальное творчество:
-способность импровизировать в свободном танце.
-умение самостоятельно подобрать движения в соответствии с эмоционально- образным содержанием музыки.
7. Музыкально-игровое творчество:
- умение самостоятельно выбрать способ оригинальных действий для передачи игрового образа.
8. Основные навыки театрального мастерства:
-умение сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц.
-умение вживаться в создаваемый образ, используя выразительные средства( мимику, жесты, движения).
Характеристика уровней.
Высокий- ребёнок творчески активен, самостоятелен, выразительное исполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность во всех видах деятельности.
Средний- ребёнок эмоционально активен, есть желание и интерес, но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого ( дополнительные объяснения, показ, повтор).
Низкий- мало-эмоционален, равнодушен, не активен. Без интереса относится к музыке, не способен выполнять самостоятельно задания, упражнения.
Средняя группа 2019-2020 (22) | Старшая группа 2020-2021(24) | Подготовительная группа 2021-2022(23) | ||||
Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | |
Высокий уровень | 9%(2) | 18,1%(4) | 20,8%(5) | 29%(7) | 34%(8) | 43,4%(10) |
Средний уровень | 45,4%(10) | 54,5%(12) | 54,5%(12) | 58,3%(14) | 58,3%(14) | 56,5%(13) |
Низкий уровень | 45,4%(10) | 27,2%(6) | 29,1%(7) | 12,5%(3) | 4,3%(1) | - |
Опыт работы показывает, что целенаправленное и систематическое применение куклотерапии в музыкальной деятельности детей, позволило значительно расширить круг знаний об окружающем мире,
-активизировать развитие речи,
- развитие мелкой моторики руки и пластику кисти рук,
- развить способности к образному мышлению, учит концентрировать внимание, что в целом позволило повысить эффективность коррекционно-педагогической работы.
Психоэмоциональное состояние стало более стабильным, дети стали эмоциональными и активными на занятиях. Наладились взаимоотношения друг с другом, что говорит о развитие коммуникативных навыков. Дети научились владеть своим телом, своим голосом и движениями тела, координировать движения рук и ног, соотносить движения с текстом. Освоили разные приёмы игры на детских музыкальных инструментах. Заметно улучшилась память, воображение, фантазия, мышление, что позволило детям импровизировать, передавая через движения и пение, тот или иной образ, соответствующие характеру музыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
из опыта с педагогами детского сада
данная методическая разработка раскрывает вопрос по работе воспитателя по профилактике жестокого обращения с ребенком....
Из опыта работы логопункта детского сада 2079
Основные проблемы в развитии речи старших дошкольников...
Из опыта работы ГБДОУ детского сада № 43 Приморского района Санкт-Петербурга
Из опыта работы ГБДОУ детского сада № 43 Приморского района Санкт-Петербурга по воспитанию здорового ребенка через содружество детского сада и семьи. «Предупреждать развитие болезни, уменьшить чи...
Создание экологической образовательной среды на территории детского сада (из опыта работы ГБДОУ детского сада № 65 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Солнышко»)
В статье представлен опыт работы детского сада по созданию экологической тропы на территории учреждения, формах организации практической экологически ориентированной деятельности детей дошкольного воз...
Обобщение опыта работы: «Использование детского дизайна в образовательном пространстве ДОУ, для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
ВведениеКаждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остатьсяхудожником, выйдя из детского возраста.Пабло Пикассо Вашему вниманию, предлагается обобщенный опыт работы : «Использо...
Материал по обобщению опыта воспитателя МБДОУ «Детский сада №3» г. Уварово Развитие математических представлений у детей посредством развивающих игр В.В. Воскобовича
Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход о...